Использование языкового дидактического материала для формирования положительных качеств личности

                         Использование на уроках русского языка различного дидактического материала является не только средством для закрепления знаний, формирования навыков и умений, но и выполняет функцию воспитательного воздействия: языковая форма текстов служит целям обучения, а их смысловое содержание влияет на сознание всех учащихся, на их нравственные, эстетические, общественно-политические взгляды, на их поведение. Воспитательный эффект повышается, если в работе используются специально п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Солоид Татьяна Александровна

Предмет: русский язык

Образовательное учреждение: МОУ - Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Чульман

Нерюнгринский район, Республика Саха (Якутия)

Использование языкового дидактического материала для формирования положительных качеств личности.

Использование на уроках русского языка различного дидактического материала является не только средством для закрепления знаний, формирования навыков и умений, но и выполняет функцию воспитательного воздействия: языковая форма текстов служит целям обучения, а их смысловое содержание влияет на сознание всех учащихся, на их нравственные, эстетические, общественно-политические взгляды, на их поведение. Воспитательный эффект повышается, если в работе используются специально подобранные связные или тематически объединённые тексты. Учитель в таком случае получает возможность непреднамеренное воспитательное воздействие превратить в преднамеренное: организовать беседу по содержанию текста, предложить учащимся высказать своё отношение к фактам, отражённым в тексте, продолжить текст и т. д. При одинаковой насыщенности необходимыми для работы лингвистическими трудностями воспитывающий текст выигрывает в том отношении, что он захватывает внимание учащихся, их чувства, воображение и таким образом обеспечивается более интенсивная во всех отношениях работа.

В своей педагогической практике я убедилась, что над содержанием подобных текстов в большинстве случаев не следует организовывать какой-либо специальной работы, преследующей воспитательные цели. Воздействовать должно содержание текстов: заключённая в них поэтичность, философская углублённость, нравственная сила. Воздействует задушевность интонаций, выразительность прочтения при использовании в сугубо обучающихся целях.

Иногда в связи с записываемым в учебных целях текстом могут быть предприняты некоторые педагогические действия, имеющие воспитательное, развивающее значение. Но действия эти не должны занимать специального времени, являясь попутными, естественно сопровождающими основной учебный процесс. В одних случаях, если нравственный смысл предложения, текста может оказаться непонятым учащимися, уместными будут краткие комментарии - реплики, проясняющие главное в высказывании (это касается пословиц, поговорок, крылатых выражений). В других случаях, если высказывание заключает в себе оценку какой-то важной информации, более уместны реплики, продолжающие, развивающие мысль автора. Это может быть даже не комментарий, не реплика, а мысль, переданная интонацией, паузой, повторением тех или иных авторских слов, вкраплением обращения, которые делают прозрачным, хорошо ощутимым адресат записываемого под диктовку высказывания. Учитель при этом не дополняет, не изменяет содержание текста, не побуждает учащихся к беседе на нравственную тему, но, продиктовав текст, повторяя его или какие-то его части, обращаясь к кому- либо из учеников или к классу в целом, на какой-то миг приковывает их сознание к смыслу, который заключён в только что записанном тексте. При этом не нужны готовые выводы, пространственные рассуждения, поучения и т.п. Работу по нравственному воспитанию совершает сам текст. Надо лишь помочь ученикам услышать, воспринять его. В результате урок русского языка развёртывается в двух планах: один план лингвистический, учебно-научный, другой - необъявленный, но насыщенный мыслями, огромным, очень важным для жизни содержанием, захватывающий внимание, заставляющий переживать, думать, соглашаться и не соглашаться, искать, ставить перед собой цели.

Я считаю, что суть воспитательного воздействия текстов - в их подборе, в уместности и своевременности их использования, в способности приблизить к учащимся их смысл без специальных бесед и пространных комментариев, главным образом средствами самого текста и его звучания. Для каждого урока нужен выбор языкового дидактического материала, и надо хорошо знать свой класс, чтобы выбор этот каждый раз был правильным. Если учитель овладел этим искусством, то чем выше поэтический накал этого текста, тем сильнее воспитательное воздействие. В такой обстановке хорошо воспринимаются стихотворные произведения, их язык и образность достаточно доходчивы и воспринимаются учащимися без упрощенчества и искажений.

Тексты учебников по русскому языку составляют определённую основу, они содержат в себе научно обоснованный дидактический материал по всем программным темам, в них заключена достаточно богатая и стройная система педагогических воздействий на учащихся.

Ценным в воспитательном отношении дидактическим материалом по русскому языку являются народные пословицы и поговорки. Обладая при минимальном объёме законченностью формы и содержания, они в предельно концентрированном виде несут в себе нравственный, бытовой, философский опыт народа. Важно в воспитательном отношении и то, что пословицы не бесстрастно выражают этическую мудрость народа, а дают эмоциональную оценку нравственным фактам. Многие пословицы являются своеобразными маленькими шедеврами образного выражения мыслей. Из них легко составлять подборки дидактического материала на любую лингвистическую тему. Авторы школьных учебников русского языка с давних пор широко используют пословицы и поговорки при подборе дидактического материала для упражнений.

Воспитательное воздействие текстов, составленных из перлов народной мудрости, значительно усиливаются однотемностью подборок. Восприятие разнотемных пословиц затрудняется, смысл их плохо укладывается в голове, они не вызывают у ученика нужных ответных реакций. Добиться однотемности подборок из пословиц и поговорок весьма трудно, поскольку основная цель учителя заключается в том, чтобы насытить материал определёнными грамматическими, орфографическими, пунктуационными трудностями. И всё-таки в интересах воспитания учащихся надо стремиться к тематическому единству текста упражнения. При этом расположение пословиц должно быть подчинено определённой композиции, усиливающей звучание каждого высказывания, развивающей определённую мысль. На своих уроках, учитывая трудность тематической организации материала, иногда я сокращаю объём упражнения, а также практикую комбинированные подборки, в которых пословицы являются лишь одним из элементов. Также использую подборки пословиц, объединённые двумя темами, и тогда ученик получает дополнительное задание сгруппировать пословицы по смысловым признакам.

Воспитательный эффект от пословиц и поговорок достигается прежде всего проникновением ученика в их содержание, пониманием нравственной позиции, выраженной в афоризмах. Понимание внутреннего смысла пословиц и поговорок достигается в результате кратких комментариев учителя или учеников, приведения примеров, иллюстрирующих иносказательный смысл, и прикрепления нравственных сентенций, заключённых в пословицах и поговорках, к нашим этическим нормам.

В 5-7 классах необходим бывает двойной анализ пословицы или поговорки - её прямого и переносного значений, сопоставление этих значений, установление связи между ними.

Поскольку народные этические афоризмы часто носят острый, сатирический характер, надо проявлять особую осторожность при иллюстрировании их примерами из жизни класса. Что же касается пословиц, затрагивающих интеллектуальные способности человека, то в каждом конкретном случае надо сначала оценить, насколько уместным будет использование их в данном классе.

Привожу серию подобранных по тематическому принципу текстов, состоящих из пословиц, поговорок, «крылатых слов»:

5 класс.

Фонетика и графика.

Пиши, да не спеши. Не пером пишут, а умом. Ум без книг, как птица без крыльев. Одна книга тысячи людей учит. Книга - богатейшая сокровищница, в которую одни сложили свои лучшие мысли, а другие пользуются ими. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Испокон века книга растит человека. Книга поможет в труде, выручит в беде.

Многозначные слова.

Доброе слово лучше мягкого пирога. Плохо жить без забот, худо - без доброго слова. Мир не без добрых людей. Добрый человек добру и учит. За доброго человека сто рук. Чего сам не любишь, того и другому не чини. Не ищи красоты, ищи доброты. Доброго чти, а злого не жалей.

Состав слова.

Запасливый лучше богатого. Бережливость лучше богатства. Лучше скуповато, чем мотовато. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра. Часом опоздано, годом не наверстаешь. От хозяйского глаза и конь добреет. Излишние порядки те же беспорядки.

Окончание и основа слова.

Дополнительное задание: распределить пословицы в зависимости от их смыслового значения на три группы.

На одном месте и камень обрастает. Кто не пашет, у того и огрехов нет. Тих, да лих. Стоячая вода гниёт. Покой воду пьёт, а беспокойство - мёд. Не узнав горя, не узнаешь и радости. На смелого собака лает, а трусливого рвёт. Пуганая ворона и куста боится. Смелость силе воевода. Кто бежит, тот и спотыкается.

Проверяемые гласные в корне.

Попытка не пытка, а спрос не беда. Слово не стрела, а к сердцу льнёт. Язык змеиный. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Лучше ногою запнуться, нежели языком. Не всё годится, что говорится. Хвастливое слово гнило. Худое хвалить - не исправить. Твоими бы устами да мёд пить. С ним говорить, что решетом воду носить. Ему говорить, что в стену горох лепить. В камень стрелять - только стрелы терять. Словом и комара не убьёшь. Он и отмолчится, так словно обругает.

6 класс.

Имя существительное.

Хлебу - мера, а деньгам - счет. Копейками рубль крепок. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит. По капле дождь, а дождь реки поит, реками море стоит. Иному работа - мать, иному - мачеха. Муравей не велик, а горы копает. Хоть хлеба и хороши, а пашню паши. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. У кого колос, у того и голос. Свой сухарь лучше чужих пирогов.

Значение и грамматические признаки существительных.

Дополнительное задание: записать сначала выражение, имеющие поучительный смысл, затем - выражения, не имеющие поучительного смысла.

Рог изобилия. Ходить гоголем. Счастью не верь, а беды не пугайся. Всяк своего счастья кузнец. Журавль в небе. Тихо идешь - беда догонит; шибко пойдешь - беду догонишь. Жребий брошен. Беда беду родит.

Склонение существительных.

Дополнительное задание: распределить все выражения на две группы по смысловому признаку.

Сто голов - сто умов. На миру и смерть красна. От беспорядка и сильная рать погибает. В согласном стаде волк не страшен. Одна пчела не много меду натаскает. Где лад, там и клад. Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду. Из многих малых выходит одно большое. Один рубит, а семеро в кулаки трубят.



Окончание существительных.

Слово, истекающее от сердца, проникает в сердце. В умной беседе ума набраться, в глупой - свой растерять. Доброе молчанье лучше худого ворчанья. На словах его хоть выспись, а на деле и головы не приклонишь. Где много сорных трав, там мало хлеба, где много слов, там мало мудрости. На языке мед, а под языком лед. Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает. Слово не стрела, а сердце язвит. Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.

Личное окончание глагола.

Дополнительное задание: выписать сначала пословицы, раскрывающее значение языка в обществе, затем - характеризующие недостатки человека, потом - все остальные.

Выстрелив, рулю не схватишь, а слово сказал, не поймаешь. Язык - стяг, дружину водит. Язык - царствами ворочает. Кто языком штурмует, не много навоюет. Кто много говорит, тот мало делает. За твоим языком не поспеешь босиком. Кто знает, все скажет, и чего не знает, и то скажет. Никому не верит, а сам мелет. Клевета, что уголь: не обожжет, так замарает. Говорит бело, а делает черно.

Не с глаголами.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не бросай друга в беде. Когда друг просит, не существует завтра. К дому друга дорога никогда не бывает длинной. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года. Дружба, построенная на выгоде, не бывает прочной. Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.

Правописание -тся, -ться.

Учиться - всегда пригодится. Умный любит учиться, а дурак учить. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. Умей ошибиться, умей и поправиться. Кто в море бывал, тот лужи не боится. Бояться несчастья - и счастья не будет.

Мягкий знак во 2-м лице глаголов.

Одной рукой и узла не завяжешь. Кому раскроешь свое сердце, как не друзьям. Друга за деньги не купишь. Без беды друга не узнаешь. Не ищи друга без недостатков: совсем без друга останешься. Не щади врага - сбережешь друга. Не умеешь дружить - не сможешь и счастливым быть. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Какову дружбу заведешь, такову и в жизнь поведешь. С кем познаешься, у того и нахватаешься. Чьим умом живешь, того и песенку поешь.

Не с разными частями речи.

Друг и брат - великое дело: не скоро добудешь. Друг истинный, что орех не- расколотый. Будь друг, да не вдруг. Не та дружба сильна, что в словах заключена, а та, что в бою скреплена. Друзья познаются в несчастье. Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. Недруг поддакивает, а друг спорит. Приобрести друга нелегко даже за год, но обидеть друга можно за одну минуту. Плохой товарищ не помога. Друг до поры - тот же недруг. Неверный друг - опасный враг.

Литература.

1.Даль В.И. Пословицы русского народа. М. : Эксмо, 2003

2.Гвазава В.И. Народная мудрость как источник нравственного воспитания. Русский язык в школе.- 2002.- №3

3.Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М.,1989

4.Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М. Просвещение. 1983

5.Филипченко М.П. Занимательные материалы по русскому языку. Волгоград.: Учитель,2008



© 2010-2022