Конспект урока по теме Приставки

Тема: Приставка Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Прогнозируемый результат: учащиеся должны: знать основные морфемы, в том числе приставку; уметь выделять их в слове. Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор. Цели: уточнить понятие о приставке как значимой части слова; показать роль приставок в образовании слов; учить выделять приставки, определять их значения. Задачи: образовательные:знать основные морфемы, в том числе приставку, уметь выделять их в слове; развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе; воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку. Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка».

Эпиграф к уроку:

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

К. И. Чуковский

Тема: Приставка

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны:

знать основные морфемы, в том числе приставку;

уметь выделять их в слове.

Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.

Цели:

  • уточнить понятие о приставке как значимой части слова;

  • показать роль приставок в образовании слов;

  • учить выделять приставки, определять их значения.

Задачи:

  • образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,

уметь выделять их в слове;

  • развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;

  • воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал

Ход урока

1.Организационный момент

1) Отчет дежурного

2)Запись домашнего задания: параграф 46 прочитать, упр.524 письменно по заданию

Учитель:

Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.

  • Сейчас я начну учиться.

  • Я люблю учиться.

  • Внимание моё растёт.

  • Память моя крепка.

  • У меня сегодня всё получится.

  • Я начинаю учиться.

2. Проверка домашнего задания.

-упр.521

(Какую роль играет в слове корень? Как отражена эта роль в его названии? По какой части слова можно определить родство слов? Для чего нужно уметь подбирать однокоренные слова?

Оцените ответ товарища

3.Изучение нового материала.

Учитель:

Ребята, всё на свете из чего- нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла - « смыслиночку».

Вопрос классу: как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)? Морфемы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой морфемой, название которой вам уже известно.

В данном тексте (текст на слайде) найдите все слова с приставками и разберите их по составу. Затем, ребята, я предлагаю вам самим определить тему и цель нашего урока.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.

А теперь определите тему и цель нашего урока.

(Учащиеся, знакомые с логикой введения понятия « ,,, _ ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА», без труда определяют тему и цель урока, а также составляют правило, приводят свои примеры.)

Вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Н-р: сдавать, перебежать, полететь, закричать.

4.Закрепление темы.

Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере - : давать, бежать, лететь, кричать, говорить.

(Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).

Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы.


Задание 2.

Определите, из каких морфем состоит слово?

Все ли они участвуют в образовании слов?

Подходит, например, для этой работы окончание? Составьте полный ответ по этим вопросам. (с помощью схемы на слайде)

Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка - образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Конспект урока по теме Приставки

Задание 3.(развитие умений определять значение приставки)- работа по группам.

Выпишите слова со значением:1) лишённый чего-то, 2)покрытая чем-нибудь сплошь, 3)пространство, находящееся позади чего- то. Обозначьте приставки.

Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье.

Физкультминутка.

Учитель:

Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнем. Руками похлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, присядем и примемся за работу опять.

Задание 4. Игра «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу. Обговорить - приставка

Думать - корень

Читать - суффикс Обдумать

Петь - окончание

Задание 5. Занимательная лингвистика.

Выпишите слова:

а) с приставкой подо - ;

б) с приставкой под -;

в) с приставкой по -;

г) без приставки.

Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.

( а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б)подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый).

Задание 6. Выполнить упражнение №522 (От данных глаголов с помощью приставок образуйте слова с противоположным значением. Запишите полученные пары слов, выделяя корень и приставки)

5. Рефлексия.

Итак, после изучения темы «Приставка» учащиеся отвечают на вопрос:

- что я знаю по теме «Морфемика и словообразование»,

-что я знаю по теме «Приставка»?

- что умею делать?

1.Вижу и выделяю все морфемы (приставку, корень, суффикс, окончание)
2.Среди морфем выделяю приставку.
3.Знаю, что приставка - это значимая часть слова.

4.Приставка образует новые слова.

5.Знаю, что приставки имеют различные значения.

Учитель:


- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Было ли интересно?

- Были ли вы активны?

- Было ли трудно?

- Сумели ли вы показать свои знания?

Всем спасибо за урок!



© 2010-2022