- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме Приставки
Конспект урока по теме Приставки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кустова Л.И. |
Дата | 08.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка».
Эпиграф к уроку:
«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
К. И. Чуковский
Тема: Приставка
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны:
знать основные морфемы, в том числе приставку;
уметь выделять их в слове.
Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.
Цели:
-
уточнить понятие о приставке как значимой части слова;
-
показать роль приставок в образовании слов;
-
учить выделять приставки, определять их значения.
Задачи:
-
образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,
уметь выделять их в слове;
-
развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;
-
воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал
Ход урока
1.Организационный момент
1) Отчет дежурного
2)Запись домашнего задания: параграф 46 прочитать, упр.524 письменно по заданию
Учитель:
Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
-
Я в школе на уроке.
-
Сейчас я начну учиться.
-
Я люблю учиться.
-
Внимание моё растёт.
-
Память моя крепка.
-
У меня сегодня всё получится.
-
Я начинаю учиться.
2. Проверка домашнего задания.
-упр.521
(Какую роль играет в слове корень? Как отражена эта роль в его названии? По какой части слова можно определить родство слов? Для чего нужно уметь подбирать однокоренные слова?
Оцените ответ товарища
3.Изучение нового материала.
Учитель:
Ребята, всё на свете из чего- нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла - « смыслиночку».
Вопрос классу: как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)? Морфемы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой морфемой, название которой вам уже известно.
В данном тексте (текст на слайде) найдите все слова с приставками и разберите их по составу. Затем, ребята, я предлагаю вам самим определить тему и цель нашего урока.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.
А теперь определите тему и цель нашего урока.
(Учащиеся, знакомые с логикой введения понятия « ,,, _ ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА», без труда определяют тему и цель урока, а также составляют правило, приводят свои примеры.)
Вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Н-р: сдавать, перебежать, полететь, закричать.
4.Закрепление темы.
Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере - : давать, бежать, лететь, кричать, говорить.
(Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).
Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы.
Задание 2.
Определите, из каких морфем состоит слово?
Все ли они участвуют в образовании слов?
Подходит, например, для этой работы окончание? Составьте полный ответ по этим вопросам. (с помощью схемы на слайде)
Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка - образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Задание 3.(развитие умений определять значение приставки)- работа по группам.
Выпишите слова со значением:1) лишённый чего-то, 2)покрытая чем-нибудь сплошь, 3)пространство, находящееся позади чего- то. Обозначьте приставки.
Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье.
Физкультминутка.
Учитель:
Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнем. Руками похлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, присядем и примемся за работу опять.
Задание 4. Игра «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу. Обговорить - приставка
Думать - корень
Читать - суффикс Обдумать
Петь - окончание
Задание 5. Занимательная лингвистика.
Выпишите слова:
а) с приставкой подо - ;
б) с приставкой под -;
в) с приставкой по -;
г) без приставки.
Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.
( а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б)подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый).
Задание 6. Выполнить упражнение №522 (От данных глаголов с помощью приставок образуйте слова с противоположным значением. Запишите полученные пары слов, выделяя корень и приставки)
5. Рефлексия.
Итак, после изучения темы «Приставка» учащиеся отвечают на вопрос:
- что я знаю по теме «Морфемика и словообразование»,
-что я знаю по теме «Приставка»?
- что умею делать?
1.Вижу и выделяю все морфемы (приставку, корень, суффикс, окончание)
2.Среди морфем выделяю приставку.
3.Знаю, что приставка - это значимая часть слова.
4.Приставка образует новые слова.
5.Знаю, что приставки имеют различные значения.
Учитель:
- Довольны ли вы тем, как прошел урок?
- Было ли интересно?
- Были ли вы активны?
- Было ли трудно?
- Сумели ли вы показать свои знания?
Всем спасибо за урок!