Конспект урока литературы для 5 класса Алеша и бабушка в лесу

Выделение методики обучения пересказу в отдельную тему практического занятия продиктовано особой важностью этой формы работы над текстом литературного произведения. Пересказ прочитанного развивает речь,повышает языковую культуру учащихся и подготавливает необходимую базу для анализа произведения. В условиях нерусской школы обучение пересказу требует от учителя знания специфических приемов работы. Основной целью пересказа ,близкого к тексту является обогащение памяти учащихся словами и выражения...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : «Алеша и бабушка в лесу» (отрывок из повести «Детство» М.Горького) Работа над пересказом , близким к тексту.

Форма работы

Содержание фрагмента урока

Первый этап работы

Мы прочитали текст «В лесу». Перескажем близко к тексту отрывок, в котором дается описание леса.

Формулировка темы.

Вначале озаглавим этот отрывок и запишем тему рассказа. О чем говорится в отрывке? Где происходят события? С кем?(Выслушиваем ответы)

Запишем тему урока «Алеша с бабушкой в лесу».

Определение цели.

С какой целью мы будем пересказывать содержание отрывка? Кого из героев нужно выделить и что о нем рассказать?

Мы расскажем о том ,что видел и что слышал Алеша в лесу, что с ним случилось.

Цель рассказа : надо показать наблюдательность Алеши ,его умение замечать интересное в природе, суметь передать его любовь к природе.

Уточнение вида пересказа. Установка: что значит

пересказывать подробно.

Работа над пересказом ,близким к тексту. Это значит, вы должны пересказать содержание отрывка подробно, употребить как можно больше слов и выражений из текста.

Второй этап работы

Постановка задачи.

Перечитаем текст по частям , озаглавим их и выделим из текста те слова и выражения, которые мы используем в пересказе.

Чтение 1 части текста.

Учащиеся читают отрывок , отвечают на вопросы.

Работа над формулировкой

1-го пункта плана.

Семантизация слов.

Что мы узнаем об Алеше из прочитанной части текста?

Алеша слышит пение птиц, видит лягушат, ужа, белку, мох, ягоды и грибы.

Запишем это кратко:

1.Наблюдения Алеши за жизнью природы.

Наблюдение-байқау.

Подборка словарно-

фразеологического материала для пересказа 1 части.

Выделим слова и выражения ,которыми автор описал наблюдательность мальчика.

Он слышит как поют птицы.

Он не только слышит, но и различает птиц по голосам.

Выделим эти слова: скрипят, звенят, смеется, свистит.

Он замечает лягушат, ужа и белку.

Выделим слова, показывающие, какими он их видит:

изумрудные, золотая головка, пушистый хвост.

Он любуется «пышным ковром мха», где костяника «сверкает каплями крови». Слышит запах грибов.

Обобщение

Мы озаглавили 1 часть текста и выделили опорные слова и выражения.

Запись на доске.

  1. Наблюдения Алеши за жизнью природы.

Скрипят, звенят, смеется, свистит; изумрудные, золотая, пушистый; пышным ковром мха, сверкает каплями крови .

Аналогичным образом ведется работа над следующими частями текста.

2.Случай с Алешей.

3. «Пойдем в лес!»

Итоговая беседа

Какой рассказ мы должны составить?

Какие слова и выражения мы выделили из текста?

С какой целью? Как вы их будете использовать при пересказе содержания текста?

Третий этап работы.

Постановка задачи

Составление ответа на отдельные пункты плана.

Составьте ответ на 1-й пункт плана. Перечитайте заголовок и перескажите подробно содержание 1 части текста .В пересказе употребите выделенные слова и выражения.


© 2010-2022