Урок по русскому языку Творческое эссе (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТВОРЧЕСКОЕ ЭССЕ

Цель:

  • расширение знаний обучающихся о жанре эссе;

  • развитие навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья;

  • развитие образного мышления и творческого воображения обучающихся;

  • воспитание культуры общения в совместной творческой работе.

Оборудование:

  • «Памятка №1»- 15 штук;

  • «Памятка №2»- 15 штук;

  • карточка с творческим заданием;

  • круг с надписью ЭССЕ;

  • разноцветные лепестки с надписями-14 шт;

  • живой цветок для описания.

ХОД УРОКА К Начало занятия. Приветствие.

Тема нашего урока «Творческое эссе». Сегодня мы будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья, кроме того, мы расширим знания о жанре эссе, и будем учиться культуре общения в совместной творческой работе.

II Актуализация опорных знаний.

1. Объяснение темы.

  • Прежде чем заняться творчеством, давайте отправимся в путешествие по жанру и вспомним, что такое эссе, какова его структура и характерные черты.

ЭССЕ- это сочинение-рассуждение, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Оказывается, эссе как литературный жанр возник на рубеже 17 века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на характерные черты эссе.

К ним относятся образность, афористичность, близость к разговорному(литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Обратимся теперь к структуре эссе: Это вступление, основная часть, заключение, но важной отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жестким.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Если в моем рассказе вам встретились незнакомые слова, значение которых вы затрудняетесь определить, воспользуйтесь ПАМЯТКОЙ №1. Она пригодится вам в дальнейшем на уроках русского языка.

2. Закрепление полученных знаний.

А теперь, ребята, давайте попытаемся определить, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветные лепестки, на которых написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам с вами необходимо убрать лишние лепестки.

На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким.

- Я убираю этот лепесток, потому что подробный анализ произведения не нужен при написании эссе. Вы продолжаете.

(Ребята убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким, которые они выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью ЭССЕ.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

К ним относятся образность, афористичность, близость к разговорному(литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Обратимся теперь к структуре эссе: Это вступление, основная часть, заключение, но важной отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жестким.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Если в моем рассказе вам встретились незнакомые слова, значение которых вы затрудняетесь определить, воспользуйтесь ПАМЯТКОЙ №1. Она пригодится вам в дальнейшем на уроках русского языка.

2. Закрепление полученных знаний.

А теперь, ребята, давайте попытаемся определить, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветные лепестки, на которых написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам с вами необходимо убрать лишние лепестки.

На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким.

- Я убираю этот лепесток, потому что подробный анализ произведения не нужен при написании эссе. Вы продолжаете.

(Ребята убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким, которые они выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью ЭССЕ.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.





Как правильно это сделать, указано в ПАМЯТКЕ №2. Она поможет вам в дальнейшем правильно выбрать букет и подарить его своим друзьям и близким людям.

( Ознакомившись с ПАМЯТКОЙ №2, ребята дарят друг другу цветы с пожеланиями добра, счастья, здоровья и благополучия).

- Я уверена, что каждому из вас было приятно получить в подарок цветок, пусть он останется у вас на память о нашем занятии.

  • Творческая работа в микрогруппах

--А теперь продолжим нашу работу в микрогруппах ( по два человека в каждой группе).

-Вы знаете, что одной из разновидностей творческого эссе является сказка, и сейчас мы с вами попытаемся сочинить мини-сказку по заданному началу, используя данные предложения в качестве опорных.

ВСТУПЛЕНИЕ: Жил-был ЦВЕТОК...

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Захотел однажды ЦВЕТОК путешествовать и отправился...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: И понял ЦВЕТОК, что...

  • Проверка выполненного задания.

  • А теперь, ребята, давайте послушаем, что у вас получилось. Представьте, что вы работаете на радио в рубрике «Литературная страничка», и вашими слушателями являются маленькие дети. Озвучьте свою сказку так, чтобы она понравилась юным слушателям.

Ребята озвучивают свои мини-сказки.

(Жил-был ЦВЕТОК. Рос он гордо на своей маленькой полянке. Ни с кем не хотел он дружить, ни к кому не ходил в гости. Считал Цветок, что друзья ему не нужны.

Захотел однажды Цветок путешествовать, посмотреть, как живут другие растения. И отправился он на соседнюю полянку, но вдруг налетел сильный порыв ветра и понес его в совершенно противоположную сторону: в темную лесную чащу. Было там очень холодно, темно и страшно. Испугался Цветок, начал звать на помощь. Но никто не слышал его.

И понял Цветок, что без друзей на свете жить нельзя.)

  • Вы успешно справились с заданием. Я благодарю всех за работу.

III Применение новых понятий и действия.

  1. Словарная разминка. Игра в «Ассоциации».

  • Продолжим работу и перейдем к творчеству. Вы видите перед собой живой цветок. О чем вы думаете, глядя на него, какие ассоциации возникают у вас? Оформите, пожалуйста, свои ассоциации словом или словосочетанием. Например: цветок благоухающий ( цветок зеленый, красивый, цветущий, розовый, голубой, прекрасный, нежный, пахнущий, радует глаз и т. д.)-ребята продолжают по кругу.

-- Наполните свои ассоциации позитивным содержанием, чтобы они вызывали у вас только положительные эмоции.

Например,

-зеленый цвет успокаивает;

  • зеленый-надежды;

  • розовый цвет-это символ нежности;

  • желтый-это символ солнечного цвета;

  • синий-верности ;

  • белый-чистоты невинности, откровенности;

  • красный-любви и страсти;

  • оранжевый-цвет радости, бурных эмоций;

  • фиалковый-дружбы и постоянства;

  • пурпурный-величия и могущества;

  • золотой-символ великолепия;

  • бледно-желтый-измены;

  • черный-печали;

  • красота спасет мир.

2. А сейчас мы с вами выполним небольшую творческую работу и составим мини-эссе на тему «Цветок». Хочу обратить ваше внимание, что предложения должны быть логически связаны. Итак, я начинаю:

« За окном мороз, воет вьюга, а передо мной стоит красивый благоухающий цветок. Его красота восхищает меня...»

(Ребята продолжают по кругу).

3. Психологическая разгрузка (смена вида деятельности, формирование определенных этических представлений).

  • Давайте немного отвлечемся от нашей работы.

Каждому приятно получать в подарок цветы, особенно, если их дарят с добрыми, искренними пожеланиями, и мне бы хотелось, чтобы мы с вами сегодня подарили цветы друг другу и что-нибудь при этом пожелали.

IV. Итог урока.

-- Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог. Обратимся к лепесткам и еще раз повторим, в чем заключается жанровое своеобразие ЭССЕ ( проговариваем надписи, повторяем)

- Я надеюсь, что эти знания помогут вам в дальнейшем, и вы сумеете применить, их при написании творческой работы на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

-Домашнее задание.

- Спасибо всем за работу, урок окончен, до свидания.











Памятка №1

1. Афористичный- построенный на афоризмах, содержащий афоризм.

  1. Афоризм-краткое выразительное изречение, содержащее Обобщающее умозаключение.

3.0бразность-(образ)-живое,наглядное представление о ком-чём-нибудь

  1. Ассоциация-связь между отдельными представлениями,при которой одно из представлений вызывает другое.

  2. Философский-глубокомысленный,серьёзный.

  3. Раздумье-состояние сосредоточенности,задумчивости.

  4. Впечатление-след,оставленный в сознании,в душе чем-нибудь пережитым,воспринятым.

Памятка №2

С древнейших времен цветам придавали символическое значениеэто один из самых откровенных языков,который позволяет проявить свое отношение к окружающим.Порой,подаренный букет оказывается гораздо красноречивее слов.Выбирая цветы для подарка,обязательно принимают во внимание не только возраст,но и пол человека,которому они предназначены.Цветы должны обязательно соответствовать случаю.Число цветов в букете должно быть нечётным.

Мальчикам и девочкам дарят небольшие,но красочные и яркие букеты,составленные из мелких цветов светлых,тёплых,нежных оттенков.

Взрослым людям дарят букеты на высоких стеблях.Очень большие букеты дарят в исключительно торжественных случаях.

Причем женщинам дарят букеты,так и одиночные цветы.Молодым женщинам и девушкам дарят цветы светлых тонов:розовые или желтые,так как они являются символами нежности и солнечного.Любимым женщинам преподносят орхидеи.

Мужчинам дарят гладиолусы,гвоздики,георгины,красные розы и другие строгие цветы на длинных стеблях.

Недопустимо дарить слегка увядшие цветы,это воспринимается не только как нарушение правил этикета,но и как оскорбление.

Все цветы обычно упаковывают в бумагу,целлофан или коробки,однако преподносят,предварительно освободив от обертки.

Ознакомившись с ПАМЯТКОЙ №2,ребята дарят друг другу цветы с пожеланиями добра,счастья,здоровья и благополучия.



© 2010-2022