Примеры текстов для уроков русского языка по анализу текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вот и пришла долгожданная весна. Засветило яркое солнышко, на улице стало тепло. Побежали веселые ручейки.

С юга прилетели птицы. Они так звонко чирикают, как будто радуются тому, что вернулись в родные края.

На полянках расцвели первые цветы - подснежники. Иногда их называют первыми вестниками весны, потому что они появляются раньше всех остальных цветов, прямо из-под снега. Подснежники бывают разных цветов: желтого, белого, фиолетового.

Весной просыпается хозяин леса - медведь. Он сейчас голодный, потому что у него закончились зимние запасы. Радуются весне все обитатели леса.

Скоро начнется ледоход на Лене, и тогда до лета перекроют переезд через реку.

  1. Подберите более подходящее название к тексту.

  2. Определите тему и основную мысль.

  3. Назовите ключевые слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли текста.

  4. Назовите тропы ( средства художественной выразительности: метафору, эпитет, олицетворение, сравнение и т.д.)

  5. Разбейте текст на законченные смысловые части, озаглавьте их. Назовите микротемы абзацев.

  6. Дополните текст (новой микротемой, вступлением, заключением).

Вот и пришла долгожданная весна. Засветило яркое солнышко, на улице стало тепло. Побежали веселые ручейки.

С юга прилетели птицы. Они так звонко чирикают, как будто радуются тому, что вернулись в родные края.

На полянках расцвели первые цветы - подснежники. Иногда их называют первыми вестниками весны, потому что они появляются раньше всех остальных цветов, прямо из-под снега. Подснежники бывают разных цветов: желтого, белого, фиолетового.

Весной просыпается хозяин леса - медведь. Он сейчас голодный, потому что у него закончились зимние запасы. Радуются весне все обитатели леса.

Скоро начнется ледоход на Лене, и тогда до лета перекроют переезд через реку.

  1. Подберите более подходящее название к тексту.

  2. Определите тему и основную мысль.

  3. Назовите ключевые слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли текста.

  4. Назовите тропы ( средства художественной выразительности: метафору, эпитет, олицетворение, сравнение и т.д.)

  5. Разбейте текст на законченные смысловые части, озаглавьте их. Назовите микротемы абзацев.

  6. Дополните текст (новой микротемой, вступлением, заключением).

Составление текста на основе данных материалов.

Волчье лыко.

С августа до поздней осени в лесу можно встретить невысокий кустарник с сочными ярко-красными ягодами. Ягоды яйцевидные, односеменные, длиной до восьми миллиметров. Они располагаются не на ветках, а лепятся кучками на голом прутике ствола.

Это опасное растение - волчье лыко. Его называют еще волчий перец, волчий лаврик, лесная сирень.

Цветет в конце апреля. Очень красив этот ядовитый кустарник. На коре прута появляются светло-розовые, как заря, колокольчики. Четырехлепестковые цветы изящными пучками расположены на прутиковых ветвях. По форме и цвету они напоминают сирень.

В его ягодах и коре содержатся сильные яды. Пять-шесть ягод смертельны для человека, тридцать граммов листьев отравляют лошадь. Даже от прикосновения к коре на руках могут появиться пузыри. Люди и животные не трогают это растение. А птицы клюют, им ничего не делается.

Детей надо оберегать от встречи с волчьим лыком. Следовало бы в сельских домах культуры и обязательно в школах вывешивать плакаты с изображением волчьего лыка и объяснительным текстом. Необходимо всем хорошо знать отличительные приметы этого опасного растения.

  1. Назовите предложение, передающее главную мысль последнего абзаца.

  2. Что хотел сказать автор?

  3. Прочитайте текст. Составьте к нему развернутый план.

Пример:

  1. Осенний вид приметного кустарника.

  2. Как называется это растение?

  3. Весенний наряд волчьего лыка

  4. Растение ядовито!

  5. Меры предосторожности должен знать каждый.

  6. Перескажите по составленному плану текст.



Однажды в парке.

Выдался морозный, но солнечный день. Взяли ребята лыжи и санки, прихватив с собой метлу, угольки, дырявую кастрюлю и красную морковку. Одни ребята катались на санках и лыжах, другие играли в снежки, остальные лепили снежную бабу. Лица ребят раскраснелись, им было весело и радостно, так как баба вышла смешная. Хорошо повеселились и поиграли ребята в удивительном зимнем парке.

Учащиеся по схеме «Основные признаки текста» доказывают, что перед ними текст:

Отрывок употреблен в узком значении: видим совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически, получаем информацию художественного характера.

Текст состоит из 3-х частей:

1 часть - зачин - 1-й абзац, в котором заключена основная мысль текста

2 часть - средняя часть, состоит из 2-х микротем:

  • 1 микротема - «Сборы детей» (2 абзац, 1 предложение)

  • 2 микротема - «Игры детей» (2 абзац, 2 и 3 предложения)

3 часть - концовка (3 абзац)

III. Текст завершен, видим законченное синтаксическое единство.

В названии «Однажды в парке» заключена тема текста, по структуре: наречие +существительное в предложном падеже, которое требует продолжения события, есть динамика, движение. Тип текста - повествование. Где глаголы-сказуемые обозначают действие: взяли, катались, играли, лепили.

IV. Текст связный и целостный, есть тематическое единство:

А) Тематические слова - ключевые слова. Которые раскрывают тему и основную мысль.

Б) Синонимы: морозный - зимний; весело - хорошо - радостно; ребята - другие - остальные; играли - катались - лепили; солнечный - удивительный.

В) Антонимы: морозный - солнечный.

Г) Однокоренные слова: снежки - снежная, играли - поиграли, весело - повеселились.

Д) Лексико-семантические группы слов: существительных, глаголов, наречий.

V. Связь предложений в тексте цепная:

А) Имеется лексический повтор слов: ребята - 4 раза, лыжи, санки, баба - 2 раза

Б) Родо-видовые связи слов-глаголов: преобладают глаголы совершенного вида, что придает действию стремительность, динамичность, а глаголы с приставками и суффиксами придают тексту особую выразительность, мажорный, веселый характер.

В середине текста, где показывается игра детей, употреблены в основном глаголы несовершенного вида. Автор использует такой прием, чтобы показать неторопливые действия героев, которые хотят. Чтобы их игра длилась как можно дольше.

VI. Текст относится к художественному стилю (по «Стилистике» Л.П.Васильевой доказывают принадлежность текста художественному стилю, находят художественные средства и приемы):

Автор использует прием инверсии - обратный порядок слов в 1, 2 и последнем предложениях для придания речи выразительности.

Богат русский язык еще тем, что многие слова многозначны (полисемичны).

Обратим внимание на слова метла и угольки, которые употреблены автором в начальном (первом) значении, т.к. метла, метелка - сорное растение в виде метелки, а угольки - уголь (каменный, древесный).

Слово раскраснелись - лица детей покрылись румянцем, стали красными - красивыми. Детям весело, радостно, они счастливы.

По словарю Ожегова учащиеся выявили, что слова выдался (выдаться), вышли (выйти), прихватив (прихватить) многозначны и употреблены автором не в первом своем значении.

Ученики еще раз читают текст и делают вывод, что перед ними текст.

VI. Нахождение ключевых слов в тексте. Что мы чувствуем? Веселое настроение, хочется оказаться на месте этих детей. Придумайте позитивные слова к вашим чувствам: жизнь, счастье, тепло, солнце, красота, добро, любовь, радость, детство.

VI. Составить небольшой текст о наступлении весны.


© 2010-2022