Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: Методика и практика подготовки учащихся основной школы к сдаче ГИА по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 сельского поселения «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края


Описание опыта инновационной педагогической деятельности


Тема: Методика и практика подготовки учащихся основной школы к сдаче ГИА по русскому языку




Выполнила работу: В.Ю. Ковалева

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы №9

сельского поселения «Поселок Софийск»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края


п. Софийск Верхнебуреинского района

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Основная часть ……………………………………………………………………5

1. Как правильно пользоваться информацией об экзамене по русскому языку?.......................................................................................................................5

2. Выполнение заданий части А. …………………………..………………….…6

3. Как правильно выбрать тренировочные тексты? …………………………...7

4. Как научить школьников грамотно писать сжатое изложение? …………....8

5. Как помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ГИА? …......10

6. Выполнение части С2…………………………………………………………11

7. Как преодолеть стресс при подготовке к ГИА? ……..……………………..13

Заключение ………………………………………………………………………14

Список использованной литературы …………………………………………..16








Введение


С 2005-2006 учебного года в практике работы общеобразовательных учреждений используется новая форма государственной итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, позволяющая оценивать достижение учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо, что предусматривается в настоящее время, но и чтение.

Новая форма аттестационной работы (ГИА) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качества образования. Итоговая аттестация с помощью КИМов проверяет, в какой степени выполняются требования, определенные нормативными документами.

Задания, предлагаемые обучающимся, проверяют все виды компетенций:

1. лингвистическую, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

2. языковую, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

3. коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.

Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3-х частей:

Часть 1 - краткое изложение по тексту публицистического или научного стиля (С1).

Часть 2 - задания с выбором ответа и задания с кратким ответом (А1-А7 и В1-В9).

Часть 3 - задание с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста (С2).

Части 2 и 3 экзаменационной работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.

Подготовка к ГИА по русскому языку требует от педагогов целенаправленной и продуманной работы по следующим направлениям:

- формирование умения решать задачи разного уровня;

- развитие мотивации и целеполагания;

- формирования положительного отношения;

- развитие самоконтроля;

- формирование уверенности и положительной самооценки.

Для успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА педагог должен:

- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету;

- проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования;

- планировать работу по подготовке обучающихся к сдаче ГИА в процессе преподавания предмета.

При этом проверяется умение целевого извлечения информации при чтении, умение её перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями.

Учителя русского языка создают свои системы подготовки учащихся к успешному выполнению заданий ГИА, позволяющие учитывать как уровень владения русским языком школьниками конкретного общеобразовательного учреждения, муниципального района в целом, так и индивидуальный уровень каждого.

В процессе преподавания русского языка в 9 классе у меня так же сложилась определённая система подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.

Основная цель данной работы - успешная сдача экзамена по русскому языку в новой форме.

Перед учителем-словесником, работающем в 9 классе, встают следующие задачи:

-систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;

-совершенствование умения излагать учебный текст;

-совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится работа,- научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволяют учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов. Используя на занятиях:

-лекции учителя с различными видами заданий;

-составление обобщающих таблиц и схем;

- самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

-самостоятельный отбор материала;

-работа в группах;

-проведение деловых игр и практикумов;

-работа с пакетами КИМов;

-написание изложений и сочинений.

Основная часть

  1. Как правильно пользоваться информацией об экзамене по русскому языку?

Анализ результатов экзамена позволяет выявить серьёзную проблему, стоящую перед основной школой,- проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка. Решить задачу помогают толковые, фразеологические и иные словари. Однако освоение лексики может быть по- настоящему эффективным в том случае, если оно проводится на основе текста. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, работа по расширению словарного запаса учеников основной школы становятся всё более актуальной сегодня, когда дети меньше читают, а интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге.

В целом решение названных проблем следует искать в использовании форм преподавания и методик, связанных с комплексной работай с текстом, а также в увеличении доли работы по обучению сжатому изложению и сочинению на основе текста.

В настоящее время можно найти немало пособий, предлагающих разные способы подготовки школьником к ГИА. Так, например, Е.И. Литневская, В.Н. Багрянцева « Методика преподавания русского языка в средней школе», учебное пособие для студентов высших учебных заведений. (М:. Академический проект, 2006) для предупреждения ошибок обучающихся рекомендуют следующую памятку.

Памятка

  1. Не стремиться воспроизвести текст дословно;

  2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д);

  3. Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные;

  4. Правильно употреблять личные местоимения;

  5. Перечитать готовое изложение и

А) устранить повторы;

Б) снять логическое противоречие;

В) исправить неточное употребление слова.

С обучающимися также проводится определённая информационная работа:

  1. Организация информационной работы в форме инструктажа обучающихся:

-правила поведения на экзамене;

-правила заполнения бланков;

2) Информационный стенд для обучающихся:

- нормативные документы;

-бланки;

-правила заполнения бланков;

- ресурсы Интернет по вопросам ГИА;

3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков;

4) Пробные (внутришкольные) ГИА

Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, учтные и письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы:

  1. Как подготовиться к экзаменам;

  2. Поведение на экзамене;

  3. Способы снятия нервно-психологического напряжения;

  4. Как противостоять стрессу.

2. Выполнение заданий с выбором ответа (часть А)

В методическую копилку учителей русского языка входят КИМы (ФИПИ), диагностические работы, тестовые задания по всем темам, разработанные самими учителями. Тем не менее каждый урок по подготовке к ГИА начинается, как правило, с актуализации опорных знаний: словарно-семантическая работа, орфографическая работа, языковая разминка, синтаксическая работа, орфоэпическая разминка.

Анализ средств языка на уроках русского языка и литературы, начиная с 5 класса, должен стать неотъемлемой частью анализа текста. При подготовке к государственному экзамену в 9 классе целесообразно провести некоторую систематизацию изученного материала по теме «Выразительные средства языка». Результатом такой работы может стать создание обобщающей таблицы «Выразительные средства русской речи».

В процессе обучения русскому языку в целом и особенно при работе с текстом на уроках необходимо акцентировать внимание на таких приёмах работы, которые позволяют актуализировать содержательную информацию (А1). Это могут быть беседы по содержанию текста, ответы на вопросы, касающиеся основных смысловых сегментов текста, анализ структуры текста с точки зрения раскрытия той или иной микротемы и т.п.

Как показывает практика, в реальных условиях работы в 8-9-х классах наиболее эффективными оказываются комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение такого рода упражнений позволяет и отрабатывать навыки по новому материалу, и повторять уже изученные правила.



  1. Выбор тренировочных текстов

Какие же тексты следует использовать в качестве тренировочных к сдаче ГИА?

Во-первых, лучше, если они будут научно-популярные или публицистические. Художественные тексты сокращать труднее, поскольку слово в них многозначно, стиль при сжатии не сохраняется, а значит надо придумывать специальные формулировки, отсутствующие в исходном тексте, чтобы передать авторское отношение.

Во-вторых, они должны быть информативны и содержать четыре-пять связанных между собой, но разных мыслей или развернутых пояснений, примеров (то, что мы называем микротемами). Это свойство присуще далеко не всем текстам.

В-третьих, предпочтительнее такие тексты, которые хоть в какой-то степени отвечают интересам подростков, имеют отношение к их жизни, не отталкивают навязчивым и унылым дидактизмом.

В-четвёртых, тексты для сжатых изложений должны быть такими, чтобы девятиклассник их мог понять на слух, но при этом для понимания требовалось бы умственное напряжение. Невозможно толково пересказать непонятное, но почти столь же трудно пересказать то, что и всем известно, само собой разумеется. Это, в частности, касается и лексики: она не должна быть слишком простой, примитивной; перегружать текст терминами. Трудными, книжными словами недоступно.

В-пятых, тренировочные тексты должны быть примерно такого же объёма, что и экзаменационные, то есть включать 250-290 слов. При сокращении в хорошей ученической работе окажется чуть больше 90 слов, то есть вдвое-втрое меньше, чем в исходном тексте.

При написании сжатого изложения проверяются следующие основные умения:

-умения слушать;

-умение обрабатывать воспринятую информацию, выделять в ней главное;

-умение письменно передать обработанную информацию.



  1. Как научить школьников грамотно писать сжатое изложение?

Изложение - традиционный вид работы по развитию связной речи, который включен в обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Сжатое изложение является одним из самых сложных заданий Государственного экзамена, которое показывает, насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению детей пониманию текста, умению определять в нём существенное.

Сжатое изложение - это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста.

Экзамен по русскому языку в 9 классе - это сосредоточенная, интенсивная работа, в течение 235 минут, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет, если он умеет вести диалог с текстом.

Работая с обучающимися над сжатым изложением, мы выявили ряд проблем:

-проблема адекватности восприятия текста на слух;

-проблема организации и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства языка;

-проблема разделения текста на абзацы;

-проблема выделения главной и второстепенной информации;

-неумение видеть логику перехода от одной мысли к другой;

-многочисленные речевые и грамматические ошибки.

Задачи, стоящие перед учителем, при выполнении обучающимися задания С1:

- выявить у обучающихся уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания сжатого текста;

- определить эффективные методы и приёмы обучения сжатому изложению;

- разработать систему упражнений по обучению сжатому изложению.

Каким образом можно решить поставленные задачи?

Прежде всего педагогам необходимо изучить методическую литературу по данной теме. Например, универсальные материалы с методическими рекомендациями Д.А. Хаустовой. Русский язык. ГИА. Написание сжатого изложения. «Экзамен», 2012; учебное пособие Г.И. Канакиной, И.Г.Родионовой «Учимся работать с текстом». Подготовка к ГИА по русскому языку. Флинта-Наука. 2012; сборник по подготовке к ГИА-9 под редакцией Н.А. Сениной. Русский язык. 9 класс. Легион. 2012.

Задача учителя - научить школьников трём приемам сжатия текста:

- исключению подробностей и деталей;

- обобщению конкретных, единичных явлений;

- сочетанию исключения и обобщения.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приёмами работы над подробным изложением. Различия состоят в методике работы над текстом. Значимая роль отводится сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой обучающиеся решают, какая часть текста или предложения особенно важны для выражения главной мысли, а какую можно исключить при сокращении текста. Эффективным приёмом при этом являются опорные слова.

Педагогу необходимо научить кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты и явления, события, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Подготовку к написанию сжатого изложения надо начинать как можно раньше 5-6 классы - выполнение логических операций с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы.

7-9 классы - тренировочные упражнения, цель которых восстановить связь между предложениями абзаца, исправлять нарушенную логику, подбирать вступление или заключение к тексту.

Виды тренировочных упражнений на сжатие текста:

- сократить сложное предложение за счет менее существенной части;

- заменить фрагмент предложения обобщающим понятием;

- исключить повторы и объединить предложения;

- заменить прямую речь косвенной, сохранить смысл высказывания;

- изложить указанную часть текста одним предложением;

- подчеркнуть в тексте предложения, смысловые части которых могут быть убраны без ущерба для содержания;

- сжато изложите содержание абзаца;

- напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний.

Наиболее эффективные упражнения, связанные непосредственно с практикой сжатия:

Комплексный анализ текста - один из самых эффективных видов упражнений подготовки к сжатию текста. Он даёт обучающимся возможность мыслить, рассуждать, выходить на метапредметные связи.

Возможные вопросы:

- определите, что перед вами - слова, предложения или текст?

- озаглавьте текст;

- составьте план, выделите опорные слова;

- укажите особенности частей текста. Есть ли смысловые связи между ними? Есть ли языковая связь?

- определите тему текста;

- назовите главную мысль текста;

- укажите тип речи;

- восстановите содержание текста по опорным словам.

Перечисленные упражнения легко найти в пособиях, которые широко применяются в работе с обучающимися учителями нашей школы. Например, А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Сфера, 2012.; Н.А. Сенина. Комплексный анализ текста. Тренировочная тетрадь. 7 класс. Легион, 2012; УМК С.И. Львовой. 5-9 кл. Мнемозина, 2008-2012.

Сжатое изложение предполагает краткую, обобщённую передачу исходного текста и, следовательно, требует воспроизведения основного содержания.

Приёмы сжатия исходного текста:

  1. Содержательные приёмы компрессии текста:

  1. Разделение информации на главную и второстепенную; исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнения, пояснения)

  2. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).



  1. Языковые приёмы компрессии исходного текста:

  1. Замена:

А) замена однородных членов обобщающим наименованием;

Б) замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

В) замена предложения или его части указательным местоимением;

Г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

Д) замена СПП простым.

2. Исключения:

А) исключение повторов;

Б) исключение фрагмента предложения;

В) исключение одного из нескольких синонимов.

3. Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций).

5. Как помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ГИА?

Надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома, выполняя упражнения и задания в учебниках, дополняя их теми материалами, которые соотносятся с темами ГИА. Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, следует избегать натаскивания; заниматься изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно готовить девятиклассников к сдаче экзамена.

Разумеется, мы, учителя, имея возможность всматриваться в текст, обладаем огромным преимуществом перед детьми, которые этот текст только услышат. Мы можем по-разному подчёркивать главное и второстепенное, обдумывать, такие подробности можно оставить, от чего отказаться совсем, что обобщить. Воспринимая на слух, ученики на бумаге сначала создают основу, а потом дополняют его тщательно отобранными пояснениями.

Алгоритм работы над изложением.

  1. При первом чтении ученики ничего не пишут, все их усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

  2. Затем дети записывают план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, ели нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и т.д, одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.

  3. При втором чтении уточняют тезисы и заполняют оставленные промежутки дополнениями, объём и степень которых следует обдумать после чтения.

  4. Потом создаётся черновик, подсчитывается количество слов в нём, и в зависимости от результатов вносятся коррективы, что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить рекомендуемый объём изложения.

  5. Черновик нужно проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция может уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно - пунктуацию. Третью проверку лучше следует проводить «ершом» -от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать о структуре предложений.

  6. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и ещё раз проверяется.

6. Выполнение части С2.

Умения, проверяемые заданием С2.

- адекватно понимать информацию прочитанного текста;

- понимать основную мысль прочитанного текста;

- интерпретировать информацию прочитанного текста и на этой основе

- умение устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;

- умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и

- формировать свою позицию по данной теме.

Как научить обучающихся выполнять задание С2?

Требование соответствия сочинения ученика функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, его построение по определённым композиционным законам предполагает, в первую очередь, повторение, закрепление, обобщение темы «Текст. Рассуждение как тип речи». В этом ключе можно предложить ученикам совместную работу по «выработке» основных требований к структуре будущего сочинения.

Примерная схема сочинения-рассуждения (от тезиса - через аргументы - к выводам) может выглядеть следующим образом:

Композиция сочинения-рассуждения:

1. Вступление - найдите ключевое слово или словосочетания в предложенном фрагменте и попытайтесь «порассуждать» о смысле этого слова (сочетания).

2. Идея (основная мысль текста): раскройте смысл фразы (не повторяя и не переписывая саму фразу), попытавшись опереться на весь текст.

3. Аргументы (доказательства главной мысли): 1) Найдите в тексте предложения, подтверждающие выдвинутые в предыдущем пункте тезисы; 2) Дайте краткий комментарий основному событию, описанному в тесте, с учётом выдвинутых в предыдущем пункте тезисов.

4. Вывод. Если можете, другими словами сформулируйте ту же мысль.

Возможная структура ответа

Формулировка задания: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Перед тем, как начать работу над сочинением, необходимо разобраться с обучающимися в теоретических понятиях, что такое «лексика», а что такое «грамматика».

Лексика - это словарный состав языка. Грамматика - раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения. Лексические понятия:

лексическое значение слова,

однозначные и многозначные слова,

прямое и переносное значение слова,

омонимы, синонимы, антонимы,

слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении,

историзмы, архаизмы, неологизмы,

заимствованные слова,

фразеологизмы.

Грамматические понятия:

части речи, морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.

Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи и т.д.).

7. Как преодолеть стресс при подготовке к ГИА?

- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене.

- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями. То ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально сорваться.

- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи. Тем более вероятности допущения ошибок.

- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, занятия должны чередоваться с отдыхом.

- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты ,как курага, рыба, орехи и т.д. стимулируют работу головного мозга.

- Помогите детям распределить темы по дням.

- Во время выполнения тестового занятия приучайте ребенка ориентироваться во времени и его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

- Накануне экзамена обеспечьте полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

- Посоветуйте детям обратить внимание на следующее:

Пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержится, это поможет настроиться на работу.

Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования- не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать).

Если не знаешь ответ на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос. Есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий!

Способы снятия напряжения

Проводимые далее способы могут быть охарактеризованы как умение отвлечься. Они позволяют быстро снять напряжение и перейти к активным позитивным действиям.

Большая часть способов снятия напряжения может быть представлена в виде трёх стадий. Это:

- релаксаторы;

- приёмы, отвлекающие внимание;

- приёмы, снижающие напряжение.

Заключение

Итоговая аттестация - первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция - учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ГИА, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку - формирование трёх видов компетенции учащихся:

  • языковой;

  • лингвистической;

  • коммуникативной;

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ГИА по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе - это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.









Список использованной литературы



  1. Яцкина Е.А., учитель русского языка и литературы «Алгоритм работы на изложением»

  2. Н.С. Венглинская, методист МОУДО «ИМЦ» «Методические рекомендации по подготовке обучающихся к сжатому изложению.

  3. Готовимся к ЕГЭ// Справочник педагога-психолога: школа 2012. №1.

  4. Психологическая подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ// Справочник педагога-психолога: школа 2014. №4.

  5. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. - СПб., 1996

  6. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. -СПб., 2004.

  7. Чибисова М.Ю. ЕГЭ: Психологическая подготовка. -М: Генезис, 2004.

  8. Интернет-ресурсы:

ege.ru

menobr.ru

niro.nnov.ru

syll.ru›podgotovka-k-gia-i-ege-1



© 2010-2022