Рабочая программа 9 класс русский язык

           Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», «Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, сост. Харитонова, изд. Дрофа, 2008 год», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской», учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией М.М.Разумовской. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет об...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.М. Пучковой»

с.Хороль Хорольского района Приморского края



Согласован Утверждаю

Зам. директора по УВР Директор школы

________________С.Ю. Баженова _______________Т.М. Панченко

«30» августа 2014 г. «30» августа 2014 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС «В»






Составитель:

Е.В. Левик, учитель русского языка

и литературы,

высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании МО

Учителей русского языка и литературы

«28» августа 2014 г.

Руководитель ШМО ___________Латфуллина Л.Н



2014-2015 уч.г.




Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», «Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, сост. Харитонова, изд. Дрофа, 2008 год», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской», учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией М.М.Разумовской. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку в 9 классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение основных знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладении основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как о науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В связи с тем, что учащимся 9 класса предстоит итоговая аттестация по русскому языку в новой форме в содержание материала внесены уроки развития речи, на которых идет отработка написания сжатого изложения, навыков работы как с исходным текстом, так и созданным на основе исходного. Этим рабочая программа отличается от примерной программы с содержательной стороны.

Цели обучения

Курс русского языка 9 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности ; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

  • Обеспечить усвоение определенного круга знаний в области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

  • Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;

  • Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого обращения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • нормы речевого этикета;

Уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Использовать приобретённые знания и умение в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значение родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения частоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

  • использования родного языка как средства объяснения в любви милой женщине и удовлетворения коммуникативных потребностей в общении не нарушая границ этикета.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условие и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владения всеми видами речевой деятельности и основами культурами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

2 часа в неделю, 68 часов в год

Структура курса

№ п/п

Модуль (глава, тема)

Кол-во часов

1

О языке

1

2

Обобщение изученного в 5 - 8 классах

4

3

Сложное предложение

3

4

Сложносочинённое предложение

5

5

Сложноподчинённое предложение

20

6

Бессоюзное сложное предложение

9

7

Сложное предложение с разными видами связи

2

8

Речь

21

9

Повторение

3

10

Всего

68

Практическая часть

Кол-во

часов

урока

Тема

1 четверть

1

5

Р/р Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль. Стили и типы речи.

2

10-11

Р/р Изложение

1

12

Р/р Анализ изложений.


13

Диктант по теме «СП»

1

15

Р/р Виды и средства связи предложений в тексте.

II четверть

1

22

р/р Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы»

1

24

р/р Эссе: понятие о жанре

2

25-26

р/р Аудит (подготовка к ГИА)

1

28

Полугодовой контр. диктант

1

30

Р/р Анализ работ ГИА

III четверть

1

32

Р/р Путевые заметки: понятие о жанре

2

38-39

р/р Изложение (подготовка к ГИА)

1

43

р/р Рецензия: понятие о жанре

1

45

Диктант

2

48-49

р/р Аудит (подготовка к ГИА)

IV четверть

1

51

р/р Язык деловых бумаг. Практика написания

2

55-56

р/р Изложение (подготовка к ГИА)

2

60-61

р/р Аудит (подготовка к ГИА)

1

63

Годовой диктант

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

Год

к/р


р/р


Учебно-тематическое планирование

п/п

К-во ча-сов

Тема программы

Дата

Использоввозможн.

кабинета

Корректи-ровка

1 четверть







1

О языке




1

1

Вводный инструктаж по ТБ

Русский язык - национальный язык русского народа.



4

Обобщение изученного в 5 - 8 классах

2

1

Повторение изученного: фонетика, орфография, графика.


3

1

Повторение: лексика, лексическое значение слова.

Плакат 73

4

1

Повторение: морфемика и словообразование.

Плакат 72

5

1

Р/р Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль. Стили и типы речи.

Плакат 88, 99

6

1

Повторение: морфология и синтаксис. Части речи, их морфологические и синтаксические признаки.

Дидакт. мат.


3

Сложное предложение

7

1

Сложное предложение, его признаки.


8

1

Типы сложных предложений


9

1

Средства связи между частями сложного предложения.


10-11

2

Р/р Изложение

запись

12

1

Р/р Анализ изложений.



5

Сложносочинённое предложение

13

1

Диктант по теме «СП»

14

1

Работа над ошибками.


15

1

Р/р Виды и средства связи предложений в тексте.


16

1

Смысловые отношения в ССП. Виды ССП и знаки препинания в них.


II четверть

17

Смысловые отношения в ССП. Виды ССП и знаки препинания в них.


18

1

Обобщение по теме «ССП»

Тест


20

Сложноподчинённое предложение


19

1

Понятие о сложноподчиненном предложении


20

1

Средства связи в СПП

Плакат 120

21

1

Виды сложноподчиненных предложений


22

1

р/р Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы»


23

1

СПП с придаточным определительным

Плакат 94

24

1

р/р Эссе: понятие о жанре


25-26

2

р/р Аудит (подготовка к ГИА)


27

1

СПП с придаточным изъяснительным

Плакат 92

28-29

2

Полугодовой контр. диктант

Работа над ошибками.

Дидакт. мат.

30

1

Р/р Анализ работ ГИА


31

1

СПП с придаточными обстоятельственными места


III четверть

32

1

Р/р Путевые заметки: понятие о жанре


33

1

СПП с придаточным обстоятельственным времени


34

1

СПП с придаточным обстоятельственным сравнения


35

1

СПП с придаточным обстоятельственным образа действия и степени

Плакат 112

36-37

2

СПП предложение с придаточным обстоятельственным цели и условия


38-39

2

р/р Изложение (подготовка к ГИА)

запись

40-41

2

СПП с придаточным обстоятельственным причины и следствия


42

1

СПП с придаточным обстоятельственным уступки.


43

1

р/р Рецензия: понятие о жанре


44

1

Систематизация и обобщение по теме «СПП»

Дидакт. мат.

45

1

Диктант


46-47

2

СПП предложение с несколькими придаточными

Работа над ошибками


48

1

р/р Аудит (подготовка к ГИА)



9

Бессоюзное сложное предложение

49

1

р/р Аудит


50

1

Понятие о бессоюзном сложном предложении

IV четверть

51

1

р/р Язык деловых бумаг. Практика написания


52

1

БСП со значением перечисления


53-54

2

БСП со значением причины, пояснения, дополнения


55-56

2

р/р Изложение (подготовка к ГИА)

запись

57-58

2

БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия.

Плакат

59

1

Закрепление по теме «Бессоюзное предложение»


60-61

2

р/р Аудит (подготовка к ГИА)


62

1

Итоговое повторение. Орфография, пунктуация

Дидакт. мат.

63

1

Годовой диктант



2

Сложное предложение с разными видами связи


64-65

2

Работа над ошибками. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём



3

Повторение


66-68

3

Повторение


Учебно-методическое обеспечение:

1. И. Сальникова, А.Тарасенков «Пятёрка за сочинение» (сборник сочинений 5-9 классы). Издательство « Айрис. Пресс. Рольф». М. 2002

2. С.С.Петровская, И.Н.Черников. Диктанты по русскому языку 9 класс. Издательство «Дрофа». М. 2002

3. А.Т.Арсирий. В страну знаний- с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Издательство «Дрофа». М. 2005

4. Ю.В.Щербинина. ЭГЭ. Русский язык. Экспресс- курс. Материалы для подготовки к экзамену. Схемы, таблицы. Алгоритмы рассуждений. Теоретический курс. Задания для самостоятельной подготовки. Издательство «Экзамен». М. 2009

5.О.В.Анисимова. Тесты по русскому языку 5-9 кл. Издательство «АРД ЛТД». Екатеринбург. 1998

6. И.В.Космарская, А.К.Руденко. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах 8-11 кл. Издательство «Аквариум». М. 1998

7. В.В.Тихонова,Т.Е.Шаповалова. 250 диктантов по русскому языку для школьников 5-9 кл. Издательство «Дрофа». М. 1997

8. Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко, Г.В.Владимирская. Речь, язык и секреты пунктуации. Издательство «Просвещение». М. 1995



© 2010-2022