Из опыта работы Путь к ученику

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

За свою педагогическую деятельность учитель даёт 25 тысяч уроков. Ученик- главный критерий работы учительской. Наша учительская судьба во власти ученика. Да, они - те, кто нас оценивает, кого мы намерены учить, к ним надо найти путь.

Путь к ученику. Каков он? Первый - через доверие. Поверит ли мне ученик? Станет ли для него урок выполнением очередных учительских обязанностей или будет радостью человеческого обучения? Ответят ли они искренностью и прямотой? Надо, чтобы поверили, если да, то это и есть настоящий путь к ученику через доверие. Второй - через творчество учителя, его умение провести урок, заинтересовать учащихся, вовлечь их в учебный процесс.

«Главное в обучении - раскрыть перед учеником увлекательную перспективу, наметить конкретную цель и быть рядом с ним».

В.Ф. Шаталов.

«На уроке ученик должен идти. Значит, нужен путь. Интересный - всем и каждому», говорил Е.Н. Ильин.


Учить всех, учить каждого.


Давно задавала себе вопросы: как добиться, чтобы каждый ученик трудился в полную силу? Чтобы уроки стали интересными? Как достичь оптимальных результатов в работе? На эти и другие вопросы отвечает система работы по Шаталову.

«Учить всех, учить каждого»,- стал главным принципом в моей работе. Главное в системе: принцип доступности, гласности, открытости, заинтересованности, обучение осуществляется в зоне перспективного развития.

Схема такова:

1. О.схемы О.конспекты О.сигналы 1.

2.Инспекция и контроль 2.

3. Система соуправления 3.

4. Система Д\ З 4.

5. Повторение 5.

6. Психологический комфорт 6.

Материал дается блоками, сокращается время, которое используется при закреплении. Каждая работа обязательно будет оценена, её можно передать на лучшую оценку. Все это гласно, открыто. Домашнее задание дается на год, с перспективой. Новые формы работы снимают напряженность и раздражительность, способствуют созданию на уроке атмосферы психологической раскрепощенности.

Ученики верят учителю, что можно учиться без двоек.


Поиски и открытия


Несомненно, остаются в памяти те уроки, которые проведены в необычной форме, нестандартные уроки.

Урок- смотр знаний «Путешествие в страну Морфологию».

Урок - экскурсия в лицей Пушкина.

Урок - составление альманаха (Любовная лирика Есенина; «Все начинается с любви»).

Урок - исследования стихотворения Есенина «Собаке Качалова». Это лишь некоторые «нестандартные» уроки.

Люблю давать сочинения-размышления.

  1. «Понимаем ли мы свою маму?»

  2. «Письмо о маме».

  3. «Кому из обитателей ночлежки я больше всего сочувствую?»

  4. В какой семье Ростовских или Болконских хотел бы воспитываться?

  5. Какая черта в пескаре мне больше всего неприятно? (Салтыков-Щедрин «Премудрый Пескарь»).

  6. Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить?

  7. Может ли быть счастлив эгоист?

  8. Что лучше: синица в руке или журавль в небе?

Ребята учатся рассуждать, обучать, высказывать свое мнение, сравнивать, когда выполняют такие задания.

Учимся размышлять

Размышлять и анализировать учащиеся могут научиться тогда, когда они сами добывают знания.

Это могут быть.

  1. Самостоятельные задания (литература 20-х годов, «Серебряный» век русской поэзии).

  2. Логическое задание-размышление («Допишем книгу» Вместо сочинения).

  3. Творческие работы задания частично-поисковые (Например, по Некрасову).

  4. Сочинения-миниатюры

«Красота ли спасет мир?» «Добро делать - это…»

«Счастье в твоем понимании».

Как, например, они понимают счастье?

«Учиться всему хорошему, разбираться в жизни - счастье…»

«Счастье для меня - хорошо работать на уроке и получать хорошую оценку».

«Счастье бывает свое и чужое. Свое будет обязательно, если радоваться чужому».

«Никогда не задумывалась. Живу - и счастлива».Этот вид работы может быть использован как в старшем, так и в среднем звене. Особенно ребята среднего звена, они любопытные, скажут честно и перейдут в следующий класс (переходной возраст).


Проблемы литературы


Проблемы существуют и в литературе: не читают, не размышляют, я считаю, что все зависит от учителя.

Не заставлять читать, а поставить такой проблемный вопрос, над которым придется задуматься. Не давать объемные сочинения, а предложить творческие работы, исследования, частично-поисковые задания. Главное в литературе - человек. Ученик должен в любом произведении увидеть жизнь, найти себя в этом треугольнике.

КИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуниги читать

Ученик

(Из опыта работы Путь к ученикуценность)

знает, приказ. Литература

Это и делает его богаче.

Формулы духовности должны проходить через все уроки литературы.

Истина Вера

Добро Надежда

Красота Любовь

А нравственным ключом должны стать глаголы-заповеди:

ЛИз опыта работы Путь к ученикуюбить (чувство) принимать (общение)

сострадать

Понимать (осмыслить) помогать (действие)

Ведь мы учимся у героев жизни: чувство собственного достоинства (Чацкий), благородство (Онегин), умение страдать (Печорин), чуткость (Татьяна Ларина).

Какое слово произносит Левинсон? Этим словом заканчивается роман «Разгром»? Это слово употребляет Корчагин, Давыдов, Рахметов.

(Надо, надобно, необходимо, нужно).

Прав Чацкий, что «Книга - это учебник жизни».


Эффект неожиданности

На любом интересном и познавательном, красиво и методически правильно построенном уроке ребята устают. Необходима разрядка-смехопауза. Как только появляется смешная мордашка, можно и расслабиться.

Из опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученику

Из опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученику

Это могут быть и смешные истории на уроках, выдержки и сочинения

самих же ребят, или просто смешные задания.

Беру любую газетную заметку (о животных, о природе), коротко пересказываю историю. Прошу описать эту же историю за 15 минут, нужно заполнить квадрат в газете 60 слов. Потом тесты сравниваю с оригиналом. Получается столько заметок, сколько учащихся в классе.


Маленькие хитрости

Без маленьких педагогических «хитростей» не обойтись на уроках, не организовать не интересный педагогический процесс. Один урок (особенно объяснение нового материала) не должен походить на другой, вот я использую такую * «хитрость», как необычное начало урока (например, тема «Союз»). При изучении отдельных тем применяю еще одну * педагогическую «хитрость» - лингвистические сказки, также своеобразные зацепки для памяти.

*например, слово вагон ассоциируется с поездом, рисуем ряд букв а непрерывной цепочкой.

Из опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученику

Из опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуВАГОН

Изображение палатки, напоминающая орфограмму А, поможет усвоить правописание этих слов: палатка, павильон, шатер.

Из опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученикуИз опыта работы Путь к ученику

*Юлины подсказки - некоторые оригинальные запоминания грамматических правил.

Правило

Ю Л И

С пол- б.буква на л глас.

Через черточку пол-Юрмалы пол-лимона пол-иглы

*Запоминание частей речи на пальцах.

* Вопросы обстоятельства.

Семь вопросов просто чудо!

Их запомнить просто так

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

Вот какие педагогические хитрости помогают разнообразить уроки.

Хочу сказать

Урок литературы - это человекоформирующий урок.

Надо обучать, воспитывая. Нравится выражение Е.Н. Ильина, что «обучение и воспитание - как молния на куртке, обе стороны застегиваются одновременно».

Литература тем и интересна, что каждая судьба находит здесь свой отклик. Если у кого-то не нашла, значит не тем путем шли к ученику. Надо менять путь и ориентацию. Для меня ориентир один - ученик. Думаю, что среди учителей найдутся единомышленники. Доброго пути, коллеги, на нелегких дорогах к ученику!

© 2010-2022