Урок русского языка Что такое текст?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на основе системно-деятельностного подхода

Русский язык

Урок развития речи.

Тема урока: «Что такое текст?»

Продолжительность урока 45 минут.

5 класс

Для урока разработана и подготовлена специальная мультимедийная презентация (автор Иванова Г.Н.)

На уроке использованы беседа, интерактивные методы обучения. (Мозговой штурм, групповая форма работы, исследовательская деятельность, творчество учащихся, самоконтроль, рефлексия учащихся и учителя, для каждой группы учащихся приготовлена специальная рабочая тетрадь с заданиями к уроку. Группам раздаются листки самоконтроля, в которых ответственный фиксирует ответы товарищей)

Ход урока

  1. Учитель:

Сегодня я к вам пришла со словами известного поэта и философа А.Фирдоуси:

Если путь твой к познанию мира ведет, -

Как бы ни был он долог и труден - вперед!

Мы с вами приступаем к изучению текста. Научимся его анализировать, а значит понимать. Понимать, чтобы на примере классической литературы учиться взаимоотношениям людей, понимать философские законы бытия, нравственные законы, законы построения мира… И начнем с самого простого и в то же время сложного. Начнем с того, что постараемся сегодня определить

ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?

  1. Актуализация знаний

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Цель урока (учащиеся самостоятельно пробуют сформулировать цель урока, т.е. ответить на вопрос, зачем нужно знать, что такое текст)

развитие связной речи, культуры речи.

Данная цель реализуется через решение следующих задач: (учащиеся самостоятельно, при помощи наводящих вопросов учителя, формулируют задачи урока)

  • выявить признаки текста;

  • понять, что реализуется в тексте;

  • узнать, что значит говорить на тему;

  • научиться правильно подбирать заголовок к тексту.

На уроке мы с вами

- выполним практическую работу по выявлению общих признаков текста;

- узнаем, что такое тема, идея;

- поработаем со стихотворными текстами, толковым словарем по определению темы, идеи, авторской позиции;

- будет на уроке и традиционная синтаксическая пятиминутка, и словарно-орфографическая работа, и творческая работа.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова М.Пришвина

Истинная любовь к Родине немыслима

без любви к родной природе.

2 Создание проблемной ситуации

(Выявление места и причины затруднений)

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование)

1) Итак, в добрый путь, друзья! Для того, чтобы определить, что такое текст, сопоставьте две записи и найдите текст. Объясните ваш выбор.

1.Красив, наряден лес в дни ранней осени.

2.Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся листья берёзы, костром горят ягоды рябины.

(Текст состоит из нескольких предложений. Одно предложение, даже очень распространенное или сложное не может быть текстом, т.е. текст всегда можно расчленить на предложения.)

Вывод:

Первый признак текста - ЧЛЕНИМОСТЬ (запись в рабочую тетрадь).

2).И на уроке мы будем с вами работать над текстом:

Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся листья берёзы, костром горят ягоды рябины.

Графически объясните знаки препинания. (работа в тетрадях)

3).Найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте.

Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся листья берёзы, костром горят ягоды рябины. В лесу нарядно и тихо. На их фоне густо зеленеют ёлки.

-Значит как предложения должны располагаться в тексте?

(Текст - это ряд предложений, расположенных в определенном порядке)

Вывод:

Второй признак текста - УПОРЯДОЧЕННОСТЬ (запись в рабочую тетрадь).

4).Найди лишнее предложение.

В лесу нарядно и тихо. Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся листья берёзы, костром горят ягоды рябины. На их фоне густо зеленеют ёлки. Расцвел первый подснежник.

-Почему вы считаете это предложение лишним в тексте?

Вывод:

Третий признак текста - это ЦЕЛЬНОСТЬ (запись в рабочую тетрадь).

Предложения в тексте связаны между собой по смыслу.

По смыслу связывают тема и идея.

Текст - это высказывание на определённую тему.

5).ТЕМА - это то, о чем (или о ком) в нём говорится (запись в рабочую тетрадь).

Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

-Определите тему текста.

а)Голландские игроки всегда отличались отменной техникой, поставленным ударом. Это не удивительно, потому что основное внимание на тренировках уделяется работе с мячом. Излюбленная тактика - игра с плотной обороной. (СПОРТ)

б)Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С.Пушкин

(ОСЕНЬ)

6).Словарно-орфографическая работа.

--Как вы понимаете слово «багрец»?

-Подберите к слову однокоренные слова.

Багрец

Однокоренные слова: багровый

багряный

багрянец

багроветь

багряность

-Как объясняет слово багрец словарь? (такого слова нет в словаре, но есть слово багрянец.)

Багрянец - багровый цвет.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.

Значит, багрец - багровый цвет.

А.С.Пушкин всегда относился очень чутко к слову, и он использует свое собственное слово багрец, которое придает фразе силу и убедительность.

-Как вы понимаете слово очарование?

-Почему в корне пишется буква А?

-Подберите однокоренные слова к слову очарование.

очаровательный

очаровать

чарующий

чародей

чародейство

чары

- Найдите проверочное слово. (Чары)

-Что оно обозначает?

--Что «говорит» толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой? (Чары - волшебство, колдовство; обаяние, пленительность.)

-Что обозначает слово очарование? (Очарование - чарующая сила, прелесть чего-нибудь или кого-нибудь)

- Как слова багрец и очарование помогают понять авторское отношение к осени (авторскую позицию)? Или как А.С.Пушкин относится к осени? (ЛЮБИТ)

-Откуда вы это узнали? Какие ещё слова в стихотворении подсказали вам мысль, что А.С.Пушкин любит осень? Подчеркните слова и словосочетания в стихотворении, которые помогли вам определить, что А.С.Пушкин любит природу осенью?

7).Отношение автора к тому, о чем он говорит в произведении, называется авторской позицией?

Каждый текст написан с какой-то целью, в каждом тексте автор пытается нам сказать что-то очень важное. А.С.Пушкин любит природу, особенно осенью, и он очень хочет, чтобы и мы любили и восхищались осенней порой. Т.е. А.С.Пушкин написал это стихотворение для того, чтобы мы любили природу, а значит - Родину. Вспомните наш эпиграф:

«Истинная любовь к Родине немыслима без любви к родной природе».

Вывод:

В тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль, идея).

Идея (основная мысль текста) - это то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего он написан (запись в тетрадь).

Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её нужно «найти» и сформулировать.

Определите идею текста. Найдите предложение, в котором «спрятана» идея текста.

а) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

(ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ)

б) Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше. У нас луга зеленые, реки синие. У нас поля бескрайние, леса буйные, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарей сходится, месяц на небе звезды пасет. У нас росы медвяные, ручьи серебряные. Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше!

(ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ)

Как бы вы озаглавили данные тексты?

8).Вывод:

Четвертый признак текста - СВЯЗНОСТЬ (запись в тетрадь). Текст - от лат. ткань; связь, соединение. В тексте все предложения связаны между собой, как в ткани ниточки.

  • Все предложения в тексте связаны между собой не только по смыслу (темой и идеей), но и c помощью языковых средств (о языковых средствах связи мы будем говорить на следующих уроках).

  • К тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или идею. (запись в тетрадь)

Текст - это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу, а также помощью языковых средств.

  1. Первичное закрепление нового материала

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)

-Что такое текст? (Текст - это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью языковых средств.)

-Назовите признаки текста (членимость, упорядоченность, связность, цельность).

-Что реализуется в тексте? Ради чего пишут тексты? (В тексте реализуется замысел говорящего ( основная мысль, идея).

-Что отражается в правильно подобранном заголовке? (В правильно подобранном заголовке отражается тема или идея текста.)


4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

  1. Учитель:

Ребята, к нам в класс пришла посылка. (Учитель достает красочно оформленную коробку, открывает ее и достает из нее письмо с примерным текстом)

Дорогие пятиклассники!

Злой волшебник заколдовал наш тексты, перепутав темы и идеи. Мы очень старались их расколдовать, но увы… Помогите нам! Расколдуйте тексты,определив в каком заголовке заключена тема, а в каком идея. Мы очень на вас надеемся.

Ваши друзья - Пятачок, Иа, Вини Пух и тигренок Кенг.

Ребятам предлагается самостоятельно доставать поочередно из коробки карточки с примерными заголовками и определять, что отражено в заглавии (тема или идея).

  • Конкурс юных журналистов. Изучайте журналистское дело!

  • Мы идем в поход! Берегите природу!

  • Прилетели птицы. Берегите птиц!

  • Хулиганы разоряют гнезда. Бросьте, мальчики, рогатки!

  • Наступила золотая осень. Любите и охраняйте Родину!

  • Под моим окном рябина. Пожалейте рябину!

  • Правила дорожного движения. Берегите свою жизнь!

  • Моя любимая книга. Читайте книги, любите чтение!

  • Мальчик-неряха. Ребята, будьте аккуратными!

  • Чувашские обряды. Любите свой народ и уважайте его традиции!

  • Спортивный праздник. Хочешь быть здоровым - занимайся спортом.

  • Моя мама - самая лучшая на свете! Цени и почитай своих родителей!

2).Учитель:

Ой, а в коробке еще что-то есть. Ребята, здесь есть еще одна просьба. Попробуем исполнить? В посылке есть предложения, и надо расколдовать их, доказав, что перед вами находятся тексты. Докажем?

(Каждой группе учеников предлагается отрывок из стихотворения с примерными заданиями.)

С.Т.Аксаков

Послание к А.Н.Майкову

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий, серый свод небес.

Опять осенняя погода!

Но, мягкой влажности полна,

Мне сердце веселит она -

Люблю я это время года!..

Задания:

1)Докажите, что перед вами лежит текст. (Какие признаки текста вы нашли в стихотворении С.Т.Аксакова?)

2)На какую тему написано стихотворение?

3)Подчеркните в стихотворении слова и словосочетания, которые помогают понять авторскую позицию.

4)Определите авторскую позицию. (Как автор относится к тому, о чем написал в стихотворении?)

5)Какова основная мысль (идея) стихотворения?

П.А.Вяземский

Осень

Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,

5

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

Задания:

1)Докажите, что перед вами лежит текст. (Какие признаки текста вы нашли в стихотворении П.А.Вяземского?)

2)На какую тему написано стихотворение?

3)Подчеркните в стихотворении слова и словосочетания, которые помогают понять авторскую позицию.

4)Определите авторскую позицию. (Как автор относится к тому, о чем написал в стихотворении?)

5)Какова основная мысль (идея) стихотворения?

Ф.И.Тютчев

***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Задания:

1)Докажите, что перед вами лежит текст. (Какие признаки текста вы нашли в стихотворении Ф.И.Тютчева?)

2)На какую тему написано стихотворение?

3)Подчеркните в стихотворении слова и словосочетания, которые помогают понять авторскую позицию.

4)Определите авторскую позицию. (Как автор относится к тому, о чем написал в стихотворении?)

5)Какова основная мысль (идея) стихотворения?


А.Н.Апухтин

Близость осени

Смотри, как золотом облит наш парк печальный,

Как радостно цветы в последний раз блестят!

Смотри, как пышно-погребально

Горит над рощами закат!

Задания:

1)Докажите, что перед вами лежит текст. (Какие признаки текста вы нашли в стихотворении А.Н.Апухтина?)

2)На какую тему написано стихотворение?

3)Подчеркните в стихотворении слова и словосочетания, которые помогают понять авторскую позицию.

4)Определите авторскую позицию. (Как автор относится к тому, о чем написал в стихотворении?)

5)Какова основная мысль (идея) стихотворения?

Проверка и анализ творческих работ учащихся.

5 Рефлексия.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Творческая работа учащихся

Ребята, мы очень хорошо сегодня работали, многое успели, но у нас остался одно незаконченное дело. Вернемся к тексту, прозвучавшему в начале урока, и озаглавим его.

.Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся листья берёзы, костром горят

ягоды рябины

Придумайте ещё несколько предложений, продолжив текст.

Проверка творческих работ. Анализ и оценка работ.

При самооценке и самоанализе используются карточки самоконтроля (учащиеся во время урока самостоятельно отмечают на специальных листочках правильные ответы, , на основании чего учитель проставляет оценки за урок), экран личного восприятия новой темы на уроке (на листочках ребята рисуют, как им было на уроке: комфортно или нет, понятно или нет, интересно или нет…, изображая свое внутреннее состояние на уроке при помощи цветов). Подведение итогов ответов учащихся. Выставление оценок.

Домашнее задание:

  • Для всех. Упр. под звездочкой (страница 25 учебник русского языка Т.А.Ладыженской и др.).

Ответить на вопросы

  • 1 Докажите, что перед вами текст.

  • 2.На какую тему написан текст?

  • 3.Определите авторскую позицию в тексте, идею.





8


© 2010-2022