Использование новых технологии на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование новых технологий на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности


«Без стремления к новому нет жизни,

нет развития, нет прогресса».

В.Г. Белинский

В современной школе познавательно-практическую направленность дают учащимся знания о русском языке и формируют у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания, которые включают в себя формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции у учащихся.

Перед школой стоит важная задача - воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

Внедрение информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы позволяют реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволила ученикам погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

Так, например, демонстрационно-опорные материалы не только иллюстрируют какое-либо языковое явление, но и служат опорой для их анализа, а также стимулируют высказывания на этапе закрепления. Этот вид цифровых материалов целесообразно использовать при повторении орфографических правил. Интерактивные правила стимулируют мыслительную активность учащихся, представляя собой, по сути, задания на размышления.

На этапах повторения и обобщения целесообразно использование интерактивных таблиц. На этих таблицах можно увидеть уровневые задания для учащихся по трем уровням, и правильное его выполнение и переход с одного уровня на другой, стимулируют повышение мотивации к учебному процессу.

При закреплении определенной темы можно провести урок на проверку знаний, умений и навыков путем проведения самостоятельной работы с использованием презентации, в котором будут даны задания на развитие логического мышления, игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм, игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм, кроссворды, чайнворды, ребусы.

Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Использование компьютерных технологий в учебном процессе способствуют повышению мотивации учащихся.

На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю и самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму, а для одаренных детей опережающее самостоятельное задание на создание презентации. Так , в 5 классе на уроках литературы на уроке закрепления ЗУН по теме «Сказки», учениками были представлены слайды по видам сказок. По теме «Фольклор» были использованы презентации по пословицам, загадкам, скороговоркам и т.д.

На уроках русского языка , при проверке домашнего задания, с целью быстрого контроля знаний учащихся использую тесты с последующей проверкой или самопроверкой, что активизирует внимание обучающихся, формирует орфографическую и пунктуационную зоркость.

Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня каждый учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.
Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, невозможно, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.

Калижарова З.Ж

Учитель русского языка и литературы

КГУ« Школы-лицей №44 имени Оралхана Бокея»


© 2010-2022