Статья «Иконография Ф. С. Пушкина»

Статья «Иконография А.С.Пушкина» может быть использована  для проведения внеклассной работы по творчеству А.С.Пушкина, для проведения литературных вечеров в школе.Особенностью этой статьи является то,что в ней рассматривается не творческий путь Пушкина, а его портретные характеристики с самого раннего возраста до прижизненных портретов кисти Тропинина и Кипренского,включая  автопортреты самого Пушкина.Очень интересна история создания каждого портрета и рисунка.Большой интерес представляет собой ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ИКОНОГРАФИЯ А.С.ПУШКИНА



1.Детский рисунок .

2.Лицейский рисунок .

3.Прижизненные портреты .

-Пушкин в портретах Тропинина и Кипренского.

4.Автопортреты.


Мы с первого дня начинаем жить в окружении пушкинских портретов,с первых дней своих знаем этот неповторимый облик.

Фотография не изобретена,первый простейший снимок,дагероскоп,появился уже после смерти Пушкина.

Самый первый портрет-миниатюрная работа неизвестного художника.Портрет ,изображающий Пушкина ребенком трех-трех с половиной лет,хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрого.Этот портрет.сделанный крепостным художником,по семейному преданию,был подарен матерью поэта Н.О.Пушкиной единственной дочери Мудрова-Софье.

В детском портрете видны характерные черты Пушкина,менее пределенные.чем в портретах зрелого возраста;выпуклые губы,чуть прижатый вырез ноздрей, глубокая бороздка посреди подбордка.Видно,что мальчика причесали перед позированием.Кудри его приглажены,но отдельные прядки уже приподнялись,Готовые опять завиться.У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз.

В 1950 г.правнучка С.М Мудровойподарила миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту,создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин».Народный артист РСФСР Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина.

В 1922 году впервые напечатана поэма «Кавказский пленник».К ней приложен портрет автора ,гравированный мастером Егором Гейтманом.Рисунок ,с которого сделана гравюра,исполнен .видимо, еще до ссылки Пушкина.Один из тогдашних туристов нашел порет «весьма похожим».Сам же Пушкин,находившийся в Кишиневе,писал «…Пушкин мастерски литографирован,но не знаю ,похож ли.Если на то нужно мое согласие -то я не согласен.

Тайна гейтмановской гравюры не разгадана и поныне.Спорят о возрасте изображенного на не ней поэта.12-13 лет мальчик или юноша,уже окончивший лицей?Но главный вопрос,кто нарисовал портрет?Доказано-не сам гравер,он обычно работал по чужим рисункам.Называли лицейского учителя рисования Чирикова,К.Б.(Карла Брюллова).Но «сей портрет был написан без натуры,на память.»Но по всем данным Пушкин и Брюллов познакомились менее чем за год до смерти Пушкина.

На гравюре мы видим кудрявого юношу ,устремившего в даль отрешенно вдумчивый взгляд.Мягкие ,округлые черты лица совсем еще детские.

Еще одна любопытная подробность.После окончании лицея в 1817 году поэт стал готовить для печати сборник своих стихов.Приблизительно к этому же времени относят исследователи и один из первых автопортретов поэта,так называемый «портрет в круге».Автопортрет удивительно не похож на все изображения,которые были тогда в моде и прилагались обычно к томикам стихов и поэм.Весьма далек автопортрет и от гравированного Гейтманом.Наверное,что уже тогда Пушкин хотел быть самим собой и уйти от расхожих стереотипов,хотел чтоб увидели его Пушкиным ,а не Байроном.

Нарисовав себя в полуфигуру(обычно его манера в автпортретах-профиль),он тщательно прорисовал голову,силуэт и детали костюма.Свое изображение включил в своеобразный медальон и затушевал штрихом угол.Весь облик подтянут,худощав,заострен,у него покатая,почти стремительная линия лба,надбровий,носа.выступающая вперед верхняя губа,сухая,извилистая линия рта,вздернутые очертания ноздрей,нерельефный,срезанный подбородок,крупно поставленные глаза,отмеченные той особой выпуклостью,котору сумел передать только Тропинин. «Индивидуальна прическа:она небольшая.тщательно приглаженная,собранная округло по затылку».Больше такой манеры носитьволосы у Пушкина мы не встретим .Начиная с кишиневских и заканчивая предстмертными изображениями везде дальше пойдет та всклоченная,вольная,играющая прядями и кольцами копна волос ,которая входит традиционно в наше предсавление о пушкинском облике.

(Эфрос А.М. «Автопортреты Пушкина»)

Сам Пушкин невысоко ценил свою внешность

Зачем твой дивный карандаш

Рисует ио арапскй профиль

И все-таки был художник ,сопровождавший Пушкина в его скитаниях,разделявший с ним его « блуждающую судьбу» -где ни оказывался поэт,художник внимательно всматривался в меняющиеся черты пушкинского облика и спешил закрепить их на бумаге..Этот художник-см Пушкн.

Пушкин великолепно знал свое лицо,В автопортретах великолепно схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного сосотояния.Не всегд он изображал себя таким ,каким видел,когда брался за перо или карандаш.Есть портреты -воспоминания,на них он представляет себя в юности.Есть портреты,где он старается как бы заглянуть вперед,и представить облик своей памяти.Есть шутливые,нарочно смешные изображения.

Очень важно знать ,в каком месте пушкинской рукописи находится автопортрет.Рисунки в пушкинских рукописях не сами по себе,они как бы часть твореской работы поэта.Нередко одни и те же раздумья рождают поэтическю строку и портрет на полях.

1сентября 1827 года в залах Академии Художеств в залах открылась выставка на которой публика увидела портрет А.С.Пушкина.Портрет был заказан лицейским товарищем Пушкина Антоном Дельвигом.После кончины Дельвига в 1831 году поэт купил его для себя.В семье Пушкиных он и находился ,переходя по наследству от старшего сына Александра. Третьяков неоднократно делал попытку получить эту работу для своей коллекции.Но Александр Александрович при жизни не хотел расставаться с портретом отца.И только в 1916 году холст был приобретен галереей у внука поэта Григория Александровича Пушкина.

Как приняли портрет современники?В дневнике профессора Петербургского универсиетаА.Никитенко есть такие слова. «Вот поэт Пушкина.Не смотрите на подпись,видев его хоть раз живого,вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот,которому не хватает только безпристанного вздрагивания.»Газета «Северная пчела» -портрет первого современного русского поэта Пушкина.Благодарим художника от имени от имени всех ценителей дарования Пушкина за то,что он сохранил драгоценные для потомства черты любимца Муз,Это живой Пушкин.»

Юзефович -знакомый поэта,отметил-его портрет работы Кипренского похож безукоризненно.И ,наконец, мнение отца поэта. «Лучший портрет сына моего суть тот,который написан Кипренским.»И сам Пушкин дорожил именно этим портретом,только его из всех других,хотел приобрести.

О каком же сходстве говорят современники?Пушкин в портретах Кипренского сдержан и величав.Классически четкий рисунок и жест скрещенных рук замкнули силуэт.

Интересно,что этот жест не сочинен художником как « поэтический».Кипренский этот характерный жест в своих целях.Чуть повернута в сторону от нас голова,взгляд направлен мимо зрителя.Пушкин сосредоточен в себе. Сколько бы раз мы ни смотрели на портрет.в нем неизменно в первую очередь притягивают,поражают глаза. «Это были особые .поэтические глаза,в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душой великого поэта»-вспоминала жена друга Пушкина.

Сила духовной выразительности этого лица такова,что вначале не замечаешь костюм,а на Пушкине обычный светский сюртук,шотландский плащ на плечах ,зеленый шелковый галстук-все,вплоть до прически помоде тех лет.Человек Пушкин в своей эпохе.Но пространство вокруг его фигуры -вне времени.Будто светящийся зонтом ,сложный цвет фона и Музы с лирой-романтическая.Это цвет благородного лавра,,венком из листьев которого в Древней Элладе венчали на состязаниях победителей.Пушкин воспринимается в портрете вне реальной среды и внутренне живет в другой сфере,в другом мире создаваемом его изображением.

У нас есть драгоценное прочтение самим Пушкиным его известное стихотворение «Кипренскому»

Любимый моды легкокрылый

Себя как в зеркало я вижу .

Но это зеркало мне льстит

Оно гласит,что не увижу

Пристрастья важных аонид

Так Риму,Дрездену.Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Оценку портрета,главный критерий сходства ,здесь определяет «зеркало» .Однако поэт увидел не бесстрастное ,пассивное отражение,а образ «но это зеркало мне льстит»-и раскрывает его смысл

Оно гласит ,что не увижу

Пристрастья важных аонид

(Музы.богини искусства и наук-аониды -именовались так по названию местности в Эллиаде-аония.где были горные вершины Аония и Париж-место культа муз и Апполона.)В «зеркале»-портрете Пушкин-поэт.Художник смягчил смягчил резкие «арапские» черты(они отвлекали бы его своеобразием).Не выявлены и такие черты характера как « неровный и вспыльчивый» ,которые,по словам Александра Сергеевича имели значение только для окружающих поэта в личном общение.Образ очищен от обыденного в этом смысле .В портрете -не «Пушкин в жизни»В представлении Кипренского Пушкин являл собою в действительности его романтический идеал человека-творца.

Не менее интересен и еще один «творческий ключ» к его портрету-ряд автопортретных рисунков 1820-х годов,где он не скрывая своих «арапских» черт аристократически -хдожественно выразил «Я могу говорить».

За несколько месяцев до создания портрета Кипренским в москве,куда Пушкин приехал вначале из Михайловского,был написан другой портрет поэта В.А.Трпининым.Два разных художника-современника и две различные образные концепции,два «разных Пушкина».Тропининский ,при его внутренней эмоциональности-это Пушкин -человек,через детали быта,костюм,стол,кольцо-талисман .он сиюминутно достоверен и, быть может,тем самым особо привлекателен.Он на нем в домашнем халате,ворот белой рубахи распахнут.В таком облачении он садился за работу.И рядом никаких поэтических символов,как на портрете Кипренского.Там он один из приближенных Аполлона,призванных к священной жертве.А на полотне Тропинина -просто Пушкин.Лицо прекрасно.открыто,взгляд устремлен вдаль,задумчив,сосредоточен.

Наверное,многие испытывают неприятие слов Льва Сергеевича Пушкина о стршем брате. «Пушкин был дурен». Зато после дующие за этими слова « но лицо лицо его было выразительно и одушевлено».В моем изображении всякий раз являли образ поэта кисти Тропинина..Лик апостольский.На правой два перстня.Один из них -одесский подарок графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцово.На нем надпись по древнееврески. «Сын досточтимого раби ,да будет его память благословенна».Этот перстень пушкин считал талисманом.

В Третьяковскую галерею тропининский портрет пушкина ,о котором речь,с инициалами «В.Т.».,попал поздно,только в 1909 году,из семьи князя Михаила Оболенского.А когда страна отмечала столетие со дня гибели Пушкина,Третьяковка на оговоренное время передала шедевр Тропинина в Ленинградский музей Пушкина,но после отмеченной даты на все просьбы вернуть его получила отказ.И сейчас портрет в Санкт-Петербурге.

Среди реликвий Музея-квартиры А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге есть портрет поэта ,написанный художником И.Д.Линевым.

Портрет отличается глубокой реалистичностью.Поражают грустные,усталые глаза,печальное выражение изможденного заботами лица.

Пушкиноведы относят написание этого портрета к 1836 году.портрет признается последним, написанным при жизнита .

Автор портрета ,видимо,знал и сумел показать тяжелое душевное состояние поэта в последний.самый трудный для него период жизни.В портрете ощущается не только понимание духовной драмы Пушкина,но и глубокое сочувствие поэту.Это наводит на мысль,что художник должен был принадлежать к кругу людей,окружавших Пушкина.

В портрете ощущается некоторая торопливость исполнения,напряженное стремление передать главное,иногда в ущерб детали-черта.характерная для работы художника ,строго ограниченного временем позирования модели.Боязнь упустить главное,очевидно,заставила художника откзаться от поисков более совершенной внешней формы.

Об авторе портрета ничего не было известно.Художник стал загадкой для искусствоведов.Имя художника Линева не встречается в воспоминаниях современников,не числится ни в каких списках.В 1938 году И.С.Зильберштейн писад «Одно изображение Пушкина до сих пор остается почти полной загадкой-этния,ни его происхождение до сих пор ,по существу,нам не ведано как равно ничего не известно об его авторе.И никтотиз современных исследователей иконографии Пушкина ничеготне прибавил к тому,что ровно 50 лет назад впервые сообщил об этом портрете С.Либрович.

Кто же этот художник,не только понявший драму Пушкина,но и совершенно очевидносочувствовавший ему,сумевший донести трагедию Пушкин до потомков?Фамилии «Линев» не удается обнаружить ни в списках художников,ни среди перечня окончивших Акдемию Художеств.Можно предположить,что это был художник-любитель,но в имеющихся материалахо о художниках-любителях фамилия Линева отсутствует.

Очевидно,что портрет Пушкина был написан художником -любителем,дворянином,человека одног ткруга с Пушкиным,почитателем таланта великог русского поэта.В 1836 году,в год написания Линевым портрета А.С.Пушкина семья Тургеневых жила в доме Линевых.Именно тогда принес молодой Тургенев бесценну реликвию-прядь волос Пушкина,полученную им в ночь на 31 января 1837 года после трагической гибели поэта.Тургенева и Линева связывала любовь к искусству.Именно в этот период был написан Линевым портрет Пушкина.О том ,что А,С.Пушкин был запечатлен именно в конце жизни,свидетельствуют детали портрета. «Дошедший до нас лкон А.С.Пушкина в серебряном медальоне И.С.Тургенева,удостоверяет,что Линев точно передает цвет волос поэта.На линевском портрете заметно начинающееся облысение.»(Э.А.Голлербах.А.С.Пушкин в изобразительном искусстве.)


© 2010-2022