Урок по литературе на тему С. Есенин. «Отговорила роща золотая…»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе УМК Меркин Г.С.

Тема « С. Есенин . «Отговорила роща золотая…»

Цели :

- Обучающие:

1) расширить кругозор учащихся о творчестве С. Есенина;

2) углубить знания об особенностях лирической поэзии;

3) формировать умения объяснять художественное слово;

4) совершенствовать навык выразительного чтения;

5) подготовить к работе над домашним сочинением-анализом лирического произведения.

- Развивающие:

1) развитие аналитического мышления;

2) развитие познавательного интереса к поэзии;

3) развитие творческих способностей учащихся.

- Воспитательные:

1) воспитать бережное отношение к русскому языку;

2) воспитание толерантности у учащихся.

Оборудование: портрет С.А. Есенина, аудиозапись песни «Отговорила роща золотая», стихи С. А. Есенина, краски.

Ход урока:

Это… яркий ковер, сотканный из

верной и нежной любви поэта

к родной земле…

В.Ходасевич

  1. Слово учителя.

Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Это выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел её народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви.

Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Константинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.


  1. Выразительное чтение стихотворения «Отговорила роща золотая» учителем или с использованием аудиозаписи.

  1. О чём это стихотворение? Какова его тема?

(Ответ ученика: это стихотворение о русской природе, об осени, о красоте её красок).

  1. Возьмите краски и бумагу и попробуйте с помощью красок - цветов выразить на бумаге настроение, заключённое в этом стихотворении.

  1. Обсуждение рисунков.

  1. Какие цвета вы использовали на своих рисунках?

(жёлтый, красный, голубой, серый, чёрный)

  1. Откуда среди разноцветья красок осени взялись в стихотворении серые и чёрные тона?

(Ответ ученика: среди разноцветных красок образовалось чёрно - серое пятно, т. к. в середине стихотворения речь идёт об одиночестве.)

  1. О каком настроении души лирического героя говорится в стихотворении и почему именно такое?

(Ответ ученика: он одинок , ему грустно, это связано с внутренним состоянием лирического героя. Он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь».)

  1. А какая связь настроения героя с временем года?

(Ответ ученика: Осень- грустная пора. Осеннее увядание (голая равнина, «журавлей уносит ветер вдаль», «роща отговорила» .)

  1. Анализ стихотворения.

  1. В какой период жизни поэта написано стихотворение «Отговорила роща золотая»?

(Стихотворение «Отговорила роща золотая» написано в 1924 году. Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги - прощальное стихотворение. Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А ещё осенней рощей. Поэт и роща - двойники, как бы прорастающие друг в друга.)


  1. Уточним тему стихотворения.

(Ответ ученика: в стихотворении изображены два мира: мир природы и мир человека).


  1. Чем интересна композиция стихотворения?

(Ответ ученика: читая стихотворение, я вижу портрет лирического героя, а вокруг него как будто рамка из разноцветных осенних листьев и кистей рябины. Стихотворение начинается и заканчивается картинами природы, а в середине - раздумья героя. Это кольцевая композиция.)


  1. Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения?

(Ответ ученика: лирический герой - уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что "отговорила роща", что "журавли печально" улетают, он восхищается "широким месяцем над голубым прудом", "костром рябины красной". Он ощущает себя неотъемлемой частью природы, относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Он очень одинок, он грустит о прошлом, но ни о чём не жалеет.)

  1. Как вы понимаете слово странник?

(Ответ ученика: тот, кто путешествует пешком, тот, кто не остается долго на одном месте, бездомный, гонимый; человек, идущий пешком для участия в крестном ходе, богомолье, живущий подаянием и молитвой)


  1. Почему поэт рисует своего лирического героя, его грусть именно на фоне картин осенней природы?

(Ответ ученика: после осени наступит зима, природа погрузится в сон, как бы умрёт, ветер сорвёт с деревьев золотые листья, ветки станут голыми, поэтому на душе становится грустно; грустит и лирический герой, оглядываясь на прожитые годы, он одинок, он грустит… Состояние природы отражает состояние души лирического героя.)

  1. Как подчеркивается одиночество лирического героя?

(Ответ ученика: эпитет равнина голая, журавли подчинены порыву ветра, лирический герой - один в пространстве - горизонтальной и вертикальной плоскостях, он - часть этого мира).

  1. Каково его состояние?

(Ответ ученика: лирический герой думает о веселой юности, находясь в полном одиночестве, но ни о чем не жалеет, поскольку уверен, что он - часть изменчивой природы, которая, меняясь, сохраняется.)


  1. Какова основная идея стихотворения?

(Ответ ученика: через образы природы ("роща" - это вся жизнь героя, его судьба; юность - "души сиреневая цветь", старость - кисти рябины) поэт передаёт гармоничное, спокойное восприятие жизни: молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришёл, но он ни о чём не жалеет. «Каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадёт», «не обгорят рябиновые кисти».)


  1. Какие тропы использует поэт, чтобы изобразить мир природы?

(Ответы учеников: в стихотворении много олицетворений (отговорила роща, журавли не жалеют, ветер относит, грезит конопляник, ветер относит, дерево роняет листья, время сгребёт). Олицетворения оживляют природу. Все неживые предметы одушевлены. Они мечтают, жалеют, роняют, как человек, т. е. природа и человек связаны между собой.

В стихотворении много эпитетов (роща золотая, березовым, весёлым языком, печально пролетая, равнины голой, весёлая юность, растраченные годы, милым языком, грустные слова…) Эпитеты помогают точнее представить пейзаж, расширяют наше представление о предмете, помогают понять авторское отношение к предмету. Эти эпитеты действуют на наше воображение, придают стихотворению большую выразительность.

В стихотворении есть метафоры: отговорила роща… языком, души сиреневую цветь, горит костер рябины, не обгорят рябиновые кисти, разметая ветром их (слова), время сгребёт и разметает, не пропадёт трава.

Поэт использует и сравнение: «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова». Т. е. лирический герой чувствует себя частью природы, сравнивает себя с деревом.)


  1. А теперь снова возьмём краски - цвета и изобразим настроение стихотворения, только уберём из него тропы. Какая цветовая гамма получилась теперь? Какова же роль тропов в стихотворении?

(Ответ ученика: теперь преобладают мрачные краски, читая стихотворение, сильнее ощущаешь грусть. Тропы усиливают воздействие стихотворения на наше воображение, помогают зримо увидеть описываемый предмет, лучше понять свойства предметов и явлений. Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.)


  1. Итоги урока

Образ «милого языка» противопоставлен тем «грустным словам», которые станут «ненужным комом». Для этого автор использовал звуковые повторы: «л» с гласными, «р» с гласными. Благодаря такому соотнесению пейзаж и переживание героя становятся конкретизированными. Примеры можно увидеть в таблице. (На экране - таблица с заполненной первой строкой. Последующие строки заполняются учащимися самостоятельно в домашней исследовательской работе).

«Милый язык»

«Грустные слова»

Милый

Весёлый

Листья

Голубым

Не жалеют больше

Слова

Если

Время, ветром разметая,

Берёзовым

Дерево роняет

Прудом

В мире странник

Роняют грустные

Учитель: Всем стихотворениям С.Есенина присуща песенность, что говорит о их тесной связи с народным творчеством. Стихи Есенина мелодичны. На музыку положено более 120 стихотворений поэта. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было положено на музыку композитором Г.Пономаренко. Природа в его стихотворении, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Близок, прежде всего, ощущением нерасторжимой связи с родной природой. Песенность стихотворения подчёркивается его композиционно-кольцевым приёмом построения - первая строфа частично повторяется в заключении. Но это не только повторение, а вывод: метафорическое уподобление поэта берёзе, обозначенное, но не раскрытое в первой строфе, получает образное завершение в последней строфе. Напевность стихотворения усиливает пятистопный ямб.

- Прослушивание романса в исполнении одной из гимназисток. Какое настроение, какие чувства стремился передать в музыке композитор? У.


  1. Домашнее задание. 1. Продолжить исследовательскую работу с текстом: найти повторы и записать их в предложенную таблицу.

2. Выучить наизусть стихотворение «Отговорила роща золотая…»



© 2010-2022