А. И. Сафронов – классик якутской литературы

Урок внеклассного чтения.     Анемподист Иванович Софронов, один из зачинателей якутской литературы, поэт и драматург, родился 14 ноября 1886 года в глухом якутском селе Ботурусскиго района, в семье довольно зажиточного крестьянина. Рос без матери. Отец отдавал его на обучение и воспитании то в одну семью, то в другую. Всего два года проучился будущий поэт в четырехлетней церковноприходской школе, дальнейшую науку он постигал самостоятельно, читая книги. В юности А. Софронов занимался крестьянским трудом: сеял ячмень, заготовлял сено для скота (якуты были в основном скотоводы, разводившие коров и лошадей; оленей в центральной Якутии не знали, а охота служила подсобным занятием), возил дрова (камелек в юрте топился всю зиму круглосуточно), ухаживал за скотом (10-12 коров, 2-3 лошади, ездовые быки).        
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное проектирование

Предмет: литература

Класс: 7

Учитель: Романова Светлана Владимировна

Тип урока: урок внеклассного чтения

Тема: А.И. Сафронов - классик якутской литературы.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с культурным наследием Республики Саха (Якутия) в рамках жизни и творчества общественного деятеля Якутии, поэта, драматурга А.И. Сафронова.

  2. Показать значение творчества А.И.Сафронова для якутской культуры и истории.

  3. Пробудить интерес к творчеству поэта и к чтению лирических произведений.

  4. Способствовать воспитанию чувства любви и уважения к якутской культуре и истории.

Задачи:

  1. Поддерживать потребность детей среднего школьного возраста в поэзии.

  2. Воспитывать яркость чувств и самостоятельность мышления. Формировать эмоциональный опыт.

  3. Развивать эстетический вкус.

  4. Формировать навыки выразительного чтения и интерпретации текста.

  5. Обучать умению анализировать художественные произведения, истолковывать прочитанное.

  6. Прививать любовь к художественному слову.

Оборудование:

  1. Портрет А.И. Сафронова, тексты произведений поэта; фотографии с изображением природы Якутии.

  2. Компьютер (презентация), мультимедийный проектор, экран.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, устное словесное рисование.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Объявление темы и цели урока. (слайд 2, слайд 3)

Слово учителя о биографии А.И. Сафронова.

(слайд 2)

Анемподист Иванович Софронов, один из зачинателей якутской литературы, поэт и драматург, родился 14 ноября 1886 года в глухом якутском селе Ботурусскиго района, в семье довольно зажиточного крестьянина. Рос без матери. Отец отдавал его на обучение и воспитании то в одну семью, то в другую. Всего два года проучился будущий поэт в четырехлетней церковноприходской школе, дальнейшую науку он постигал самостоятельно, читая книги.

В юности А. Софронов занимался крестьянским трудом: сеял ячмень, заготовлял сено для скота (якуты были в основном скотоводы, разводившие коров и лошадей; оленей в центральной Якутии не знали, а охота служила подсобным занятием), возил дрова (камелек в юрте топился всю зиму круглосуточно), ухаживал за скотом (10-12 коров, 2-3 лошади, ездовые быки).

Якуты жили разрозненно по аласам. Единственными, так сказать, опорными пунктами цивилизации были школы при церквах,- официально якуты считались крещеными православными христианами. На самом же деле, будучи язычниками, поклонялись духам огня, птиц, верхних небожителей, небесных покровителей людей и скота.

(слайд 5)

Существовал у якутов живой фольклор с богатейшей мифологией. Во многих якутских семьях умели петь и импровизировать, но приезжали и сказители-профессионалы-олонхосуты. По две-три ряд (особенно долгой зимой) они пели слушателям поэмы о древних якутских богатырях. Особенно были загадочны и интересны легенды о якутских шаманах. Обрядовым, фольклорным был и весенний праздник ысыах, где тоже звучали сказания и заклинания, затевались состязания, игры и хороводы.

(слайд 6)

Выступление ученика (якутская легенда « Эллэй - белый шаман» приложение 1)

(слайд 7)

3. Поэтический дебют А.И. Сафронова.

На такой фольклорной, истинно народной основе и сложилось в первой четверти XX века творчество якутского поэта - Анемподиста Софронова.

(слайд 8)

Поэтический дебют А. Софронова состоялся в 1912 году, когда в журнале «Голос якута» было опубликовано его стихотворение "Родной край", ставшее вскоре знаменитым. В декабре 1912 года поэт выступал с ним на многолюдном литературном вечере и потом считал этот вечер счастливейшим событием своей жизни. Стихотворение - «Родина моя» открывает этот сборник.

(слайд 9)

Выступление ученика, чтение стихотворения А.И. Сафронова «РОДИНА МОЯ» (Приложение 2)

(слайд 10)

4. Анализ стихотворения «РОДИНА МОЯ»

Стихотворение анализируется совместно с учителем.

1)Восприятие стихотворения.

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме?

-Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?

-Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему?

-Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?

2) Истолкование:


-
Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии).

-По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике.

-Идея стихотворения.

-Средства художественной выразительности (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).

Учитель: Во многих стихах А. Софронова нашла отражение самая лирическая и самая драматическая страница его личной жизни. Он беззаветно любил одну женщину, в которой сам открыл и воспитал талантливую актрису и на которой был женат. Она ушла от него к другому человеку. Это стало одним из пронзительных, смятенных, тревожных мотивов в стихах А. Софронова. Ведь лирика его - это вся жизнь поэта в правдивом поэтическом пересказе, в искренних переживаниях, это как бы единый лирический дневник.

5. Любовная лирика А.И. Сафронова

(слайд 11)

Слово учителя:

Анемподист Софронов-Алампа - первый поэт в якутской литературе, написавший стихи о любви, воспевший в них свою любимую женщину.

Как известно, любовную лирику он посвятил своей жене, одной из первых якутских актрис - Евдокии Константиновне Яковлевой-Гоголевой (1891-1971), с которой прожил 14 лет.

До встречи с писателем неграмотная бедная девушка работала горничной у купца Калинкина. Бракосочетание молодых состоялось 28 апреля 1913 г. Современники, очевидцы отмечают красоту, незаурядный ум этой неординарной женщины, человека сложной, но в то же время интересной судьбы. Как жена и Муза поэта, она до сих пор получает различные противоречивые оценки. Часто ставится в вину, что она не смогла стать духовно близкой великому поэту.

Выступление ученика, чтение стихотворения А.И. Сафронова «Солнечная моя». (Приложение 3)

Слово учителя:

Чувство лирического героя Алампы не сливается с темой любви к Родине. Лирика Софронова отличается от подобных произведений поэтов - современников своей душевной глубиной.

В стихотворениях Алампы любовь - чувство противоречивое, скорее страдальческое, чем возвышенное; здесь любовь и боль объединяются в одно целое. Отражены разные чувства: и крик души отверженного героя, и тихая радость любящего человека, познавшего счастье. Преодолев черты национальной ментальности - скрытость, сдержанность в проявлениях чувств.

(слайд 12)

Цикл стихотворений о любви по содержанию делится на четыре части. В первой (1914-1921гг.) преобладает чувство восхищения, искренней любви. Во второй (1922-1925 гг.) вместе с чувством глубокого обожания проявляются мотивы горечи, страдания. В третьей (1926-1927гг.) рассказывается о разочаровании и смерти любви. В четвертой (1928-1929гг.) повествуется о воссоздании образа любимой, "восстановлении" любви.

….По форме любовная лирика поэта основывается на фольклоре. Она близка жанрам алгыс и тойук.

(слайд 13)

Любовная лирика Алампы - лучший образец показа внутреннего мира человека, движения его души.

Выступление ученика, чтение стихотворения А.И. Сафронова «Не забуду» (Приложение 4)

Стихотворения А.И. Сафронова наполнены драматичной историей любви, но в тоже время утверждают, что какая бы любовь, ни была, она возвышает человека и облагораживает его душу.

6. Заключительное слово учителя.

(слайд 14)

Сегодня якутская литература немыслима без поэзии А.И. Сафронова. Его творчество - одна из ярких, удивительных страниц якутской поэзии XX века. Как личность и как поэт Алампа был оригинальным, потому и всё его творчество также неповторимо и своеобразно. Им написано более 150 песен и стихотворений, отличающихся задушевностью. Его рассказы принадлежат к числу лучших в якутской прозе.

Завершается наше занятие. Хотелось бы услышать ваше мнение, нужны ли такие уроки, интересны ли они?

Я думаю, что цели мы достигли. Надеюсь, что вам захочется прочитать и другие произведения автора.

(слайд 15)







Приложение 1

Эллэй - белый шаман.

Однажды Эллэй пришел к Оногою. Последний спрашивает - зачем он пришел.

Эллэй говорит:

"Я имею обыкновение восхвалять Уордаах-Джесегея, испрашивая от него приплод скоту".

Тут же в урасе Оногоя Эр-Соготох-Эллэй совершил моление. Он имел при себе сделанную им самим кумысную чашу. Наполнив ее кумысом с кусочками масла, Эллэй взял ее обеими руками и, стоя под дымовым отверстием шатра, произнес молитву Уордаах-Джесегею. В это время Оногой, сидевший на скамье, задрожал, ощутил большую радость, выражая это громким истерическим смехом. Жена заметила:

"Что с тобой случилось, зачем ты сдвинулся с места?"

Эллэй стал упрашивать Оногоя прийти к нему и присутствовать при восхвалении им Уордаах-Джесегея. После долгих упрашиваний Оногой согласился.

Оногоя посадили на почетное сидение. Жена предупредила его, чтобы он при восхвалении Уордаах-Джесегея опять не пришел в возбуждение. Чтобы он не шевельнулся, она шилами прикрепила полы его верхней одежды из крепкой лосиной ровдуги к скамейке. Но во время восхваления чаш, когда через дымовое отверстие урасы показались три стерха, делающие круги, Оногой вырвал все скрепы и вскочил на ноги. На вопрос жены, что с ним случилось, он ответил:

"Когда Эллэй совершает моление, поминая Уордаах-Джесегея, пребывающего вблизи Айыы-Тойона, Уордаах-Джесегей сам показывается въяве. Я в восторге от этого. Отныне, Эллэй, можешь поселиться в пределах Якутского края там, где облюбуешь, точно так же и из моего скота, наполняющего всю землю, можешь взять сколько пожелаешь".



Приложение 2

РОДИНА МОЯ

Как человек
Укрыт землей могильной,
Так родина моя
Лежит под толстым снегом.

Моя быстротекущая река
Накрыта слоем льда,
Под тяжестью его лежит безмолвно.

Моя зеленая
И черная тайга
Накрыта тоже шапкой снеговой.

А в дымной тесной юрте
Мои якуты, родичи мои,
Все съежившись, согнув колени,
Лежат,
Окружены огромной
Жестокой стужей.

У них слабеет ум,
У них глаза слезятся.
Они лежат
В плену у лютой стужи,
Отрезаны от мира,
От людей.

Эх, спеть бы песню,
Самое бы время,
Ни кто споет?
А если и споет,
То песня прозвучит подобьем стона,
И душу не согреет,
А навеет
Лишь новый мрак и новую тоску.

Я был в другой земле.
Под ярким, жарким солнцем
Она лежит, украшена цветами,

Движения человека там-
Свободны,
Теченья рек привольных там -
Свободны
Стремленья человека там -
Свободны.
Там жизнь бурлит,
Как молоко в горшке,
Свободно
Голоса звучат,
Свободно
Поются песни,
Всех людей зовем
К беспечному порханью и веселью…

Но, однако,
Живя на тех счастливых берегах,
Я не стерпел, не выдержал,
Мне стало
Невмоготу ,
Как гвоздь, я вбит по шляпку
В мороженую,
Злую, ледяную,
Лежащую под толстым слоем снега,

Живущую в плену у лютой стужи
Страдалицу -
Якутию мою.

Сам я был там,
Но родина моя
В моем мозгу и сердце оставалась,
В глазах стояла.

Ведь под снегом
Лежали сенокосные луга.

Ведь черная
Под толстым слоем снега
Стояла богатейшая тайга.

Ведь быстрая
Под тяжелейшим гнетом
Струилась серебристая река.

А в дымных,
Бедных,
Зябких,
Жалких юртах
Ютились, голодая и страдая,
Мои якуты, родичи мои.

О родина,
Якутия моя!
Как заколдованный забытый богатырь,
Окованный железными цепями,
Коленопреклоненный, неподвижный,
Вдали,
В углу земли,
У кромки Ледовитой
Ты спишь, не в силах чары одолеть.
Но верю, знаю,
Верю и надеюсь,
Что ты проснешься,
Сбросишь эти цепи,
Ты обернешься
Бодрым, смелым, сильным,
И вот тогда-то
Земля от всех снегов освободится,
Река от толстых льдов освободится,
Тайга от зимних вьюг освободится.
А люди,
Замурованные в юртах,
Сидящие под стражей лютой стужи,
Все на ноги поднимутся,
Все встанут
И выйдут на свободу, где земля
Теплом весенним радостно курится,
Где солнце светит, тучи разогнав.
Предсказываю это и пою
Могучие таинственные силы, Весенние потоки и грома.
Нет немощных людей.
Голодных нет людей,
Неграмотных людей,
Забитых нет людей,
Забытых нет людей...
Остановитесь,
Слушайте,
Внимайте!
Уже сейчас под толстым слоем снега
Журчат, клокочут первые ручьи,
Уже сейчас в голодных дымных юртах
Слова людей проснувшихся слышны.
Мне эти звуки, признаки ясны,
О первые проснувшиеся люди,
О вы, кто раньше встал,
Кричите, пойте громче,
Будите остальных,
Зовите дни весны!












Приложение 3

СОЛНЕЧНАЯ МОЯ...

Нареченная моя,
Жена моя,
Отчего на меня ты обиделась?
Где пропадаешь,
Куда ушла?
Я жду тебя утром,
Я жду тебя в полдень,
Я жду, когда ночь легла.
Но даже тени твоей
Не вижу.
Как без тебя
Я выживу?
Печаль моя
Как туча легла,
Печаль моя -
Как сырая мгла,
День и ночь
Шаги твои стерегу,
Горло сдавило,
Говорить не могу.
На сердце - тяжесть,
Плечи согнуло,
Коленки ослабли,
Руки дрожат,
Мысли бьются,
Как птичка,
Пойманная в силок,
Мысли дергаются,
Как колонок,
Который в капкане
Плашкой прижат.
Хотел было заплакать -
Ни слезы из себя
Не выжал,
Хотел было запеть -
Вместо песни
Хрип из гортани
Вышел.
Сказал себе:
Уйду куда-нибудь далеко.
Ширь земная,
Бескрайняя
Превратилась для меня
В игольное ушко.
Сказал себе:
Полюбуюсь на землю родную,
Успокоит и утешит меня
Родной земли красота.
Оглянулся,
А вокруг - чернота.
Покрывалом черным
Земля укрылась...
Ты за что, скажи,
На меня рассердилась?
На других не смотрю,
Тебе - не лгу,
Ничего от тебя не таю,
Одной тебе верю,
Одной тебе верен,
Перед одной тобой
На коленях стою.
Радуюсь,
Что ты самая драгоценная,
Радуюсь,
Что ты самая чистая,
Люблю слушать твое пенье,
Голосистая ты моя
И речистая.
Даже
Если тебя не вижу,
Даже
Если тебя руками не глажу,
В мыслях
Тебя рисую,
В сердце
Тебя дорисовываю,
Помню,
Как руки ты кладешь
Мне на плечи,
Помню,
Как тихо ты на меня дышишь,
Помню,
Как нежно ты
Разные слова мне шепчешь,
Как будто
На ветерочке шуршит трава.
Тогда
На сердце у меня
Легко и прохладно,
Тогда
На душе у меня
Тепло и сладко,
Тогда
Светлыми мыслями
Наполняется голова.
И я
Говорю тебе,
О чем робел говорить,
И я
Дарю тебе,
Что мечтал подарить,
И я
Пою тебе
О том, что в раю,
И я
Обнимаю тебя,
Солнечную мою.
Нареченная моя,
Жена .моя,
Отчего, на меня ты обиделась?
Где пропадаешь?
Куда ушла?
В душе у меня
Сырая мгла.
Умоляю тебя,
Вернись,
Заклинаю тебя,
Согрей,
Умоляю тебя,
Прикоснись,
Заклинаю тебя,
Скорей!
От прикосновения твоего
Клюв появится у меня,
От дыхания твоего
Когти вырастут у меня
Да.
Желанье клевать и рвать,
Да,
Желанье клевать-терзать
Появляется у меня.
Но от нежности от твоей
Крылья вырастут у меня,
Чтобы песней, как соловей,
Мог я встретить сиянье дня.
Я пел бы о том,
Как смеются люди,
Я пел бы о том,
Как играют дети,
Наполнив песнями
Весь наш дом,
Воспевал бы я
Все на свете:
Стук острого топора,
Скрежет лопаты,
Визг пилы,
Гуденье машин,
Грохот завода,
Лязг поезда на железных рельсах,
Пыхтенье груженого парохода,
Гул самолета,
Тарахтенье трактора,
Сиянье электрического света...
Обо всем бы
Подробно я пел,
Ничего бы не пропустил,
Все до мелочи бы воспел,
Тебя благословляя за это.
А еще я спел бы
О кукушке,
О приходе красного лета,
О том, что у берез зеленые
Верхушки,
Тебя благословляя за это.
Где ты?
Неужели ты ушла насовсем?
Внутри у меня
Все бурлит и .кипит,
Но язык мой
Неподвижен и нем.
Дышу я трудно,
Говорю я бессвязно,
Вместо пенья -
Бормотанье и рык.

Солнечная моя,
Приди,
Сердце успокой,
Горло освободи.
Дыханье удлини,
Смягчи мне
Язык!

Приложение 4

НЕ ЗАБУДУ...

Лицо твое белое,
Белее, чем весенний цветок
Подснежник.
Весь вид твой
Нежен.

Ты легка, грациозна,
Как бабочка во время полета.
А щеки румяны,
А губы алы,
Сладки, как соты.

Идешь ты плавно,
Шагаешь ровно,
Как бы и не шагаешь,
А вперед продвигаешься,
Как бы и не идешь,
А от меня удаляешься.

Из дома на улицу вышла ты,
Шаги твои замирают.
Речная волна колышется,
Облако в синеве проплывает.

Я стою
У правого окна нашего дома,
Я смотрю тебе вслед,
Золотая - моя подруга.
Каждое движенье твое - знакомо,
Как мы любим друг друга.

Угадав мои мысли,
Ты оглянулась,
Не солнце проглянуло из выси,
Ты улыбнулась.

Посмотрела ты особенно нежно, Улыбнулась ты особенно радостно,
А мне стало тягостно.

Остаюсь я один,
Остаюсь ни при чем,
Только книг груды.
Но взгляд твой,
Брошенный через плечо,
Никогда не забуду.



© 2010-2022