Педагогическая мастерская Татьяны милый идеал. .. 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая мастерская «Татьяны милый идеал…»

в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ( 9 класс)


Цель:

  1. Осмыслить внутренний мир героини.

  2. Выявить позиции автора по отношению к Татьяне.

  3. Развивать у учащихся умение анализировать мысли и чувства не только героев произведения, но и свои.

1. Слово учителя.

Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. На протяжении всего романа она остается верной себе, чистой и глубокой натурой, ей чужд тот мир, в котором она живет. Жизненные испытания, размышления, чтение книг, знакомство с петербургским и московским обществом развили характер Татьяны, её ум. Сознание своего долга, верность данному слову для Татьяны выше личного счастья. Да и могло ли оно быть? С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание целей и возможность подняться над бездуховной средой. Кто она, пушкинская героиня?

2.Индукция.

Создание эмоционального настроя. На фоне музыки Шопена учащийся читает строфы, в которых дана характеристика Татьяны.

- Какое слово в авторской оценке можно считать ключевым?

- Запишите ассоциативный ряд к слову «милый».

3. Самоконструкция

Оценка автором Татьяны: «Дика, печальна, молчалива…», «…русская душою,…», «Моя Татьяна…», «Я так люблю Татьяну милую мою…», «Меня стесняет сожаленье».

Моя оценка: замкнутая, мечтательная, наивная, любит природу, чувствительная, искренняя.


  1. Социоконструкция

  1. Работа в группах:

1-я группа

- Почему Татьяна была одинока в родной семье?

- Как характеризует Татьяну её любовь к няне?

- Что повлияло на формирование душевного мира?

2-я группа

- Почему Татьяна полюбила Онегина?

-Как и почему меняется ее оценка любимого человека?

- Сумела ли она понять его трагедию?

3-я группа

- Почему в начале 8 главы сказано: « Как изменилася Тятьяна», а в конце: «Кто прежней Тани, бедной Тани, теперь в Татьяне б не узнал?»


  1. Обобщение: отчет о результатах работы в группах.

  1. Что нового узнали о Татьяне?

  2. Осуждаете или оправдываете вы Татьяну?


  1. Социализация

Чтение письма Татьяны (на фоне музыки Шопена). Составление синквейна по прочитанному отрывку «Пять чувств».

Афиширование. «Пять чувств»

Мечтательность, доверчивость, воображение, надежда, легкомыслие.


  1. Разрыв

Судьба Татьяны трагична. Знание суровых законов света заставило носить маску. Сам Пушкин не ограничен однолинейным отношением к жизни и к своим героям. И в этой широте взгляда на жизнь возникают противоречивые высказывания по отношению к самой Татьяне.

8. Ликвидация разрыва

Знакомство с высказываниями о героине писателей, литературных критиков. Работа с критическими источниками. ( И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, В.Г. Белинский.)

9. Обобщение

-Стала ли Татьяна ближе и понятнее для вас?

10. Творческое домашнее задание

Сочинение - миниатюра (на выбор)

«Любовь - это…»

«Любить человека - это значит…»

11. Рефлексия

  1. Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока?

  2. Что вам было интересно?

  3. О чем заставляет задуматься данный урок?

  4. Рецензия на урок.

12. Итог работы: Краткая рецензия.

Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний





Тест по «Мертвым душам» Н.В. Гоголя


  1. Как можно объяснить смысл заглавия поэмы «Мертвые души»?

а) определение бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина;

б) бездуховный, погрязший в заботах о суетном герой; обозначение «омертвения» помещиков и чиновников;

в) противопоставление в художественном мире произведения понятий «мертвого» и «живого»


  1. В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь использует «зоологизацию» персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.

а) медведь 1)Манилов

б) кот 2) Коробочка

в) птица 3) Собакевич

г) мышь 4) Ноздрев

д) собака 5) Плюшкин


  1. Соотнесите детали - «лейтмотивы» с характерами помещиков.

а) мешочки, коробочки 1) Манилов

б) сахар 2) Коробочка

в) куча, прореха 3) Ноздрев

г) здоровье 4) Плюшкин


  1. Почему Н.В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности (Манилов - Коробочка - Ноздрев - Собакевич - Плюшкин)?

а) герои располагаются по степени деградации, омертвления;

б) герои располагаются по принципу «оживления»;

в) каждый следующий помещик противопоставлен предыдущему;

г) посещение Чичиковым помещиков не построено по схеме.

5. Кто из помещиков, которых посетил Чичиков, единственный задумался о законности предлагаемой сделки?

а) Собакевич г) Плюшкин

б) Манилов д) Ноздрев

в) Коробочка


  1. В главах, посвященных помещикам, писатель использует одну и ту же последовательность описаний. Восстановите эту последовательность.

Портрет помещика и членов его семьи; дом; еда; интерьер; пейзаж; отношение к предложению Чичикова.


  1. О ком из помещиков идет речь: «…блюда не играли большой роли: кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновением и клал первое, что попадалось под руку; стоял ли перец, капуста ли попалась - совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, валяй-катай, было бы горячо, а вкус какой-нибудь верно выйдет…»?

а) Манилов б) Ноздрев

в) Коробочка г) Собакевич

д) губернатор


  1. С какой целью Н.В. Гоголь вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»?

а) изобразить жизнь столичного чиновничества;

б) показать бездуховность бюрократических законов;

в) опровергнуть суждение о безнаказанности властей;

г) приостановить развитие сюжета.


  1. Кого из описанных помещиков Н.В. Гоголь собирался «взять с собой» во второй том «Мертвых душ»?

а) Ноздрева б) Коробочку в) Плюшкина г) Манилова


  1. Каков смысл образа дороги в поэме?

а) символ будущего России;

б) источник вдохновения для автора;

в) единственный способ передвижения по России;

г) символ жизненного пути человека;

д) универсальная форма организации произведеня.


  1. Что является «мертвым» в поэме?

Присутствует ли живое начало в поэме?






Контрольный тест

  1. Сперва договорились о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас. (2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строчку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно и неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. (8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

Задания к тесту.

  1. Какой вопрос остался вне поля зрения автора?

а) Что определяет характер человека? б) Каково соотношение добра и зла в мире?

в) Что такое дружба? г) Что такое коллектив?

  1. Какое утверждение противоречит позиции автора?

а) На формирование человека влияет прежде всего коллектив, а потом семья и друзья.

б) На свете добрых людей больше, чем злых. в) Дружба не даётся даром, её нужно заслужить. г) В каждом человеке есть индивидуальные черты, присущие только ему.

3. Определите тип и стиль речи.

а) Разговорный, повествование. б) Публицистический, рассуждение - размышление.

в) Художественный, описание. г) Научный, рассуждение - размышление.

4. В каком значении используется слово «крайний» (предложение 3)

а) Являющийся наиболее непримиримым, решительным, радикальным.

б) Исключительный, чрезвычайный. в) Находящийся на краю, с края. г) Наиболее отдаленный, конечный.

5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

а) 6 б) 2 в) 3 г) 7

6. В каком предложении автор использует метафору и сравнительный оборот?

а) 1 б) 2 в) 7 г) 8

Речевой анализ текста. (ответ из одного слова)

  1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово «неряшливо». (предложение 7)

  2. Из предложения 7 выпишите подчинительный союз.

  3. Из предложения 1 выпишите слово с орфограммой «Чередующаяся гласная в корне».

  4. Назовите тип связи в словосочетании «стыдно перед ними» (предложение 7)

  5. Среди предложений 4 - 9 найдите сложное предложение, состоящее из двух частей, одно из которых - односоставное предложение. Запишите номер.

  6. Напишите номер предложения, в котором тире - авторский знак препинания.

  7. Во втором абзаце (предложения 2 - 7) найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер его.

  8. Найдите и запишите номер СПП с придаточным причины. (5 - 7)

края. й. в) решительным, радикальным. ему.

емья и друзья. вно бы опрокинулся и затонул... дисгармония,



© 2010-2022