Разработка урока «Тема счастья в русской литературе 19 века»

Тема счастья в литературе 19 века. Может быть рассматриваться как материал для внеклассного восптательного мероприятия. Материал предназначчен для инсценировки.Урок может сопровождаться презентацией, в которой наглядно представлены используемые материалы.Материал позволяет раскрывать творческий потенциал учащихся, развивать актерские способности. Подбор сценического образа, включение хореографичекого, музыкального сопровождения позволяет уроку быть наглядным, занимательным, становиться соучастни...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


И счастье я могу постигнуть на земле

М. Лермонтов

Тема счастья в русской литературе

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Мцыри», И.С. Тургенев «Ася»)

Вступительное слово ведущего: Здравствуйте, мы очень рады видеть всех вас в нашей литературной гостиной. Сегодняшняя встреча приятна вдвойне, ведь наступивший 2014 год объявлен годом культуры в России. Надеюсь, что наше мероприятие станет частью его интересных, ярких событий.

(читает ученик)

Что такое счастье?
Счастье это просто!
Нет у счастья веса,
Нет у счастья роста.

Счастье не измеришь
Яркими словами,
Счастье не увидишь
Ясными глазами.

Как тогда ответить,
Что такое счастье?
Ведь оно бывает
Самой разной масти.

Счастье… это слово
Много лиц имеет,
Каждый понимает
Счастье, как умеет!

(Михаил Качаргин)

Ведущий: Сегодня мы обратимся к одной из самых противоречивых и в то же время самых важных категорий человеческой жизни - счастью. Наверное, каждый из вас не раз задумывался о том, что же такое счастье, ведь представления человека о счастье или несчастье определяет его мировоззрение, его философию. Думаю, не будет преувеличением утверждение, что и каждый из русских писателей размышлял о счастье. Произведения русских классиков охватывают актуальные проблемы времени, истории, однако, в них есть стремление ответить и на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге и ….счастье.

Каким же видят счастье русские классики, литературные и общественные деятели 19 века А. С.Пушкин, М. Ю Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев? Попытаемся понять это, обратившись к их творчеству. Так или иначе писательское мировоззрение отражается на страницах произведений. Иначе говоря, автор вкладывает философию, свое понимание жизни в литературных персонажей.

«Капитанская дочка» (сценка)

На сцену входит Петр Гринев (расстроенный, в руках держит письмо от отца, иногда поглядывая на него).

Марья Ивановна встречается ему.

Марья: (удивлённо) Что с Вами сделалось? Как вы бледны!

Петр: (отдает письмо от отца Марье) Все кончено!

Марья: читает часть письма: (сначала оживленно, затем отрывисто, сходя на нет)


«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества………..»

Марья: (побледнев, возвращает письмо дрожащей рукой, говорит дрожащим голосом) Видно, мне не судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...

Петр: (кричит резко, хватает ее руку) Этому не бывать! Ты меня любишь; я готов на все. (быстро) Пойдем, кинемся в ноги к твоим родителям; они люди простые, не жестокосердые гордецы... Они нас благословят; мы обвенчаемся... а там, со временем, я уверен, мы умолим отца моего; матушка будет за нас; он меня простит...

Марья: Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, (еле переводя дыхание) коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; (почти обрывая голос) а я за вас обоих…

Тут она заплакала и ушла от меня; я хотел было войти за нею в комнату, но чувствовал, что был не в состоянии владеть самим собою, и воротился домой.

Ведущий:

Таким образом, категория счастья у Пушкина близка к пониманию счастья христианского, заключающегося в принятии Божьих истин, в смиренной любви, в благословленном союзе двух любящих друг друга людей. Христианское счастье - ощущать в себе Бога. Такое мировоззрение Пушкина характерно для более позднего периода его творчества, в зрелых произведениях классика красной нитью проходит мысль о том, что на чужом несчастье своего счастья не построить.

Современник Пушкина Михаил Юрьевич Лермонтов большую часть своих произведений создавал в русле романтизма. Его романтические герои исключительны: мятежные, темпераментные, жаждущие жизни. Один из них - юноша Мцыри, который по воле судьбы был оставлен в монастыре в раннем детстве. Вся жизнь героя прошла в заточении. Лермонтовский персонаж наделён иным пониманием счастья. Каким?

(чтение отрывков учениками)

(первый)

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв…

(второй)

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Ведущий (или ученик): В основе романтической поэмы «Мцыри» лежит идея, согласно которой счастье человека невозможно без свободы. По мысли автора, счастье - это родится и жить для воли, счастье - это значит познать настоящую, наполненную эмоциями жизнь, счастье - это быть хозяином, а не рабом судьбы.

(третий)

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Ведущий: К сожалению, Мцыри лишь ненадолго сумел узнать вкус счастья. Но это было лучшее, что случилось в его короткой и трагичной жизни.

Ведущий: Счастье является целью жизни и героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Городничий, Хлестаков стали символами торжества безнравственности, произвола, искаженного понимания смысла жизни. Насколько абсурдно понятие счастья у Хлестакова.

«Ревизор» Сценка

Городничий, Лука Лукич, Артемий Филиппович, Добчинский, Бобчинский, Анна Андреевна и Марья Антоновна, Хлестаков.

Хлестаков. Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки...

Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь,

право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: "Приходи, братец,обедать!" Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: "Это вот так, это вот так!" А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только - тр, тр... пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: "Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу". (Городничему.) Что вы, господа, стоите? Пожалуйста,садитесь!

Вместе.{ Городничий. Чин такой, что еще можно постоять.

Артемий Филиппович. Мы постоим.

Лука Лукич. Не извольте беспокоиться.

Хлестаков. Без чинов, прошу садиться.

Городничий и все садятся.

Хлестаков. Я не люблю церемонии. Напротив, я даже всегда стараюсь

проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: "Вон, говорят, Иван Александрович идет!" А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: "Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего".

Анна Андреевна. Скажите как!

Хлестаков. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные

водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: "Ну что, брат Пушкин?" - "Да так, брат, -отвечает, бывало, - так как-то все..." Большой оригинал.

Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в

Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. (Обращаясь ковсем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.

Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают балы!

Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот

рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж - скажешь только кухарке: "На, Маврушка, шинель..." Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница сто'ит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр...

Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.

Мне даже на пакетах пишут: "ваше превосходительство". Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, - куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? - я спрашиваю. "Иван Александрович ступайте департаментом управлять!" Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже... "Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! Уж я..." И точно: бывало, как прохожу через департамент, - просто

землетрясенье, все дрожит и трясется как лист.

Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится еще

сильнее.

О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам

государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: "Я сам себя знаю, сам." Я везде, везде. Во дворец

всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы.

(Уходит, за ним все остальные)

Ведущий: По имени главного персонажа пьесы возник термин «хлестаковщина» - этим словом определяется непомерное враньё-хвастовство. Кто же не хочет быстро и сразу получить от жизни все? Но в этом ли счастье? Если нет, то в чем? Как не упустить его?

Ведущий: Не состоялось счастье и у героев тургеневской повести «Ася». Оно было так возможно и так близко.

(инсценировка отрывка из повести «Ася»)

Автор: Все радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами - небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском.

Господин Н.Н.: (невольно, радостно) Посмотрите, как хорошо!

Ася: (не смотря на Н.Н., тоже радостно) Да, хорошо! Если б мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы.

Господин Н.Н.: (утверждая) А крылья могут у нас вырасти.

Ася: Как так?

Господин Н.Н.: Поживите - узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.

Ася: А у Вас были?

Господин Н.Н.: Как вам сказать… Кажется, до сих пор я еще не летал.

Ася (задумалась, после паузы): Умеете вы вальсировать?

Господин Н.Н.: (озадаченно) Умею.

Ася: Так пойдемте, пойдемте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья.

Звучит вальс. Ася и Н.Н. уходят на задний план и начинают танцевать. В это время на сцену выходит пара и вальсирует.

Ведущий: Герой был уверен, что примет решение завтра надеялся, что станет по-настоящему счастливым, но он упустил свой шанс, промедлил. Как оказалось, «счастье - это мгновение…, у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье». Вероятно, такая философская концепция счастья определяла мировоззрение самого автора Ивана Сергеевича Тургенева.

По-разному трактуется зыбкое понятие счастья у русских классиков, для каждого оно свое.

(читает ученик)

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога. М. Лермонтов

Ведущий: Лирический герой Лермонтова открывает для себя мир красоты в природе, способной дать ощущение гармонии. Это помогает ему духовно возродиться: единение с природой дарует человеку счастье.

Заключительное слово ведущего: Счастье есть в каждом из нас, оно в каждом дне, в каждой минуте, только мы по-разному находим и открываем его для себя. Многое зависит от самого человека. Важно понимать, что наше счастье в наших руках. Нужно ценить мгновения счастья, уметь быть счастливым от самого факта бытия. И этому, я думаю, учит нас русская литература. Научитесь радоваться каждой прожитой минуте своей жизни. Будьте счастливы!

© 2010-2022