Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре-и при-»

 Цель урока: ·        познакомить с условиями выбора гласной в приставках пре- и при-; ·        научить учащихся выбору гласной в приставках при- и пре-; ·        формирование умения различать приставки по семанти­ческому признаку, умение анализировать и делать выводы, доказывать свою точку зрения. ·        Развивать познавательные интересы, орфографическую зоркость, наблюдательность. ·        Формирование умения самостоятель­но решать орфографические задачи. Вырабатывать на­выки самостоятель...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5-А классе

Тема урока: «Буквы Еэ И в приставках пре- и при-»

Цель урока:

  • познакомить с условиями выбора гласной в приставках пре- и при-;

  • научить учащихся выбору гласной в приставках при- и пре-;

  • формирование умения различать приставки по семанти­ческому признаку,

умение анализировать и делать выводы, доказывать свою точку зрения.

  • Развивать познавательные интересы, орфографическую зоркость, наблюдательность.

  • Формирование умения самостоятель­но решать орфографические задачи. Вырабатывать на­выки самостоятельной работы.

  • Воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать культуру общения, навыки взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, таблицы, алгоритмы.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.(Учащиеся под руководством учителя определяют цели урока)

Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре- и при-»1. Организационный момент.
Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

11.Проверка знаний, умений и навыков.

Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре- и при-»1.Коллективная работа.

Игра «Бумеранг».

Ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово с изучен­ной орфограммой и возвратить его учителю.

Найти синоним с приставкой на з и с, докажи правильность выбора ор­фограммы.

Простой человек - бесхитростный,

неугомонный человек - беспокойный,

жестокий человек - бесчувственный,

тихий, погожий день - безветренный,

сидеть сложа руки - бездельничать,

попросить прощения - извиниться,

передать связно что-либо - изложить,

беседа, обмен мнением - разговор,

не угрожающий опасностью - безопасный,

равнодушный - безразличный,

тот, кто не думает о выгоде - бескорыстный (и др.).

Выигрывает тот, у кого больше всего фишек, кто правильно объяснил орфограмму.

2.Работа в группах.(разноуровневые задания)

Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре- и при-» 1группа

1.Работа по перфокартам.

  • бить,

  • глядеть,

  • делать,

  • сонный,

  • шумный.

2. С двумя словами составить предложение и разобрать его.

Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре- и при-»II группа.

1.Цифровой (диктант).

1- на з-, 2- на с-.

И…бежать,ра…суждать,в…махнуть,бе…полезный,в…крикнуть,и…пугаться,

в…помнить,ра…смотреть,бе…платный,ра…бежаться,ра…чертить,бе..вкусный,

ра…писание.

Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре- и при-»III группа (сильных). Работа по карточке-консультации.

1.Прочитай по учебнику. Буквы Е - И в приставках пре- и при-

2.Составь алгоритм рассуждения.

3.Подготовься рассказывать товарищу:
А) запиши алгоритм рассуждения;

Б) повтори теоретический материал;

В) подбери примеры;

Г) обозначь орфограмму.

4. Прокомментируй примеры.

Проверка выполненных заданий по группам.

Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре- и при-»111.Работа над темой урока.

  1. Осмысление и систематизация учебного материала.

Видеоурок по теме «Правописание приставок пре-,при-«.

2.Работа по составленному алгоритму. Объяснение ведёт ученик.

Различай

ПРИ


1. Приближение, присоединение

(прийти, прибить)

2.Близость ( привокзальный)

3.Неполноту действия (приоткрыть)

4.Доведения действия до конца (придумать)

5.Не является приставкой (привилегия)

Различай

ПРЕ


1. Высшая степень качества (предобрый)

2.Значение «через, пере» ( преодолеть)

3.Не выделяется приставка( прельщать)

4.Не является приставкой (престиж)

3.Работа с учебником стр.86, упр.338(устно)

4.Повторение правила. Лингвистическая сказка(читают два учащихся):

Приставки При- и Пре-

Однажды орфография выстроила все приставки. Первыми стояли те, которые имели в своём составе четыре буквы, потом - три, а затем -две и одну.

Самой первой оказалась Пере-, которая очень гордилась своим поло­жением:

- Я среди всех главная, захочу и всех заставлю всё переделать. Услышал её Корень словообразования и сказал:

Не место красит приставку, а её значение. Ты, Пере-, придаёшь словам их всего два: слишком, «выполнять ещё раз». А вот твоя близкая родственница приставка При-, хоть и меньше тебя на букву, имеет четыре значения.

Приставка Пере- задумалась. Очень уж ей не хотелось отставать от приставки При-.

И вот, когда Графика по просьбе Орфографии переписывала все слова на букву п, Пере- бросилась на колени перед Королём:

О, мудрый Король! Я, как и приставка При-, хочу быть многозна­чительной, т.е. многозначной. Переквалифицироваться хочу.

Хорошо, подумав, ответил Король. - Но за то, что ты такая за­вистливая, мы сократим тебя на на одну букву. Теперь ты станешь пристав­кой Пре-, будешь употребляться в значении, близком к слову «очень».

Так в русском языке появилась приставка пре-. Встречается она срав­нительно редко, и всё старается по примеру своей матушки пере- навредить скромной при-.

Давайте же, ребята, будем очень внимательны, когда надо писать слово с приставкой при-.

Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре- и при-»5.Физкульминутка(стихотворение -закрепление)

Повниматель

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко -
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ - отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре- и при-»6.Работа в парах по алгоритму.

  • От чего зависит написание букв е - и в приставках пре- и при-.

Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите префиксы, объясните правописание.

Пр…лестный,пр…плыть,пр…усадебный,пр…мерить, пр…крыть,пр…красный,пр…лететь, пр…мудрый,пр..ж.поручить,пр…школьный,

пр…рвать,пр…лепить,пр…город,пр…пятствие,пр…шить,пр…винтить.

Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре- и при-» IV.Итоги урока.

1.Словарный диктант(с взаимопроверкой)

Приближаться к станции, преступный сговор, преклонных лет, приморский город, прикрутить к столу, примчаться домой, превосходное качество, преупрямый мальчишка, придорожное кафе, крепко привязать, приоткрыть окно, Василиса Премудрая.

2.Творческий диктант

- Догадайтесь, какое слово с приставкой при- или пре- соответствует каждому словосочетанию, запишите эти слова в тетрадь, обозначая условия выбора орфограммы:

Пуговицу к пальто … пришить

Чуть-чуть открыть … приоткрыть

Очень спокойный … преспокойный

Участок рядом с берегом … прибрежный

Нарушитель закона … преступник

Край у моря … приморье

Очень интересный … преинтересный

3. Анкета для учащихся.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

Понятен не понятен

V. Домашнее задание: теория по опорному конспекту, повторить словарные слова.

«3». Составить словарный объяснительный диктант «Правописание Е,И в приставках пре-,при».(10-20 слов)

«4».Составить 7-10 словосочетаний, используя слова с орфограммой «Правописание Е,И в приставках пре-,при».Синтаксический разбор 5 словосочетаний.

«5».Составить 2 простых и 2 сложных предложений, используя слова с орфограммой «Правописание Е,И в приставках пре-,при».Синтаксический разбор 1 простого предложения.


© 2010-2022