Памятка пишущему сочинение

1.Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали. Ваше незнание всегда будет заметно преподавателю, и вы рискуете получить замечание типа «Тема не понята и не раскрыта», или «Работа носит поверхностный характер», или неудовлетворительную оценку по литературе.2.Знаете ли вы исторический и литературный фон создания произведения, его историю, основные факты жизни писателя (особенно те, когда было написано произведение)?3.Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его?А тему и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятка пишущему сочинение

1.Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали. Ваше незнание всегда будет заметно преподавателю, и вы рискуете получить замечание типа «Тема не понята и не раскрыта», или «Работа носит поверхностный характер», или неудовлетворительную оценку по литературе.

2.Знаете ли вы исторический и литературный фон создания произведения, его историю, основные факты жизни писателя (особенно те, когда было написано произведение)?

3.Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его? А тему и идею?

4.Какие основные проблемы поставил автор? ( «ума» - «Горе от ума», истинного и ложного патриотизма - «Война и мир», счастья, положительного героя, «лишнего человека» и др.)

5.Можете ли вы пересказать сюжет и выделить в нем основные части конфликта? Какой характер носит конфликт? (идеологический - в «Преступлении и наказании», социальный - в «Грозе», психологический - в рассказе «После бала»).

6.В чем, по-вашему, особенности композиции? Назовите ее основные части и эпизоды, им соответствующие.

7.Понятна ли вам система персонажей в произведении и то, как герои соотносятся между собой? (антиподы - Штольц и Обломов, сопоставление - князь Андрей и Пьер).

8.Понятна ли авторская позиция? С помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее?

9.Сумеете ли вы отметить основные черты стиля данного писателя (лаконизм, внимание к мелочам и др.)?

10.Внимательно изучите каждое слово темы. Возможно, здесь есть зацепка для вступления или другой части работы. Тему-повествование измените на тему-вопрос.

Например, тема - «Образ Чацкого».

а) Какими художественными приемами Грибоедов создал образ Чацкого?

б) Чем близок Чацкий нашему времени? и т.п.

Это и будет основная мысль вашей работы.

11.Напишите план

а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное.

б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала.

в) Заключение (озаглавьте его!). Здесь не должно быть высказываний критиков как завершение работы. Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы?

12.Не занимайтесь пересказом: это не изложение. Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты - краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста.

13.Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Помните о роли абзацев.

14.Не «перехваливайте» классиков: «гениальный», «великий национальный» и т.п. Избегайте речевых штампов и повторов.


© 2010-2022