- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа 9 класс русский язык
Рабочая программа 9 класс русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Левик Е.В. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.М. Пучковой»
с.Хороль Хорольского района Приморского края
Согласован Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор школы
________________С.Ю. Баженова _______________Т.М. Панченко
«30» августа 2014 г. «30» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС «В»
Составитель:
Е.В. Левик, учитель русского языка
и литературы,
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании МО
Учителей русского языка и литературы
«28» августа 2014 г.
Руководитель ШМО ___________Латфуллина Л.Н
2014-2015 уч.г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», «Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, сост. Харитонова, изд. Дрофа, 2008 год», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской», учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией М.М.Разумовской. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку в 9 классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение основных знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладении основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как о науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В связи с тем, что учащимся 9 класса предстоит итоговая аттестация по русскому языку в новой форме в содержание материала внесены уроки развития речи, на которых идет отработка написания сжатого изложения, навыков работы как с исходным текстом, так и созданным на основе исходного. Этим рабочая программа отличается от примерной программы с содержательной стороны.
Цели обучения
Курс русского языка 9 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности ; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
-
Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
-
Обеспечить усвоение определенного круга знаний в области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
-
Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
-
Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
-
Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
-
Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого обращения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
-
нормы речевого этикета;
Уметь
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Использовать приобретённые знания и умение в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значение родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения частоты русского языка как явления культуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
-
использования родного языка как средства объяснения в любви милой женщине и удовлетворения коммуникативных потребностей в общении не нарушая границ этикета.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условие и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владения всеми видами речевой деятельности и основами культурами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
2 часа в неделю, 68 часов в год
Структура курса
№ п/п
Модуль (глава, тема)
Кол-во часов
1
О языке
1
2
Обобщение изученного в 5 - 8 классах
4
3
Сложное предложение
3
4
Сложносочинённое предложение
5
5
Сложноподчинённое предложение
20
6
Бессоюзное сложное предложение
9
7
Сложное предложение с разными видами связи
2
8
Речь
21
9
Повторение
3
10
Всего
68
Практическая часть
Кол-во
часов
№
урока
Тема
1 четверть
1
5
Р/р Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль. Стили и типы речи.
2
10-11
Р/р Изложение
1
12
Р/р Анализ изложений.
13
Диктант по теме «СП»
1
15
Р/р Виды и средства связи предложений в тексте.
II четверть
1
22
р/р Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы»
1
24
р/р Эссе: понятие о жанре
2
25-26
р/р Аудит (подготовка к ГИА)
1
28
Полугодовой контр. диктант
1
30
Р/р Анализ работ ГИА
III четверть
1
32
Р/р Путевые заметки: понятие о жанре
2
38-39
р/р Изложение (подготовка к ГИА)
1
43
р/р Рецензия: понятие о жанре
1
45
Диктант
2
48-49
р/р Аудит (подготовка к ГИА)
IV четверть
1
51
р/р Язык деловых бумаг. Практика написания
2
55-56
р/р Изложение (подготовка к ГИА)
2
60-61
р/р Аудит (подготовка к ГИА)
1
63
Годовой диктант
1 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
Год
к/р
р/р
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
К-во ча-сов
Тема программы
Дата
Использоввозможн.
кабинета
Корректи-ровка
1 четверть
1
О языке
1
1
Вводный инструктаж по ТБ
Русский язык - национальный язык русского народа.
4
Обобщение изученного в 5 - 8 классах
2
1
Повторение изученного: фонетика, орфография, графика.
3
1
Повторение: лексика, лексическое значение слова.
Плакат 73
4
1
Повторение: морфемика и словообразование.
Плакат 72
5
1
Р/р Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль. Стили и типы речи.
Плакат 88, 99
6
1
Повторение: морфология и синтаксис. Части речи, их морфологические и синтаксические признаки.
Дидакт. мат.
3
Сложное предложение
7
1
Сложное предложение, его признаки.
8
1
Типы сложных предложений
9
1
Средства связи между частями сложного предложения.
10-11
2
Р/р Изложение
запись
12
1
Р/р Анализ изложений.
5
Сложносочинённое предложение
13
1
Диктант по теме «СП»
14
1
Работа над ошибками.
15
1
Р/р Виды и средства связи предложений в тексте.
16
1
Смысловые отношения в ССП. Виды ССП и знаки препинания в них.
II четверть
17
Смысловые отношения в ССП. Виды ССП и знаки препинания в них.
18
1
Обобщение по теме «ССП»
Тест
20
Сложноподчинённое предложение
19
1
Понятие о сложноподчиненном предложении
20
1
Средства связи в СПП
Плакат 120
21
1
Виды сложноподчиненных предложений
22
1
р/р Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы»
23
1
СПП с придаточным определительным
Плакат 94
24
1
р/р Эссе: понятие о жанре
25-26
2
р/р Аудит (подготовка к ГИА)
27
1
СПП с придаточным изъяснительным
Плакат 92
28-29
2
Полугодовой контр. диктант
Работа над ошибками.
Дидакт. мат.
30
1
Р/р Анализ работ ГИА
31
1
СПП с придаточными обстоятельственными места
III четверть
32
1
Р/р Путевые заметки: понятие о жанре
33
1
СПП с придаточным обстоятельственным времени
34
1
СПП с придаточным обстоятельственным сравнения
35
1
СПП с придаточным обстоятельственным образа действия и степени
Плакат 112
36-37
2
СПП предложение с придаточным обстоятельственным цели и условия
38-39
2
р/р Изложение (подготовка к ГИА)
запись
40-41
2
СПП с придаточным обстоятельственным причины и следствия
42
1
СПП с придаточным обстоятельственным уступки.
43
1
р/р Рецензия: понятие о жанре
44
1
Систематизация и обобщение по теме «СПП»
Дидакт. мат.
45
1
Диктант
46-47
2
СПП предложение с несколькими придаточными
Работа над ошибками
48
1
р/р Аудит (подготовка к ГИА)
9
Бессоюзное сложное предложение
49
1
р/р Аудит
50
1
Понятие о бессоюзном сложном предложении
IV четверть
51
1
р/р Язык деловых бумаг. Практика написания
52
1
БСП со значением перечисления
53-54
2
БСП со значением причины, пояснения, дополнения
55-56
2
р/р Изложение (подготовка к ГИА)
запись
57-58
2
БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия.
Плакат
59
1
Закрепление по теме «Бессоюзное предложение»
60-61
2
р/р Аудит (подготовка к ГИА)
62
1
Итоговое повторение. Орфография, пунктуация
Дидакт. мат.
63
1
Годовой диктант
2
Сложное предложение с разными видами связи
64-65
2
Работа над ошибками. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём
3
Повторение
66-68
3
Повторение
Учебно-методическое обеспечение:
1. И. Сальникова, А.Тарасенков «Пятёрка за сочинение» (сборник сочинений 5-9 классы). Издательство « Айрис. Пресс. Рольф». М. 2002
2. С.С.Петровская, И.Н.Черников. Диктанты по русскому языку 9 класс. Издательство «Дрофа». М. 2002
3. А.Т.Арсирий. В страну знаний- с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Издательство «Дрофа». М. 2005
4. Ю.В.Щербинина. ЭГЭ. Русский язык. Экспресс- курс. Материалы для подготовки к экзамену. Схемы, таблицы. Алгоритмы рассуждений. Теоретический курс. Задания для самостоятельной подготовки. Издательство «Экзамен». М. 2009
5.О.В.Анисимова. Тесты по русскому языку 5-9 кл. Издательство «АРД ЛТД». Екатеринбург. 1998
6. И.В.Космарская, А.К.Руденко. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах 8-11 кл. Издательство «Аквариум». М. 1998
7. В.В.Тихонова,Т.Е.Шаповалова. 250 диктантов по русскому языку для школьников 5-9 кл. Издательство «Дрофа». М. 1997
8. Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко, Г.В.Владимирская. Речь, язык и секреты пунктуации. Издательство «Просвещение». М. 1995