Конспект учебного занятия по дисциплине ОДБ «Русский язык» Тема: «Правила орфоэпии»

Цели: Образовательная: изучение понятия «орфоэпия», основных орфоэпических правил русского языка.Развивающая: создание условий дляформирования ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой)Воспитательная: способствование воспитанию осознанного отношения к соблюдению норм языка, в том числе орфоэпических норм.Форма: урок теоретического обучения.Межпредметные связи: профессиональные модули специальности(лексика), общепрофессиональные д...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кунгурский автотранспортный колледж»








План-конспект

учебного занятия по дисциплине ОДБ «Русский язык»

Тема: «Основные правила орфоэпии»




Преподаватель общеобразовательных дисциплин

Крюкова Наталия Валерьевна







2014 г.

План

учебного занятия по дисциплине

ОДБ «Русский язык»

Тема: «Правила орфоэпии»

Цели:

Образовательная: изучение понятия «орфоэпия», основных орфоэпических правил русского языка.

Развивающая: создание условий для формирования ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой)

Воспитательная: способствование воспитанию осознанного отношения к соблюдению норм языка, в том числе орфоэпических норм.

Форма: урок теоретического обучения.

Межпредметные связи: профессиональные модули специальности(лексика), общепрофессиональные дисциплины (лексика), литература, история

Внутрипредметные связи: понятие о русском литературном языке и языковой норме, использование орфоэпического словаря, благозвучие речи, фонетический принцип правописания, фонетический анализ слова.

Обеспечение занятия:

технические средства: интерактивная доска;

наглядные средства: презентация, видеофрагменты;

раздаточный материал: рабочая тетрадь, орфоэпические словари русского языка

Литература:

основная:

  • Герасименко Н.А. Русский язык. - М.: «Академия», 2010.

  • Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2008.

  • Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2009.

дополнительная:

  • Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11классы. - М.: «Русское слово», 2009.

  • Энциклопедия русского языка. Орфоэпический словарь.- М.: «Мир книги», 2011

  • detochki-doma.ru/skorogovorki

  • Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ - русский язык для всех


п/п

Структура учебного занятия

Содержание

Методы и формы учебной деятельности

Средство обучения

Межпредмет. связи

Цели

Время (мин)

1

2

3

4

5

6

7

8


Организационный момент

Приветствие, представление, проверка готовности к занятию


Презентация (слайд 1:заставка)



1

I.


Актуализация опорных знаний и их мотивация


  • Объявление темы занятия

Слово преподавателя

О Международном дне родного языка

Актуализация: чтение «Ода русскому языку»;

Вопрос: Что каждый из нас может сделать для сохранения родного языка?


  • Сообщение цели занятия.

  • План:

1.Что такое орфоэпия?

2.Основные правила орфоэпии

3. Особенности произношения некоторых профессиональных слов

4. Особенности пермской речи

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная беседа

Фронтальная беседа


Наблюдение в рабочей тетради

Презентация (слайд 2: тема, план)


литература

развивающая: ОК 2, ОК 3; ОК 6,


воспитательная


образовательная


4

II.


Формирование новых знаний

2.1 Понятие «Орфоэпия»:

  • формулирование понятия;

2.2 Речевая разминка.

  • (произношение скороговорки)

Беседа:

2.3 Правила орфоэпии:

  • работа с рабочей тетрадью , таблица «ложно-верно»

  • проверка опорного

конспекта, таблица «ложно-верно»


Объяснительно-иллюстративный,

практический

фронтальная беседа

работа в рабочей тетради

решение проблемного вопроса,

фронтальная беседа,

индивидуальная беседа


Презентация (слайд 3: определение)

Презентация (слайд 4: скороговорка)


Презентация (слайд 5: таблица «ложно-верно»)

Презентация (слайд 6-9: проверка таблицы «ложно-верно»)

Рабочая тетрадь


професс. модули специальности

(лексика)

дисциплины

общепрофесс.

цикла

(лексика)



образовательная


воспитательная


развивающая ОК 1,

ОК 2, ОК 3;ОК06













10







III.


Формирование умений и навыков на основе применения полученных знаний

3.1 Применение орфоэпических правил


  • выполнение

упражнения №1

с использованием словаря


  • проверка упражнения№1


Беседа: Как вы считаете, часты ли ошибки в речи людей? Посмотрите внимательно видеосюжет и назовите слова, в которых люди часто ошибаются.

3.2 Видеосюжет о нарушениях орфоэпических норм

Беседа: какие частые случаи нарушения орфоэпической нормы вы услышали


  • выполнение

упражнения №2 (нахождение ошибок в постановке ударения)


  • проверка упражнения№2

один из студентов исправляет ошибки на интерактивной доске

3.3 Конкурс чтецов


  • подготовка к Конкурсу чтецов



  • чтение текста

  • подведение итога конкурса, определение победителя

3.4Особенности произношения профессиональных слов

3.5 Особенности пермской речи

Беседа: Как называется территория, на которой мы живём? Отличается ли наша речь от речи россиян?


Объяснительно-иллюстративный,

практический

работа с орфоэпическим словарём

индивидуальная работа (самопроверка)

фронтальная беседа (контроль задания)

фронтальная беседа


наблюдение за речью респондентов


работа студентов в рабочей тетради

работа студента на интерактивной доске


работа студентов в рабочей тетради


наблюдение за речью чтецов, отметка ошибок на интерактивной доске, сверка с эталоном ответа

слово преподавателя

Фронтальная беседа

Наблюдение за речью ведущей, выявление отличий пермского говора от литературной нормы




Презентация (слайд 10 упражнение)

Презентация (слайд 11: правильные ответы)

Рабочая тетрадь


Видеосюжет о нарушениях орфоэпических норм (слайд12)

Презентация (слайд 13 упражнение с нарушением норм)

интерактивная доска (маркер)

Презентация (слайд 14: правильные ответы)

Рабочая тетрадь


интерактивная доска

Презентация (слайд 15-16 текст для проверки)

Презентация (слайд 17:таблица особенности)

Видеосюжет о пермском говоре (слайд18)


професс. модули специальности

(лексика)

дисциплины

общепрофесс.

цикла

(лексика)



литература


литература


професс. модули специальности

дисциплины

общепрофесс.

цикла


литература


литература


професс. модули специальности

дисциплины

общепрофесс.

цикла


образовательная развивающая: ОК 2, ОК3,ОК 4, ОК 5;

ОК 6, ПМ02, воспитательная



развивающая ОК3,ОК 4


образовательная

развивающая

ОК 2, ОК 3; ОК 4


образовательная

развивающая ОК3,ОК 4, ОК5


образовательная




образовательная,

развивающая: ОК 1

воспитательная




25


IV.

Домашнее задание.


Подведение итогов.

Рефлексия. Выставление оценок

1. Запомнить произношение слов из опорного конспекта

2. Соблюдать правила произношения

Обращение к плану занятия;

Анализ познавательной деятельности студентов

на уроке.


Объяснительно-иллюстративный


Фронтальная беседа

Рабочая тетрадь

Презентация (слайд 19:задание)

Презентация (слайд 20: план)

Презентация (слайд 21: «Ода русскому языку»)

Профес-

сиональные модули специальности

образовательная,

развивающая: ОК 3,ОК6 воспитательная

1








4


© 2010-2022