Методические рекомендации. Формирование специальных компетенций на уроках русского языка в процессе организации групповой и подгрупповой работы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Формирование специальных компетенций на уроках русского языка

в процессе организации групповой и подгрупповой работы

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит при организации работы в группах, подгруппах, парах. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания.

Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.

Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником оценивает результаты его работы. Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками - к партнерским отношениям. В условиях коллективного решения задач действие, выполняемое каждым участником, оценивается им уже не с учетом своей собственной позиции, а с учетом правильности важным не просто выполнить свое собственное действие, а проследить соблюдения всей последовательности таких действий, т.е. для каждого ребенка становится правильность получения результата, сопоставить свой результат с результатом действий других участников. Такое обучение самоанализу результатов собственной деятельности способствует развитию самоконтроля при выполнении задания, а также адекватному восприятию оценки учителя. Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем - он должен выполнять это задание, а другой - контролером - должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер - исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.

Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.

Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.

На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания. Некоторые из них:

отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов, отгадать, записать слова, подчеркнуть орфограмму;

составить свой кроссворд из словарных слов;

грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок;

попытаться составить связный рассказ из слов словарного минимума, несмотря на то, тематически слова не связаны друг с другом. Рассказы чаще всего получаются юмористические.

В непринужденной форме ученики легче усваивают материал и учатся взаимодействовать друг с другом.

Грамматический бой

Данная форма работы включает:

  1. Приветствие команд.

  2. Разминка «Назови одним словом»

  3. Игра «В две колонны становись!»

  4. Игра «Загадка в загадке»

  5. Игра «Кто быстрее?»

  6. Конкурс капитанов

  7. Подведение итогов.

Тема «Второстепенные члены предложения»

Задание. Замените согласованные определения несогласованными, и наоборот, несогласованные - согласованными:

Безмолвие леса (лесное безмолвие), листья берёзы (берёзовые листья), горные вершины (вершины гор), дубовые заросли (заросли дуба), осеннее золото (золото осени).

Объясните, что изменилось в словосочетании? (при такой замене синтаксическая связь согласование меняется на управление и наоборот).

Ребята, на столах у каждой группы лежат стихотворные тексты. Задание: графически обозначить второстепенные члены предложения. Прочитайте, пожалуйста, тексты.

Правила работы в группах:

1. Внимательно слушайте товарища.

2. Говорите по очереди, не перебивая друзей.

3. Уважайте мнение ребят.

4. Помогите товарищу, если понадобится помощь.

5. По завершению работы сигнализируйте.

1 группа:

Над плотным стареющим тыном

Всю ночь - от зари до зари

Багряные гроздья рябины

Качаются, как снегири. (Б. Костров)

2 группа:

Октябрь шагал,

Дожди частили,

и мне представилось с земли,

Что, улетая из России,

Роняют слезы журавли. (А.Богданович)

3 группа:

Суровой осени печален поздний вид,

Но посреди ночного небосвода

Она горит, твоя звезда, природа.

И вместе с ней душа моя горит. (Н. Заболоцкий)

- Скажите, какой темой объединены эти стихи?

- Какова их главная мысль?

(Тема осени, главная мысль - великолепие, красочность осени и грусть, сопровождающая её.)

Конструируем предложения. Запишите 1-е предложение:

1. Осенью птицы улетают на юг.

Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении обстоятельством времени, употребив его как существительное в именительном падеже единственного числа («Осень»).

2. Осенний морозец разрумянил щеки.

Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени («румянит»).

3. Кисти винограда свисают до земли.

Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения («кисти»).

4. Рябины украшают наши леса.

Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже («рябины»).

- Какое предложение у нас получилось? (Осень румянит кисти рябины.)

Подчеркните второстепенные члены предложения. Выясним, каким членом предложения может быть неопределённая форма глагола.

- А сейчас у нас дифференцированная самостоятельная работа с текстом по группам (тексты на столах).

1 группа работает с текстом, читает задание: Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, расставьте знаки препинания. Из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова. Разберите словосочетание со способом связи «примыкание».

В ра..крытое окно бе..звучно вл..тел и опустился на мои бумаги кленовый лист? Он был похож., на л..донъ с широко ра..ставле..ыми пальцами. Словно чья(то) рука пот..нуласъ к столу и закрыла написа..ые строчки….Я закрыл свою тетрадь заложив на недописа..ой странице первый осенний лист и вышел в сад. В саду было (по) осенн…му тихо и пусто как в заколоче..ом доме.

2 группа пишет сочинение-миниатюру по репродукциям картин художников и иллюстрации с осенними пейзажами (например, И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Летний сад осенью» и др.) на тему: «Обожаю это время года! // Праздник золота и багреца» (А. Барто) - о том, что вы увидели на картине. Или представьте, что картина ожила и вы очутились в лесу, на поляне; свои наблюдения над природой отразите в миниатюре.

3 группа работает с текстом, читает задание:

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все второстепенные члены, укажите их вид (прямое или косвенное дополнение, согласованное или несогласованное определение, значение обстоятельства).

Желание полюбоваться красками осени привело меня в парк. Красив осенний парк. Метет багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берез на их ветках осталось совсем немного листьев. А кусты боярышника как коробейники на ярмарке развесили напоказ весь свой товар - крупные красные ягоды. Молодые клены и дубы отливая золотом и бронзой украшают своими листьями близкие если словно примеряя им новогодний наряд.

Оформите всё (тесты и выполненные задания по текстам) на двойных листах, и консультанты потом соберут

Работа в парах. (Работа под музыку. «Вместе весело шагать») "Собери пословицы". Запиши их, вставляя пропущенные буквы:
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Правописание -тся и -ться в глаголах» Работа в парах


1. От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется.
2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
3. Кто упорно трудится, тот всему научится.
4. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
6. Трудолюбивый ест, что нравится ему, ленивый - что достанется ему.
7. Нам знанье не рождением дается, ученьем и терпением дается.
8.Не надо хвалиться, если не знаешь, как рожь родится.
9. Не трудиться, так и хлеба не добиться.
10.Человек с коротким умом обзаводится длинным языком.
11.Кто умеет веселиться, того и горе боится.
12.С тобой разговориться - что меду напиться.
13. Криком дом не строится, шумом дело не делается.
14. Не стыдно не знать - стыдно не учиться.




© 2010-2022