Конспект по русскому языку на тему Повторение и обобщение изученного в разделе словообразование и орфография (6класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку, проведённый Кокориной Н.А. в 6 классе

Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе словообразование и орфография.

Цель: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; формировать навыки правописания гласных в разных морфемах слова

Задачи:

1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.

2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

3.Воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё.

ХОД УРОКА

Этапы

Деят. учителя

Деят. уч-ся

УУД

1.Орг.мо-мент





2.Актуал.

имеющ.зн.







3. Закреп-

ление

изучен-

ного мате-

риала.


















































4.итог

урока

Здравствуйте,ребята!

-Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Это значит, что мы в течение 40 минут будем говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Состав слова и словообразование», поэкспериментируете над словом, проявите себя.

- А результатом вашей совместной работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих. Итак, начинаем…

- Давайте подумаем и ответим на вопрос: «Что изучает раздел языка «Состав слова и словообразование?»

-А с каким разделом языка тесно соприкасается наша тема?

-А что изучает орфография?

-Для чего нужна орфография?

-Каким образом связано словообразование с орфографией?

Запишите в тетрадях число, классная работа.

1. Словарный диктант.

-На доске записаны слова, в которых, если не знать орфографии и словообразования, можно сделать много ошибок.

Один человек пойдёт к доске и будет вставлять пропущенные буквы и обозначать орфограммы, а все остальные работают в тетради. Если отвечающий затрудняется с ответом, мы ему помогаем.

Пр…плыть, пр…градить. пр…морский. пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…рода, пр…думать, пр…лечь, к…саться, к...снуться, ог…рок, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный.

-Итак, мы убедились, что слова на данные правила вами усвоены хорошо.

2. Игра «Угадай словечко».

-А давайте проверим, как вы умеете находить слова по отдельным морфемам.

- Что такое морфема?

- Мы проведём игру «Угадай словечко».

-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово?

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее?

-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать?

- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой

- Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью

- Для чего нужно окончание?

-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?

- Благодаря какой морфеме вы догадались?

-Какой вывод можно сделать. Что такое корень?

- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

- А что обычно находится после корня?

Для чего он служит ?

-Откроем всё слово. Сравните: тигр - тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?- ят - обозначает детёнышей животных, птиц.

Как мы называем такой суффикс? Подберите примеры с этим суффиксом

- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове?

-Что такое основа?

-А какой же морфемы нет в слове тигрята?

Для чего она служит и где обычно находится? Докажите это.

3. Разбор слова по составу.- Разберите по составу слово: С какой морфемы мы начнём?

4. Игра «Составь слово».

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку .Выделите морфемы в словах.

1).От глагола понёс взять приставку,от глагола дарить корень, от существительного кружок суффикс. - Какое слово получилось?

2).От глагола побелел взять корень,от прилагательного маленький суффикс,от прилагательного синий окончание.

3).От глагола пришёл взять приставку,от глагола улетел взять корень, от глагола бежит окончание.

5. Способы образования слов.

А теперь ,ребята, давайте вспомним способы образования слов.

- Какие вы знаете способы образования слов?

1. приставочный

2. суффиксальный

3. приставочно-суффиксальный

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

Упр.185 стр 80 или

Развесёлый Овражек

Подсвечник Бег

Лесовоз Продтовары

Мороженая рыба Съел мороженое

Парашютистка МГУ

кресло-кровать птицефабрика

турпоход приморский Сбербанк

6.Словообразовательный разбор (по группам).

- А теперь давайте выясним, какими способами образуются слова в русском языке. Выполняем задание на листочке в парах. Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.

- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход Съел мороженое } в другие части речи.

-Итак, мы неплохо сегодня поработали. Пора подвести итоги и сделать выводы.

- Что же изучает раздел «Состав слова и словообразование?»

- Для чего мы должны знать состав слова).

- Без какого раздела языка нам не обойтись?

Оценки за урок.

Домашнее задание:упр.190(п),191(у)

Приветствуют учителя















на какие части делятся слова и каким способом они образованы

с орфографией

правильное написание слов

чтобы правильно, без ошибок, писать слова

мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания





Учащиеся работают со словами на разные правила и делают выводы



часть слова

(нет).

(нет).

(окончание существительного или глагола).

(машина, улица, взяла, приняла).

( род, число, падеж, спряжение)

( для связи слов в предложении и словосочетании)

(тигрята).

(корню).

( корень - главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).


(суффикс)

для образования новых слов



(уменьшительно-ласкательный). (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята) (основу)

(всё слово, кроме окончания)

Приставки

(перед корнем и служит для образования новых слов)

(с окончания)




подарок


беленький


прилетит











нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное(базовое) слов




(чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы)

(без орфографии)


Дополнительно.

1. -Подбери сложные слова к слову вода.

(водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, водоём, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водомер, водоотталкивающий).

2.- Определи род сложносокращённых слов:

ООН (ж.р.)организация , ЧП (ср.р.)предприятие, РФ (ж.р.)федерация, АЭС (ж.р.)станция, ВМФ (м.р.)-флот





© 2010-2022