Урок по теме: Неопределенная форма глагола

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 3 класс

Тема: Неопределенная форма глагола.

Цель: Ознакомить с особенностями глаголов неопределенной формы, развитие умения правильно ставить к глаголу вопрос что делать ? что сделать?, воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Тип: урок освоения новых знаний.

Оборудование: карточки, лингвистические задания.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Закройте глаза, положите правую руку на сердце. Почувствуйте, как оно бьется и посылает нам импульс любви, добра, счастья. Давайте эти импульсы пошлем друг другу, чтобы в нашем классе все любили друг друга, совершали только добрые поступки и были всегда счастливы!

2.Я тетрадь свою открою, уголочком положу… Записываем число, классная работа.

18 января

На минутке чистописания будем прописывать букву Ч ч.

3.Приготовились к словарной работе:

Спиши стихи, не спеши уходить, тяжелые облака, кормить собаку, лесной зверек, сильный листопад, грозовая туча.

4.Сегодня мы продолжаем работать по теме «Глагол».

-Какая часть речи называется глаголом?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Да он означает действие, изменяется по лицам, числам, временам по родам, имеет наклонение, вид, спряжение.

(Слайд №1).

(Слайд №2).

-Чудо-глагол согласуется с существительным, например: пошел снег, приехал в Америку.

(Слайд №3).

-С местоимениями, например: я выучил, сказал мне

-С числительным, например: двое учатся, семеро сидят.

(Слайд №4_.

-Глагол трудяга умеет правильно присоединяться к словам и делает речь необычайно выразительной многообразием различных приставок и суффиксов. Глагол настолько богат и разнообразен, что по частоте употребления занимает второе место после существительного. Слова которые живут в области «глагол», очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают «имена существительные». Стоит только спросить?

Что делать? Что делают?

Что делали? Что будут делать?

И глаголы тут как тут. Будьте внимательны! Я буду читать стихотворение, а вы запоминайте глаголы.

Я страшное дело какой деловой,

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю.

Сынишку соседки в коляске катаю,

Я пряжу мотаю, хлеб покупаю.

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю.

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю.

А после работы в тени отдыхаю.

Дети проверяют (Слайд №5).

-Молодцы!

5.Сейчас поработаем самостоятельно (лингвистическое задание, карточки).

-К именам существительным подберите подходящие глаголы.

-Проверка, читаем первое сочетание (слайд №6).

6.Давайте вспомним, из каких частей могут состоять слова. С помощью каких частей образуются слова с новым лексическим значением (приставка, суффикс).

7.Мысленно разделите страничку на 2 части.

-Я задаю глагол, с помощью приставки образуйте родственное слово. Что такое родственные слова? Работа у доски и в тетрадях.

звонить перезвонить

держать задержать

тащить затащить

тянуть стянуть

варить наварить

катать закатать

лечить вылечить

-Давайте теперь попробуем задать вопросы к записанным глаголам.

что делать? что сделать?

(Слайд №7).

Такие глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? называются глаголами, которые стоят в неопределенной форма или инфинитив. (Слайд №8).

почему она так называется неопределенная форма?

НУрок по теме: Неопределенная форма глагола.Урок по теме: Неопределенная форма глагола.е показывает

нУрок по теме: Неопределенная форма глагола.и времени

нУрок по теме: Неопределенная форма глагола.и числа

нУрок по теме: Неопределенная форма глагола.и лица

нУрок по теме: Неопределенная форма глагола.е рода

(Слайд №9)

-Посмотрим на слова в столбиках. Можно определить время, число, лицо и род (нет).

8.Физминутка (Слайд №10).

Я пришел из школы,

Я учу глаголы…

Мне их выучить - пустяк,

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю,

«Прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал, я и двигал, я и топал, я и пел.

Пел пока у нас в прохожей вдруг звонок не зазвенел.

Открываю наш сосед (он живет под нами)

Не причесан, не одет - в тапках и пижаме.

Он кричит:

  • Прошу прощенья! Это что - землетрясенье?

  • Или, может быть, слоны

  • Надо мной поселены?!

  • Уважаемый сосед,

  • Никого в квартире нет.

Я пришел из школы и учу глаголы.

-Мы приносим извинения, тихо садимся и не шумим.

* Работа по физкультминутке.

-Найдите глаголы неопределенной формы.

9.Откройте книги на странице 139. Прочитаем определение. О чем из вывода мы не говорили?

10.Запишем предложение под диктовку.

Ночью на темном небе вспыхнуло полярное сияние.

-Есть ли в данном предложении глагол?

-Вспыхнуло - что сделало? (образовать неопределенную форму что делать? - вспыхнуть.

-Найдите грамматическую основу?

-В предложении найдите такое слово, в котором букв столько, сколько звуков (ночью). Почему? Звуков больше чем букв (полярное, сияние).

11.Домашнее задание: упражнение 355, страница 140, выучить правило.

12.Упражнение 359.

13.Общее грамматическое значение глагола - это действие, связанное с

Например:

трудом - рубить, строить, пилить.

речью - говорить, читать, рассказывать.

умственной деятельностью - думать, решать.

движением - идти, бежать, лететь.

чувством - горевать, радоваться.

со звуком - шипеть, петь, кричать.

цветом - белеть, краснеть, зеленеть.

Глаголы, которые называли, стоят в неопределенной форме. На какие вопросы они отвечают?

14.Подведем сейчас итог. Что нового узнали? Что писали вы в тетради? Что повторяли?(Слайд №11).







© 2010-2022