Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»

Урок «Путешествие в замок Деепричастие» является заключительным уроком по теме «Деепричастие как особая форма глагола» . Урок является нестандартным, что позволяет в игровой, занимательной форме повторить основные теоретические сведения о деепричастии, отработать на практике умение образовывать деепричастия, правильно их писать, обособлять деепричастные обороты, употреблять в речи, производить морфемный и морфологический разбор. Урок включает также тестовые задания по теме как элемент подготовки...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в замок Деепричастие»

КГУ «Чистопольская средняя школа»

Район имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанская область



Урок-сказочный

турнир

Путешествие в замок

«Деепричастие»

Урок русского языка

в 7 классе

Учитель: Стрекозина Т.А.





Тема: Обобщение изученного по теме «Деепричастие»

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по морфологии

Форма урока: Сказочный турнир, путешествие в замок «Деепричастие».

Цель урока: систематизация, обобщение и контроль ЗУН по теме урока.

Задачи: 1) выявить степень усвоения знаний по теме, совершенствовать навык отличия деепричастия от других частей речи, отработать умение образовывать деепричастия, правильно выделять на письме и использовать деепричастные обороты;

2) активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;

3) способствовать созданию положительного настроя на уроке; воспитывать творческую личность, стремящуюся к самоорганизации; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

-Рисунок-замок «Деепричастие», фигурки стражника, стрелков и рыцарей;

-Таблица-схема «Слепой диктант»;

-Кроссворд «Деепричастие»;

-Тесты для каждого ученика (1 и 2 варианты);

-Ключи к тестам и к цифровому диктанту;

-Карточки для индивидуальной работы;

-Оценочные листы для каждого ученика;

-«Талисман успешности» в форме сердечка.

Ход урока:

  1. Организационный момент (Этап включения в урок)

Сегодня замечательный день, и я очень рада вас видеть на нашем уроке. Я знаю, что вы все хорошие, любознательные ребята, стремящиеся получать знания. Я надеюсь, что с этого урока вы уйдёте в хорошем настроении, получив хорошие оценки.

  1. Сообщение темы и цели урока

У нас сегодня необычный урок, это урок-игра, урок-путешествие, сказочный турнир. Мы с вами должны добраться до стен сказочного замка и попытаться войти в ворота. А в замке этом обитают необыкновенные жители. Как их зовут, вы скажете, отгадав загадку:

Загадку эту отгадать совсем не сложно!

Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:

Я по значению похоже на глагол!

Путь к замку сложный и долгий, вам придётся преодолевать препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. А чтобы я могла оценить вашу работу на уроке, вы будете по ходу выполнения заданий заполнять оценочные листы. Справились - ставите +, не справились -, если задание вызвало затруднение, вы не до конца усвоили материал-?

Вы готовы? Тогда начинаем!



  1. Актуализация знаний

1 испытание - проверка теоретической подготовки «Слепой диктант».

Задание: дописать в схему недостающие элементы.



Деепричастие



? признаки наречия

вид ? ? ? ?

несов.вид ?

-а ? -ши ? ?

2 испытание. Теоретический поединок

2 ученика работают у доски. Задание: закончить пословицы, найти в них деепричастия, затем по очереди ответить на вопросы.

(Не) зная броду…

(Не) узнав горя…

1.Верно ли определение, что деепричастие - особая изменяемая форма глагола?

1.Можно ли согласиться с тем, что деепричастие обозначает действие предмета?

2.Правда ли, что деепричастие НЕ ЗНАЯ соверщенного вида?

2.Верно ли, что деепричастия отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?

3.Можно ли согласиться, что деепричастие изменяется по лицам?

3.Верно ли, что у деепричастий нулевое окончание?

Остальные ученики выполняют осложнённое списывание:

(Не)годуя, (не)написав, (недоумевая), (не)решив, (не)замечая, (не)навидя, (не)удивившись.

3 испытание

Один ученик выполняет на доске синтаксический разбор предложения:

Рыцарь, следуя кодексу чести, всегда защищал Прекрасную даму.

Второй ученик перестраивает предложение, изменив место деепричастного оборота, затем отвечает на вопросы:

-Что такое деепричастный оборот?

-Расскажите о знаках препинания при деепричастных оборотах.

4 испытание: Работа в парах: Заполните кроссворд, образуя деепричастия от глаголов совершенного и несовершенного вида. Проверка.

5 испытание: Продвигаясь по дороге, мы приблизились к замку. Но здесь нас ждут препятствия:

  1. Ров на пути к замку. Его вы сможете преодолеть, только зная правило правописания частицы НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами. ( Цифровой диктант с последующей взаимопроверкой по ключу):

  1. (Не)чувствуя опасности

  2. (Не)преодолимая преграда

  3. (Не)навидя врага

  4. (Не)освещённый солнцем замок

  5. Башня (не)достроена

  6. (Не)перебрался через ров

  7. (Не)закрытые ворота

  8. Поединок (не)состоялся

  9. (Не)взирая на трудности

  10. (Не)заметив противника.

Ключ к цифровому диктанту:

Слитно

Раздельно

2, 3, 7, 9

1, 4, 5, 6, 8, 10

2)Стражник у ворот

Сделайте морфологический разбор деепричастия из предложения:

Стражник, не пропуская никого в замок, мужественно стоит у ворот.

3)Запертые ворота

Чтобы войти в замок, нужно уметь отличать деепричастия от других частей речи, знать их в лицо. Найдите деепричастия (Игра «Свой среди чужих» или «Третий лишний»):

1.Вышел, выйдя, вышедший.

2.Не замечая, не заметил, незамеченный

3.Сразился, сразившийся, сразившись

4.Прицелившись, прицелившийся, прицелился.

Далее - дифференцированная работа:

1 группа (сильные): составить с любым из 4-х деепричастий предложение, можно включить деепричастие в деепричастный оборот.

2 группа (слабые): разобрать по составу деепричастия ЗАМЕЧАЯ, ПРИЦЕЛИВШИСЬ.

6 испытание: Работа по развитию речи.

Вот наконец и он, сказочный замок деепричастий. Поскольку мы у деепричастий в гостях, нам нужно обращаться с ними бережно, не ставить их в неловкое положение. Сумеем ли мы справиться с этим? Давайте проверим себя!

Задание: Исправить ошибки, допущенные при употреблении деепричастий:

1)Подъехав к замку, ворота перед рыцарем распахнулись.

2)Увидев Прекрасную Даму, глаза рыцаря засияли от счастья.

3)Поднявшись на башню, перед рыцарем открылся чудесный вид.

4. Контроль: тестирование по пройденному материалу.

Прекрасная Дама, живущая в замке, хочет убедиться, что каждый из прибывших рыцарей является метким стрелком. Вы должны попасть в цель, выбрав в предложенных вам тестах правильные варианты ответа.

(После выполнения - самопроверка по ключу)

5. Домашнее задание

Мы побывали в замке деепричастий. Выходить из замка разрешается только по одному, не спеша, не собираясь в группы. Поэтому и домашнее задание будет индивидуальное: каждый из вас получит карточку, за которую вы получите отдельную оценку.

6. Рефлексия

Передавая друг другу «Талисман успешности», выскажите своё мнение об уроке:

-Какие задания вызвали наибольший интерес? А затруднения?

-Понравилась ли вам такая форма урока?

Спасибо всем за урок!









Кроссворд «Деепричастие».

Образуйте от данных глаголов деепричастия:

  1. Оглядываться (несов.в.)

  2. Сверкать (несов.в)

  3. Уметь(несов.в.) -устар.форма

  4. Купить (сов.в.)

  5. Прочитать (сов.в)

  6. Увидеть (сов.в)

  7. Назначать (несов.в)

  8. Оторваться (сов.в)

  9. Освободить (сов.в)

  10. Стучать (несов.в)

  11. Играть (несов.в)

  12. Ехать (несов.в) - устар.форма

1. Д1

2. Е

3. Е

8. А

7. Ч

4. П

12 Е

11.И

10. Т

9. С

6. И

5. Р





(Оглядываясь, сверкая, умеючи, купив, прочитав, увидев, назначая, оторвавшись, освободившись, стуча, играя, едучи)

Тесты

1 вариант

1. Найдите деепричастие:

А. Почуяв Б. Сожалел В.Услышан Г. Ознакомься

2. Укажите деепричастие совершенного вида:

А. Беспокоясь Б. Закончив В. Отдыхая Г. Продумывая

3. В каком случае НЕ пишется слитно?

А. (не)доумевая Б. (не)подготовив В. (не)освещая Г. (не)почувствовав

4. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:

А. Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого света.

Б. Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе и гонялись одна за другой.

В. Туча, сверкая молниями и издавая сердитый рокот, спешила на северо-восток.

Г. Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.

Д. В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка.

5. В каком слове следует писать И?

А. Увид…в Б. Зате…в В. Посе…в Г. Замет…в



  1. вариант

1. Найдите деепричастие:

А. Присутствовал Б. Услышав В. Посеяна Г. Страстно

2. Укажите деепричастие совершенного вида:

А. Схватившись Б. Говоря В. Разбирая Г. Переписывая

3. В каком слове НЕ пишется слитно?

А. (не)решаясь Б. (не)шелохнувшись В. (не)страшась Г. (не)доумевая

4. Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:

А. Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.

Б. Опустив голову, бабушка закружилась в танце.

В. Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.

Г. Собака залилась громким лаем, но, распознав знакомого, успокоилась.

Д. Сдвинув на затылок косынку, и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду.

5. В каком слове следует писать Е?

А. Услыш…в Б. Посе…в В. Постро…вшись Г. Обид…вшись

© 2010-2022