Нетрадиционные формы опроса как путь активизации работы учащихся

Правильно организованная деятельность учащихся ,вызывающая у них положительные эмоции, всегда облегчает процесс обучения,в ходе которого формируются и приобретаются навыки интеллектуальной работы : выделение главного , отличного, общего, умение видеть несоответствия и правильно и четко формулировать вопросы.Достаточно рутинная "скучная" работа с текстом(теория литературы ,критическая статья и др.)может во многом помочь повысить культуру умственной деятельности учеников ,если в нее будет при...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нетрадиционные формы опроса как путь активизации работы учащихся.

В Учебной деятельности ребенка зачастую интересует результат, оцениваемый учителем , а не процесс его достижения . Правильно организованная деятельность учащихся , вызывающая у них положительные эмоции , всегда облегчает процесс обучения , в ходе которого формируются и отрабатываются алгоритмы ,приобретаются навыки интеллектуальной работы : выделение главного , отличного , общего , умение видеть несоответствия и правильно и четко формулировать вопросы.

Как правило , об уме человека судят не столько по его ответам , сколько по вопросам ,которые он задает.

Достаточно рутинная , «скучная» работа с текстом ( теория литературы, критическая статья и др.) может во многом помочь повысить культуру умственной деятельности учеников , если в нее будет привнесен элемент эмоциональной окраски.

Приведем примеры игровых форм проверки знаний.

1.Таблица.

Прочитав предложенный текст ,заполни таблицу , характеризуя прочитанное следующим образом:

Одно ключевое слово, характеризующее весь текст

Одна ключевая фраза

Особенность , «секрет» текста ,без чего данный текст лишается смысла.



Работа вместе с чтением занимает не более 10 минут. Далее учащиеся читают варианты найденных ключевых слов и выбирается более точное , оригинальное. Таким же образом в ходе обсуждения находится лучший вариант «фразы» и «секрета». Подготовительная работа проводится дома ,а обсуждение - в классе.

2. Кроссворд «наоборот»

Составленные дома по указанному тексту кроссворды учащиеся оформляют так , чтобы сетка кроссворда и вопросы к нему были на разных частях двойного листа. Тогда данный кроссворд можно использовать не только впрямую , но и «наоборот».Во второй раз выдается заполненная сетка и требуется записать на обороте вопросы ,которые можно составить к данным словам.

На листе остаются 3 фамилии:

Составитель №1 , отгадчик , составитель

Появляется возможность перед выставлением оценок сравнить и найти наиболее удачные формулировки вопросов , отметить точность одних и ошибочность или неполноту других формулировок.

3. Мозаика

Для проведения работы каждый ученик дома на стандартном листе рисует простой рисунок(иллюстрация к тексту) желательно на весь лист. Читая текст, делит его на смысловые части. На такое же количество частей делит лист горизонтально и вертикально с чистой стороны. Затем конспектирует по одному предложению и разрезает лист с рисунком. Заполнение карточек идет слева направо и сверху вниз. В классе ученик перемешивает свои карточки и передает соседу справа. Тот , получив чужие карточки , просматривает их содержание и раскладывает в нужном порядке. Если на обороте сложился рисунок , то учебный текст усвоен хорошо.

4 «Королевская стража»

Прочитаем текст. Выберем 2-3 пары неподкупных стражников. Стражники будут охранять страну Литературию от проникновения неучей. Чтобы пройти в страну , надо ответить на вопрос стражника по данному тексту.

Прочитав текст и вооружившись знаниями ,можно по очереди подходить к стражникам- вдруг пропустят? Если стражники недостаточно «въедливые» и «придирчивые» ,если кто-то еще может задать вопросы по тексту , то можно произвести смену караула. Все благополучно прошедшие в страну ,получают в дальнейшем задания у учителя.

5. « Шахматы»

Прочитав текст учебника, каждая пара , сидящая за партой , выбирает из двух одинаковых фишек одну , которая с обратной стороны либо белая ,либо черная. Белые начинают ход , т.е. ведут опрос ,а «черные» отвечают. Возможен и ответный ход , «черные « оценивают качество вопросов « белых».

6. « Шпаргалка»

Всем известно ,что , если самому составить хорошую шпаргалку ,можно ею на экзамене не пользоваться. Процесс составления шпаргалки в виде опорного конспекта сам по себе дает возможность усвоить материал. А вы умеете составлять конспекты? Их можно оформить в виде :

А ) главных слов в логической последовательности;

Б) плана изложения материала ;

В) тезисов, отражающих суть материа

Г) ключевых вопросов.

Затем «шпаргалка» подбрасывается товарищу и ,пользуясь ею, он дает полный ответ.

7. «Композиция»

Познакомившись с текстом , класс делится на 5 групп: «введение» . «основная мысль», «примечание» , «заключение» , «дополнение». Члены каждой группы по порядку начинают пересказывать свою часть текста : «введение» , «основная мысль» т.д. Только группа «дополнение» имеет право взять слово после выступления каждой группы. Чем точнее и подробнее воспроизведение своей части , тем меньше дополнений.

© 2010-2022