Программа Положи своё сердце у чтения

Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребенок живет жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. К.Д.Ушинский называл эти переживания «нравственными упражнениями», обогащающими читателя. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школы,  библиотеки и родителей с самого раннего возраста. Они должны играть роль сти...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Буравцовская средняя общеобразовательная школа»


II Открытый конкурс на лучшую

методическую разработку в области русского языка и литературы

«Величие родного слова»





ПРОГРАММА


«Положи твоё сердце у чтения»


«Без книг пуста человеческая жизнь. Книга - не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник».

Д.Бедный

Автор: Бобкина Людмила Николаевна,

библиотекарь МКОУ «Буравцовская СОШ»

Адрес: 397015 Воронежская область, Эртильский район, д. Буравцовка, ул. Молодёжная, 8.

Телефон: 8 (47345) 4-13-43

Эл. почта: [email protected].







2012

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение ……………………………………………………………..

3-5 стр.

2.

Первое направление «Открываешь книгу - открываешь мир»……………………………………………………………………

Рабочий план

1. Уроки библиотечно-библиографической грамотности………….

2. Час посещения библиотеки………………………………………...

3. Клуб любителей сказки «Теремок»……………………………….

4. Воскресный клуб «Читаем всей семьёй»………………………....

5. Встречи в литературной гостиной………………………………..

6 стр.

7 стр.

8 стр.

8 стр.

9 стр.

9-10 стр.

3.

Второе направление «Услышь тихий голос хорошей книги»………………………………………………………………….

Рабочий план

1. Выступления библиотекаря на родительских собраниях……….

2. Выпуск буклетов……………………………………………………

3. Анкетирование родителей и учащихся……………………………

4. Составление рекомендательных списков…………………………

5. Книжные выставки………………………………………………...

6. Совместные мероприятия и творческие работы родителей и учащихся………………………………………………………………

11 стр.

12 стр.

12-13 стр.

13-14 стр.

14 стр.

14-15 стр.

15 стр.

4.

Третье направление «Гражданин читающий - национальная гордость России»……………………………………………………..

Рабочий план

1. Информационно-библиографическое обслуживание…………...

2. Уроки информационной грамотности……………………………

3. Массовая работа…………………………………………………....

16 стр.

17 стр.

17-19 стр.

19 стр.

5.

Ожидаемые результаты работы по Программе………………….

20-21 стр.

6.

Приложения

Приложение 1……………………………………………………….....

22-31 стр.

Приложение 2………………………………………………………….

32 стр.

Приложение 3………………………………………………………….

33-35 стр.

Приложение 4………………………………………………………….

36-41 стр.

7.

Используемая литература…………………………………………..

42-43 стр.

Введение

Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребенок живет жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. К.Д.Ушинский называл эти переживания «нравственными упражнениями», обогащающими читателя.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школы, библиотеки и родителей с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш просвещённый век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Опыт приобщения к чтению в нашей школе имеет богатые традиции и реализуется в различных формах. Массовые мероприятия - самые эффективные формы привлечения внимания читателей, это - конкурсы, литературные гостиные, викторины, устные журналы, программы летнего чтения, мероприятия, направленные на возрождение традиций семейного чтения и другие.

Для популяризации книги и чтения в нашей школьной библиотеке разработана Программа «Положи твоё сердце у чтения».

Цели и задачи Программы:

  • Привлечение внимания обучающихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

  • Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

  • Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.

  • Формирование информационной культуры личности, содействие адаптации школьников к условиям жизни в современном обществе, ориентированном на информации и знаниях.

Программа работает по трём направлениям:

  • первое направление - «Открываешь книгу - открываешь мир» - по приобщению школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга;

  • второе направление - «Услышь тихий голос хорошей книги» - по возрождению и сохранению традиций семейного чтения.

  • третье направление - «Гражданин читающий - национальная гордость России» - по формированию информационной культуры и информационной грамотности читателей.

Миссия Программы «Положи твоё сердце у чтения» - приобщение школьников к чтению за счет формирования нового имиджа чтения:

  • как образовательной программы «длиной во всю жизнь»;

  • как основы успешности процесса обучения в школе;

  • как средства самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;

  • как способа получения удовольствия в духовной сфере.

Чтобы увидеть, какую роль в жизни семьи играет книга, было проведено анкетирование учащихся и родителей. Результаты опроса показали, что у детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.

Задача школьной библиотеки - развивать и укреплять традиции семейного чтения, содействовать адаптации школьников к условиям жизни в современном обществе.

Быстрое увеличение потока информации, глобальный процесс информатизации, рост информационных технологий - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности.

Сегодня юный читатель - качественно новый тип читателя. Изменились досуговые предпочтения детей, их познавательные и читательские интересы, источники получаемой информации. Подтверждается факт, что чтение из жизни ребенка не уходит, но становится другим: более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным.

Сегодня наша задача - не только обеспечить доступ читателям к существующим информационным ресурсам, но и научить понимать, что эта способность - основной ключ самореализации личности.

Книги и чтение - только одно из средств в борьбе за возрождение российской духовности. Но именно они воздействуют на человека и развивают его всесторонне. В огромном потоке информации, именно книги и чтение в состоянии давать ему ту, так необходимую для осмысления, обдумывания и воспоминания паузу, без которой невозможно накопить творческий потенциал. Предоставить ему возможность и умение воспользоваться этим островом спокойствия и духовного роста - святая обязанность всех, кто озабочен будущим России и, прежде всего, школьной библиотеки.

Первое направление

«Открываешь книгу - открываешь мир»

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».

К. Паустовский

Работа по первому направлению «Открываешь книгу - открываешь мир» ориентирована на возрождение интереса к чтению посредством знакомства и изучения литературы для детей и подростков. Поиск современных форм и методов популяризации художественной литературы и развития литературных интересов школьников осуществляется в ходе координации усилий педагогов, библиотекаря, родителей и общественности.

Цели и задачи направления «Открываешь книгу - открываешь мир»:

  • создание условия для развития у детей интереса к чтению; формирование элементов исторического подхода к литературе, представлений об авторах художественных произведений, об особенностях их творчества;

  • приобщение школьников к истокам и основам родной культуры, знакомство с этическими и эстетическими идеалами народа; развитие кругозора и словарного запаса учащихся, умение сосредоточиться на том, что читаешь, помогая детям правильно ориентироваться в выборе книг, воспитывая бережное отношение к ним;

  • воспитание нравственной и эстетической культуры школьников средствами литературы через расширение их читательского горизонта;

  • организация литературно-краеведческой, литературно-театральной и литературно-творческой работы школьников.

Рабочий план

1. Уроки библиотечно-библиографической грамотности

Уроки библиотечной грамотности вошли в учебно-воспитательный процесс как его составной элемент и стали основой для создания последовательной и продуманной системы работы школьной библиотеки. Здесь читатели учатся пользоваться справочно-библиографическим аппаратом.

В библиотеке организовано дифференцированное обслуживание читателей: оформлен фонд открытого доступа, подготовлен справочно-библиографический материал (рекомендательные списки литературы по классам, тематическая картотека газетно-журнальных статей и др.). Ведутся алфавитный и систематический каталоги.

Класс

Тема занятия

1 класс

Экскурсия в библиотеку

Элементы книги

2 класс

Структура книги

Дневник чтения

3 класс

Художники-иллюстраторы детских книг

Знакомство с детской периодикой

4 класс

Структура книги (углубление знаний)

Твои первые энциклопедии

5 класс

Как построена книга (углубление знаний об элементах книги)

Справочные издания

6 класс

Записи о прочитанном

Справочная литература (обучение работе с ней)

7 класс

Справочно-библиографический аппарат

Увлекательный рассказ об истории книжности «Лишь слову жизнь дана» (открытое мероприятие)

8 класс

Каталоги. Каталожная карточка

Электронные издания

9 класс

Периодические издания для подростков

«Судьба книги, её прошлое и настоящее

10-11 классы

Научно-популярная литература

Культура читателя

2. Час посещения библиотеки

Темы для этих занятий выбираются с учётом пожеланий учащихся и педагогов. Час посещения библиотеки помогает развивать у учащихся интерес к чтению книг, поиску новых форм и методов работы с ней, стимулирует любопытство и любознательность читателей. Эти мероприятия позволяют школьникам глубже постигать мир художественного слова.

№ п/п

Темы занятой

Класс

1

Мои первые книжки

1-2 классы

2

В мире детской периодики

3-4 классы

3

Час поэзии «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

1-11 классы

4

«Хочу всё знать» (о справочной детской литературе)

5-6 класс

5

Наши помощники - книги

7 класс

6

Периодические издания для подростков

8-9 классы

7

Об истории книгопечатания

10-11 классы

3. Клуб любителей сказки «Теремок»

Клуб объединяет учащихся 1-5 классов, имеет свой Устав, девиз, эмблему, программу. Занятия проводятся в каникулярное время, заключительное занятие - в конце учебного года.

На занятиях клуба учащиеся знакомятся со сказкой как фольклорным жанром, их своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных и авторских сказок чертами, получают первые представления о том, как пересказываются народные и авторские сказки. Для занятий дети рисуют рисунки «Мой любимый сказочный герой», делают поделки сказочных героев.

№ п/п

Темы занятий

Сроки

1

«У нас в гостях герои книг - читатели» - знакомство с волшебным миром русских народных сказок

Ноябрь

2

«Там, на неведомых дорожках...» - путешествие в мир волшебных и авторских сказок.

Декабрь

3

«Вопросы задают сказочные герои» - викторина.

Январь

4

«Читатель года» конкурс знатоков сказок - итоговое занятие.

Март

4. Воскресный клуб «Читаем всей семьёй»

Заседания клуба готовятся совместно библиотекарем, учащимися и их родителями. Здесь родители получают реальную помощь в вопросах воспитания детей, организации семейного чтения, досуга.

Тематические «Рождественские чтения» проводятся в преддверии рождественских праздников и способствуют интеллектуальному и этическому развитию учащихся, знакомят с культурой народного быта. Эти занятия проводятся с привлечением родителей. С их помощью подбираются книги для чтения с обсуждением, которые помогают пробудить добрые чувства в читателе.

№ п/п

Темы занятий

Сроки

1

Литературный час: «Любимые литературные герои мои и моих родителей»

Сентябрь

2

Играем вместе с родителями: «Тайны волшебного сундучка»

Ноябрь

3

Рождественские чтения:

  • Путешествие «С порога смотрела звезда Рождества...» Знакомство с историей праздника Рождества и его обрядми. (Приложение 1)

  • Литературная викторина: «В Рождество и Новый года кружит книжек хоровод»

  • Чтение с обсуждением:

  • «Мальчик у Христа на ёлке». Ф. Достоевского.

  • «Вифлеем». Э. Светлов (отец А. Мень, отрывок из книги «На пороге Нового Завета»).

  • Конкурс фоторабот «Новый год и Рождество в моей семье»

Декабрь-январь

4

Вечер семейного отдыха: «Книжное царство - мечты заветные»

Май

5. Встречи в литературной гостиной

Встречи в литературной гостиной - изучение литературы в конкретной жизненной среде - показывает необходимость ещё в период подготовки к ней обращения к художественной, литературоведческой, критической литературе.

Литературная гостиная - это не только праздник, но и воспитание творческого читателя. Это встреча с миром прекрасного: заочно побывать в тех местах, где жил и творил писатель, насладиться красками природы, вдохновившей его на создание произведений, то есть лучше познать духовный, нравственный мир, а следовательно, глубже постичь эстетическую сущность созданных им произведений.

Встречи в литературной гостиной ценны ещё тем, что ознакомление с обстановкой, где протекала жизнь писателя или поэта происходит в свободной атмосфере, где его участники объединены духовной близостью, общими устремлениями. В такой обстановке единой устремлённости, увлечённости участников - глубже эстетические переживания, отчётливее впечатления в живой непосредственной беседе.

№ п/п

Темы мероприятий

Сроки

Ответственные

1

Час поэзии «Жемчужины земли Воронежской», посвящённый творчеству А.В. Кольцова, И.С.Никитина, И.А. Бунина

Октябрь

Библиотекарь, учителя литературы

2

Ролевая игра, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой «Венок славы»

Ноябрь

Библиотекарь, классные руководители

3

Устный журнал по творчеству В.С. Высоцкого «Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон…»

Январь

Библиотекарь, учителя литературы

4

Вечер при свечах «Я влюблён, я очарован, словом я огончарован…» (А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова)

Февраль

Библиотекарь, учителя литературы

Второе направление

«Услышь тихий голос хорошей книги»

«Обрати же свое сердце к книгам: о, если бы я мог заставить тебя полюбить книги, если бы я мог показать тебе их красоты!»

(Из наставления древнеегипетского чиновника сыну)

Цели направления «Услышь тихий голос хорошей книги»:

  • Объединение усилий школьной библиотеки, семьи, педагогического коллектива в формировании у ребенка потребности в чтении.

  • Возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову.

  • Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.

Задачи:

  • Пробудить заинтересованность родителей в повышении качества чтения детей.

  • Приобщить детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.

  • Развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного.

  • Совершенствовать педагогическую образованность, психологическую и методическую подготовленность родителей к семейному чтению.

  • Использовать все активные библиотечно-библиографические формы и методы работы в организации семейного чтения.

Рабочий план

1. Выступления библиотекаря на родительских собраниях

Необходимо убедить мам и пап в актуальности проблемы детского чтения, показать значимость семейных вечеров с книгой, пробудить желание духовного взаимодействия с детьми в процессе чтения.

Для решения этих задач используются различные формы работы. Начать можно с выступлений на родительских собраниях, классных часах, где представить план работы по второму направлению Программы «Положи твоё сердце у чтения», посвящённому проблемам семейного чтения.

Вот какие темы для бесед с родителями запланированы:

№ п/п

Тема выступления

Классы

Ответственные

1

«Как читают наши дети»

1-11 классы

Библиотекарь, классные руководители 1-11 классов

2

«Как собрать домашнюю библиотеку»

3

«Как выбрать книгу для ребенка»

4

«Уроки семейной любви: известные люди о своем детстве и воспитании в семье»

5

«Чтение как вид общения и совместной деятельности с ребенком»

6

«Читатель-ученик; его возрастные особенности»

7

«Новинки детской литературы»

2. Выпуск буклетов:

Как показывает опыт, в работе с родителями удобно использовать малые печатные формы - буклеты, листовки, рекомендательные списки. Все вместе призвано повысить компетентность родителей в области детской литературы. Осуществить выпуск таких буклетов:

№ п/п

Название буклета

Сроки

Ответственные

1

«Растим читателей: советы библиотеки»

Сентябрь

Библиотекарь, актив читателей

2

«Как услышать голос хорошей книги: советы библиотеки по выбору книг для детского чтения»

Октябрь

Библиотекарь, актив читателей

3

«Мудрые мысли народной педагогики: семья и семейное воспитание в пословицах и поговорках»

Ноябрь

Библиотекарь, актив читателей

3. Анкетирование родителей и учащихся

Для успешной реализации проекта проведено анкетирование родителей и учащихся, которое позволило увидеть объективную картину чтения в семьях наших учащихся. (Приложение 2.) Анкетирование показало, что многие родители затрудняются с ответом на вопрос о том какие книги нравится читать их детям.

Если с литературой для начальной школы дело обстоит более-менее благополучно - там есть Н. Носов, В. Драгунский, Э. Успенский, А. Усачев, - то в выборе литературы для подростков возникают определенные трудности. Тинейджеры в большинстве своем не желают читать те книги, которые были по сердцу подросткам 80-х и тем более 60-х. Время требует новой литературы, новых книг. Среди яркого, пестрого многообразия книжных развалов нелегко расслышать тихий голос хорошей книги. Наша задача, как руководителей в области детского чтения, - помочь учащимся и родителям сориентироваться в бурном книжном потоке.

Анкета для родителей: «Какие мы читатели?»

  1. Хотите ли вы, чтобы, ваши дети любили читать?

  2. Какие книги, прочитанные в детстве, Вы помните до сих пор?

  3. Нравится ли Вашему ребёнку читать книги?

  4. Сколько времени он проводит за книгой?

  5. Убеждаете ли Вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?

  6. Какие книги он предпочитает?

  7. Читаете ли Вы своему ребёнку?

  8. Дарите ли вы своему ребёнку книги? Какие?

  9. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?

  10. Какие книги необходимо прочитать Вашему ребёнку?

  11. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?

  12. Почему нужно читать?


Анкета для учащихся: «Чтение в моей жизни и в моей семье».

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? Почему?

  2. Нравится ли тебе читать книги?

  3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?

  4. Нравится ли тебе получать в подарок книги?

  5. Какую книгу ты теперь читаешь?

  6. Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?

  7. У вас дома много книг?

  8. Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

  9. Почему нужно читать?

4. Составление рекомендательных списков

В школьной библиотеке вывешен список литературы для взрослых о проблемах детского чтения и путях их решения «Чтение без принуждения». По окончании работы по направлению «Услышь тихий голос хорошей книги» составить такие рекомендательные списки для детей и родителей, желающих читать вместе:

№ п/п

Наименование

Сроки

Ответственные

1

«Чтение без принуждения: список литературы для взрослых о проблемах детского чтения и путях их решения»

Май

Библиотекарь, актив читателей

2

«Почитаем вместе: рекомендательный список для детей и родителей, желающих читать вместе»

Май

Библиотекарь, актив читателей

5. Книжные выставки

В библиотеке постоянно действует книжная выставка «Паруса нашего детства». Это выставка-хронограф, которая объединяет любимые книги разных поколений. При ее подготовке использовались материалы анкет учащихся и родителей. Выставку «Проблемы детского чтения» планируется организовать по окончании работы по направлению «Услышь тихий голос хорошей книги».

№ п/п

Наименование

Сроки

Ответственные

1

Выставка-хронограф «Паруса нашего детства» - о книгах советских, российских и зарубежных писателей, любимыми многими поколениями читателей

Август-сентябрь

Библиотекарь, актив читателей

Выставка-диалог «Проблемы детского чтения: пути решения»

Май

Библиотекарь, актив читателей

6. Совместные мероприятия и творческие работы учащихся и родителей

Большое значение для развития традиций семейного чтения имеет совместная творческая интеллектуальная деятельность родителей и учащихся. В рамках второго направления «Услышь тихий голос хорошей книги» запланировано несколько мероприятий. Они запланированы на летнее каникулярное время, так как в этот период у детей больше свободного времени и достаточно - для общения и чтения книг с родителями, выполнения творческих заданий, походов в библиотеки.

№ п/п

Мероприятия

Участники

Сроки

Ответственные

1

Конкурс рисунков: «Мои первые книжки»

Учащиеся

1-7 классов

Июнь

Библиотекарь,

актив читателей

2

Конкурс творческих работ о значимых книгах в семьях учащихся: «Дорогие сердцу книги»

Учащиеся 1-11 классов

Июнь-август

Библиотекарь,

актив читателей

3

Устный журнал с участием родителей: «Презентация домашней библиотеки» (Приложение 3)

Учащиеся и родители

1-7 классов

Июнь

Библиотекарь,

актив читателей

4

Чтение вслух для воспитанников сельского детского сада: «Вместе весело читать»

Учащиеся

4-5 классов

Июнь-август

Библиотекарь,

актив читателей

5

Конкурсная программа: «Читаем всей семьёй»

Учащиеся

1-5 классов и их родители.

Июль

Библиотекарь,

актив читателей

6

Урок чтения, посвящённый литературным героям, любимым многими поколениями читателей: «Вечные спутники человечества»

Учащиеся

6-7 классов и их родители

Август

Библиотекарь,

актив читателей

Третье направление

«Гражданин читающий - национальная гордость России»

Цель направления «Гражданин читающий - национальная гордость России»:

Формирование читателя «информационного века», информационного общества. Развитие у детей и подростков основных информационных умений и навыков в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению.

Задачи:

  • Организация библиотечно-библиографического обслуживания всех категорий пользователей библиотеки с предоставлением имеющихся ресурсов, в том числе Интернет.

  • Обеспечение свободного доступа всех пользователей к ресурсам библиотеки.

  • Предоставление новых видов услуг всем категориям читателей на основе имеющихся фондов, технических средств и освоенных ими технологий.

  • Развитие у пользователей библиотеки основных информационных умений и навыков для формирования информационной культуры как личного качества.

  • Раскрытие особенности формирования информационной культуры личности путем использования современных форм и методов библиотечной деятельности.

  • Оказание учебно-методической помощи участникам образовательного процесса:

  • формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, умения отбора необходимой информации, оказание помощи в её поиске и обработке;

  • развитие коммуникативных навыков.

  • Ведение базы данных, справочно-библиографического аппарата библиотеки.

  • Повышать уровень комфортности и развивать новые формы и функции досуговой, ценностно-ориентированной, креативной, деятельности.

Рабочий план

1. Информационно-библиографическое обслуживание

Умение грамотно работать с информацией - качество совершенно необходимое для человека 21 века. Без овладения навыками поиска, отбора, оценки информации трудно достичь успеха в любой сфере жизни и деятельности. Помочь молодому гражданину в освоении этих знаний - главная задача школьной библиотеки. Формирование информационной культуры получило свое развитие, прежде всего как практическая деятельность школьных библиотек.

Для более чёткой работы по третьему направлению «Гражданин читающий национальная гордость России» запланированы мероприятия, которые помогут не только формировать критическое мышление, возможность изучить литературу, но и отобрать необходимую информацию:

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Издание буклетов, памяток:

«Основы информационной грамотности»

«Методы работы с информацией»

Сентябрь

Библиотекарь,

актив читателей

2

Оформление стенда «Твоя информационная культура»

Октябрь

Библиотекарь,

актив читателей

3

Выставки:

«Здравствуй, новый Учебник!»

«Вам, выпускники - будущие абитуриенты»

Сентябрь

Май

Библиотекарь

актив читателей

4

Индивидуальные и групповые консультации по информационным возможностям библиотеки и методах работы с информацией

В течение учебного года

Библиотекарь

2. Уроки информационной грамотности

Главное средство в формировании информационной культуры школьников - уроки информационной грамотности. Они предполагают необходимый минимум знаний об информации и информационной культуре и рассчитаны на реализацию силами школьной библиотеки, предусматривая при этом обязательное проведение уроков информационной грамотности в каждом классе.

Класс

Тема урока

Сроки

Ответственные

1 класс

Первое посещение библиотеки. Правила пользования библиотекой

Правила обращения с книгой

Сентябрь

Февраль

Библиотекарь,

актив читателей

2 класс

Структура книги

Газеты и журналы для детей

Ноябрь

Май

Библиотекарь,

актив читателей

3 класс

Как читать книгу

Выбор книги в библиотеке

Октябрь

Январь

Библиотекарь,

актив читателей

4 класс

Справочная литература. Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках

Научно-познавательная литература

Ноябрь

Апрель

Библиотекарь,

актив читателей

5 класс

История книги

Начальное понятие об информации. Традиционные и нетрадиционные носители информации

Декабрь

Март

Библиотекарь,

актив читателей

6 класс

Справочная литература: словари, энциклопедии, справочники (Приложение 4)

Структура библиотечных фондов

Ноябрь

Апрель

Библиотекарь,

актив читателей

7 класс

Научно-популярная литература

Каталоги в библиотеке

Октябрь

Январь

Библиотекарь,

актив читателей

8 класс

Краеведческая литература

Алгоритм поиска и обработки информации при самостоятельной работе

Сентябрь

Март

Библиотекарь,

актив читателей

9 класс

Справочно-библиографический аппарат библиотеки

Как составить реферат (памятка). Библиографическое описание

Декабрь

Март

Библиотекарь,

актив читателей

10 класс

Методы самостоятельной работы с литературой

Май

Библиотекарь,

актив читателей

11 класс

Библиотека как информационная среда (книжный фонд, его организация, СБА библиотеки, нетрадиционные носители информации)

Октябрь

Библиотекарь,

актив читателей

3. Массовая работа

В соответствии с Конвенцией «О правах ребенка» важнейшими задачами современной школьной библиотеки является обеспечение широкого доступа к источникам информации любого вида для развития интеллектуально-познавательных способностей читателей, утверждение их прав на творческую самореализацию. В этой связи для реализации целей и задач третьего направления запланированы следующие мероприятия:

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

Участие в проектно-исследовательской деятельности школьников

Декабрь, январь

Библиотекарь, учитель информатики

2

Библиотечный урок-сказка «Приключения каталожной карточки»

Март

Библиотекарь

3

Агитбригада: «Хочешь интересно жить - читай!»

Апрель

Библиотекарь актив читателей

4

«Гражданин читающий - национальная ценность России». Подведение итогов по работе проекта

Май

Библиотекарь

актив читателей

ОЖИДАЕТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

  1. Приобретение системы знаний, умений и навыков, дающих возможность развивать у школьников читательскую самостоятельность, характеризующуюся наличием у читателя комплекса значимых для него мотивов, побуждающих его обращаться к определённым книгам.

  2. Ориентирование родителей на совместное общение с ребёнком в процессе семейного чтения, стремление подружить детей и родителей с книгой, добиться взаимопонимания и обретения новых общих интересов.

  3. Формирование у представителей старшего поколения позитивного отношения к будущей культуре, которая отличается от той, носителями которой они являются.

  4. Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей библиотеки и эффективности обслуживания пользователей.

  5. Повышение востребованности в информации и информационной культуры молодой личности.

  6. Развитие системы художественно-литературного образования в школе.

  7. Повышение престижа школьной библиотеки в местном сообществе.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • произведение словесного искусства как художественный мир;

  • разнообразие интерпретаций классических произведений; их веч­ную актуальность и неисчерпаемость;

  • основные факты жизни и творчества писателей, входящих в про­грамму;

  • ведущие закономерности литературного процесса; специфику художественных методов и направлений;

  • преходящие и вечные художественные ценно­сти.

Уметь:

  • определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои ва­рианты названия); находить ключевые слова в тексте; опреде­лять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые сред­ства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произно­шения, воспроизводить содержание литературного произ­ведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль лите­ратуры в духовном и культурном развитии общества;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • строить устные сообщения (доклады) и выступать на уро­ках-семинарах, при защите рефератов;

  • использовать в своей работе разнообразные источники информации, в том числе существующие в электронной форме.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Путешествие

«С порога смотрела звезда Рождества…»:

История праздника Рождества Христова

Цели:

  1. Ознакомление учащихся с историей и традицией Православного праздника Рождества Христова.

  2. Воспитывать уважение к народной культуре, повышение общего культурного уровня учащихся, их интереса к культурно-историческим православным традициям.

1-й ВЕДУЩИЙ. Рождество... Многие из наших современ­ников, не только дети, но и взрослые имеют о нем очень смутное представление. А между тем до 1917 го­да праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых люби­мых в России.

В ночь на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.) по всей стране, в малых и больших церквах, совершается торжест­венное богослужение. Россияне еще накануне праздника украшают в домах любимую с детства рождественскую елку.

Лесная красавица пришла в Россию из западных стран относительно недавно - при Петре I. Вечная зелень ели и других расте­ний (можжевельника, лавра, омелы) была симво­лом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

Не случайно Рождество Христово называют «матерью всех праздников».

К достойному празднованию Рождества ве­рующие приготовляются сорокадневным постом, известным под названием Рождествен­ского или Филипповского. День перед праздником про­водится в особо строгом по­сте и называется сочельни­ком, так как по уставу церковному в этот день дозволяется употреб­лять в пищу лишь сочиво - хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю право­славных христиан, до вечер­ней звезды в этот день вооб­ще ничего не едят.

Рождество Христово празднуется в течение двух недель, называемых в народе Святками. Сколько традиций и обычаев связано с этими днями!

Ученик 1

Везде я чувствую, везде

Тебя, Господь, - в ночной тиши,

И в отдаленнейшей звезде,

И в глубине моей души.

И ты открылся мне. Ты - мир,

Ты всё. Ты - небо и вода,

Ты - голос бури, Ты - эфир,

Ты - мысль поэта, Ты - звезда.

2-й ВЕДУЩИЙ. Снег ровным покровом ложится на землю…Морозная звёздная ночь…Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славьте!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют того, чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

Казалось бы, Рождение Христа свершилось давно, более 2000 лет назад, а церковь снова и снова воспевает: «Христос рождается!». И душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце - яслями, в которых родится Младенец - Христос.

Мы предлагаем Вам удивительное путешествие за Вифлеемской звездой к яслям маленького Господа.

История праздника

1-й ВЕДУЩИЙ. «Днесь благодать Святаго Духа нас собрала», - этими словами начинаются духовные песни, исполняемые в особо торжественных случаях. «Днесь благодать Святаго Духа нас собрала», - скажем и мы с вами сегодня, вспоминая один из прекраснейших праздников Руси - Рождество. Время от Рождества до Крещения называлось святыми днями. «Это было на святых днях», - говорили ранее.

Будущие родители Иосиф и Мария жили в городе Назарете. В их стране правил жестокий царь Ирод, который подчинялся римскому императору Августу.

Этому императору захотелось узнать, сколько у него подданных, сколько человек живёт в его царстве, что они имеют, сколько кому лет, много ли годных в солдаты. Для этого он велел сделать перепись. Каждый человек должен был записаться в том городе, откуда он родом.

Иосиф и Мария происходили из рода царя Давида и поэтому они отправились из Назарета в город Давидов - Вифлеем.

Пришли они в Вифлеем поздно вечером. К этому времени из-за переписи в там собралось много людей. Все гостиницы были переполнены народом. И нигде не нашлось места для Марии и Иосифа. Тогда не далеко за городом они нашли пещеру, в которую пастухи в ненастную погоду загоняли овец. Иосиф и Мария так устали с дороги, что рады были этому пристанищу, только бы не остаться под открытым небом совсем без ночлега. Они вошли в пещеру и решили ночевать в ней.

2-й ВЕДУЩИЙ. Ночью в этой пещере у Пресвятой Девы Марии родился давно обещанный Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Мария спеленала Младенца и положила его в ясли, в кормушку для скота. Вот как об этом событии рассказывает русский поэт Саша Черный.

Ученик 2. В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени, гладил лен его волос.

Бык дохнул в лицо младенца, и, соломою шурша,

На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке, полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке в яслях греть дитя бочком…

Присмиревший белый козлик на чело Его дышал,

Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал.

«Посмотреть бы на ребенка хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки, прошептал: «Смотри скорей».

В эту самую ночь, недалеко от Вифлеема и пещеры, где родился Иисус, пастухи стерегли стада. Ночь была холодная, и пастухи грелись у костра. И вдруг вокруг пастухов стало светлым-светло, и над ними появился Ангел Божий.

Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещенья Божьих чудес,

Веру и радость приносят они,

Вестники Божьей любви!

Пастухи сначала испугались, но Ангел их успокоил и сказал:

Ученик 1. Встаньте и пойдите

В город Вифлеем;

Души усладите

И скажите всем:

«Спас пришёл к народу,

Спас явился в мир!

Слава в вышних Богу,

И на земли мир!

Там, где отдыхает

Бессловесна тварь,

В яслях почивает

Всего мира Царь!»

Пастухи прошли в Вифлеем. Они нашли пещеру и увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи упали на колени и поклонились ему. Возвращаясь домой, в свою деревню, они рассказывали всем, что видели родившегося Спасителя.

1-й ВЕДУЩИЙ. А вот как об этом событии почти с документальной точностью писал Иосиф Бродский.

Ученик 2.

В холодную пору, в местности, привычной скорее к жаре,

Чем к холоду, к плоской поверхности более чем к горе,

Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

Мело, как только в пустыне может зимой мести.

Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар

Из воловьих ноздрей, волхвы - Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака

На лежащего в яслях ребенка издалека,

Из глубины Вселенной, с другого ее конца,

Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

Через несколько дней после того, как Младенец родился на свет, волхвы пришли в Иерусалим. Они спрашивали у всех: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться ему». Услышав об их настойчивых вопрошаниях, царь Ирод очень испугался, и все жители Иерусалима вместе с ним. Ирод боялся потерять свою власть, ведь волхвы называли Христа Царём Иудейским. Ирод решил погубить младенца Иисуса, убить Его. Но об этом он никому не сказал, а решил схитрить.

Царь Ирод тайно призвал к себе волхвов и спросил их, когда же появилась звезда, приведшая их в Иудею. А потом послал их в Вифлеем, сказав с лукавой улыбкой: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Ирод задумал погубить Младенца.

1-й ВЕДУЩИЙ. Волхвы, выслушав царя, пошли. А та звезда, которую видели они ещё у себя на востоке, шла перед ними, и остановилась прямо над местом, где был младенец Иисус. Увидев остановившуюся звезду, были они охвачены великой радостью. Войдя в пещеру, пав на землю, низко поклонились волхвы Богомладенцу и принесли Ему дары.

Золото - как Царю, ладан - как Богу и смирну - как смертному человеку.

А затем, получив во сне откровение не возвращаться обратно к царю Ироду, иным путём отошли в свою далёкую страну.

Тот же ангел явился во сне Иосифу и сказал, чтобы он с Марией и Иисусом бежал из страны. Что Иосиф и сделал. Всё святое семейство до смерти злого царя скрывалось в Египте, а потом вернулось в свой город Назарет.

2-й ВЕДУЩИЙ. Праздник Рождества был установлен в четвертом веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. С тех пор христиане благоговейно относятся к святой ночи Рождества Христова. Во всех храмах в рождественскую ночь совершаются торжественные богослужения, прославляющие Христа, звонят колокола, горят все подсвечники, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа.

Ученик 1. Тише! Волшебная ночь наступила!

Волшебная ночь - это ночь Рождества!

А Рождество ведь особенный праздник,

Праздник Рожденья Иисуса Христа!

Тихо тут в доме, горящие свечки,

Ангелы тихо летают у печки.

Все сидят ночью за общим столом.

С праздником всех, всех с Рождеством!


Рождественский сочельник

1-й ВЕДУЩИЙ. Великому празднику Рождества Христова предшествует многодневный Рождественский пост, длящийся сорок дней. Особым днём в народном календаре является Сочельник, канун Рождества - 6 января.

В Рождественский сочельник соблюдался самый строгий пост. Исключалась всякая пища до окончания поздней по уставу службы. Поэтому в народе существует традиция, не есть до «первой звезды» в воспоминание о Вифлеемской звезде, появление которой известило мир о рождении Спасителя.

В этот день ели только сочиво (кутью) из пшеницы (риса, ячменя) с медом и иногда с изюмом, орехами, а также взвар - компот из сухофруктов, чаще из чернослива. Сваренное сочиво и взвар ставили под образа на сено, символизируя дар Христу. От слова «сочиво» и пошло название «сочельник»

Готовили праздничный стол для разговенья, которое начиналось 7 января после праздничной службы. На столе по традиции должно быть 12 блюд. Центральное место занимал рождественский гусь. Современным дополнением к праздничному столу является Рождественское печенье.

Также выпекались маленькие фигурки птиц и животных из теста, называемые колядками. Их съедали сами и давали скоту после Крещенского водосвятия, размочив в святой воде. В некоторых местностях эти фигурки давали в качестве угощения колядующим.

Стол сперва посыпали соломой, в память хлева и яслей, куда был положен Христос после рождения, затем покрывали белоснежной скатертью. Хозяин вытаскивал соломинку. Если она оказывалась длинной - к хорошему урожаю, короткая - к бескормице.

2-й ВЕДУЩИЙ. Заботливые хозяева первый блин, испеченный в сочельник, отдавали овцам, веря, что это защитит их от мора.

В домах наряжались ёлки. Считалось, что без ёлки нет праздника в доме.

Также устанавливались ели и по церквам, только они не наряжались. Ёлка должна стоять до 20 января.

Готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном, «приходить на пир в печальной одежде».

В некоторых семьях на окно выставляли игрушки, веря, что к ним заглянет младенец Христос.

Существовало поверье, что в сочельник нельзя было уходить далеко от дома, весь год придется скитаться. Нельзя долго валяться в постели, а то весь год проведешь в болезнях.

А девушки в Рождественский сочельник гадали на кутье. Плескали её из ложки на дверь и внимательно слушали, о чем говорил первый вошедший человек.

Святки

1-й ВЕДУЩИЙ. Все праздничное время от Рождества до Крещения в церковном быту и в народе называется Святками.

Первая неделя святок в народе называется Святыми вечерами, в знак святости Рождества, а вторая между Новым годом по старому стилю и Крещением - вечерами Страшными, так как именно на неё приходится по поверьям, разгул нечистой силы.

Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать.

На святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом, люди приветствуют пришествие Христа.

Гадания

2-й ВЕДУЩИЙ. Ни один праздник в календаре не отмечается так широко, «с размахом», как Рождество. Празднование сопровождается богатым выбором обычаев, обрядов, примет…

Здесь и веселье с ряжеными, колядками, зимние игры и катание на санях … И всё это в продолжении двух святочных недель!

В старину считали, что святки закладывают основу всему начинающему году, поэтому проводили это время не только в веселье, но и в любви и согласии с родными, близкими, друзьями. Ходили друг к другу в гости, обменивались подарками. Хозяева, принимающие гостей, обязательно выставляли угощения.

Важной частью святочных обрядов были гадания. При этом ворожили обычно девушки, а юноши исполняли ритуальную роль насмешников, вносящих в гадание элемент игры.

Что же представляли собой гадания? Прежде всего, это подблюдные песни, то есть песни, исполняемые при гадании с блюдом.

1-й ВЕДУЩИЙ. Проводились также гадания с литьем воска, свинца, с помощью зеркал. Наиболее важными считались гадания тайные, связанные с вызыванием суженого.

Ученик 2. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела;

В два ряда свет - и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала.

Страшно припомнить душой оробелою:

Там, за спиной, нет огня...

Тяжкое что-то над шеею белою

Плавает, давит меня!

Ну как уставят гробами дубовыми

Весь этот ряд между свеч!

Ну как лохматый с глазами свинцовыми

Выглянет вдруг из-за плеч!

Ленты да радуги, ярче и жарче дня...

Дух захватило в груди...

Суженый! золото, серебро!.. Чур, меня,

Чур, меня - сгинь, пропади!

А.Фет "Зеркало в зеркало..."

Загадывали и на сон. Под подушку клали зеркало с расческой и укладывались спать, проговаривая; «Суженый-ряженый, приди косу расчесать», либо клали прутик - символ моста: «Суженый-ряженый, переведи меня через мостик».

А то еще загадывали на имя. Взрослые замужние женщины пекли блины или оладьи (символ благоденствия - круг, солнце), и девицы, взяв обязательно первый блин, выходили на улицу и спрашивали первого встречного или мужчину, каково его имя. Имя называлось, девушка отдавала угощение.

При гаданиях обязательно соблюдались следующие правила: поскольку гадающим вступал во взаимодействие с нечистой силой, он должен был отстраниться на время от сил защищающих, светлых. Поэтому из помещения, где гадали, выносили иконы (а чаще сами гадания устраивали в бане), снимался нательный крестик и пояс, который у славян выполнял роль оберега (традиционный круг). Иногда эту роль играл и ворот (в таком случае он также расстегивался).

Тайные гадания считались опасными, проводились они, как правило, в «страшные» дни.

Колядки

2-й ВЕДУЩИЙ. В Рождество и Новый год (по старому стилю), как только смеркалось, выходила на улицу веселая коляда - шумной толпой ряженых, прославляющих Господа и желающих хозяевам здоровья и благоденствия. По домам ходили со звездою и вертепом, символами праздника, поздравляли хозяев, пели песни…

Заходили только к тем, у кого в окне была зажжена свеча или просто горел свет.

Колядующих всегда гостеприимно встречали и щедро одаривали заранее приготовленными гостинцами. Не впустить колядующих - плохая примета, обязательно чем-нибудь да «напакостят».

По обычаю начинали славить Христа с Рождественского утра или с позднего вечера сочельника, после разговения. Ходили по домам с вертепом и раскрашенной красками бумажной звездой, освещенной свечой. Вертеп представлял собой ящик в виде пещеры с деревянными фигурками, которыми разыгрывали сцену рождения Христа. При этом пели песни, славящие Христа.

Христославов угощали деньгами и пирогами. Для сбора пирогов один носил кузовок, а другой - тарелку для сбора денег.

1-й ВЕДУЩИЙ. Кроме славления колядки сопровождались ряжением в маски и костюмы, чтобы быть неузнаваемыми. Рядиться любили в зверей или в нечистую силу, которая врывалась в избу с криками и воплями, а вскоре выпроваживалась на мороз, посрамленная. Эта игра имела символическое значение: перед великим праздником Рождества необходимо очистить жилище от злых духов.

Как писал Н.В.Гоголь в «Ночь перед Рождеством»: «Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело сеющаяся ночь!»

Крещение

2-й ВЕДУЩИЙ. Праздник Крещения Господня завершает Святки. Отмечается в память крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Этот праздник называют ещё Богоявлением, потому что во время крещения Иисуса Христа слетел с небес голубь, это был Дух святой, и раздался голос Бога, сказавшего, что Иисус Христос - Его возлюбленный Сын. На Крещение в церквях освящают воду. У православных христиан издавна существует обычай приносить домой святую воду и бережно хранить её. Эту воду пьют, умываются ею, считая её целебной, окропляют ею дом.

Вот такой он - удивительный и добрый - праздник Рождества Христова!

Ученик 1.

Я всех вас поздравляю с Рождеством

Спасителя и Богочеловека!

Сегодня вспоминали мы о том,

Как появился Он с началом века.

Дала понять, сняв ожиданья груз,

Звезда о появлении мессии:

В пастушеской пещере Иисус

Родился у Иосифа с Марией.

Над всеми праздник простирает сень:

Рождение младенца - случай частный,

Но Боже сделал так, чтоб в этот день

Мы были тоже к этому причастны.

Ученик 2.

В этот день сходят ангелы с неба,

Озаряя весь мир чистым светом…

Рождество - день чудесный, волшебный,

В мягкий саван снежинок одетый.

Чистоты и добра всем и всюду,

И любовь пусть живет в каждом сердце!

Пусть плохое все люди забудут

И откроют для ближнего дверцу!

Пусть научатся люди прощенью,

Пусть узнают всю прелесть любви,

И ко всем пусть придет вдохновенье,

И в душе пусть поют соловьи.

1-й ВЕДУЩИЙ. С наступающим Новым Годом вас! И счастливого Рождества!

Приложение 2

Анкета для родителей: «Какие мы читатели?»

  1. Хотите ли вы, чтобы, ваши дети любили читать?

  2. Какие книги, прочитанные в детстве, Вы помните до сих пор?

  3. Нравится ли Вашему ребёнку читать книги?

  4. Сколько времени он проводит за книгой?

  5. Убеждаете ли Вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?

  6. Какие книги он предпочитает?

  7. Читаете ли Вы своему ребёнку?

  8. Дарите ли вы своему ребёнку книги? Какие?

  9. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?

  10. Какие книги необходимо прочитать Вашему ребёнку?

  11. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?

  12. Почему нужно читать?


Анкета для учащихся: «Чтение в моей жизни и в моей семье».

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? Почему?

  2. Нравится ли тебе читать книги?

  3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?

  4. Нравится ли тебе получать в подарок книги?

  5. Какую книгу ты теперь читаешь?

  6. Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?

  7. У вас дома много книг?

  8. Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

  9. Почему нужно читать?

Приложение 3

Устный журнал

«Презентация домашней библиотеки»

Цель: сделать анализ книг в семьях учащихся; определить приоритеты и помочь читателям более глубоко осмыслить целесообразность собрания домашней библиотеки.

Библиотекарь. Дорогие любители книги! В канун Международного дня семьи мы пригласили несколько необычных гостей. Более того, пришли они по нашей просьбе в библиотеку со своими книгами. Это три семьи, где любят книгу, много читают и имеют интересные домашние библиотеки, а в чём-то даже необычные. Мы решили посвятить наш устный журнал теме книг в наших домах и представить три домашние библиотеки.

Просит гостей занять свои места. Для каждой семьи приготовлен журнальный столик и надпись с фамилий. Семьи представляются.

Страница 1

«Книги нашей семьи»

Библиотекарь. Наша библиотека обратилась к читателям с предложением провести изучение своих домашних библиотек. С этой целью была роздана анкета, позволившая получить общее представление о книгах в семьях наших учащихся. Сейчас мы попросим представителей семей озвучить для нас ответы на некоторые вопросы.

Вопросы для 1-ой семьи

  1. Сколько примерно книг насчитывает Ваша библиотека?

  2. Какие книги составляют большинство Вашей библиотеки - художественная литература или познавательные издания?

  3. Книги на каких языках есть в Вашей библиотеке?

  4. Книги из Вашей домашней библиотеки читают все или у каждого как бы свои книги?

Вопросы для 2-ой семьи

  1. Кто чаще всего является инициатором приобретения книг?

  2. С какого времени она собиралась? С какой именно книги?

  3. К каким книгам Вы обращаетесь особенно часто?

  4. Есть ли у Вас книги, связанные с Вашей работой?

Вопросы для 3-ей семьи

  1. Есть ли у Вас книги, доставшиеся от Ваших бабушек и дедушек?

  2. К какому времени относится самая старшая книга в Вашем собрании?

  3. Что представляет собой самая большая и самая маленькая книга в Вашей библиотеке?

  4. Как бы Вы сами определили, чем Ваша библиотека отличается от других?

Страница 2

«Книги необычные»

Библиотекарь. Мы попросили наших гостей принести по две книги, которые они сами оценивают как необычные. Кто-то считает такими книги редкие, изданные очень маленькими тиражами. Кому-то нравится необычность полиграфического исполнения. А для кого-то главным критерием является оригинальность содержания. Сейчас представители семей продемонстрируют необычные книги и расскажут, в чём их необычность.

Страница 3

«Книги памятные»

Библиотекарь. Иногда в библиотеки на замену утерянных книг учащиеся приносят издания с трогательными надписями вроде такой: «Моему дорогому внуку Павлику на память про первый школьный день от бабушки Зины». Павлик уже носит усы и бабушку Зину он больше не увидит, потому что её нет уже на белом свете, - вот он отдаёт память и про первый школьный день, и про то, как любила его бабушка. Наши гости принесли по две книги, связанные с каким-либо памятным событием в жизни семьи или страны, и сейчас покажут и расскажут о них.

Страница 4

«Книги случайные»

Библиотекарь. Существует общепризнанная теория о том, что хорошая библиотека бывает только там, где успешно борются со случайными книгами. Сейчас представители семей расскажут, как им удаётся сохранять здравый смысл и чувство меры, чтобы количество книг не сказывалось негативно на жизни людей.

Страница 5

«Из поколения в поколение»

Библиотекарь. Сейчас наши гости продемонстрируют книги, которые в их семьях передавались из поколения в поколение, расскажут историю их появление. Такие книги, как правило, бережно хранят. Ведь приятно осознавать, что держишь в руках книгу, которую держали прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, возможно, её будет держать в руках и ваши дети.

Библиотекарь. Когда мы получили уже первое представление о домашних библиотеках, некоторые факты нас удивили. Выяснилось, что далеко не во всех домах есть книги. А там, где они есть, иногда полностью отсутствует чтение как занятие. Дорогие наши семьи! Вы - семьи читающих людей, которым удалось и в детях воспитать любовь к книге. Мы награждаем вас благодарственными письмами и памятными сувенирами. Спасибо, что сегодня вы пришли к нам!

Всем, кто сегодня присутствовал в этом зале, мы желаем, чтобы у каждого была счастливая семья, уютный дом, а в нём нашлось место для домашней библиотеки.

Приложение 4

«Знакомство со словарями и энциклопедиями»

(урок-игра)

Цели: расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру работы с книгой.

Оборудование: книжная выставка «Наши помощники», цитата к выставке: «Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах» (В. Брюсов). Плакаты с цитатами на доске: в центре - «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро). С левой стороны пословицы: «Не стыдно не знать - стыдно не учиться», «Век живи - век учись», «»Мир освещается солнцем, а человек - знанием». Справа высказывания: «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке» (Вольтер), «Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного» (А. Франс), «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Современная пословица).

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Есть хорошее слово «почему». С него начинается любое открытие. Быть почемучкой похвально: всякая наука начинается с этого вопроса. Вы, ребята, пока еще школьники, и каждое «Почему» помогает вам развиваться и познавать мир. Чем чаще вы задаете этот вопрос и находите ответ, тем образованнее становитесь.

Вопрос. А какие книги в этом вам могут помочь?

Ответ. Конечно же, это энциклопедии, словари, справочники - одно из великих изобретений человечества.

Что означает слово «энциклопедия»? Мы настолько привыкли к этому слову, что произносим его, не задумываясь. «Энциклопедия» - греческое слово. А перевести его можно как «обучение по всему кругу знаний». Как видите, вполне подходящее слово.

Давайте обратимся к истории энциклопедий. Назвать имя изобретателя энциклопедии никто не может. Но первые энциклопедии появились еще в Древнем Египте. До нас они не дошли, но сохранились сведения, что существовали папирусные свитки-справочники. Самая древняя энциклопедия, дошедшая до наших дней, была создана в Древнем Риме. Она состояла из 37 томов и называлась «Естественная история». В неё вошли статьи по географии, биологии, медицине, астрономии и другим естественным наукам.

В России издавна уделяли большое внимание справочным изданиям. Первые «словари непонятных слов» появились на Руси еще в XIII веке. А в XVIII веке появились энциклопедические словари по географии, истории, медицине.

В наше время издается огромное количество справочной литературы. В том числе и для вас, юные читатели. Вероятно, вы сами можете назвать многие из них.

Вопрос. Какие энциклопедии вы знаете?

Ответ. «Аванта+», «Что такое? Кто такой?», «Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Что? Как? Почему?», «Я познаю мир», Школьная энциклопедия «Руссика».

Вы, вероятно, заметили, что справочные издания, носящие название «энциклопедия» бывают разными. Различают энциклопедии отраслевые или универсальные.

Отраслевые - это те, энциклопедии, статьи в которых собраны по какой-то одной отрасли знаний, например, «Аванта+». (Показать несколько томов по различной тематике).

Универсальные энциклопедии содержат статьи по разным отраслям знаний. Это «Большая Советская энциклопедия», «Что такое? Кто такой?».

Статьи в любой энциклопедии располагаются по алфавиту. Поэтому легко отыскать ответ, на интересующий вас вопрос.

Это мы с вами сейчас и попытаемся сделать, проведя небольшую тру.

Задание. Определить вид энциклопедии: универсальная или отраслевая.

  • Найдите информацию о Солнце. («Аванта+. Астрономия»)

  • Найти информацию об Александре Невском. (История Древней Руси)

  • Найти информацию о баснописце И. А. Крылове. (Аванта+. Руссская литература)

  • Найти информацию о медведе. («Что такое? Кто такой?» Том 2)

  • Найти информацию про русского композитора П. И. Чайковского («Что такое? Кто
    такой?» Том 3)

А теперь, давайте поближе познакомимся с некоторыми видами словарей и выясним, какую «большую пользу», по словам Франса, они нам приносят.

Вопрос. Что это такое - словарь? Как вы думаете? Ответы детей.

Словарь - это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словарей существует великое множество. Некоторые вы уже

знаете.

Вопрос. Какие словари вам известны? Ответы детей.

Для начала познакомимся со словарями, которые есть в нашей школьной библиотеке. Некоторые из них представлены на этой выставке. А начнем мы знакомство с толковых словарей.

Вопрос. Как вы думаете, почему их называют толковыми? Ответы детей.

Словарь называется толковым, потому что он не только переводит одно слово другим словом, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных.

Самые знаменитые толковые словари В. И. Даля и С. И. Ожегова.

47 лет посвятил В. И. Даль своему главному труду - собиранию слов и составлению словаря - «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь был впервые издан в 1863-1866 годах. Владимир Иванович собрал за свою жизнь более 200 ООО слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры.

Но образованию Даль был хирургом. Он также был известным писателем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря.

С. Я. Маршак написал о Словаре Даля стихотворение. Я зачитаю вам отрывок:

На всех словах - события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

В 1949 году вышел в свет первым изданием «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь быстро завоевал признание. При жизни автора словарь переиздавался 6 раз. Он содержит 80 ООО слов и фразеологических выражений.

Как видите, в словарях огромное количество слов.

Вопрос.. Как отыскать нужное? Как вы думаете? Ответы детей.

Вы уже догадались: надежный путеводитель в этом мире слов - алфавит. Такие словари, как словарь Ожегова, обычно называют универсальными, так как, обращаясь к ним, можно получить очень много информации.

А теперь мы поработаем с толковыми словарями.

Найдите в словаре В. И. Даля толкование слов:

  • клёвый (хороший, пригожий, красивый);

  • куондуит (список с отметками о поведении учащихся);

  • вежа (знающий, ученый, образованный).

Найдите в словаре С. И. Ожегова толкование слов.

  • гирлянда (сплетенные в виде цепи цветы и зелень; в иллюминации - фонариков);

  • бирюлька (маленькая точеная фигурка, применяемая в игре, в которой из кучки таких фигурок достают крючком одну за другой, не шевеля остальных. Играть в бирюльки, значит заниматься пустяками)

Вопрос. А теперь, давайте вспомним, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю? Ответы детей.

Когда надо уточнить написание слова. Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать ошибок, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. Вы уже знакомы с таким понятием, как словарное слово.

Представители каждой команды выходят к доске и вставляют пропущенные буквы в словах. (Багряный, облако, трамвай, алмаз).

На уроках литературы вы знакомились с баснями Крылова. Вспомните строки из басни «Свинья под дубом»:

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта...

Но обычно мы говорим досыта. Одни люди говорят свёкла, а другие - свекла. Как тут не растеряться без специального словаря - орфоэпического.

Обратимся к орфоэпическому словарю и выполним задание.

Дети расставляют ударения в словах: каталог, алфавит, творог, кулинария.

Когда пишешь сочинение, готовишься к выступлению, приходится искать слово поточнее. И тут вам на помощь придет словарь синонимов.

Вопрос. Что такое синонимы? (Слова, имеющие различное написание, но близкие по смыслу). Ребята, попробуйте подобрать синонимы к словам: очаровательный, лакомка, радостный, угодничать, хвалить.

Вопрос.. Что у вас получилось?

Вот видите, как полезно работать со словарем, который помогает сделать нашу речь более красочной и яркой!

Вопрос. О синонимах мы вспомнили, а что же такое антонимы? (Слова, противоположные по смыслу).

Не случайно особенно широко используются антонимы в русских сказках.

Близко ли, далеко ли,

Низко ли, высоко ли.

А еще антонимы часто используются в поговорках и загадках. Сейчас мы поиграем в такую игру: я загадаю вам загадки, а вы хором скажете ответ.

Я антоним к слову зной.

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня... (Прохлада)

Я антоним слова лето.

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я... (Зима)

На уроках русского языка вам часто дают задание разобрать слово по составу. Не

всегда с этим легко справиться. На помощь к вам придет «Словообразовательный словарь». Найдите однокоренные слова к словам город, игра, свет, земля, мороз. А теперь давайте заглянем в словарь и попробуем продолжить этот ряд. Посмотрите, как много слов мы нашли.

Молодцы! А теперь прочитайте предложение, записанное на доске.

Редкие фолианты библитаф хранил на дальних стеллажах.

Вопрос. Как вы думаете, что означают эти слова?

Для этого нужно заглянуть в словарь иностранных слов. Знаете ли вы, например, что слово библиотека - греческое, диктант - немецкое, лупа - французское, В нашей библиотеке есть словарь иностранных слов. Обратимся к нему и попытаемся понять смысл предложения, которое мы с вами прочитали.

Фолиант - (нем. от лат. Folium лист) - 1) книга форматом в половину бумажного листа (обычно старинная); 2) толстая книга большого формата.

Библиотаф - (греч. библион книга + taphos могила) - «хоронящий книги», шутливое название обладателя библиотеки, не позволяющего другим пользоваться ее книгами.

Стеллаж - (нем.) - многоярусное устройство, состоящее из вертикальных стоек или стенок с полками, ящиками для хранения различных предметов.

Что же у нас получилось. Редкие толстые книги большого формата, некто, не позволяющий пользоваться другим своей библиотекой, хранил на дальних полках, крепленных на стойках.

Вопрос. Ребята, а как вы думаете, каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний? Ответы детей.

Правильно, этот словарь называется фразеологическим. Послушайте задание, которое вам предстоит выполнить. Перед вами на листочках написаны словосочетания. Объясните происхождение и значение этих фразеологизмов, пользуясь «Фразеологическим словарем».

Битый час, валять дурака, горе луковое, полететь вверх тормашками, между двух огней.

Итак, мы совершили путешествие в страну словарей и энциклопедий. Разговор о них может быть безграничен. Знакомство со многими из них ждет вас еще впереди.

Привыкайте заглядывать в эти полезные книги, когда у вас возникают вопросы, неясно значение слова. Энциклопедии обогатят ваш кругозор, словари помогут сделать вашу речь богатой и выразительной.

Цитаты, которые можно использовать на уроке:

...Культурный в языковом отношении человек, как только ему встретится незнакомое слово, в котором он не уверен, тотчас, прежде чем рискнуть произнести его «при народе», заглянет либо в общий «Толковый словарь русского языка», либо в «Орфографический словарь», либо же в специальный «Орфоэпический словарь русского языка».

...Не имея возможности наводить справки по словарям, нелегко сделать свою речь культурной.

Л. Успенский

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире.

С. Я. Маршак

Используемая литература


  1. Совместные праздники для школьников и родителей. - Коллектив авторов - 2-е изд.- М.: Глобус, 2007.

  2. Книжная Вселенная - ред.-сост. Л.В. Нестерович - Минск: Красико-Принт, 2009.

  3. Воспитать читателя - ред.-сост. Л.В. Нестерович - Минск: Красико-Принт, 2009.

  4. Творческий опыт работы с книгой - сост. Т.Р. Цымбалюк. - Волгоград: Учитель, 2010.

  5. Чтение с увлечением - сост. Е.В. Задорожная. - Волгоград: Учитель, 2010.

  6. Страницы истории: Книга для чтения на русском языке. Сыров С.Н. - М.: Русск. яз., 1983.

  7. Любителям чтения о книгах: Хрестоматия - М.: Мирос, 1993.

  8. Литературные герои: Словарь школьника - М., 1998.

  9. «Растим читателей». Н. Ванюшева - //Литература. 20' 2007.

  10. Любимые герои. С.М. Дадашева - //Читаем, учимся, играем. - 1' 2004.

  11. Вечные спутники человечества. Л.В. Лысенко - //Читаем, учимся, играем. - 6' 2005.

  12. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: материалы в помощь проведению занятий с младшими школьниками. Вып. 1 / Рос. акад. образования; Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д. Ушинского; сост. Г. В. Чулкина. -3-е изд., стереотип. - М.: ГНПБ. - 2000. - 59 с.

  13. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: материалы в помощь проведению занятий. Вып. 2. / Рос. акад. образования; Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д. Ушинского; сост. Г. В. Чулкина. - 2-е изд., стереотип. - М.: ГНПБ. - 2000. -139 с.

  14. Библиотечно-библиографические знания школьникам: практ. пособие / В. Г. Валькова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжная палата, 1989. - 216 с.

  15. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждений: учеб-метод, пособие. / Н. И. Гендина. - 2-е изд., перераб. - М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.

  16. Громова О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке / О. К. Громова // Библиотека в школе. - 2006.- № 17. - 24 с.

  17. Кашурникова Т. М. Чудо, имя которому - книга. / Т. М. Кашурникова. - М: Школьная библиотека, 2006. - 104 с. (Рабочая тетрадь по основам информационной грамотности)

  18. Коряковцева Н. А. Техники информационно-библиотечной работы: учеб.-практ. пособие/ Н. А. Коряковцева. - М.: Либерия, 2004. -135 с.

  19. Любителям чтения о книгах и библиотеках: хрестоматия для 5-6 кл. / сост. В. Г. Валькова, Т. С. Рождественская. - М: Моск. ин-т развития образоват. систем, 1993.

  20. Справочник библиотекаря / под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной.- СПб.: Профессия, 2000. - 432 с.

  21. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 511 с.

  22. Шрайберг Я. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек / Я. Шрайберг, М. Гончаров, О. Шлыкова. - М.: Либерия, 2001. -72 с. (С компьютером на «Ты»)

  23. Кривенко Л. В. Приключения Словаренка: библиотечно-библиографический урок // Читаем, учимся, играем, 2005. - вып. 9. - с, 22.



© 2010-2022