- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Поликультурный компонент в преподавании литературы
Статья Поликультурный компонент в преподавании литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова А.Н. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поликультурный компонент в преподавании литературы.
Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход к выстраиванию концепции школьного преподавания литературы. Поликультурное воспитание средствами урока литературы является его приоритетной задачей. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
-
формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
-
осознание важности культурного многообразия для самореализации личности.
Всё отчётливее прослеживается полилингвальное развитие личности ученика. Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу:
-
стимулировать интерес детей к новому знанию;
-
предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
Поэтому актуальным становится место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов.
Следовательно, сущность и цели преподавания литературы в школе зависят от запроса современного поликультурного общества, в котором ведущее место занимает диалог культур.
«Изолированных культур не существует, они взаимосвязаны,- писал Леонид Андреев («Роза мира»). - Оставаясь достоянием своего народа, своего творца, каждая культура, сохраняя своеобразие, влияет на другие культуры».
Литература - неотъемлемая часть культуры в целом. В программах отводится значительное место для изучения русской литературы во взаимосвязи с литературой других народов, что позволяет школьникам успешнее усваивать общечеловеческий смысл и национальное своеобразие изучаемых произведений.
Одним из источников и средств поликультурного воспитания являются фольклорные произведения. На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия мира, будет средством формирования умения жить в многонациональной стране.
Познакомившись с героями и образами русских народных сказок, учащиеся на деле убеждаются в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок народов мира. Много общего в содержании сказок, характерах героев, их поступках, поведении. В 5-м классе, изучая русские народные сказки, можно привести в пример и сказки народов мира. В результате сравнения сказок ребята приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить ответить на вопрос: "Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?"
В 6-м классе при изучении темы «Мифы» обращаем внимание на общее и различное в представлениях древних греков и славян о земле, богах и людях. Сходных черт много.
При изучении басен можно сопоставить басни Эзопа, Лафонтена, Крылова, Глебова. Все баснописцы - представители разных стран, но смысл их басен носит общечеловеческий характер.
Украинские народные предания, легенды встретим мы при изучении в 6 классе повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Ребята всегда отмечают при анализе повести яркие национальные черты её героев.
Важное место в формировании высококультурной, толерантной личности отводится произведениям древнерусской литературы: «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве». Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и возникает у юного читателя.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии невозможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности.
Дети всегда с интересом читают произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в котором прославляется жизнь как таковая и ее дитя - человек. В процессе урока ученики размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно- нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что представителей разных народов, разных культур объединяет стремление к общечеловеческими ценностями.
При изучении творчества русских поэтов «серебряного века» обязательно проводим параллель с творчеством французских символистов Верлена, Малларме и Рембо.
Кроме того литературные произведения помогают познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивают проблемы межнациональных отношений:
- с традициями и обычаями народов Кавказа учащиеся знакомятся при изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени";
- проблемы чести, долга, товарищества, любви к родине решаются в повести «Тарас Бульба»
Таким образом, в классической литературе отображены общегуманные идеалы и нравственные ценности разных народов. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.
А знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать терпимость и готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.
Только при поликультурном подходе к изучению литературы можно сформировать у ученика глобальное понимание исторической и культурной ценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно взятой личности.