Урок по русскому языку по подготовке к ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация.

Данный урок один из многих в системе подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе. В системе подготовки к сочинению о знаках препинания данное занятие третье, на предыдущих занятиях велась работа с аргументами к тезису и схемой сочинения-рассуждения. На уроке используется презентация о функциях знаков препинания. Учащиеся приобретают необходимые практические умения и навыки для написания сочинения на экзамене: учатся работе с текстом, приобретают умения находить примеры и аргументировать тезис, делать вывод. Развивают письменную и устную речь.

Разработка урока по русскому языку в 9 классе. Тема урока «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о роли знаков препинания» 17.02.2014г

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

Задачи урока: совершенствование навыков анализа текста; формирование навыков обоснования аргументов; формирование умений строить собственное высказывание.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Притча о знаках препинания.

Притча о пользе знаков препинания

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился
мыслить и дошел до точки.
БЕРЕГИТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ!

(А. Каневский)



  1. Вступление.

-О чем пойдет сегодня речь? (о знаках препинания)

-Что такое знаки препинания? Какие знаки препинания вы знаете? Какие роли знаков препинания вы знаете?

Запись в тетради:

Функции знаков препинания: отделительная, разделительная и выделительная.

- В связи с каким разделом лингвистики мы говорим о знаках препинания? (синтаксис)

3. Основная часть.

А) Работа с текстом. Функции знаков препинания в тексте.

Обращение к тексту на листочках.

Чтение текста учителем.







Собака Балт.

1)Это случилось в начале нашего века на севере Аляски, в маленьком, затерявшемся в снегах поселке. (2) Здесь неожиданно началась эпидемия дифтерита. (3)Больных с каждым днем становилось все больше. (4) Многим грозила смерть.

(5) У доктора не было противодифтерийной сыворотки. (6) До ближайшего города можно было добраться только на собаках. (7) Путь в оба конца - 600 километров.

- (8) У меня надежные собаки, - сказал один из охотников, - я быстро привезу сыворотку.

(9)С рассветом упряжка помчалась в путь. (10) Пурга замела дороги. (11) Пришлось положиться на чутье собак. (12) Они бежали уверенно. (13) До города добрались удачно, и охотник, получив драгоценное лекарство, тут же отправился в обратный путь.

(14) Когда до поселка оставалось около ста километров, начался буран. (15) Собаки бежали все медленнее, потом начали падать. (16) Правда, тут же поднимались, но ненадолго. (17) Только вожак держался на ногах.

(18) Настала ночь. (19) До поселка было еще далеко. (20) Из всей упряжки на ногах остался только вожак - Балт, но пурга усиливалась. (21) Тогда охотник решил отпустить Балта одного, привязав ему на спину пакет с сывороткой и покормив его на дорогу большим куском мяса. (22) Потом охотник ласково обнял собаку и скомандовал:

-(23) Вперед! (24)Домой!

(25) Балт все понял и исчез в сплошной темноте. (26) Охотник с тревогой смотрел ему вслед… (27) «Только бы не сбился с пути и хватило бы сил добраться»

(28) Балт все бежал и бежал… (29)Вот наконец едва уловимый запах жилья. (30) Напрягая последние силы, Балт своим лаем оповестил жителей. (31) Через несколько минут доктор обходил дома и вводил целебную сыворотку больным. (32) Снарядили новую упряжку собак и отправились на поиски охотника. (33) Его увидели - он еле полз по снегу, и все же у него хватило сил спросить:

-(34)Как Балт? (35) Что с сывороткой?

-(35)Все хорошо!

(37) Прошло немного времени, и люди поселка соорудили замечательной собаке памятник.

(По Б.Ржевскому)



- Какие впечатления о тексте?

Объясните свои чувства.

Концовка текста - человеческая благодарность.

Текст для экзамена. Часть С. Сочинение на лингвистическую тему. Как вы понимаете? (предварительные уроки - объяснение лингвистической темы с аргументами без текста)

Сегодня работа по тексту.

Перед вами 3 конверта с темами сочинений. Выберите любой из них.

Читаем высказывание о синтаксисе.

«Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим. (А.Б.Шапиро)

Обращение к тексту.

Посмотрим, выполняют ли знаки препинания свои функции.

Знаки отделительные (в конце предложения)

№1 - точка, №23 - восклицательный знак, №26 - многоточие, №34 - вопросительный знак.

С какой целью используются данные знаки препинания? (например, восклицательный знак используется для того, чтобы передать эмоции : волнение, тревогу- предложения №23,24,36)

В тексте есть предложения с многоточием. (№ 26, 28) Одинаковы ли чувства, которые хочет передать автор? (В 26 предложении - сомнение, тревога, в 28- незаконченность, длительность действия.

Знаки разделительные (простые предложения в составе сложных, однородные предложения)

№13 - разделительная функция в сложносочиненном предложении, последовательность действий; №15 - однородные члены предложения, последовательность действия.

Знаки выделительные (вводные слова, прямая речь, обороты)

№27 - прямая речь (разговор про себя без слов автора, т.к. это происходит в мыслях)

Возвращение к высказыванию.

-Итак, о чем пойдет сегодня разговор?

(о пунктуационных нормах, об эмоциях автора и передаче их читателю)

-Все ли вы понимаете, что хотел сказать автор?

Прочитайте текст еще раз.

-Все ли понятно? Все ли знаки препинания соответствуют правилам? Нет ли авторских?

( В предложении №33 знак тире - пока не знаем правило)

- А как вы думаете, какие чувства передает автор этим знаком? (Это бессоюзное сложное предложение).

Ответы учащихся:

- При неожиданном результате можно поставить тире. Если бы не было тире, был бы другой смысл.

-А в каком предложении текста мы видим еще тире?

- В предложении №7 тире находится между подлежащим и сказуемым, пропущена связка.

б) Работа над сочинением -рассуждением.

Итак, это предварительная работа перед сочинение-рассуждением. Что мы знаем о рассуждении?

(Структура: 1.Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение)

Как мы можем начать сочинение на лингвистическую тему?

Учащиеся:

Вступление: С помощью прямой речи, с помощью косвенной речи, при помощи вводных слов и конструкций.

Работа у доски.

Схемы предложений:

«П», - а. А: «П». / /, (что «…») Вв.предложение, «…» (Как нам говорил….)

Основная часть.

Выбрать из текста по примеру с разными функциями знаков препинания.

Разделительная, отделительная и выделительная.

Заключение.

На доске с использованием вводных слов:

Таким образом,…

Я считаю, ….

По моему мнению, ….

Итак,….

Подводя итог,….

  1. Заключение. Слово учителя.

Это модель, но у вас есть свои чувства и мысли. Еще раз посмотрим на высказывание.

Пишем черновой вариант сочинения (терминология должна объясняться, потому что мы пишем черновой вариант)

На слайде:

  1. Высказывание на лингвистическую тему

  2. Функции знаков препинания:

- отделительная (в тексте);

- разделительная (в предложении)

- выделительная (в предложении)

Для чего используются?

- Для передачи и правильного понимания информации, для выражения эмоциональной составляющей текста.

Домашнее задание: закончить работу над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему по данному тексту и высказыванию.

.





© 2010-2022