Урок Баллада В. А. Жуковского Светлана и русская романтическая живопись начала 19 века

Интегрированный урок общеметодической направленности органично продолжает ряд уроков , заставляющих учащихся включаться в культурный диалог. Тема урока связана с методической темой самообразования « Интегрированные уроки как средство формирования  представлений о литературе как социокультурном явлении в школе 2 ступени».  В основу урока положен метод эвристической беседы на базе сопоставления художественного текста и живописных полотен с целью осознания жанровых особенностей литературного произв...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока.

Баллада В.А.Жуковского «Светлана» и романтическая живопись начала 19 века.

Аннотация.

Интегрированный урок общеметодической направленности органично продолжает ряд уроков , заставляющих учащихся включаться в культурный диалог. Тема урока связана с методической темой самообразования « Интегрированные уроки как средство формирования представлений о литературе как социокультурном явлении в школе 2 ступени». В основу урока положен метод эвристической беседы на базе сопоставления художественного текста и живописных полотен с целью осознания жанровых особенностей литературного произведения. В результате учебной деятельности у обучающихся формируется способность к4 структурированию и систематизированию учебного материала.

Обращение к подобной методике вызвано несколькими причинами. О взаимовлияниии литературы и живописи говорят много, но широкого инструментария педтехник нет, приемы работы перечислены, но все они в большинстве своем не выходят за рамки традиционных методик. Сопоставление зачастую вводится как элемент урока, у меня же составляет его базу, способствующую созданию у учащихся целостной картины мира.

В результате подобной работы существенно расширяется развивающий и воспитательный аспект урока, связанный с пониманием обучающимися того, что литература, как социокультурное явление , отражает жизнь эпохи . Урок предполагает реализацию межпредметных связей литературы, истории и МХК.

Считаю, что метод эвристической беседы позволяет совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышая его эффективность за счет развития самосознания и мотивации познавательной деятельности.

Урок не выходит за рамки традиционных методик, я предлагаю лишь несколько расширить их возможности. Входе урока применяются различные элементы системно-деятельностного подхода ( побуждающий диалог, составление обобщающих таблиц, позволяющих систематизировать материал и повторить учебное содержание урока).

Побуждающий (мотивирующий ) диалог, прогнозирование есть элементы технологии развития критического мышления. Самостоятельная постановка цели обучающимися и осознания этапов ее достижения необходимы для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности, способствует организации положительного самоопределения ученика к деятельности. В ходе побуждающего диалога создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность и выделяется ее содержательная область 9соотношение между «хочу» и «могу»).

Урок представляет собой проект движения к определённой цели, в процессе которого актуализируются знания, выявляются затруднения и способы их решения.

В ходе урока дети разрешают проблемные ситуации, привлекая различные приемы исследовательской деятельности , итогом которых является составление сравнительно-обобщающей таблицы.

В ходе урока используются элементы различных педтехнологий: технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления ,технологии проблемно-диалогического обучения.

Коллективная форма организации учебной деятельности соответствует возрасту обучающихся , теме урока и основному приему урока- эвристической беседы.

Такой урок требует серьезной подготовки, но заслуживает внимания, так как развивает все компетенции учащихся (информационную, коммуникативную, ценностно-мировоззренческую, трудовую, читательскую, общекультурную).

Урок требует четкого следования целям и задачам занятия, строгой экономии времени. Успех зависит от уровня культурологической подготовки учеников, уровня развития их общеучебных умений и навыков.

Подобные уроки включены в систему уроков по теме «Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении». Работа начинается в 5 классе и завершается в 11.

Примеры подобных уроков представлены ниже.

Цели:

обучающие:

  • знакомство обучающихся с некоторыми особенностями творческого метода романтиков,

развивающие:

  • осознание обучающимися единства живописи и литературы как близкородственных видов искусств, их диффузии и взаимовлияния,

  • создание целостной творческой картины мира , отраженной в мировосприятиии романтиков,

  • развитие нравственно-эстетических качеств учеников,

  • продолжение работы над развитием и совершенствованием навыков связной грамотной диалогической речи учеников,

  • развитие элементарных навыков поисковой и исследовательской культуры обучающихся.

воспитательные:

  • осознание обучающимися важности знания и приятия культуры в ее многообразии

Ход урока

1 .Организационный момент

2. Побуждающий диалог

Учитель: Вспомните, какое произведение мы с вами читали , обсуждали его жанр. Посмотрите на следующий видеоряд ( демонстрация полотен художников) .Как вы думаете ,чем нам придётся заняться сегодня ?

Ученики : Мы будем сопоставлять произведения живописи и текст баллады .

Учитель: Зачем мы будем это делать?

Ученики : Мы выявим особенности художественного произведения, особенности мировосприятия героини.

Учитель: Почему полотна художников В.А Тропинина, Н. С.Крылова, О. А. Кипренского я выбрала для сопоставления с текстом баллады В.А. Жуковского?

Ученики: Это художники-романтики, их мироощущение близко ощущениям Жуковского.

Учитель: Значит, мы обратимся к творчеству художников-романтиков, сопоставим их работы с текстом баллады Жуковского «Светлана»; выделим основной мотив баллады и особенности мировосприятия героини, особенности её изображения. Запишем тему урока (Слайд 4) Посмотрите на доску, где зафиксирована заготовка таблицы, подумайте, как мы будем работать?

Ученики: Мы будем работать, последовательно сопоставляя текст и картину ,наблюдая, фиксируя выводы в таблице.

3. Слово учителя: Итак , В.А. Жуковский-звезда Золотого века России. Он оказал огромное влияние на формирование облика художников и поэтов начала и середины 19 века. Если есть влияние, то его можно отследить.

Сопоставление смежных искусств - процесс сложный, работа во многом будет представлять анализ наших с вами ассоциаций . Перечислите известные вам признаки романтизма как литературного направления. Обратим внимание, кто находится в центре мира романтика?

Ученики: В центре мира романтика находится человек.

Учебная ситуация.

Учитель: Заметьте, одним из самых распространенных жанров романтической живописи был портрет. Это не случайно: центром их художественного мира является личность. Интерес к личности -то новое, прогрессивное, что внес романтизм в искусство. Представить героев поэта, можно, представив облик его самого. Обратимся к портрету В.А Жуковского работы О. А. Кипренского . ( Слайд 5)

На что обращает внимание живописец? Каким изображает поэта?

Ученики: Поэт смотрит вдаль, он задумчив, его душа парит ,наверное, Кипренский изобразил творческий процесс создания стихотворения.

Учитель: Это мир человеческой души. Посмотрите на задний план картины . Прост ли мир Жуковского?

Ученики: Художник изобразил Жуковского на фоне моря и руин средневекового замка. Это очень загадочно. Но пейзаж на картине нечеткий, потому что все подчинено раскрытию внутреннего облика поэта.

Учитель: Это не только излюбленный сюжет романтиков, но и отражение их души. Каков же мир человека? Ответьте и запишите.

Ученики: Мир человека не прост, полон колебаний, как морская стихия, изменчив, мистичен, загадочен.

Учитель: Как загадочен образ героини баллады Светланы! Составьте ассоциативный ряд. Почему героиню зовут Светлана?

Ученики: Имя героини для русского человека того времени загадочно и понятно одновременно. Имя не было самостоятельным, это перевод Жуковского. С именем связано множество ассоциаций.

Учитель : Прочитаем первые строки баллады ( чтение наизусть подготовленных учащихся)от строк «Раз в крещенский вечерок…» до слов «Ужинать с тобою..» Почему текст начинается со сцены гадания?

Ученики: Сюжет построен на религиозной и народно-поэтической основе .Баллада связана фольклором.

Учебная ситуация.

Учитель: Значит, романтики обратились к национальному русскому женскому типу.

Перед вами работа В. А. Тропинина «Кружевница»(слайд 6)

Прочитайте еще строки баллады «Светлана» от строк «Вот красавица одна..» до «Твой услышан ропот..» Сопоставьте героинь живописного полотна и художественного произведения. Что за образы перед нами? Обратите внимание, что одна занимается гаданием, а другая исконно русским делом (плетением кружев). Представьте героинь.

Ученики : Тропинин изобразил девушку с добрым взглядом, светлой улыбкой. Авторы создают идеальный образ русской девушки: верной, покорной, любящей , чистой душой ,поэтичной, светозарной . Девушки любопытны, скромны , молоды.

Учитель: Обратите внимание на глаза кружевницы. На что обращает внимание автор?

Ученики: Автор подчеркивает свое внимание к внутреннему миру героини.

Учитель : Вспомните, зачем Светлана гадает, на что она надеется?

Ученики: Светлана гадает на суженого, на счастье. Она ждет его. Именно поэтому безропотно садится в сани с любимым.

Учитель: Вопрос, на который желает получить ответ Светлана, садясь перед зеркалом, очень серьёзный. Прочтем строки от «Где ж».. до «Пар алеет тонкий…». Что это за вопрос?

Ученики: «Тайный мрак грядущих дней, что сулишь душе моей, радость иль кручину?»

Учитель: В чём вы видите его на картине? Обратите внимание на позу героини.

Ученики: Она скованна , плечи прижаты. Она задумывается о будущем

Учитель: Уверена ли она в будущем (Да). Девушка открыто смотрит с холста . Но немой вопрос о том, что же ждать от будущего, звучит.

Учебная ситуация.

Учитель: Загадочность - особенность мировосприятия романтиков. Конечно, в жизни не все просто. Как и в судьбе наших героинь. Какие мотивы противопоставлены в балладе и на картине?

Ученики: Светлому мотиву о солнечной юности противостоит, как всегда у романтиков, мотив печального знания жизни ,тайного мрака грядущих дней

Учитель: Как это показано на картине и в балладе? Дома вы выписывали цветовые слова баллады. (Реализация домашнего задания)

Ученики: Основной тон светлый , но вводит художник и серый. В балладе темным тонам противопоставлены светлые . Светлые тона символизируют все лучшее: добро, тепло, красоту, надежду. Темные тона связаны с тем, что на Светлану оказывают влияние мистические силы, несущие возможное несчастье, тьму.

Учитель: Как мы помним, мистичность- одно из свойств романтического произведения. Какой прием использует Жуковский , чтобы погрузить читателя в мир мистики? Зачитаем от слов « Чу! в дали пустой гремит…» до слов «Пойте многи леты…»

Ученики: Жуковский погружает героиню в сон.

Учебная ситуация.

Слово учителя : Кульминация баллады- это пробуждение героини. Обратите внимание, сама героиня действий не производит, она покорна судьбе и робка. Жуковский обращает внимание читателя на свое отношение к Светлане. Как называет он девушку, как обращается к ней?

Ученики: Жуковский употребляет эпитеты милая, называет ее моя Светлана, подчеркивает теплое отношение к ней.

Учитель: Обратим еще раз внимание на полотно Тропинина. Чем восхищаются поэт и художник?

Ученики: Поэта и художника объединяет восхищение женской грацией, красотой, молодостью, благородством. Авторы хотят оградить девушек от забот и несчастья.

Учитель: Как вы думаете, от чего зависит счастье девушек? Вспомним обращение Светланы к ангелу-хранителю.

Ученики: Счастье героинь зависит от их способности любить и верить.

Учитель : Почему против всех законов жанра баллады Жуковский делает ее финал оптимистичным?

Ученики: Светлана верит в судьбу, в провиденье, в лучшее. Она не теряет надежду, и счастье приходит к ней.

Учебная ситуация.

Слово учителя: По мнению В.Г. Белинского, Жуковский дал русской поэзии душу и сердце. Особенно ярко проявляется это в строчках, где описаны картины природы. (С. 107-108 учебника)В чем особенность изображения природы?

Ученики: Природа показана в движении , образы ярки и понятны.

Учитель: В первые годы 19 столетия в живописи был создан один из первых зимних пейзажей «Русская зима». Создан он Никифором Степановичем Крыловым. ( слайд 7) Опишите ваши впечатления.

Ученики: Пейзаж прост. Автор подробно изобразил зимнюю деревню, зимние дела людей. Необычно сливаются небо и земля.

Учитель: Природа романтиков загадочна. В чем загадочность полотна и «пейзажных» строчек Жуковского?

ученики: Природа у Крылова и Жуковского - благодатный сказочный мир. У Крылова сливаются земля и небо, в мире царствует покой. У Жуковского в сказку погружают картины темной ночи, вид бескрайних полей и полной луны. Оба автора подробно описывают природу.

Систематизация знаний.

Учитель: Обратившись к таблице, составленной нами, подведите итоги сегодняшней беседы.(Слайд 8)

Ученики: Жуковский-поэт романтик, он чуток и внимателен к миру человеческой души, к миру природы. Как О.А. Кипренский, Жуковский обращается к мистичному и загадочному миру человеческой души. Как В.А. Тропинин, поэт создает образ простой русской девушки, кроткой, загадочной, мечтательной, скромной и открытой миру. Эта девушка мечтает о счастье , ждет его и верит, что все в жизни будет хорошо. Как в любых произведениях романтиков, на картине и в балладе мотиву беспечной юности противопоставлен мотив тайного мрака жизни. Поэт и художник любят своих героинь, желают им счастья. Счастье девушек зависит от их веры в лучшее, способности любить и верить. Как Крылов, Жуковский внимателен к природу, прост в изображении ее как сказочного мира.

Рефлексия.

Оценим свою работу, смогли ли мы достичь целей занятия. Поставим себе оценки.



приложение

Таблица «Баллада Жуковского «Светлана» и русская романтическая живопись начала 19 века

Картина

Элемент сопоставления

Выводы

О.А. Кипренский «Портрет поэта В. А. Жуковского»

Мир человеческой души

Мир человека не прост, полон колебаний, мистичен, загадочен.

В.А. Тропинин «Кружевница»

Национальный женский характер



Мотивы



Авторское отношение к героине

Вопрос о счастье

Образ девушки идеален. Она верна, покорна, поэтична, красива, чиста душой, скромна, открыта миру, надеется на счастье и ждет его. Покорна судьбе и робка.

Мотив солнечной беззаботной юности противопоставлен мотиву тайного мрака.

Восхищение женской грацией, красотой, молодостью, благородством.

Счастье связано со способностью искренне любить и верить.

Н. С. Крылов «Русская зима»

Изображение природы

Природа у Крылова и Жуковского - благодатный сказочный мир. Пристальное внимание к окружающему миру.


© 2010-2022