ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 372.462

Использование проблемного обучения в процессе формирования орфографического навыка

Казакова Татьяна Викторовна

студентка 6 курса, магистерской программы

«Внеурочная деятельность в начальной школе».

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

Доцент кафедры методик начального и дошкольного образования ШпиталевскаяГ.Р.

Евпаторийский институт социальных наук

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

В современных условиях развития образования одной из главных задач школы является формирование творческой, самостоятельной и активной личности. Значительные резервы для формирования умений самостоятельного овладения знаниями в процессе решения учебных заданий, развития познавательной активности, индивидуальных творческих способностей учеников, имеет начальное звено образования, которое требует специальной организации учебно-познавательной деятельности школьников. Учитывая это, особенную значимость приобретает проблемное обучение как специфическая организация учебного процесса, направленная на обеспечение активного отношения ученика к овладению знаниями, развитие его самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.

В трудах психологов (Богоявленский Д., Брушлинский А., Вилькеев Д., Давыдов В., Занков Л., Ильницкая И., Матюшкин О., Менчинска Н., Репкин В., Рубинштейн С.) и дидактов (Алексеев М., Аристова Л., Данилов М., Есипов Б., Кудрявцев Т., Лернер И., Махмутов М., Скаткин М., Шамова Т.) обосновано сущность проблемного обучения как организации учебно-познавательной деятельности учеников, основой которой является создание, формулировка и решение познавательных противоречий (проблемных ситуаций).

Постепенно проблемное обучение приобретало самостоятельный статус. В частности, российскими (Данилов М., Загвязинский В., Кудрявцев Т., Лернер И., Махмутов М., Скаткин М.), польскими (Куписевич Ч., Наврочинский Б., Оконь В.) и некоторыми другими учеными определено проблемное обучение как отдельный вид обучения, обоснован его категориальный аппарат, задание, роль и место в образовательном процессе, методы, условия успешной организации проблемного обучения и разработано дидактико-методическое обеспечение.

Цель статьи - раскрыть использование проблемного обучения в процессе формирования орфографического навыка.

Проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики, характерным признаком которого является организация учебного процесса на принципе проблемы.

А. Реан под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулировки проблемы, предоставления ученику необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний» [2, с. 69].

И. Лернер сущность проблемного обучения видит в том, что «ученики под руководством учителя принимают участие в решении новых для них познавательных и практических проблем в определенной системе, которая отвечает образовательно-воспитательной цели современной школы» [2, с. 68] .

М. Махмутов дает такое определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом цели и принципа проблемы; процесс взаимодействия преподавания и обучения ориентируется на формирование мировоззрения учеников, их познавательной самостоятельности, стойких мотивов обучения и мыслительных (включая и творческие) способностей в процессе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных ситуаций» [3, с. 12].

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Сущность активности, которая достигается при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию, то есть это расширение, углубление знаний, с помощью раньше усвоенных знаний или новое применение предыдущих знаний.

Цель активизации учеников с помощью проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его системе умственных действий, характерных для решения нестереотипных заданий, которые требуют применения творческой мыслительной деятельности.

Главными приемами, которые лежат в основе проблемного метода на уроках русского языка, является наблюдение за языковым материалом, что вызывает проблемную ситуацию, и эвристическая беседа, которая помогает выйти из ситуации интеллектуального затруднения.

Н. Бардовская так определяет проблемную ситуацию: это особенный вид умственного взаимодействия субъектов дидактичного процесса, которые характеризуются таким психическим состоянием ученика во время решения этих задач, которое требует выявления (открытие или усвоение) новых знаний или способов деятельности [2, с.211].

Создание проблемной ситуации - один из важнейших вопросов в теории и практике проблемного обучения. В начальных классах она создается (но не навязывается) учителем и осознается учениками как собственная. Это значит, что в процессе деятельности ученики натолкнулись на что-то новое, непонятное с первого взгляда, что удивляет и тревожит их.

Толчком к поискам путей выхода из проблемной ситуации является противоречивость между известным и неизвестным.

Проблемная ситуация возникает в результате постановки перед учениками проблемного задания или вопроса. Проблемными заданиями в грамматике считаются такие, которые содержат противоречивость, свойственную самому языковому явлению. В одних случаях дети могут решить ее самостоятельно, в других - с помощью учителя. В проблемном задании совмещается определенная новизна вопроса с понятностью и доступностью ее раскрытия.

В начальных классах проблемное обучение нуждается в подготовке учеников к нему и может быть оправданным при изучении определенных орфограмм, в основе которых скрыты противоречия, выяснение которых доступно младшим школьникам [1, с.6].

На формирование орфографических навыков ученикам можно предлагать такие задания и упражнения с использованием проблемного обучения как необходимого условия формирования крепкого, осознанного навыка.

Навык правописания безударных гласных в корне слова принадлежит к морфологическим написаниям, что нуждается в формировании умственных действий по правилу. Для формирования навыка правописания удвоенной буквы для обозначения на письме совпадения одинаковых согласных звуков на грани значимых частей слова и для обозначения фонетического удлинения согласных звуков может быть предложено такое задание: чем вызвано отличие в написании слов в словосочетаниях: ровная стена - стенная газета; одна лагерная смена - сменная работа; цена тетради - ценная книга [4, с. 191].

Для решения его ученики должны выполнить такие операции: во-первых, проанализировать написание и звучание каждой пары слов; во-вторых, определить часть речи; в-третьих, выяснить состав слова с целью определения особенностей написания; в-четвертых, объяснить, чему именно такое написание правильно.

Проблемный метод направлен на активизацию поисковой деятельности школьников. Как доказывают известные психологи, педагоги, методисты, во время организации обучения с использованием проблемного метода ученики учатся мыслить логически, научно, творчески, а учебный материал становится для них более содержательным и более интересным. Ученики сами «открывают» и сами находят неизвестные им раньше знания и доказательства.

Следовательно, как видим, преимущества проблемного обучения заключаются в том, что ученики вовлекаются в активную интеллектуальную или практическую деятельность; у них воспитываются навыки творческого усвоения знаний (применение способов творческой деятельности); воспитываются навыки творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умения решать учебные проблемы, что приведет к повышению уровня орфографических навыков учеников начальных классов.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка при изучении орфографических тем. Раскрывается проблемного обучения, его роль в формировании орфографического навыка младших школьников.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, орфографические навыки.

Summary. This article discusses the use of elements of problem-based learning at Russian lessons in the study of spelling issues. Revealed problem-based learning and its role in shaping the spelling skills of younger students.

Keywords: problem-based learning, problem situation, spelling skills.

Литература

  1. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс / Г.А. Бакулина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 215 с.

  2. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

  3. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368с.

  4. Русский язык в начальних класах: сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. - М.: Академия, 1999. - 256 с.


© 2010-2022