Точность мысли и точность слова

Конспект урока русского языка "Точность мысли и точность слова" можно использовать в 7-9 классах. На уроке формируются речевые умения и навыки учащихся - умения, необходимые для построения текста(отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывание); формируется умение создавать устное публичное выступление, анализировать текст,отдельные языковые явления. Для выполнения заданий учащиеся делятся на группы. Даются учителем творческие з...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: формировать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, необходимые для построения текста, правильно выражать свои мысли; формировать умения создавать устное публичное выступление; формировать умение анализировать текст, отдельные языковые явления

Оборудование:

книги: Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке, М, 1978г.

И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь Секреты хорошей речи, М.,1993г

Л.И.Скворцов. Экология слова,М.,1996г

Секреты хорошей речи:

  • Ясность

  • Точность

  • Краткость

  • Выразительность

Эпиграфы:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

А.С.Пушкин

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.

Н.В. Гоголь

Учитель: Ребята, что вас больше огорчает, когда вы получаете тетрадь с сочинениями?

  • -Что означает буква Р на полях тетради?

  • -Что такое речевая ошибка?

  • -Почему нужно говорить правильно?

  • О чём мы с вами будем говорить на уроке?

Объявляется тема урока и цель

На вопрос « Нужно ли говорить правильно?» вы ответили все «Да», а на вопрос «Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?» Ответы были разные

(Обратиться к презентации). Один из ответов был таким: «Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным»

  • -Согласны ли вы с таким человеком?

  • А как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (эпиграф)

  • - А к мнению Н.В. Гоголя? (эпиграф)

-Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие, найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин.

Для решения этой задачи предлагаю сыграть несколько ролей:

  • -учителя русского языка

  • -лингвиста

  • - писателя

Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, чувство юмора и -лингвистический микроскоп и поддержка и помощь друг другу

1. Редактирование текстов. Задания по группам

1 группа .Задание. Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика, которого вы на знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки красной ручкой.

2 группа. Задание. Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает грамматические ошибки. Исправьте их

3 группа. Задание. Прочитайте выразительно текст. Определите вид ошибки. С какой целью использует этот приём писатель?

4 группа. Задание. Прочитайте выразительно текст. Определите вид речевой ошибки. Зачем исполь зует такой приём Гоголь?

Проверка заданий 1 группы Типы ошибок»

  • употребление лишнего слова

  • употребление рядом или близко однокоренных слов

  • употребление слова в несвойственном ему значении

Наш ученик - личность безграмотная, плохо владеет родным языком, допускает много ошибок. Но ведь это пока ученик, он учится русскому языку

Откроем книги писателей

. Комментирование текстов из произведений Д. Гранина

-Есть ли ошибки в данных текстах?

1.Я считал что всё сплетни поскольку вы Сергей Степанович зачем ей позволять она безрассудно наглядно видно не ведает что творит я не могу не вмешиваться затронуты обе судьбы моя и её..

Он говорил без знаков препинания, сперва ровно, потом всё быстрее.

2. Тулин и Возницын ждали их на углу.

-Идея! - закричал Тулин.- Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! Тебя! Зачисляю! К! Себе! В! Группу! Вот!

Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки. Что произошло с текстом?

Лингвисты по-разному относятся к такому оформлению текста в ученических сочинениях. Одни видят здесь грамматическую ошибку ( нарушение границ предложения), другие учитывают, что текст с такими конструкциями - яркий, выразительный, эмоциональный. Так что будьте осторожны, если вы употребляете подобные конструкции. То должны знать, знать, зачем вы это делаете. Помните, что злоупотребление такими расчленёнными конструкциями может привести к обеднению языка творческой работы, например: «Русский язык - это предмет. Который мне трудно даётся»

Проверка задания 3 группы.

Писатели нередко пародируют нелогичную речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

Например, у Гоголя и у Чехова (презентация)

«Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами»;

«Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом.. на дачу»

На этом приёме строятся каламбуры:

Пить чай с лимоном и удовольствием

Шёл дождь и два студента, один в университет, другой в калошах

Я люблю слушать музыку и свою собаку

Катя любила Петю и английский язык

Всё смешалось в голове Анны Львовны, а потом и в доме

Он сначала вышел из народа, а потом из гоголевской шинели

Выехал из России с великим богатством и стыдом

Каламбуры А.С.Пушкина

Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за её тряпок я не в состоянии.

Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. - По страсти,- отвечала старуха, -я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.

Часто такой приём используется в заголовках: «Распад совести и цезия»; «Фунт лиха и стерлингов».

Такие заголовки образны, лаконичны.

Проверка заданий 4 группы:

- слова-паразиты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего. Засоряет нашу речь и употребление без надобности иноязычных слов, например:

«Среди собравшихся превалировали представители молодёжи»; «Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса»

Портят речь жаргонизмы, например, слова компьютерного жаргона: компутер, тачка, бердан, килять, пень и другие. В современной лингвистике появилось новое направление-лигвоэкология (книга Л.И. Скворцова «Экология слова»

Ученик читает стихотворение Е. Винокурова «Язык»:

И с каждым днём

Сильнее ценим все мы

Покой лесов и чистоту воды.

В кругу экологической проблемы

Охраны окружающей среды

И наш язык. Он - часть

Большой природы!

-Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?

- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны.

Л.В.Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно не существует - они как бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека. тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей»

Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «…без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

Вспомним слова Гоголя (эпиграф)

А.С.Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали его немногочисленные неправильности его стихов. Он пишет так: «Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо):

1.остановлял взор на отдалённые громады

2.на теме гор (темени)

3.воил вместо выл

4.был отказан вместо ему отказали

5.игумену вместо игумну

Я всегда был им искренне благодарен и всегда исправлял замеченное место»

-Вдумайтесь, Пушкин! И тем не менее Пушкин правил по многу раз свои рукописи, добиваясь, чтобы фраза была точной и лаконичной

Творческая работа. Предлагаю вам роль писателей

Задание. Придумайте юмористический рассказ, использовав часть приведённых фразеологизмов.

Язык Язык

…не поворачивается …хорошо подвешен

…заплетается …без костей

…прилип к гортани …чешется

…отнялся, отсох, проглотил …распустил

Тянуть за язык чёрт дёрнул меня за язык

Язык сломаешь типун тебе на язык!

Высунув язык острый язык

Злой язык

Укороти язык

Не давай волю языку

4 группа. Творческое задание «Кубики». Постройте из «кубиков» текст, прочитайте его. Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.

1.Задумывались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?

2. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие , которые для слуха очень приятны.

3.Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

4 Русский язык очень хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.

5.Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.

6.Очень активны и гласные в нашей речи, хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

(По И.И. Постниковой и И.М. Подгаецкой)

Проверка выполнения домашнего задания. Какое из приведённых высказываний о русском языке затронуло вашу душу и воображение больше других, вызвало какую-то ответную мысль, чувство? Попробуйте объяснить почему

Чтение творческих работ учащихся.

Подведение итогов урока.

Задание для 1 группы.

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки красной ручкой.

1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 2) Впереди лидирует команда наших спортсменов. 3)Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 4)На площади он увидел огромную м асу народа. 5) Художник подарил музею свой автопортрет.

II 1)На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2)Идеал русской женщины поэтически воспроизвёл в образе Татьяны поэт Пушкин.

Расскажите, каким вы представили себе нового ученика.

Воспользуйтесь подсказкой:

Новый ученик…

1. Фамилию имя (придумайте)

2.Очём рассказала вам (учителю) его тетрадь (виды ошибок, примеры, исправленный вариант)

3.уровень речевой культуры ученика.

_________________________________________________________________________________________

Задание для 2 группы. Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки красной ручкой.

1, Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 2) Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. 3)Он попытался сформулировать своё замечание в корректной форме.

1) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 2)Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 3) Выйдя на улицу, ему стало холодно. 4)Прочитав этот рассказ, меня как живые окружали его герои.

1)Родители были уверены, что ихний ребёнок продолжает семейное дело. 2)Они хотели устроить более лучшую жизнь. 3)Волга шире Дона. 4)Они всегда ложат локти на стол. 5)С наступлением сесны дни становятся длиньше. 6)Я много тренировался думаю что побежу в соревнованиях. 7)С моей точки зрения спор этот бессмысленен. 8) .чуть не круглый год королевство было погружено в холодные сумерки и туманы.

Дайте совет ученику в форме дружеского письма.

Воспользуйтесь подсказкой.

Я ещё раз перечитала твои сочинения. Разреши дать тебе некоторые рекомендации. Обрати внимание на .. (тип ошибки, примеры, правильный вариант).

Воспользуйся пособием Д.Э Розенталя «Справочник по правописанию и литературной правке»

___________________________________________________________________________________________Задание для 3 группы. Прочитайте выразительно текст. Определите вид ошибки. С какой целью использует этот приём писатель?

Старший купчик, приглаживая свою подстриженную бородку, смотрит на лубочный портрет .Кульнева.

-Генерал Кульнев в конном или в кавалерицком полку служительство производить быть имел?

-Он служил в гусарах.

-Так-с (обращается к товарищу). А ты спорил, что в кавалерии.

………………………..

-А он на поле чести или на поле брани живот за отечество положить удостоен-с?

-Он был смертельно ранен на поле сражения.

-А этот простак говорит, что на поле брани-с..

(А.А. Бестужев-Марлинский)

Лубок- липовая доска, на которой гравировалась картина для печатания;

Конница и есть кавалерия (конное войско);

Гусары в царской армии - военные из частей лёгкой кавалерии, носившие венгерку.

Задание для 4 группы

Прочитайте выразительно текст. Определите вид речевой ошибки. Зачем использует такой приём Гоголь?

-Ну, можете представить себе, эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире. Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, - сказочная Шехерезада. Вдруг какой- нибудь эдакой, можете представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая , чёрт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом, можете представить себе, без всякого , то есть, прикосновения - словом, Семирамида, сударь, да и полно!

(Из поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя)

Писатели о русском языке.

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

И. Бунин.

Подлинная красота языка, действующая как сила, создаётся точностью, яркостью, звучностью слова, которые оформляют картины, характеры, идеи книг.

М. Горький.

Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А. Н. Толстой.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И.С.Тургенев

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых - будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.

И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, ёмкий, умный язык.

С. Маршак.

© 2010-2022