- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по русскому языку на тему
Разработка урока по русскому языку на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Часнык И.А. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока по теме: «Диалектные слова»
(на материале исследовательской работы «Говоры сёл Отрадовского сельского поселения»)
Автор разработки: Часнык Ирина Александровна
Урок русского языка для учащихся 5 класса
МБОУ Отрадовская СОШ
План разработки.
Цели урока:
Познавательные:
-
Познакомить с диалектной лексикой как особым пластом русского языка.
-
Показать разнообразие и богатство диалектной лексики родного края на материалах стихотворения донского поэта Ю.Ремесника «Отрадовка» и тексте исследовательской работы.
-
Познакомить с историей возникновения говоров Отрадовского поселения (на материале исследовательской работы).
-
Продолжить обучение работе со словарём.
Практические:
-
Развивать умение находить диалектные слова, повышать уровень языкового развития.
-
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
Воспитательные:
-
Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к нему.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы проведения:
Объяснительно- иллюстративный;
Частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока.
1 этап. Мотивационный.
Задача: побудить к работе, стимулировать интерес к теме.
_ Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
- Сегодняшний урок мы начнём с чтения стихотворения нашего земляка Юрия Ремесника «Отрадовка».
По ухабам, по ухабинкам,
По завьюженной стерне
За отрадою в Отрадовку
Так отрадно ехать мне.
Убегаю я из города,
Где века в бетон вросли
От безвыездного холода
К тёплым людям от Земли.
Зря вы в спину мне заахали,
Городские кореша,
Я ведь сам, мужик из пахарей.
Я крестьянская душа.
Всё, что скошено и смолото
Всё засчитано судьбе.
Не забыл за шумным городом,
Что такое «цоб-цобе».
Да «бидарка», да «фурманочка»,
И баштан и зерноток.
Да горячая лежаночка,
Да ядреный первачок!
Не забыл, чем Детство грезило
И чему Судьба верна,
У кого в долгу Поэзия
У кого в долгу Страна.
И надолго иль ненадолго
Приютишь, не знаю я,
Моя милая, Отрадовка,
Мамка крёстная моя!
- Знакомо ли вам это стихотворение? (Да. В школе была встреча с поэтом, на которой автор читал свои стихи. Текст стихотворения неоднократно использовался на литературных конкурсах).
- О чём грустит поэт?
- Можете ли вы, ребята, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов?
- Почему поэт вводит данные слова в стихотворение?
- Как автор относится к непонятным для вас словам?
2 этап. Целеполагание.
Задача: обучить умению ставить задачи.
- Ребята, как вы полагаете, в чём мы сегодня попытаемся разобраться? (почему в стихотворении так странно звучат некоторые слова).
- Попытаемся уточнить свою задачу:
Это стихотворение было написано донским поэтом Ю.Ремесником. Родом поэт из небольшого кубанского села. Много работал на территории Азовского района и не понаслышке знает культуру и обычаи этой территории.
- То есть мы должны выяснить: почему так странно говорят на территории Азовского района, а в частности на территории нашего поселения? В чём конкретно эта странность заключается?
3 этап. Актуализация теоретических знаний обучающихся.
Задача: повторить термины.
- Как вы думаете, ребята, к какому разделу языкознания мы должны обратиться, чтобы найти необходимую информацию для решения нашей задачи? Аргументируйте свой ответ. ( значение некоторых слов нам непонятно- значит, обратимся к лексике.)
- Вы правы, ребята. Центральный раздел, к которому мы сегодня обратимся - это лексика. Мы будем говорить о говорах ( или территориальных диалектах).
Физкультминутка
Буква Е
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала,
(Приседания.)
Превратилась в букву Ш...
Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
4 этап Комплексное применение знаний.
Работа с текстом.
Прочитаем отрывок из текста исследовательской работы « Говоры сёл Отрадовского поселения» ученика 9 класса Швед Эдуарда.( текст у каждого на парте)
От Балтийского моря до Тихого океана, от Арктических льдов до юга Сибири живут русские люди, говорят на одном и том же русском языке. Но каждый, кто хоть ненадолго уезжал из своего родного города или села в другие области, особенно дальние, знает. Что язык там тот же, русский, но всё- таки хоть немного, да отличается от языка в его городе или селе. Но не надо уезжать далеко, можно отправиться в соседнее село, и вы окажетесь в совершенно иной языковой среде. Очень интересна картина говоров сёл Отрадовского сельского поселения. Меня всегда интересовало, почему у людей, близко живущих друг от друга, так сильно различаются говоры.
Современное состояние русского языка
Литературный язык
Русский язык на современном этапе - это разнообразие форм, подсистем, вариантов, отношения между которыми разнообразны, взаимопереходны, часто неопределённы, подвижны.
общенародный
национальный
просторечие
диалекты
В этой схеме нас интересуют диалекты.
Язык - наречие - диалекты - группа говоров - подгруппа говоров - говоры станицы, села, деревни, хутора.
Наречие - совокупность территориальных диалектов какого-нибудь языка.
Диалекты - местная или социальная разновидность языка.
Диалектизмы - диалектные слова, включающие в себя не только то, что составляет его фонетическую или грамматическую особенности, а так же характеризует особенности словообразования.
Говор - территориальный диалект, а также его местная разновидность. ( Слайд № 4)
- Почему говорим на русском языке, но не везде одинаково? От чего это зависит?
Аудирование
- Давайте послушаем как звучат говоры нашего поселения.( Слайд № 14)
Калоша -
Дбать -
Балакать -
Кавун -
Цыбуля -
Драбына -
Перелякав -
Колы -
Вихтык -
Горище -
Цаберка
Кыхли -
Кабыця -
Групповое исследование.
Задача: организовать исследовательскую деятельность учащихся.
- Сейчас вы разделитесь на две группы.
Задача для групп:
1 группа: выяснить значение диалектных слов из прочитанного стихотворения Ю. Ремесника.
2 группа : выявить значение говоров Отрадовского поселения.
Определить особенность говоров Отрадовского поселения.
- Но сначала вам надо решить, как вы организуете работу. Посовещайтесь в группе и поделитесь своим решением с другими.
( выступления ребят после обсуждения).
- Итак подведём итог. Как можно узнать значение слов?
- Либо из контекста, либо из словаря.( работа с Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова; «Словарь Вологодских говоров».
1 группа: - Одна часть группы находит диалектные слова в стихотворении, другая определяет их значение по словарю.
2 группа: Одна часть группы находит значение слов в словаре, а другая их анализирует.
- Итак, обязанности распределили. Результаты работы сразу записываем в тетрадь, чтобы вам легче было представить свои выводы.
- К каким выводам вы пришли? (выступление представителей групп).
- Познакомьтесь с материалом исследовательской работы об особенностях говоров Отрадовского поселения( Слайды № 13, 14, 15,16).(рассказывает подготовленный ученик)
Анализ говоров сёл Отрадовского поселения
Языковая картина этих сёл, является отражением тех этнополитических, военных и частнособственнических интересов которые переплелись здесь уже начиная с конца восемнадцатого века.
Указ Павла 1 от 12 декабря 1796 года запретил крестьянам ряда губерний переходить от хозяина к хозяину. Так крестьяне превратились в крепостных - собственность помещиков. Последним было выгодно записать крестьян за собою. Но будучи владельцами земель и селений в других губерниях, помещики нередко переводили из них в свои новые губернии часть крестьян. С одной стороны это позволяло бороться с малоземельем, с другой - увеличивать число рабочих рук.
Не стали исключением и помещики рода Коваленских. У Григория Коваленского было в Старо - Бельском уезде Слободско - Украинской (Харьковской) губернии имение «Щастие». А если учитывать заведённый в те времена порядок, то всегда было принято населять вновь образованные деревни выходцами из тех крестьян, которые уже были в собственности.
Именно по этой причине наблюдается интерференция, т.е. проникновение тех или иных языковых явлений из исконного украинского языка в русский.
-
произношение звука [и] на месте ударного [е]: хлиб, сниг.
-
Произношение [ы] на месте ударного [и]: крычать, ходыть.
-
Изменение [о] в [и] в новых закрытых слогах : силь (соль), кишка (кошка).
-
Произношение звонкого [г] как фрикативного.
-
Произношение [у] на месте [в]: унук (внук).
-
Замена звуков [ф] на [х] : кохта (кофта), тухли (туфли).
-
Наблюдается много слов перешедших к нам из украинского языка:
Калоша - лужа
Дбать - копить
Балакать - разговаривать
Кавун - арбуз
Цыбуля - лук
Драбына - лестница
Перелякав - перепугал
Колы - когда
Вихтык - тряпочка
Горище - чердак
Цаберка ведро
Кыхли - пышки
Кабыця - печка.
В 1840 х. годах сёстры Коваленские продают свои земли графине Клеопатре Петровне Клейнмихель. Новая помещица переселила на хутор крестьян из Оболенского, Суджанского и Староскольского уездов Курской губернии. Их жители говорят на южнорусском наречии. Для него характерно:
-
«аканье»: карова, кабыла, падушка, галава, паедешь.
-
мягкое произношение глагольных окончаний: идёть, несёть.
По этой причине именно у жителей села Сонино прослеживается в речи «аканье», чего нет в селе Отрадовка и хуторе Григорьевка (хотя находятся они друг от друга примерно в трёх километрах).
Беседуя с жителями села и пользуясь историческими документами, мы выяснили, что в селе Сов-Дар проживали староверы. Священник церкви Василий Иванович Вахнин в отчёте отметил, что его прихожане малороссы . но есть и хлысты(одна из форм старого русского сектантства в центральных губерниях России, отрицали авторитет церкви во имя авторитета «святого духа», вели замкнутый образ жизни.) Но с течением времени говоры староверов утратились, поэтому чётких отличий в речи этой группы населения мы не встретили(в некоторых источниках слово передник(фартук) употреблялось именно староверами, но точного подтверждения этому мы не нашли.)
В начале семидесятых годов 19 века в Отрадовской волости образовались немецкие колонии ( к слову сказать Ростовский уезд был одним из главных мест поселения этих людей) Ольгенфельд, Руэнталь Рыбенсдорф. Именно благодаря выходцам из этих колоний в речи современных жителей села сохранились слова: die Kuhe -куха (пирог).
- Сравните анализ слов, который вы провели в своих группах с анализом исследовательской работы.
- Где вы допустили ошибки?
- В диалектных словах иногда заключается образный смысл, сближающий их со словами литературного языка. Вслушиваясь и вдумываясь в них, начинаешь понимать, что народная речь - это тоже творчество. Народную речь можно воспринимать как художественное произведение.
- Ребята, какую тайну о нашем языке вы сегодня для себя открыли?
- Как вам это удалось?
- Что вы узнали о говорах нашего поселения?
- Какое диалектное слово вам нравится больше всего? Почему?
- Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем они нужны?
6 этап: подведение итогов.
- А сейчас , ребята, оцените работу каждого в группе и поставьте оценки в оценочный лист.
5 этап .Рефлексия
- А сейчас, ребята, подойдите к доске и прикрепите лучик солнца к тому солнышку, которое лучше отображает ваше настроение на уроке.
7 этап: домашнее задание.
-
Дополнить список диалектных слов Отрадовского поселения.
-
Написать мини- сочинение (выбор):
- Самое доброе слово.
- Загадка слова.
8 этап : заключительное слово учителя.
- Ребята, сегодня вы познакомились с одной из разновидностей русского литературного языка. Для науки каждое слово представляет определённую ценность, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является только принадлежностью какого - либо местного говора. Потерять диалектные слова - это значит потерять для истории нашего народа, истории его духовной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Поэтому наш долг и обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи.