- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему
Урок по русскому языку на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иштуганова Ж.Б. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка по теме «Буквы А-О в корне -лаг- - лож- ».
5 класс. (По учебнику под ред. Т.А.Ладыженской М., «Просвещение, 2010)
Тип урока: урок осмысления новых теоретических сведений и способов действия с ними.
Цели: показать условие выбора букв а-о в корне - лаг- -лож-;
развивать навыки морфемного разбора, рассуждения;
развивать мотивацию к познавательной деятельности;
формировать навыки работы в парах, группах;
развивать культуру правильной речи.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся правильно вычленять корень - лаг- -лож-; применять правило написания вариантов корня; строить рассуждение.
Оборудование:
учебник «Русский язык» 5 класс под ред. Т.А.Ладыженской, мультимедийное оборудование, словари орфографические.
Ход урока
Оргмомент.
I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действия с ними.
1.Актуализация. Учитель: мы познакомились на прошлом уроке с правописанием букв С и З в приставках. На слайде 1- слова с данной орфограммой.
Задание: Записать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание приставок.
Ра..чертить, ..делать, ра..давать, и..пугаться, бе..спокоиться, и…лагать, …бежать, и..чезнуть, ра…положиться.
(Дети объясняют правописание приставок).
2. Мотивация. Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего мы учим правила?
- Какую орфограмму можно еще выделить в этих словах?
(Правописание проверяемой безударной гласной в корне. Объясняют орфограммы, выделяют корни, подбирают проверочные слова).
Итог первого этапа: все ли слова смогли объяснить? (Нет)
II. Этап целеполагания и планирования.
1. Целеполагание.
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (Как объяснить правописание слов с корнями -лож- -лаг-?)
- Как назовем тему сегодняшнего урока? (Формулировка темы и цели (вопрос), запись в тетрадь).
2.Планирование.
- Как вы думаете, есть ли в русском языке еще слова с такими же корнями?
(Предлагают свои примеры)
Учитель открывает слайд 2: в русском языке таких слов много:
Прилагательное, выложить, положение, предполагать, предположим, изложение, слагаемое, уложить.
- Нам предстоит объяснить их правописание, попытаться сформулировать правило. Какие действия необходимы для этого? (выделить корень; поставить ударение, классифицировать слова по написанию корней, написанию суффикса…).
- Как вам удобнее работать: в группе или в паре? Подумайте и над тем, как вы хотите оценивать свои результаты.
III. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического выведения.
Задание: записать слова, выделить в них корни, попытаться сформулировать правило.
Работа в группах.
Подведение итогов деятельности ребят: должно быть сформулировано наблюдение: после корня -лож- стоят разные буквы: е, и, н. После корня -лаг- буква а.
Учитель: молодцы, ребята. Давайте откроем учебник на странице 177 и сверим свои выводы с орфограммой 12. (Сверяют, оценивают свои наблюдения).
- Ребята, а какой алгоритм можно придумать, чтобы правило легче запоминалось? ( г -А, ж - О).
IV. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.
Выполнение задания. В словарях найдите и выпишите слова с корнями -лаг-лож- и объясните правила их написания друг другу (работа в парах).
(Дети понимают личную ответственность за результаты деятельности. Контролируют ход выполнения задания).
V. Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними.
Учитель. Один нерадивый ученик, выполняя упражнение, перепутал буквы А и О в корнях -лаг-лож-. Давайте исправим его ошибки.
Работа по парам. Тексты распечатаны.
Задание 1. Записать текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Выделить корни -лаг-лож- .
1) Стайки морских коньков появились среди водорослей. Они совсем не предпологали что могут на кого-то наткнуться.
2) Едва заняли свои места в вагоне и располажили вещи, как очень захотелось спать. Пришлось стелить постель и лажиться.
3) Я не предпологал что зима в этом году наступит так рано. Снег обычно не лажится в начале ноября а в этом году невидимый художник коснулся деревьев газонов скамеек в парке. Кисть полажила белые мазки н асфальт и машины и на подоконники
(Действия детей: понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; оценивают свою деятельность на уроке. Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют своё мнение; получают карточки за правильные ответы).
Задание 2 Упр. 435. Составьте с существительными из левой колонки и подходящими по смыслу глаголами из правой колонки словосочетания и запишите их. Обозначьте корень в именах существительных.
Пол..жение, изл..жение Изменить, высказать,
сл..гаемое, предпол...жение закончить, просклонять,
прил..гательное, сл..жение уменьшить, произвести.
Подведение итогов.
VI. Рефлексия.
Учитель: урок заканчивается, значит, надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.
- На столах у вас лежат магниты. Если урок вам понравился и вы все поняли, прикрепите к доске зеленый магнит. Не поняли тему, не понравился урок - используйте красный, осталось что-то непонятным - желтый.
(Анализ использования магнитов)
Домашнее задание по выбору:
1. Выполнить упражнение 433 из учебника.
2. Составить словарный диктант (карточка) на изученное правило из 7-8 слов с пропущенными гласными в корнях.
3.Написать мини-текст на тему «Поход в лес», используя слова с корнями - лаг-лож-
Литература
1. Влодаевская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс.(к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс. В двух частях) - М., «Экзамен», 2014
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. - М, «Вако», 2013
3. Русский язык. Промежуточный экзамен 5 класс. - Саратов, Лицей, 2013