Конспект урока по литературе Книга-источник знаний во все времена

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КНИГА - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА

Где ты запрятано, главное слово?

Книга - зеркало для мудреца:

В ней видны черты его лица.

Страница здесь похожа на окно:

Открывшему увидеть мир дано.

Расул Гамзатов

Х О Д У Р О К А

1. Организационный момент.

Ученик читает наизусть:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - РЕЧЬ!

И.А. Бунин

2. Организационное слово учителя.

3. Представление команд:

«БЫЛИНА» - девиз: «Пусть этот труд ничтожен, пусть велик,

Но в нём язык отцов и твой язык!»

«ЛЕТОПИСЬ» - девиз: «Она тебе даёт сокровища, которых

Кинжал не рассечёт и не похитят воры!»

«ПОЭМА» - девиз: «Она полки ведёт вперёд,

Без боя города берёт!»

4.Ученик читает наизусть стихотворение Вероники Тушновой:

Открываю томик одинокий,

Томик в переплёте полинялом…

Человек писал вот эти строки…

Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе,

И в столетьях мы не повстречались.

Если я от этих строчек плачу,

Значит, мне они предназначались…

5. Жеребьёвка.

6. Выступление команд. Домашнее задание.

1 команда - «БЫЛИНА»

Вопросы:

1. Дать определение этому жанру. Главная цель былин.

( Жанр русского фольклора, эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси.

Главной целью былин было возвеличивание Руси, прославление её героического прошлого, славной истории русского народа.)

2. Из какой былины взят фрагмент:

А тут ли оратай-оратаюшко

Гужики шелковые повыстегнул,

Кобылу из сошки повывернул,

Они сели на добрых коней, поехали,

Как хвост-то у ней расстилается,

А грива-то у неё завивается.

У оратая кобыла ступью пошла…

(«Вольга и Микула Селянинович»)

3. Чем отличается Новгородский цикл былин от Киевского? Привести примеры.

( В Новгороде не было своего князя, горожане приглашали князя на время. Его не коснулось татарское нашествие. Поэтому новгородские богатыри не совершали ратных подвигов. Особое внимание в былинах уделялось торговле и социальному устройству общества.)

4. «Старшие» богатыри. Их имена и особенности.

(Исследователи русских былин разделили былинных героев на два типа: «старших» и «младших».

«Старшие» - воплощение стихий, титанических сил, которые получили человеческий образ, но остались силою мировою. Некоторые - ближе к людям, другие - ближе к мифам. Святогор - богатырь, обитающий на святых горах. Он хочет передать силу Илье Муромцу, который принимает только полсилушки.

Волх Всеславьич, Михайло Потык.

Волх - это волхв, умеющий вражду чинить, т.е. ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея.Волх способен превращаться в сокола, волка, тура, муравья.

Позже имя Волх превратилось в имя Вольга.В былине не просто показаны крестьянин и князь, а Бог охоты (Волх - Вольга) и Бог земледелия (Микула Селянинович - крестьянин, живущий в селе ).

5. Соотнести понятия с их характеристиками:

Богатырь - не герой. Не совершает подвигов

Во славу Отечества, а лишь представляет собой «Старшие»

Огромную силу, неуёмную, стихийную, нече-

ловеческую.

Богатырь - герой, защитник русской земли от врагов,

обладает недюжинной силой, свободолюбив, горд,

справедлив и честен. «Младшие»

6. Соотнести существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты»:

тёмный лук

чисто конь

добрый поле

буйная дружинушка

тугой лес

хоробрая головушка

7. Каким эпическим жанрам соответствуют приведённые признаки:

В основу произведения положены реальные

исторические события. Главные герои - защит-

ники родной земли. (Легенда)

Произведение написано особенным напевным

торжественным стихом, ритм которого тре-

бует музыкального сопровождения. (Былина)

Произведение исконно русского эпического (Баллада)

жанра.

2 команда - «ЛЕТОПИСЬ»

Вопросы:

1. Дать определение этому жанру.

(др.русское произведение, включающее в себя перечень исторических событий по годам с некоторыми комментариями. Главным представителем летописи является книга «Повесть временных лет»).

2. Какими торжественными словами начинается «Повесть..»

3. Похвала князю Ярославу и книгам. Что вам известно о князе Ярославе Мудром?

( Киевский князь - 978-1054, сын Владимира 1 - был великим Киевским князем с 1019 года. Победил Святополка Окаянного, изгнал его из Киева. Победил печенегов и поляков, обезопасил границы Руси, прекратил междоусобную войну между сыновьями Владимира Святославича и собрал

Русские земли воедино. Ярослав Мудрый понимал важность добрых отношений между странами, установил династические связи со многими

Странами Европы.

Ярослав Мудрый известен как князь-законодатель. При нём был составлен новый свод законов «Русская правда».

Он открывал мастерские по изготовлению книг. При нём было переведено на древнерусский язык много богослужебных и других книг.)

4. Чтение наизусть отрывка о книге (перевод древнерусского текста).

5. Существует продолжение этого текста. Зачитать.

6. Какой вывод следует сделать из всего прочитанного?

(Таким образом, книга на Руси воспринималась как слово Бога: «кто книги часто чтеть, тот беседует с Богом». Такое отношение к книге в нашей стране сохранялось на протяжении целого тысячелетия. В древней

Руси говорили о божественном происхождении Слова.

7. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В чём смысл повести, её символический подтекст?

(Символический подтекст: Борьба Бога и Дьявола за человеческую душу. В каждом человеке есть божественное и дьявольское начало, идёт борьба, и невсегда побеждает добро.

Повесть о любви. Необходимо любить в человеке его божественное подобие: ум, слово и дух живой!)

8. В каком образе предстоит перед читателем Дьявол?

(В образе Змея-искусителя. «Из корня змеиного выйдет аспид - дьявол».

Т.о. князь Пётр в повести должен был биться с Дьяволом.)

9. Какие качества понадобились для победы над Дьяволом?

(Не только мужество и храбрость, но и мягкосердечие и смирение, честность и благородство. В тексте эти качества главного героя могли бы проявиться в женитьбе Петра на простой девушке.)

10. Как это звучит на современном русском языке?

(Гибкость мышления, знание психологии, плюс высокая нравственность.)

11. Вспомнить концовку повести. Объяснить её смысл.

(Устремление души человеческой выше всяких правил, которые установили люди.)

12. Почему Феврония не вылечивала до конца Петра, а оставляла всегда одну

Язву незалеченной?

(В этом кроется такой подтекст: Один грех порождает другой, сомнение порождает недоверие…Об этом знала Феврония. И ешё она знала, что дары и чудеса человек не оценит по достоинству, не вложив в дело собственные силы. Она давала Петру возможность самостоятельно изменить свою судьбу при помощи работы над собой, воспитания своего

Характера.)

Таким образом, человек не всемогущ, но может многое, если умеет справ-

ляться с собой!

13. Какие актуальные слова мы можем найти в Евангелие?

(Евангелие предупреждает: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и,

обратившись, не растерзали вас.»)

Таким образом, древнерусскую литературу необходимо понимать, учитывая культуру древней Руси и опираясь на неё, помня при этом, что корни её лежат в дописьменных временах, т. е. в устном народном творчестве, во временах былин.

14. Читается учеником наизусть стихотворение Расула Гамзатова:

В Индии считается, что змеи

Первыми на Землю приползли.

Горцы верят, что орлы древнее

Прочих обитателей Земли.

Я же склонен думать, что вначале

Появились люди. А поздней

Многие из них орлами стали,

А иные превратились в змей!

Объяснить смысл стихотворения

КОНКУРС КАПИТАНОВ

1. Михаил Васильевич Ломоносов. Смысл его жизни. Его роль в развитии наук, коротко перечислить его личные заслуги.

( Смысл его жизни: «Утверждение наук в Отечестве». Ломоносов «пропел хвалу человеческому разуму».

Личные достижения в развитии наук трудно перечислить: их много. Попробуем назвать некоторые из них:

- профессор химии;

- основатель Московского университета;

- разрешил учиться разночинцам : «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился, а чей он сын - в том нет нужды»,-говаривал Михайло Васильевич Ломоносов.

- впервые началось вестись обучение на русском языке в его университете:

профессор Барсов Анатолий Алексеевич и профессор Поповский Николай

Никитич;

- создал «Теорию трёх штилей»;

- разыскивал древнерусские летописи для создания Истории Государоства

Российского.

«Ломоносов - первый наш университет»,- сказал о нём А.С. Пушкин.

М.В. Ломоносов был настоящий патриот и верил, что

«может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать»!)

2. Гавриил Романович Державин (1743-1816). Его вклад в развитие русского слова и мысли.

(Решительность, c которой он боролся против злоупотреблений властью с чиновниками, прямой и крутой нрав мешали его служебной карьере:

- он был губернатором Тамбовской губернии;

- кабинет - секретарём при Екатерине 2;

- государственным казначеем при Павле 1;

- министром юстиции при Александре 1.
На каждой должности он продержался не больше года, после чего руководство вынуждено было отказаться от его услуг.

Выйдя в отставку, Державин предал позору продажность сильных мира сего, призвал на их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых!

И будь един царём земли!

Державин соединял слова «высокие» и «низкие», ставил их рядом, добиваясь большой выразительности. Он открыл дорогу развитию реалистического, понятного многим людям языка.)

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид;

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им:

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

3. Как и кем создавалась История Российского государства. Назвать имена.

(Первая попытка написания Истории государства Российского принадлежит Ломоносову. Он создал книгу «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава 1, или до 1054 г.»

Василий Никитич Татищев был выдающимся историком, помогавшим Ломоносову.(1686 - 1750 гг.)

Но история России требовала глубокого осмысления.

Взялся за эту работу Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826), известный писатель, главный редактор ж. «Вестник». Он создал 12 томов

«Истории государства Российского».

Великий труд Карамзина оказал огромное влияние на русскую литературу.

Первая половина 19 века наполнена произведениями, в которых проявляется интерес писателей к истории.

3 КОМАНДА - «ПОЭМА»

Вопросы:

1. Дать определение этому жанру.

(Большое стихотворное лиро - эпическое произведение, для которого характерны сюжетность, событийность, выражение автором или лирическим героем своих чувств.)

2. Как повлияла на творчество А.С. Пушкина «История государства Российского»?

(Пушкин увлёкся «Историей…», перечитал то, что неизвестно было многим его друзьям. Пушкин считал своим долгом заострить внимание на самых напряжённых моментах истрии России).

3. Проследить динамику обращения поэта к исторической теме.

(1822 г. - «Песнь о вещем Олеге»;

1825 г. - «Борис Годунов»;

1828 г. - «Полтава»;

1833 г. - «Медный всадник»;

1836 г. - «Капитанская дочка».)

4. Что же прочитал Пушкин об Олеге в «Истории государства Российского»?

( Карамзин рассказывал о деяниях и победах Олега, о том, что Олег княжил 33 года, умер в глубокой старости, и смерть его казалась потомству чудесною.) Пересказать легенду.

5. Чтение наизусть «Песни о вещем Олеге» в лицах.

6. Согласны ли вы с тем, что Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей?

(Слова волхва можно воспринимать как провозглашение независимости поэта от мирской власти царей и князей, если считать, что поэтический дар даётся человеку от Бога так же, как божественное откровение.

Князь Олег, совершивший в жизни так много подвигов, основой которых была его воля, усомнился в том, что жизнью человека управляют боги. От-

странив от себя коня, он бросает вызов богам, хочет доказать, что они не

властны над его судьбой…

Но оказалось, что воля богов сильнее воли человека, даже такого могущетвенного, как киевский князь Олег.)

7.Что же из истории вы знаете о Северной войне и Полтавской битве?

(В 1706 году польский король Август1 отрёкся от престола, в стране безвластие. Шведский король Карл12 решил не упускать момента и с основными силами двинулся на Москву через Варшаву, Минск, Смоленск. Но

на границе натолкнулся на сильное сопротивление и свернул на Украину, чтобы дать войскам передышку.

Из Риги на помощь королю вышел корпус из 16000 солдат, который был разгромлен летучим отрядом Петра1. Карл12, не получив поддержки, продолжал двигаться в глубь Украины, где гетман Иван Мазепа, мечтавший

править Украиной, обещал королю поддержку армией и продовольствием.

Но отряд А.Д. Меньшикова взял город Батурин, оплот Мазепы.

Таким образом попытки Карла выйти на Московское направление были отбиты русскими войсками.

Тогда шведы решили осадить Полтаву, где имелись запасы продовольствия и боеприпасов и откуда шли незащищённые дороги. Ветхая крепость Полтавы три месяца выдерживала осаду (3500 человек).

В июле с основными силами подошел Петр1. 27 июля 1709 г. Началась

Полтавская «баталия», завершившаяся разгромом шведов. Карл и Мазепа бежали в Турцию. Фактически потеряв сухопутную армию, Швеция сохраняла мощный флот на Балтике и продолжала войну.)

8. Читается наизусть отрывок из поэмы «Полтава».

9. Какую битву напоминает описание Полтавского боя? Процитировать.

(М.Ю. Лермонтов «Бородино»:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.)

10. На какой основе возникла поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»?

(Фигура Петра1 всегда вызывала пристальное внимание пэта. Потомки поставили памятник Петру, но Пётр и сам поставил себе

памятник - Санкт-Петербург. )

11. Каждый человек оставляет на земле свой след. Какой? «След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед? Или незримый, прочный след в чужой душе намного лет».

- Читается стихотворение Леонида Филатова «Дантес».

- Дантес оставил о себе такой след в истории. А «нерукотворный памятник» Пушкину до сих пор служит народу, его произведения помогают людям жить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ УРОКА

Таким образом, сегодня на зачётном уроке нам удалось охватить обширный материал, который позволяет нам представить развитие художественной мысли поэтов и писателей Руси. Что же связывает все эти произведения, такие разные по жанру, стилю, такие далёкие по времени?

( Воспевание русской земли и её народа, передача основных традиций и духовных ценностей из поколения в поколение, призыв делать добро и осуждение безнравственности, подлости, предательства…Ох, и трудная же это работа жить по законам божьим, соответствовать статусу русского человека-гражданина.)

12. Марина Цветаева «Закачай меня, звёздный чёлн…»

13. Выбрать из предложенного списка лучшие черты русского национального характера:

а) нравственная красота;

б) стремительность действий;

в) необдуманность;

г) лихость;

д) верность идеям;

е) патриотизм;

ж) кичливость;

з) угодливость;

и) чувство собственного достоинства;

к) целеустремлённость;

л) чувство долга;

м) взаимовыручка.

14. Я счастлив: не безумен и не слеп;

Просить судьбу мне не о чем.

И всё же

Пусть будет на земле дешевле хлеб,

А человеческая жизнь дороже!

Расул Гамзатов.


© 2010-2022