- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока-экскурсии на тему «Юность страны в поисках духовности»
Разработка урока-экскурсии на тему «Юность страны в поисках духовности»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дубинская В.К. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок - экскурсия на тему
«Юность страны
в поисках духовности».
Учителя школы-гимназии № 3:
Колужонок Т.С. (историк),
Дубинская В.К.(филолог).
Задачи: а) образовательные - помочь учащимся проникнуть в мир
авторских чувств и идеалов, осмыслить исторический путь
развития государства на пути демократизации общества, дать
понятие о мировых религиях и познакомить с ведущими
религиями города; расширение кругозора;
б) развивающие - духовное развитие, формирование эстетического
вкуса; совершенствование навыка выразительного чтения и
коммуникативных речевых умений;
в) воспитывающие - побуждать учащихся к
самосовершенствованию, формирование активной гражданской
позиции, высоких нравственных качеств, формирование
мировоззрения читателя, воспитание казахстанского патриотизма.
Эпиграф:
Полнее сознавая прошедшее,
мы уясняем современное:
глубже опускаясь в смысл былого -
раскрываем смысл будущего;
глядя назад - шагаем вперёд…
А.И.Герцен.
Колужонок Т.С.: Ребята,кто из вас знает, как называется этот памятник
и в чью честь он воздвигнут?
( Звучат ответы учащихся. )
Бий 17-18 веков - это человек с широким кругом полномочий. Это скорее наставник, пастырь, знаток обычного и международного права у казахов, советник у хана. В истории есть примеры, когда авторитет биев стоял выше авторитета хана.Одним из известных биев был Айтеке. В 30 лет избирается старшим бием Младшего жуза.
Другим известным деятелем был Казыбек би. Один из организаторов борьбы с джунгарами. Бий Толе Алибек-улы прожил долгую жизнь, и его
деятельность протекала при Тауке, Абулхаире, Абылае. Он принимал участие во всех крупных событиях казахского общества как во внутренней жизни, так и во внешнеполитических событиях. 10 - 20-е годы 18 века - годы самых драматических событий борьбы с иноземными захватчиками. Победы чередовались с поражениями. На съезде представителей трёх жузов в местности Ордабасы предводителем казахского ополчения был избран Абулхаир. При этом учитывалось мнение трёх биев - Толе би, Айтеке би и Казыбека би.
Дубинская: Об активном участии этих биев в организации отражения
джунгарской агрессии рассказывает Ануар Алимжанов в романе «Гонец»:
Чтец: «Вот наконец раскрылись двери. Один за другим на зелёное поле
перед шатром степенно вышли три убелённые сединами старца, три великих
бия, чьи имена были известны каждому степняку… эти трое старцев жизнью
и делами своими доказали своё бескорыстие и справедливость. Они служили одному богу - Истине. Перед их судом всегда были равны все - богач и
бедный, хан и пастух. Неподкупность давала им силу перед владыками степи и власть над умами людей, приносила им любовь народа».
Толе би: Нас сюда привело одно желание: подтвердить своё братство! Сила народа всегда была в согласии и единстве…Сегодня не клятва нужна, а битва, если мы хотим остаться народом. Нужен вожак для стонущей стаи, если мы хотим быть едиными в бою.
Казыбек би: Лишь сохранив свою честь и достоинство, человек может считать себя человеком, а народ остаться народом…Несчастен и вечно в тревоге народ, когда он одинок…Нам от предков завещана дружба с русами.
У нас ныне один грозный враг - джунгары. И сегодня мы не одни выступаем
против них. Сегодня вместе с нами здесь стоят жигиты киргизов и
каракалпаков, башкир и узбеков. Стоят наши братья, готовые разделить нашу радость или горе, нашу славу или бесчестье. Но… не бывает стаи без вожака, народа без вождя, воинов без предводителя… Но если мы не победим джунгар в нынешней битве, то нам никогда больше не быть народом!
Айтеке би: Волею старейшин и вождей племён казахских и с согласия старейшины ханов…главой над сарбазами в великой битве с джунгарами станет самый молодой из ханов храбрый Абулхаир!
Учитель: Затем великий имам степи благословил ставшего перед ним на колени Абулхаира.
Чтец: «Действительно, хан молод, лет сорок ему. Подтянут. Жемчугами переливается рукоять сабли. Остроконечная шапка на голове, с лихо изогнутыми краями. В центре её, над лбом, сверкает драгоценный камень с золотыми нитками.Сверкает кольчуга, грудь укрыта блистающей стальной пластинкой. Острый взгляд, скуластое лицо».
…Соединив раскрытые ладони, все три великих бия вместе с имамом
провели по лицу:
-
Аминь!
Учитель: Так было дано благословение.
Клишевич: Даётся историческая справка об Отечественной войне 1812 года и участию в ней казахов.
Дружба казахского и русского народов не ограничивалась хозяйственной сферой и культурой. Она крепла в борьбе с джунгарским нашествием, в сражениях против гнёта кокандских правителей, других внешних сил. Это проявилось и в совместной войне России против наполеоновской агрессии.
Накануне войны значительно развилась казахская торговля и укрепились хозяйственные связи через приграничный с Россией Оренбург. Пригон скота,
а также доставка казахами скотоводческого сырья в торговые центры
Оренбургского края имели важное значение для ослабления континентальной
блокады, установленной Наполеоном.
В войне с армией Наполеона особую роль играла конница. Это
требовало увеличения из года в год объёма закупа лошадей у казахов.
Только в 1804 - 1815 гг. у казахов Младшего жуза было куплено 1060, у Букеевской орды - 47200 лошадей. Казахи включались в воинские соединения, сформированные из представителей нерусских народностей, и вместе с башкирскими, калмыцкими и другими воинами участвовали в Отечественной войне 1812 года. Так, только в Оренбургской губернии было сформировано 40 кавалерийских полков. В их числе были 28 башкирских, 5 оренбургских, 2 тептярских полка. По численности казахов было больше в оренбургских полках, особенно в войсковых группах уральских казаков.
6 июля 1812 года было принято обращение к русскому и другим населявшим Россию народам с призывом защитить от опасности, которая угрожает Российскому государству. Обращение было переведено на различные языки, в том числе на казахский. Добровольные агитаторы шли по аулам, разъясняли жителям содержание обращения.
На рудниках Риддера, Зыряновска, Белоусовки казахские трудящиеся увеличили плавку меди и свинца для нужд войны. Было собрано 239 рублей. Казахские рабочие Эльтонских соляных промыслов направили армии миллион пудов соли. Казахи обеспечивали также войска дешёвым и качественным мясом, подводами, лошадьми, луками и другими необходимыми для войны средствами. Узнав о военных действиях, сотни казахских джигитов изъявили желание войти в состав народного ополчения и постоянных воинских частей, которые были организованы в Усть-Каменогорской, Убинской и Крутоберёзовской волостях. Накануне войны такие части располагались вдоль Иртышской военной линии, между Бухтарминской и Омской крепостями. Полки Иртышской линии в августе 1812 года приняли участие в сражении под Бородино. В составе русских войск были и казахские джигиты. За героизм, проявленный в Бородинском сражении, казахский воин Майлыбайулы был награждён серебряной медалью, а старшина первого тептярского полка Карынбай Зындагулулы - медалью на голубой ленте. В сражениях под деревнями Малаево Болото и Левия 27 июля 1812 года отличились казахские воины Мурат Кулшоранулы и Ериш Азаматулы, им был присвоен чин хорунжего. В местности Рамоново героически сражались воины-всадники Боранбай Шуашбай-улы, есаул Ыксан Аубакирулы. За героизм в сражении под Вязьмой есаул 1-го тептярского полка Сагит Хамитулы был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Сражавшийся в составе Башкирского полка казах Нарынбай Жанжигитулы за проявленный героизм стал кавалером ордена Святого Георгия. Участвуя в составе башкиро-казачьих воинских частей в решающих сражениях, казахи внесли заметный вклад в победу. Участие казахов в Отечественной войне 1812 года - немаловажное событие в укреплении военного содружества двух народов.
Учитель: Из произведения Л.Н.Толстого «Война и мир» мы узнаём, что перед решающим сражением в Отечественную войну 1812 года -Бородинской битвой - тоже совершался молебен при участии главнокомандующего -
М.И.Кутузова:
Чтец: «Когда кончился молебен, Кутузов подошёл к иконе, тяжело опустился на колени, кланяясь в землю… Наконец он встал и с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры и за ними…солдаты и ополченцы».
Учитель: Эта битва действительно решала быть или не быть России.
Я думаю, что фрагменты этих двух произведений литературы убедительно говорят о том, что религия проповедует устремлённость к обеспечению счастья и добра для людей, защиту мира на Земле.
Махамбетова: Даётся историческая справка о Великой Отечественной войне. 1 сентября 1939 года фашисты развязали войну против Польши,
превратившуюся очень скоро в мировую войну. В нарушение договора Германия, оккупировав Польшу, 22 июня 1941 года напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. В войне Казахстан участвовал в составе СССР. Планы Германии по отношению к Казахстану были недвусмыслены. После победы над СССР фашисты планировали на территории Средней Азии и Южного Казахстана образовать рейхскомиссариат Гростуркестан, а центральные, северные и северо-восточные районы Казахстана должны были войти в состав «индустриальных областей» - Карагандинской, Новосибирской и Кузнецкой, куда планировалось переселить украинцев, белорусов, поляков, венгров и другие народы Восточной Европы. Позже, в связи с крахом планов «молниеносной» войны, фашистам пришлось пересмотреть свои планы и обещать нерусским народам СССР самоуправление, чтобы использовать их в борьбе против Москвы, однако этим планам не суждено было сбыться. Под угрозой военного поражения Сталину и его окружению пришлось на время отказаться от идеологии казарменного социализма и апеллировать к патриотическим чувствам народа. Произошло ослабление антирелигиозной политики. В 1943 году в Ташкенте было создано Центральное управление мусульман и избран муфтий. Все литературные и художественные формы
были мобилизованы для пропаганды патриотических и национальных ценностей, началось изучение и популяризация истории национально-освободительной борьбы и её героев. В ряды Советской Армии за время войны было призвано более 8 млн. 200 тыс. казахстанцев, сформировано более 20 стрелковых дивизий и другие соединения. С первых дней войны казахстанцы проявили подлинный патриотизм на её фронтах. Первыми удар фашистов приняли защитники Брестской крепости казахстанцы В.Фурсов, К.Турдиев. Неувядаемой славой покрыли себя воины-казахстанцы в битве за Москву. За легендарные подвиги 316 стрелковая дивизия, сформированная в г. Алма -Ате, была преобразована в 8 Гвардейскую Панфиловскую. Исключительную стойкость здесь проявили П.Б.Вихрев, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза, батальон под командованием старшего лейтенанта Б.Момышулы, которому звание Героя было присвоено в 1990 году. Подвиги здесь совершили Герои Советского Союза Т.Тохтаров, М.Габдуллин и другие. В обороне и прорыве блокады Ленинграда активно участвовали 310, 314 дивизии из Казахстана, а всего под Ленинградом воевала треть казахстанских формирований. Здесь казахстанцы воевали не только на суше, но и на море, только на крейсере «Киров» их было 156. В боях за Ленинград совершил свой подвиг Герой Советского Союза С.Баймагамбетов, закрыв грудью амбразуру дзота. В тяжёлые сентябрьские дни 1941 года к ленинградцам обратился со своим стихотворением «Ленинградцы, дети мои!» казахский народный поэт Жамбыл:
К вам стальную ломится дверь,
Словно вечность проголодав,
Обезумевший от потерь
Многоглавый жадный удав…
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея,
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша семья,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!
Предстоят большие бои,
Но не будет врагам житья!
Спать не в силах сегодня я…
Пусть подмогой будут друзья,
Песни вам на рассвете мои,
Ленинградцы, дети мои.
Ленинградцы, гордость моя!
В период сталинградской битвы осенью 1942 года Западно-
Казахстанская область стала прифронтовой. Здесь были размещены личный состав и службы более 120 частей Сталинградского фронта. В боях Сталинградской операции участвовали 5 стрелковых, 1 кавалерийская дивизии, 1 морская стрелковая бригада, 1 миномётный полк и 1 отдельный мостостроитеьный батальон, сформированные в Казахстане. Здесь ценой собственной жизни совершили подвиги Герой Советского Союза лётчик-карагандинец Н.Абдиров и миномётчик К.Спатаев, лейтенант Г.Рамаев. В период Сталинградской битвы фашистская авиация бомбила станции Сайхан, Шунгай, Джанибек. Тысячи казахстанцев отдавали свои жизни, покрыли себя ратной славой под Курском, в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Героизм и отвагу они проявили при форсировании Днепра, Десны, Припяти, Двины, при освобождении Польши, Венгрии, Чехословакии, Вены. В боях за Берлин одним из первых водрузил знамя Победы над рейхстагом Р. Кошкарбаев. Тысячи казахстанцев были активными участниками партизанского движения и движения Сопротивления.
Активное участие принимали посланники Казахстана в войне на Дальнем Востоке против Японии. За боевые заслуги сотни тысяч казахстанцев были награждены медалями и орденами, около 500 человек стали Героями Советского Союза, среди которых две женщины - Алия Молдагулова и Маншук Маметова. Четыре казахстанца стали дважды героями - Т.Бегельдинов, С.Луганский, И.Павлов и Л.Беда.Уже после войны Звезда Героя была присвоена выдающемуся полководцу Б.Момышулы. 110 казахстанцев награждены орденом Славы трёх степеней. Примерно 41о тысяч сынов и дочерей Казахстана не вернулись с войны. Источником их героизма была любовь к Родине, своему народу.
Учитель: Вот как об этой любви говорит поэт Александр Межиров:
Что значит Родину любить?
Во-первых, отовсюду к ней тянуться,
Не прерывать связующую нить.
А во-вторых, так делать, чтобы всем
На ней живущим было жить привольно,
Не холодно, не голодно, не больно.
И в-третьих, надо говорить о ней
Как можно меньше слов, звучащих
громко…
Ну и в-последних, чтоб в последний
Бой
Шагнуть, если потребуется это,
Как в то незабываемое лето,
Без разговора жертвуя собой.
А вот так о любви к Родине пишет Сильва Капутикян:
…Есть любовь
в человечьих душах,
Которой в природе нет.
Это - родины свет зовущий,
Отчего дома свет.
А в её стихотворении «Земля» есть такие строки:
Нет, мы не забыли, не забудем,
Даже в этом полдне голубом,
Что земля цветёт на радость
людям,
Что земля цветёт не ради бомб!..
Клишевич: Есть у Ю.Друниной о войне такие строки:
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И сотни раз - во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
А вот так о любви к Родине пишет Сильва Капутикян:
…Есть любовь
в человечьих душах,
Которой в природе нет.
Это - родины свет зовущий,
Отчего дома свет.
А в её стихотворении «Земля» есть такие строки:
Нет, мы не забыли, не забудем,
Даже в этом полдне голубом,
Что земля цветёт на радость
людям,
Что земля цветёт не ради бомб!..
Клишевич: Есть у Ю.Друниной о войне такие строки:
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И сотни раз - во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Учитель: 70 лет прошло с той поры, как закончилась самая страшная, разрушительная война ХХ столетия. Жива в сердцах людей память о воинах, оставшихся на полях сражений. И тем бережнее и трепетнее должны мы относиться к нашим соотечественникам ветеранам, не понаслышке знающих о тех великих годах, ведь они - живая история.
На встречу с нами пришёл ___________________________________
( Предоставляется слово ветерану войны.)
Учитель: Эта война задела каждую семью. Среди них - близкие вам люди.
Я прошу рассказать о них.
( Даётся слово Риттенгер Алёне, которая расскажет о пребывании
в плену прабабушки.)
Моя прабабушка, Вера Тимофеевна,- участник Великой Отечественной войны. Когда началась война, всех людей заставляли ехать в Германию. Или их ждал расстрел. У людей спрашивали, хотят ли они ехать в Германию. И если даже звучало «Нет, не хотим», их заставляли идти до лагеря пешком 30-40 км. По пути их сажали в вагоны и увозили в Германию. Там содержали их очень плохо - в сырых бараках. Кормили скудно. Работать приходилось на заводе,
где невозможно было дышать от высокой температуры. Падали в обморок. Если пробовали сбежать из лагеря, возвращали обратно и жестоко с ними обращались. Утром под охраной собак вели на завод, также с собаками возвращались вечером.
Учитель: Нам дороги художественные произведения с их правдой,
искренностью, тайным жаром, которые помогают людям жить, любить, творить, бороться. Один из таких отрывков расскажет Танирбергенов Мурат:
«А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадётся, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево. Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет ещё смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнёшь, не так повернёшься… Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверно, на всех не хватало а Германии».
Учитель: Вы узнали из какого произведения взят фрагмент?
( Ребята называют произведение, автора.)
Художественные произведения - очень ёмкая, масштабная книга о ХХ веке, его трагедиях и надеждах. И неспроста в стихотворении «Мир вам…» Ион Виеру искренне желает:
Мирного неба вам,
взрослые, дети,
Пусть будет радостно
в доме у вас!
Только бы не было войн
на планете,
Видевшей горе множество раз…
Качкаева: Юлия Друнина вспоминает:
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Учитель: В сборнике стихотворений поэтов, погибших на войне, есть в одном произведении Витаутаса Монтвилы такие строки:
Отчизне - жить,
И жизни - быть,
…………………
Над вами здесь
Взовьётся песнь…
( Звучит «Песня о земле» В.Высоцкого.)
Учитель: Ребята, в сборнике стихотворений учащихся нашей школы
есть тоже произведения о войне. Газетов Сергей одно из них начинает так:
Война… Это страшно, нелепо.
Гибли люди, сражаясь свирепо.
В битве пали и сын, и отец,
Казах, украинец и русский боец.
А завершает поистине пронзительно:
А взрывы мне снятся ночами.
Война, что ты сделала с нами?!
Напечатаны в сборнике и ваши стихотворения. Вот Ан Юля пишет:
В жизни бывает так много горя,
Гибелью людям грозит война,
Крови враз пролитой целое море
Нам принесла мировая война.
Своё стихотворение она завершает вопросом:
В сердце навечно остался вопрос -
Что есть война? И зачем столько слёз?
Мы с вами подъезжаем к Вечному огню. О нём есть стихотворение у В.Высоцкого «Братские могилы». Оно прозвучит в исполнении учительницы
Дубинской В.К.
Право возложить цветы к Вечному огню предоставляется ветеранам войны.
Чтец: И как во все времена облегчение и силу давала вера, потому что
и в суровые годы Великой Отечественной войны люди творили молитву. Читаем у Высоцкого:
Вот от копоти свечек уже очищают иконы.
И душа и уста - и молитву творят, и стихи.
Но с красным крестом всё идут и идут эшелоны,
Хотя и потери по сводкам не так велики.
Учитель: Мы с вами являемся свидетелями эпохального события. Прошедший недавно в Астане Съезд лидеров мировых и традиционных религий - очень важное событие как в истории Казахстана, так и в истории всего человечества. Очень важно и то, что встреча эта была организована по инициативе Главы государства. Значит, духовная жизнь - достояние не
только священнослужителей. Глава государства и Правительство ценят
значение духовности в жизни каждого человека и общества, в единстве и сплочённости видят силу народа и мощь государства. На Съезде речь шла о великой, общей для всех верующих цели - мире во всём мире, так как искренняя вера несёт светлое, доброе начало, учит любви и уважению друг к другу. И мы с вами сегодня на пути к духовному становлению посетим
храмы нашего города, несущие людским сердцам свет мира, единения и
согласия. Хотелось бы, чтобы вы сумели услышать свою душу, увидели
надёжность дороги, проверенной многими тысячами верующих (католицизм, православие и мусульманство существуют уже больше двух тысячелетий), и курса государства на укрепление дружбы и согласия, на мирное будущее.
Колужонок Т.С.: Историческая справка о мусульманской религии.
Все мировые религии веками призывали людей к миру, братству, терпимости. Не исключение и ислам. В Казахстане проживает более ста народов и национальностей, представителей различных вероисповеданий. Все мы живём
в мире как братья. Взаимопониманию, доброму отношению ко всем живущим учит ислам. Ислам всегда был против войны, жестокости, насилия. Многие зарубежные государственные деятели при посещении нашей столицы приходят в мечеть. Светлая вера в доброе спасает. Дверь в храм духовности открыта всем.
Ислам, одна из мировых религий. Возник в 7 веке н.э. в Западной Аравии. Основатель - мекканец Мухаммад. Основы вероучения изложены в Коране. Главный догмат ислама - признание Аллаха единственным Богом, а Мухаммада - его пророком. На территорию Средней Азии и Казахстана ислам начинает проникать во второй половине 7 века, в период правления первого омеядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна, начавшего завоевание Мавераннахра, где находились города Самарканд, Бухара, Шаш, Насаф, Кеш, Хорезм, Мерв, Ходжент, Баласагун, Узгент и Виса. Сам процесс установления ислама в Казахстане был длительным и сложным. В 9 веке в результате саманидских завоеваний были исламизированы карлуки, прежде исповедовавшие несторианство. В 893 году на месте разрушенной несторианской церкви в Таразе возвели мечеть. С этого времени карлукская знать, а вслед за ней и всё население принимают ислам. Укрепление позиций ислама происходит при Караханидах (10-12 вв.). Историки отмечают, что после 960 года разгорается длительная «борьба за веру» Караханидов против «неверных» соседей на севере и востоке, отражённая в героических сказаниях о сражениях гази с язычниками. Однако первоначально ислам утверждается, главным образом, в городах, среди оседлого населения. Особая роль в распространении ислама среди кочевников Средней Азии и Казахстана принадлежит Ходжи Ахмаду Яссауи (Хазрет-Султан-ал-Арифин, 1103-1166\67), который среди тюркских мусульман считается вторым святым после Мухаммеда, а город Туркестан, где он проповедовал, - малой Меккой.
Укреплению позиций ислама способствовало принятие мусульманства Золотой Ордой. Этот процесс начался при хане Берке (1255-1266). В 1283 году ислам принимает хан Тудеменгу, а за ним хан Узбек. Ещё более усиливаются позиции ислама в 14 веке при Тимуре.
В дальнейшем укрепление позиций ислама на территории Казахстана происходило благодаря деятельности миссионеров из арабских государств.
После установления в республике советской власти исламское духовенство, как и духовенство других религий, было незаконно репрессировано, многие мечети закрыты и разрушены. Лишь в 1943г. изменилось отношение к религиозным конфессиям, было восстановлено Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, начали открывать мечети, возобновили деятельность медресе «Мир-Араб» в Бухаре, где готовили кадры религиозных служителей. В январе 1990 года было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМКаз). До этого мусульманские общины подчинялись Духовному управлению Средней Азии и Казахстана. После организации ДУМКаз в Казахстане согласно специально разработанной программе возрождения ислама началось возвращение верующим мечетей, их восстановление и строительство новых, открытие исламских духовных школ. В частности, в Алматы в 1999 году открыта новая Центральная мечеть вместимостью свыше 3 тысяч человек, которая является одной из крупнейших в СНГ.
В целом по Казахстану, по данным Духовного управления, действовало на 1 января 1999 года более 5 тысяч мечетей, из них официально зарегистрированных - около 1 тысячи ( на 1 января 1991 года - 134 ). При многих мечетях существуют постоянно действующие курсы для всех желающих получить начальное духовное образование, овладеть арабским языком. На курсы принимают как мальчиков, так и девочек в возрасте 10-12 лет, так и взрослых. Цель курсов - познакомить верующих с догматикой ислама, законами шариата, научить читать Коран, понимать его смысл и вести соответствующий образ жизни.
( Уделяется время на посещение мечети.)
Колужонок: Историческая справка о православной религии.
В нашей стране отношение ко всем религиям одинаковое. Благодаря тёплому отношению друг к другу, особенно коренного, казахского народа, все сохранили свою веру, свою религию, национальные и культурные традиции, и на протяжении многих лет, как показала история, мы умеем уживаться на этой земле. Православная церковь живёт с другими религиями в согласии. Сообща решаются общечеловеческие вопросы, разрабатывается стратегия развития, улучшения, созидания разных сфер нашего общества. Христианство начало проникать на территорию Средней Азии из Сирии и Персии ещё в 5-6 веках. Согласно историческим источникам, в Средней Азии и Казахстане особенно широко распространилось христианство несторианского толка. До сих пор на древних тюркских надгробных памятниках, равно как и на казахском орнаменте, в основе лежит четырёхконечный равносторонний крест. Значительное количество тюрок приняло христианство при патриархе Тимофее (780-820). Распространение христианства в Казахстане тесно связано с политической и культурной историей народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. Здесь важную роль играл Великий шёлковый путь, северное направление которого переместилось в 6-7 веках на территорию Южного Казахстана и Семиречья, где находились центры Западно-Тюркской империи, происходило бурное формирование и развитие городов Отрар, Тараз. История появления православия в Казахстане связана первоначально с военными поселениями, возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. На юге республики первые военные притчи (маленькие церкви, молитвенные дома) появляются в 1866 году в Туркестане и Чимкенте. В 1871 году была образована Туркестанская епархия. На юге Казахстана строительство церквей началось в 80-х годах 19 века. Так, в 1901 году в Сырдарьинской
области имелось восемь каменных храмов, построенных из обожжённого
кирпича. С 1945 года была учреждена Алма-Атинская и Казахстанская епархия. Первым правящим архиереем был митрополит святитель Николай (Могилевский, 1944-1955 гг.). Православие в Казахстане является вторым по численности верующих направлением. На 1 января 1999 года Русская Православная Церковь имела на территории республики 212 приходов и 8 монастырей. Практически при всех церквях и молитвенных домах РПЦ открыты Церковноприходские школы по изучению основ православия, действуют воскресные школы, в которых обучаются как дети, так и взрослые. Русской Православной Церковью проводится большая работа по
строительству церквей и молитвенных домов на территории Республики
Казахстан, реставрации старых культовых зданий. За последние годы открыто несколько монастырей. РПЦ возобновила свою деятельность по конкретной благотворительности. Отметим, что церковные пожертвования в различные фонды отчислялись ею во все годы советской власти (главным образом, в Советский фонд мира). Оказывает помощь детским домам, домам престарелых, госпиталям, больницам. Например, в Алматы проводятся благотворительные мероприятия в день святых Кирилла и Мефодия - основателей славянской письменности и прочие. Немалую работу проводит фонд «Светоч», который организует приёмные экзамены и направляет абитуриентов в вузы России. За вышеизложенными историческими фактами стоит глубокая культурная традиция и сообщество обеих религиозных культур, которые, несомненно, оказывали влияние друг на друга, но никогда не ассимилировали в себе. Так, например, своё влияние христианство оказывало на мусульманство ещё на первых порах формирования и развития исламской догматики. Очевидно, что стихи Корана, написанные в Мекке, проявляют большую симпатию к христианству и относятся благожелательно ко Христу и Его последователям: проповедникам и монахам. Коран свидетельствует, что христиане верят в единого Бога и не считаются неверующими. На протяжении веков отношения ислама с христианским миром имели место: купеческими караванами разносились во все стороны света культурные традиции той или иной конфессии. А Великий шёлковый путь оказывал несомненное влияние как на культуру тюркских народов, так и европейских племён. Причём данное влияние распространялось практически на все стороны жизни, начиная с политического уклада государственной системы (влияние на мусульманский мир здесь оказывала христианская Византия), так и на простом бытовом уровне. Такое же взаимовлияние культур можно проследить и на дипломатических контактах того времени.
За четыре столетия совместного проживания исламского и православного населения Казахстана отношения между ними сложились добрососедские и взаимоуважительные. Достаточно часто встречаются смешанные браки. Представители как православного, так и мусульманского духовенства принимают совместное участие в общегражданских мероприятиях, призывая народ к миру, взаимоуважению, добрососедству и согласию. Мирный диалог ислама и христианства в Казахстане выступает сегодня эффективным компонентом стабильности социальной и духовной жизни на евразийском пространстве. А толерантность евразийского менталитета позволяет говорить
об отсутствии предпосылок для религиозных конфликтов.
Рассматривая вопросы повышения роли религиозных объединений в укреплении стабильности и межэтнического согласия в стране, можно отметить, что сейчас в республике действует около 2300 различных религиозных объединений, представляющих 45 конфессий. Казахстан - многоконфессиональное государство в Евразии. Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан во многом определяется специфической полиэтнической структурой населения. Казахстан за годы независимости обеспечил мир и согласие представителям более 120 наций и народностей. Конфессиональная картина Казахстана развивалась в течение веков совместной истории и проживания разноязычных народов, населявших этот регион, всегда характеризовавшийся значительной степенью этноконфессиональной
устойчивости и самодостаточности. Сегодня Республика Казахстан, согласно Конституции 1995 года,- светское государство, в котором законодательно закреплена свобода вероисповедания и религиозные объединения отделены от государства.
Главные позиции государства:
- последовательная взвешенная политика в сфере межконфессиональных отношений;
- законодательство, предусматривающее равные права для всех конфессий;
- толерантность;
- отсутствие протекционизма со стороны государства в отношении той или иной конфессии.
Эти немаловажные факторы способствуют межконфессиональному
согласию и миру в Казахстане. Государство исходит из того, что в многонациональном и многоконфессиональном обществе, каким является Казахстан, необходимо следовать принципам демократического, светского государства и не ставить в привилегированное положение ни одну из религий. Конструктивный диалог конфессий является одним из главных путей достижения стабильности и сохранения мира в стране. Казахстан - ключевой регион, связывающий два мира - Восток и Запад. Казахстан, имеющий глубокие духовные корни, называют «перекрёстком цивилизаций».По евразийскому пространству проходит граница между двумя крупнейшими мировыми религиями - исламом и христианством. Ислам и православие представляют вероисповедания двух суперэтносов Евразийского континента: тюркоязычного и славянского. Мирное сосуществование ислама и христианства в Казахстане выступает эффективным компонентом стабильности социальной и духовной жизни евразийского пространства. В настоящее время толерантность евразийского менталитета в Казахстане позволяет говорить об отсутствии серьёзных предпосылок для религиозных коллизий.
Религия в истинном её понимании способна играть позитивную роль в развитии общества. Это позитивное начало религиозности связано главным образом с внутренней установкой подлинной религии на высшие
общечеловеческие и духовные ценности. Именно по оси «ислам - христианство» в нашей стране способна формироваться та толерантность казахстанцев, о которой говорит Президент Н.А.Назарбаев в «Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года». Это согласие возможно на основе важнейших заповедей ислама и христианства, проповедующих любовь, милосердие, доверие, открытость, уважение к ближнему. Из других конфессий и деноминаций наиболее массовыми являются римо-католики, протестанты, лютеране, иудеи. В последние годы заметно увеличилось число религиозных объединений, нетрадиционных для Казахстана. К ним относятся многие из нетрадиционных конфессий и новообразований, существующих сегодня в мировом сообществе. На постоянной основе в Республике Казахстан функционируют около 250 иностранных миссионеров.
(Уделяется время на посещение Константино-Еленинского кафедрального
собора города Астаны.)
Колужонок Т.С.: Историческая справка о католической религии.
Духовное согласие, особое равновесие, которое существует в Казахстане, - великая ценность. Многим государствам этого так не хватает! Святая цель всех верующих - распространить мир, добро и согласие по всему миру. Каждая вера прекрасна, но по отдельности они, как несобранная мозаика. Частички сами по себе красивы, но только вместе они создают неповторимый рисунок. Объединённая вера обретает огромную светлую силу. Юные в храме ищут ответ на вопрос, как строить свою жизнь, к чему стремиться, как стать лучше. Они приходят в поисках непреходящего авторитета, надёжной опоры для духовного развития. И многим из вас ещё предстоит эта духовная историческая необходимость - открыть для себя мир, найти своё место под вечным небом и обрести опору в жизни. Вера в этом случае - как колышек, на который опирается молодое растение, пока не наберётся силы, чтобы подняться и расцвести. А церковь даёт опору душе, стремящейся к светлому и доброму, поддерживает на пути становления. Идущий к вере должен слушать свою душу, где у каждого есть маленький храм, помнить, что истинная вера всегда несёт добро и мир людям. Католицизм возник одновременно с православием в результате раскола официального христианства на две ветви. Раскол произошёл в период времени с 60-х годов 9 века до 50-х годов 11 века. В результате раскола в Западной Европе возникла конфессия, которую её последователи стали называть католицизмом (от греческого «католикос» - «всеобщий», «вселенский»). В предыстории католицизма было одно очень важное событие, которое существенным образом повлияло на его последующую историю. В 756 году король франков Пипин Короткий (так его прозвали за маленький рост: 1 метр 37 сантиметров) подарил папе Стефану III часть земель в Италии вместе с городом Римом. Так возникло папское государство. В последнее время Римская Католическая Церковь в Казахстане активизировала свою деятельность. Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Святым Престолом были установлены в октябре 1992 года. 9 апреля 1994 года Апостольским нунцием, то есть послом Римского Папы в Казахстане, был назначен архиепископ Мариан Олесь. В сентябре 1998 года Римским Папой Иоанном Павлом II и Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым было подписано «Соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Святым Престолом». Казахстан стал первым из государств СНГ, сделавших подобный шаг.
(Уделяется время на посещение Римско-католического прихода Матери Божьей неустанной помощи в Астане. Желательно, чтобы учащиеся смогли услышать звучание органа.)
Учитель: Президент нашей страны Н.А.Назарбаев прилагает немало усилий, чтобы казахстанцы жили в дружбе и согласии. Встреча Нурсултана Абишевича Назарбаева с патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, посещение Президентом Казахстана Ватикана - эти и многие другие начинания Главы нашего государства служат идее объединения, несмотря на национальный признак или вероисповедание. 22-25 сентября 2001 года в Астане - столице Казахстана - с официальным визитом пребывал глава Римской Католической Церкви Иоанн Павел II. Одним из главных мероприятий программы пребывания Папы Римского была Святая месса на столичной площади.
Дубинская В.К. расскажет о том, что она тоже была на Святой мессе 23 сентября 2001 года, у памятника Матери-Родине, где в заключение все пели:
Мария, Ты Царица мира, Пришла мир миру подарить. Ты людям всем покой приносишь, Нас учишь верить и любить.
Конец мессы был призывным: «Мария, покажи нам и всему миру, что Ты - Царица Мира! Пусть все народы называют Тебя Блаженной и через Тебя найдут дорогу к Богу». Потрясла молитва, прозвучавшая на семи языках, и слова проповеди понтифика: «Из того города и Казахстана, где в гармонии проживают люди разных национальностей и конфессий, настоятельно призываю всех христиан, мусульман, буддистов, чтобы вместе строили мир».
Около 50 000 паломников приехало из Казахстана, России, стран Центральной Азии на проповедь. Данный визит в Казахстан в год 10-летия независимости стал незабываемым событием для всего многонационального государства, переживающего своё экономическое и духовное возрождение. Казахстан стал первым государством в СНГ и Азии, с которым Ватикан подписал Соглашение о взаимоотношениях. В Алматы была открыта Апостольская Нунциатура, которая недавно переехала в новую столицу республики, и в Астане был воздвигнут римско-католический костёл. Католики, как и представители других религий, стремятся к укреплению единства и согласия всего народа Казахстана, а служители католической церкви помогают сохранить веру в добро и справедливость, воспитывают в людях патриотизм и достоинство, любовь и уважение к Родине. Папа Римский не изменил своего твёрдого решения посетить Казахстан, несмотря на очень тревожную ситуацию в мире после террористических актов в США.
Государственный визит Иоанна Павла II в регион, к которому на протяжении последнего времени приковано основное внимание мировой общественности в связи с боевыми действиями США в Афганистане, является по своей значимости историческим. Воззвания Иоанна Павла II к миру, диалогу, удержанию от религиозного фанатизма и противопоставления наций, сделанные им в Казахстане, стали как никогда важными в период угрозы противостояния между цивилизациями и религиями. В его словах содержится подтверждение мысли афинского философа Сократа, который писал: «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности...» А вера несёт всем сердцам свет мира, единения и согласия, тогда наше будущее и будущее и будущее наших потомков будет мирным. 18 октября в нашей стране отмечается одна из светлых дат - День духовного согласия. На праздничном концерте в театре оперы и балета имени К.Байсеитовой бывший заместитель акима Астаны Т.Мухамеджанов отметил, что «это не только праздник объединения всех конфессий, но и праздник сближения всех народов Казахстана».
Руководители религиозных объединений, присутствующие на празднике, поздравили всех с праздником и благословили наш народ на созидательный труд во благо любимой республики. Они отметили, что задачу Дней духовного согласия видят именно в становлении межконфессионального диалога и сотрудничества ради одной общей для всех религий цели - мира во всём мире. А на Гражданском форуме, прошедшем накануне двенадцатилетия независимости нашей страны, наш Президент Н.А.Назарбаев отметил, что за этот короткий период времени произошли колоссальные перемены: мы построили независимое государство, Эти годы вместили в себя те огромные исторические события, которые определили будущее Казахстана. «Наше государство является не только многонациональным, но и многоконфессиональным, - подчеркнул Президент Казахстана Н.Назарбаев,- религиозное мироощущение присуще сотням тысяч граждан, и число последователей различных исповеданий продолжает возрастать. Религия - это реальный компонент социальной и духовной жизни». Важен широкий диалог духовенства различных конфессий в целях идейной консолидации общества. Межрелигиозное согласие - фактор стабильности.
Каушев Ж. читает отрывок из поэмы Джубана Мулдагалиева «Я - казах»:
Я - казах!
Могуч в своих степях. Возрождён для подвигов Казах!
В тыщу первый раз воскрес, Чтоб жить
С именем свободы
На устах!
Жизнью славлю Родину, Душой,
Подвигом, работой
И судьбой,
Песней аксакала, соловья Языком казахским славлю я. Понял вкус труда и жил Трудом,
Падал каплей и взрастал Зерном.
По гудку вставал и засыпал,
Сладко убаюканный гудком.
Что за сила,-
Что за чудо - труд!
Даже камни от него цветут!
Я не ведал прежде никогда
Радости высокого труда!..
Я легендами заполнил степь,
Мне подвластны годы и века.
Я-
Казахская республика!
Учитель: Всё в нашей жизни мы связываем с Родиной: талант, труд, память потомков... Каждый из нас - частица Казахстана. И хочется вам пожелать вместе с грузинским поэтом Г.Табидзе:
Народу верен будь всегда!
Пусть будет твёрдым шаг твой
в жизни!
Талантов всех сильней,
властней -
Талант служения отчизне!
Учитель: Нам более всего жаль Мать, от неё пошли все мы. Родину мы тоже зовём матерью. Поэтому нам жаль и мать-родину, теряющую своих детей, и потому уже который век выступающую против ужасов войны, против продуманного безумия.
(Прозвучит рассказ воина-афганца )
Учитель: Ребята, вы, надеюсь, не только сумели сегодня понять, но и
прочувствовать, что самое ценное достояние нашего народа - это мир и
согласие людей, живущих на земле Казахстана.
Чтец: Как хорошо у нас в стране!
Она прекрасней всех на свете. Как ясно звёзды в вышине
Над Казахстаном нашим светят!
Учитель: Как символ нашего возрождения, выросла и наша столица -Астана, которая сумела заявить о себе как о городе мира. Об этом и будет наша песня (исполняется песня «Мой город» на стихи Дубинской В.К. и музыку Омаровой Г.Б.).
Учитель: В Стратегии Президента страны «Казахстан - 2030» отмечается, что приоритетом нашего государства является стремление к политическому и гражданскому единству, общности интересов и судеб лиц разных национальностей, которые и составляют основу этого государства и понятия - единый народ Казахстана. Не это ли высшая цель и проявление того высокого понятия, которое включает в себя слово Родина?
Дубинская В.К.: Человек должен с детства помнить, на какой земле он родился. И она у человека одна. И если ей будет угрожать опасность, он должен встать на её защиту и стоять, если потребуется, насмерть. Патриотизм - святое дело, великая сила содружества всех братских народов нашей Родины.
Завершающим аккордом нашего урока-экскурсии прозвучит стихотворение «Родина».
Чтец: ( Звучит стихотворение В.К.Дубинской «Родина».)
Я землю люблю казахстанскую нежно
И в буйном цветенье, и зимушкой снежной. Здесь степи бескрайние, реки, озёра,
Лесные массивы, безбрежны просторы.
Легенды про горы ласкают нам уши,
Ты в них побывай и рассказы послушай
Про гордых людей, что с душою красивой,
Мечта о свободе в степях их носила.
Сарбазов дружины на битву вели,
На холмах могильных шумят ковыли.
А в годы лихие гражданской войны
Народа степного и души вольны.
В пожар мировой - в сердце гнев и отвага,
Из рук казахстанца полотнище стяга
Взвилось, разрезая небес синеву,
В рейхстаге повержен фашизм наяву. Желанная воля народом любима
И в душах потомков надёжно хранима, Свидетельство - беркут на флаге страны,
Народы где вольные братством сильны.
Пусть льётся в просторах степных звонко песня,
Что нам в Казахстане и жить интересно:
Учись и работай, дерзай и твори,
С державами мира на «ты» говори.
Колужонок Т.С. произносит слова благодарности всем участникам этого урока, желает всем мира, добра и согласия, а также успехов в духовном становлении личности.