Разработка урока по русскому языку на тему

Методическая разработка  урока по теме: «Диалектные слова» (на материале исследовательской работы «Говоры сёл Отрадовского сельского поселения») Автор разработки: Часнык Ирина Александровна Урок русского языка для учащихся 5 класса МБОУ Отрадовская СОШ   План разработки. Цели урока: Познавательные: 1.     Познакомить с диалектной лексикой как особым пластом русского языка. 2.     Показать разнообразие и богатство диалектной лексики родного края на материалах  стихотворения донского поэта  Ю.Реме...                                                                          В этой схеме нас интересуют диалекты. Язык – наречие – диалекты – группа говоров – подгруппа говоров – говоры станицы, села, деревни, хутора. Наречие – совокупность территориальных диалектов какого-нибудь языка. Диалекты – местная или социальная разновидность языка. Диалектизмы – диалектные слова, включающие в себя не только то, что составляет его фонетическую или грамматическую особенности, а так же характеризует особенности словообразова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русскому языку на темуРазработка урока по русскому языку на темуРазработка урока по русскому языку на темуРазработка урока по русскому языку на темуМетодическая разработка урока по теме: «Диалектные слова»

(на материале исследовательской работы «Говоры сёл Отрадовского сельского поселения»)

Автор разработки: Часнык Ирина Александровна

Урок русского языка для учащихся 5 класса

МБОУ Отрадовская СОШ

План разработки.

Цели урока:

Познавательные:

  1. Познакомить с диалектной лексикой как особым пластом русского языка.

  2. Показать разнообразие и богатство диалектной лексики родного края на материалах стихотворения донского поэта Ю.Ремесника «Отрадовка» и тексте исследовательской работы.

  3. Познакомить с историей возникновения говоров Отрадовского поселения (на материале исследовательской работы).

  4. Продолжить обучение работе со словарём.

Практические:

  1. Развивать умение находить диалектные слова, повышать уровень языкового развития.

  2. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к нему.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы проведения:

Объяснительно- иллюстративный;

Частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока.

1 этап. Мотивационный.

Задача: побудить к работе, стимулировать интерес к теме.

_ Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

- Сегодняшний урок мы начнём с чтения стихотворения нашего земляка Юрия Ремесника «Отрадовка».



По ухабам, по ухабинкам,

По завьюженной стерне

За отрадою в Отрадовку

Так отрадно ехать мне.



Убегаю я из города,

Где века в бетон вросли

От безвыездного холода

К тёплым людям от Земли.



Зря вы в спину мне заахали,

Городские кореша,

Я ведь сам, мужик из пахарей.

Я крестьянская душа.



Всё, что скошено и смолото

Всё засчитано судьбе.

Не забыл за шумным городом,

Что такое «цоб-цобе».

Да «бидарка», да «фурманочка»,

И баштан и зерноток.

Да горячая лежаночка,

Да ядреный первачок!





Не забыл, чем Детство грезило

И чему Судьба верна,

У кого в долгу Поэзия

У кого в долгу Страна.



И надолго иль ненадолго

Приютишь, не знаю я,

Моя милая, Отрадовка,

Мамка крёстная моя!



- Знакомо ли вам это стихотворение? (Да. В школе была встреча с поэтом, на которой автор читал свои стихи. Текст стихотворения неоднократно использовался на литературных конкурсах).

- О чём грустит поэт?

- Можете ли вы, ребята, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов?

- Почему поэт вводит данные слова в стихотворение?

- Как автор относится к непонятным для вас словам?

2 этап. Целеполагание.

Задача: обучить умению ставить задачи.

- Ребята, как вы полагаете, в чём мы сегодня попытаемся разобраться? (почему в стихотворении так странно звучат некоторые слова).

- Попытаемся уточнить свою задачу:

Это стихотворение было написано донским поэтом Ю.Ремесником. Родом поэт из небольшого кубанского села. Много работал на территории Азовского района и не понаслышке знает культуру и обычаи этой территории.

- То есть мы должны выяснить: почему так странно говорят на территории Азовского района, а в частности на территории нашего поселения? В чём конкретно эта странность заключается?

3 этап. Актуализация теоретических знаний обучающихся.

Задача: повторить термины.

- Как вы думаете, ребята, к какому разделу языкознания мы должны обратиться, чтобы найти необходимую информацию для решения нашей задачи? Аргументируйте свой ответ. ( значение некоторых слов нам непонятно- значит, обратимся к лексике.)

- Вы правы, ребята. Центральный раздел, к которому мы сегодня обратимся - это лексика. Мы будем говорить о говорах ( или территориальных диалектах).

Физкультминутка

Буква Е

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

(Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

4 этап Комплексное применение знаний.

Работа с текстом.

Прочитаем отрывок из текста исследовательской работы « Говоры сёл Отрадовского поселения» ученика 9 класса Швед Эдуарда.( текст у каждого на парте)

От Балтийского моря до Тихого океана, от Арктических льдов до юга Сибири живут русские люди, говорят на одном и том же русском языке. Но каждый, кто хоть ненадолго уезжал из своего родного города или села в другие области, особенно дальние, знает. Что язык там тот же, русский, но всё- таки хоть немного, да отличается от языка в его городе или селе. Но не надо уезжать далеко, можно отправиться в соседнее село, и вы окажетесь в совершенно иной языковой среде. Очень интересна картина говоров сёл Отрадовского сельского поселения. Меня всегда интересовало, почему у людей, близко живущих друг от друга, так сильно различаются говоры.

Современное состояние русского языка

Литературный язык

Русский язык на современном этапе - это разнообразие форм, подсистем, вариантов, отношения между которыми разнообразны, взаимопереходны, часто неопределённы, подвижны.

общенародный

национальный



просторечие

диалекты

В этой схеме нас интересуют диалекты.

Язык - наречие - диалекты - группа говоров - подгруппа говоров - говоры станицы, села, деревни, хутора.

Наречие - совокупность территориальных диалектов какого-нибудь языка.

Диалекты - местная или социальная разновидность языка.

Диалектизмы - диалектные слова, включающие в себя не только то, что составляет его фонетическую или грамматическую особенности, а так же характеризует особенности словообразования.

Говор - территориальный диалект, а также его местная разновидность. ( Слайд № 4)

- Почему говорим на русском языке, но не везде одинаково? От чего это зависит?

Аудирование

- Давайте послушаем как звучат говоры нашего поселения.( Слайд № 14)

Калоша -

Дбать -

Балакать -

Кавун -

Цыбуля -

Драбына -

Перелякав -

Колы -

Вихтык -

Горище -

Цаберка

Кыхли -

Кабыця -

Групповое исследование.



Задача: организовать исследовательскую деятельность учащихся.

- Сейчас вы разделитесь на две группы.

Задача для групп:

1 группа: выяснить значение диалектных слов из прочитанного стихотворения Ю. Ремесника.

2 группа : выявить значение говоров Отрадовского поселения.

Определить особенность говоров Отрадовского поселения.

- Но сначала вам надо решить, как вы организуете работу. Посовещайтесь в группе и поделитесь своим решением с другими.

( выступления ребят после обсуждения).

- Итак подведём итог. Как можно узнать значение слов?

- Либо из контекста, либо из словаря.( работа с Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова; «Словарь Вологодских говоров».

1 группа: - Одна часть группы находит диалектные слова в стихотворении, другая определяет их значение по словарю.

2 группа: Одна часть группы находит значение слов в словаре, а другая их анализирует.

- Итак, обязанности распределили. Результаты работы сразу записываем в тетрадь, чтобы вам легче было представить свои выводы.

- К каким выводам вы пришли? (выступление представителей групп).

- Познакомьтесь с материалом исследовательской работы об особенностях говоров Отрадовского поселения( Слайды № 13, 14, 15,16).(рассказывает подготовленный ученик)

Анализ говоров сёл Отрадовского поселения

Языковая картина этих сёл, является отражением тех этнополитических, военных и частнособственнических интересов которые переплелись здесь уже начиная с конца восемнадцатого века.

Указ Павла 1 от 12 декабря 1796 года запретил крестьянам ряда губерний переходить от хозяина к хозяину. Так крестьяне превратились в крепостных - собственность помещиков. Последним было выгодно записать крестьян за собою. Но будучи владельцами земель и селений в других губерниях, помещики нередко переводили из них в свои новые губернии часть крестьян. С одной стороны это позволяло бороться с малоземельем, с другой - увеличивать число рабочих рук.

Не стали исключением и помещики рода Коваленских. У Григория Коваленского было в Старо - Бельском уезде Слободско - Украинской (Харьковской) губернии имение «Щастие». А если учитывать заведённый в те времена порядок, то всегда было принято населять вновь образованные деревни выходцами из тех крестьян, которые уже были в собственности.

Именно по этой причине наблюдается интерференция, т.е. проникновение тех или иных языковых явлений из исконного украинского языка в русский.

  1. произношение звука [и] на месте ударного [е]: хлиб, сниг.

  2. Произношение [ы] на месте ударного [и]: крычать, ходыть.

  3. Изменение [о] в [и] в новых закрытых слогах : силь (соль), кишка (кошка).

  4. Произношение звонкого [г] как фрикативного.

  5. Произношение [у] на месте [в]: унук (внук).

  6. Замена звуков [ф] на [х] : кохта (кофта), тухли (туфли).

  7. Наблюдается много слов перешедших к нам из украинского языка:

Калоша - лужа

Дбать - копить

Балакать - разговаривать

Кавун - арбуз

Цыбуля - лук

Драбына - лестница

Перелякав - перепугал

Колы - когда

Вихтык - тряпочка

Горище - чердак

Цаберка ведро

Кыхли - пышки

Кабыця - печка.

В 1840 х. годах сёстры Коваленские продают свои земли графине Клеопатре Петровне Клейнмихель. Новая помещица переселила на хутор крестьян из Оболенского, Суджанского и Староскольского уездов Курской губернии. Их жители говорят на южнорусском наречии. Для него характерно:

  1. «аканье»: карова, кабыла, падушка, галава, паедешь.

  2. мягкое произношение глагольных окончаний: идёть, несёть.

По этой причине именно у жителей села Сонино прослеживается в речи «аканье», чего нет в селе Отрадовка и хуторе Григорьевка (хотя находятся они друг от друга примерно в трёх километрах).

Беседуя с жителями села и пользуясь историческими документами, мы выяснили, что в селе Сов-Дар проживали староверы. Священник церкви Василий Иванович Вахнин в отчёте отметил, что его прихожане малороссы . но есть и хлысты(одна из форм старого русского сектантства в центральных губерниях России, отрицали авторитет церкви во имя авторитета «святого духа», вели замкнутый образ жизни.) Но с течением времени говоры староверов утратились, поэтому чётких отличий в речи этой группы населения мы не встретили(в некоторых источниках слово передник(фартук) употреблялось именно староверами, но точного подтверждения этому мы не нашли.)

В начале семидесятых годов 19 века в Отрадовской волости образовались немецкие колонии ( к слову сказать Ростовский уезд был одним из главных мест поселения этих людей) Ольгенфельд, Руэнталь Рыбенсдорф. Именно благодаря выходцам из этих колоний в речи современных жителей села сохранились слова: die Kuhe -куха (пирог).

- Сравните анализ слов, который вы провели в своих группах с анализом исследовательской работы.

- Где вы допустили ошибки?

- В диалектных словах иногда заключается образный смысл, сближающий их со словами литературного языка. Вслушиваясь и вдумываясь в них, начинаешь понимать, что народная речь - это тоже творчество. Народную речь можно воспринимать как художественное произведение.

- Ребята, какую тайну о нашем языке вы сегодня для себя открыли?

- Как вам это удалось?

- Что вы узнали о говорах нашего поселения?

- Какое диалектное слово вам нравится больше всего? Почему?

- Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем они нужны?

6 этап: подведение итогов.

- А сейчас , ребята, оцените работу каждого в группе и поставьте оценки в оценочный лист.

5 этап .Рефлексия

- А сейчас, ребята, подойдите к доске и прикрепите лучик солнца к тому солнышку, которое лучше отображает ваше настроение на уроке.

Разработка урока по русскому языку на тему

7 этап: домашнее задание.

  1. Дополнить список диалектных слов Отрадовского поселения.

  2. Написать мини- сочинение (выбор):

- Самое доброе слово.

- Загадка слова.

8 этап : заключительное слово учителя.

- Ребята, сегодня вы познакомились с одной из разновидностей русского литературного языка. Для науки каждое слово представляет определённую ценность, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является только принадлежностью какого - либо местного говора. Потерять диалектные слова - это значит потерять для истории нашего народа, истории его духовной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Поэтому наш долг и обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи.

© 2010-2022