Конспект урока на тему Имена существительные собственные и нарицательные (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Имена существительные собственные и нарицательные

5 класс

Репьёва Елена Борисовна,

учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Обучающая: познакомить учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные: повторить известные сведения из начальных классов о правописании заглавной (большой) буквы (имен, отчеств, фамилий, кличек, географических названий); познакомить учащихся с написанием названий исторических событий, праздников, памятных дат.

  • Развивающая: развитие у учащихся навыков связной речи; умение самим осмысливать новый материал, сделать выводы (частично - поисковый метод)

  • Воспитывающая: воспитание у учеников любви к своей Родине, к своему городу (на краеведческом материале), воспитание любви к предмету.

Урок комбинированный. При объяснении нового материала используется поисковый метод.



  1. Организационный момент. Запись числа, темы урока. Слайд № 2.

Выходят слова: Москва, Кострома, Шарья, река, город, Волга, Унжа, Шарьинка. Посмотрите внимательно на эти слова. Как вы думаете, одинаково ли они пишутся? Чем отличаются? Какие из них собственные, какие - нарицательные? Составим с ними предложения.

Москва, Кострома, Шарья - города.

Волга, Ветлуга, Унжа - реки.

Слайд №3. Разберем их синтаксически.

Предлагаю детям самим сформулировать цель урока. Итак, цель урока - научиться отличать имена существительные собственные от имён существительных нарицательных

Каких слов больше: город или Кострома, Шарья?

река или Волга, Ветлуга?

Вывод: города, реки, речки - названия однородных предметов. Это имена нарицательные. Чтобы отличить единичные предметы от однородных, им дают названия. Это имена собственные.

Словарь! Значение слова, какие ещё предметы, явления носят собственные названия? (Имена людей, названия рек, городов, гор и т.д) Слайд №4.

- Ребята, а как называется наша страна? (Россия) Это собственное название? Почему? А можно её назвать по-другому? Как человек может назвать страну, в которой родился и живет, или жил? Правильно, Родина, Отечество. А вот место, где родился, называют малой родиной, и пишется это слово с маленькой буквы.

Слайд №5. (Наша Родина - Россия. Шарья - моя малая родина.)

Посмотрите на следующий слайд и выпишите собственные существительные.

Слайд №6

Город Шарья расположен на левом низменном берегу Ветлуги.

Словарная работа

Слайд №7. Посмотрите внимательно на экран и скажите, что обозначают эти слова и как они пишутся? Каждому имени собственному найдите соответствие - имя нарицательное

Великая Отечественная война, День Победы, Герой Советского Союза, Герой России.

Вывод. С большой буквы пишутся ещё названия исторических событий, праздников, звания, награды. Теперь посмотрим, какие исторические места и архитектурные памятники нашего города вы узнали? Знаете ли вы, как правильно они называются и пишутся?

1) Слайд №8. Шарьинский краеведческий музей-филиал ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»

2)Слайд №9. Мемориальный комплекс погибшим воинам

3) Слайд №10. Станция Шарья, Северная железная дорога

Ребята, а как вы думаете, в честь кого называют улицы в городах, площади, проспекты? Правильно, чаще всего по фамилии людей, которые или совершили какой-либо подвиг, или защищали свою Родину от врагов, или внесли большой вклад в развитие города или страны. В нашем городе тоже есть герои, которые во время Великой Отечественной войны мужественно сражались, не жалея своей жизни, защищая нашу Родину.

Звания Героя Советского Союза в июне 1942 года удостоен Дисан Николаевич Корязин, направивший свой самолет на вражескую колонну. Слайд №11 Его именем названа улица п.Ветлужский.

Скажите, а какое название носит улица, на которой находится наша школа? Знаете ли вы, кто такой Сергей Александрович Громов? Нет. Слайд №12.

Домашнее задание:

Первый уровень. Напишите в тетради, какие ещё имена собственные, связанные нашим городом, вы знаете?

Второй уровень. Напишите, каких писателей и поэтов нашего Костромского края вы изучали по региональной литературе.

Для сильных учащихся: проектная деятельность. Недалеко от школы находится улица Огаркова. Почему она так называется?

Рефлексия.

© 2010-2022