ССП и его структура в русском и казахском языках (обобщающее повторение и закрепление). Роль ССП в речи

Форма урока - бинарный урок, позволяющий решить большой комплекс задач, связанный с изучением двух языков: русского и казахского. Благодаря проведению таких уроков, в нашей школе-лицее пропагандируется идея значимости знания языков. Ведь учащиеся на выходе из одиннадцатого класса должныы владеть свободно русским и казахским языками. На уроке класс делится на три группы, это позволяет мне объединять учащихся с разной мотивацией к обучению, в состав экспертной группы входят учащиеся с повышенной ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к уроку.

Форма урока - бинарный урок, позволяющий решить большой комплекс задач, связанный с изучением двух языков: русского и казахского. Технология сотрудничества позволяет провести урок эмоционально, помогают сделать его живым, интерактивным. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Класс делится на две рабочие группы и одну экспертную. Работа по этапам: от теории к практике и контролю, в конце урока подведение итогов урока, анализ результатов, рефлексия учащихся. В процессе работы происходит быстрая смена деятельности: блиц-опрос, творческое задание, тест, дискуссии внутри группы. Урок развивает у учащихся старшего звена общепредметные умения и навыки.

Урок в 10 классе

Тема урока: ССП и его структура в русском и казахском языках (обобщающее повторение и закрепление). Роль ССП в речи.

Цель: Найти сходство и различие в структуре ССП в русском и казахском языках, закрепление пунктуационных навыков при написании ССП, показать речевую роль ССП в русском и казахском языках

Задачи:

1.Образовательная. Подготовка к ЕНТ: закрепление пунктуационных навыков при написании ССП, навыков отличия ССП от других видов СП, простого предложения, навыков синтаксического разбора предложения.

2.Развивающая. Развитие монологической и диалогической речи, систематизации материала, обобщения, навыков сравнения, сопоставления, навыков коммуникации, развитие надпредметных умений и навыков: формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели, создание условий для формирования навыков критического мышления в результате принятия и непринятия позиций различных групп и формирование общего вывода, формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3.Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение к казахскому и русскому языкам, воспитание патриотизма, воспитание навыков самостоятельной работы.

Технологии: педагогика сотрудничества, развивающая, технология проблемного обучения

Форма работы: групповая (малые группы): группы смешанного состава (девочки и мальчики, слабые, средние, сильные), экспертная группа (сильные учащиеся)

Оборудование: учебник, дидактический материал, тесты, интерактивная доска

План урока

1.Оргмомент.

2.Цель урока

3.Работа в 3 группах.

4. Выводы. Обобщение.

5.Рефлексия.

6Домашнее задание.

Ход урока

1.Оргмомент. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина : «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей и в разных ситуациях. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны на духовное родство, несмотря на любые условные ограничения. Сегодня наш урок пройдёт не совсем в обычной форме: это будет урок бинарный, который мы будем вести вместе с учителем казахского языка Каухановой З.Б.

2. Целеполагание.

3. Работа в 3 группах .

а) Работа по теории. Каждая группа готовит базовый материал по теории ССП и рассказывает классу в целом. Одна группа работает на казахском языке, другая - на русском. Эксперты слушают, комментируют, если нужно, исправляют выступление каждой группы.

б) Презентация экспертов на русском и казахском языках «Особенности пунктуации в ССП»

Запятая не ставится перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО:

Пример 5: Кажется, ( Утром) лист не шелохнется и веточка не скрипнет.

(Если части ССП имеют общий второстепенный член или вводное слово)

Пример 6: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.

(Если части ССП имеют общее придаточное предложение)

Пример 7: Прогулка в зимнем лесу и катание на санках.

(Между двумя назывными предложениями)

Пример 8: Который теперь час и сколько времени нам еще осталось ждать?

(Между двумя вопросительными предложениями)

Пример 9: Нужно написать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.

(Между безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых СИНОНИМЫ).

в) Обратная связь. Блиц-опрос. Каждая группа задаёт вопросы другой по теоретическому материалу, включая материал экспертной группы. Группа казахского языка задаёт вопросы на казахском языке группе русского языка. Ответ должен быть на казахском языке. И наоборот. Эксперты комментируют работу групп.

г) Работа с текстом. Учащиеся каждой группы (казахской и русской) должны найти в тексте, предложенном учителем, ССП. Ответ комментируют учителя, которые по мере необходимости могут задавать вопросы разным группам :

Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.

«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она.

Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь.

Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, по-видимому, не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку.

Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превратилось в удовольствие. Комментарий учащихся к теме и идее текста (воспитательный аспект). (По В. Распутину)

  • Во время выполнения работы с текстом производится индивидуальная работа у доски со слабым учеником : синтаксический разбор ССП. При наличии ошибок исправляет весь класс. Дружные сороки и гуся съедят, а дружные чайки и ястреба собьют.

д) Тест. Каждая группа выполняет тест по теме «ССП» на русском и казахском языках. Проверку осуществляет экспертная группа. Контрольная проверка производится учителями после работы экспертной группы.

1. Укажите ССП, в котором ставится запятая

А) Кто это такие и что им надо?
Б) В это время скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась головы Антона.
В) Вокруг лежит снег и деревья стоят в белом уборе.
Г) Липы цветут и пахнет липовым медом.

2. Определите тип предложения по структуре: Предки Лейкина были крепостными, но на волю вышли раньше, сколотили капитал и были удачливее Чеховых. (М.Громов)

А) ССП
Б) простое, осложнено однородными членами.

3. Найдите ССП (знаки препинания не расставлены)

А) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М.Лермонтов)
Б) Слышно было как где-то далеко кричали лягушки.
В) Она свежа как вешний цвет взлелеянный в тени дубравной. (А.С. Пушкин)
Г) Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от одуванчиков. (М.Пришвин)

4. Укажите ССП с соединительным союзом

А) В нижнем этаже балкона то играла скрипка то пели два нежных женских голоса.
Б) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик да стояли спавшие подсолнухи. (А.Чехов)
В). Имущества у Алдара-Косе не было никакого зато разных хитростей и выдумок был всегда большой запас
Г) Мы приедем вечером, потому что спектакль закончится поздно.

5 Укажите ССП с противительным союзом

А) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М.Лермонтов)
Б) Весь день Анна пробыла дома но не принимала никого. (Л.Толстой)
В) Продавщица бросила нож, кивнула Павлу головой и пошла через зал к боковой двери.

Г) Друзей много а друга нет.

е) Творческая работа (проводится на казахском и русском языках). Задание: Составьте памятку из четырех ССП, используя советы Карнеги:

Если вы хотите понравиться людям,

1. Чаще улыбайтесь, и…

2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей, но…

3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами, однако…

4 . Чаще обращайтесь к собеседнику по имени, и…

Прослушивание ответов всеми группами и учителем. Комментарий экспертов.

Индивидуальное творческое задание в группе : Составить а) простое предложение б) сложное предложение по данному началу 1.Землю украшают нивы (а человека украшают знания). 2.Знаток одержит верх над тысячью (а силачи над одним) .3. Корень учения горек (да плод его сладок)

5. Выводы. Обобщение. Сходство и различие ССП в русском и казахском языках. Роль ССП в казахской и русской речи. ( Делает экспертная группа на казахском и русском языках).

6. РЕФЛЕКСИЯ (на казахском и русском языках): Аргументированные ответы на один из вопросов:

-Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

-В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

-В чем вы видите собственную удачу на уроке?

-Что мы делали нерационально? Где были трудности?

-Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

7. Домашнее задание. Составить тесты по теме «ССП» на русском и казахском языках 5\5)











СШЛ №20



Разработка

бинарного урока к декаде триязычия по теме «ССП и его структура в русском и казахском языках. Пунктуация в ССП.»













Подготовила

учитель Кудряшова Е.Н.





г.Актобе

2013/14гг.





Творческая работа. Задание : Составьте памятку из четырех ССП, используя советы Карнеги:

Если вы хотите понравиться людям,

1. Чаще улыбайтесь, и…

2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей, но…

3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами, однако…

4 . Чаще обращайтесь к собеседнику по имени, и…

Дружные сороки и гуся съедят, а дружные чайки и ястреба собьют.

Составить а) простое предложение б) сложное предложение по данному началу 1.Землю украшают нивы 2.Знаток одержит верх над тысячью .3. Корень учения горек







Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.

«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она.

Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь.

Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, по-видимому, не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку.

Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превратилось в удовольствие.













Тест по теме «ССП»



1. Укажите ССП, в котором ставится запятая

А) Кто это такие и что им надо?
Б) В это время скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась головы Антона.
В) Вокруг лежит снег и деревья стоят в белом уборе.
Г) Липы цветут и пахнет липовым медом.

2. Определите тип предложения по структуре: Предки Лейкина были крепостными, но на волю вышли раньше, сколотили капитал и были удачливее Чеховых. (М.Громов)

А) ССП
Б) простое, осложнено однородными членами.

3. Найдите ССП (знаки препинания не расставлены)

А) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М.Лермонтов)
Б) Слышно было как где-то далеко кричали лягушки.
В) Она свежа как вешний цвет взлелеянный в тени дубравной. (А.С. Пушкин)
Г) Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от одуванчиков. (М.Пришвин)

4. Укажите ССП с соединительным союзом

А) В нижнем этаже балкона то играла скрипка то пели два нежных женских голоса.
Б) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик да стояли спавшие подсолнухи. (А.Чехов)
В). Имущества у Алдара-Косе не было никакого зато разных хитростей и выдумок был всегда большой запас
Г) Мы приедем вечером, потому что спектакль закончится поздно.

5 Укажите ССП с противительным союзом

А) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М.Лермонтов)
Б) Весь день Анна пробыла дома но не принимала никого. (Л.Толстой)
В) Продавщица бросила нож, кивнула Павлу головой и пошла через зал к боковой двери.

Г) Друзей много а друга нет.





6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.

А) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. (И.Бунин)
Б) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою (И.Бунин)
В)В нижнем этаже балкона заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов)

7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

А) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М.Лермонтов)
Б) Весь день Анна пробыла дома и не принимала никого. (Л.Толстой)
В) Продавщица бросила нож, кивнула Павлу головой и пошла через зал к боковой двери.

Поделиться…

.Сделайте синтаксический разбор предложения, поставьте недостающие знаки препинания.

Землю украшают нивы а человека украшают знания.

А) простое предложение Б) сложное предложение

1.Знаток одержит верх над тысячью, а силачи над одним.1)_____________

2. Каргыс является древним жанром основывается на вредоносной магии и произносится в исключительных случаях. 2)______________

3. Труд города украшает, безделье их опустошает. 3)______________

4.От дождя земля цветет, от работы джигит мужает. 4)______________

5.Дождь то ослабнет то припустит. 5)______________

Фантазия народа его наблюдательность мудрость создали различные сказки.

_________________________________________________________________

Имущества у Алдара-Косе не было никакого зато разных хитростей и выдумок был всегда большой запас.

________________________________________________________________

А) простое предложение Б) сложное предложение

1.Знаток одержит верх над тысячью, а силачи над одним.

РЕФЛЕКСИЯ: Аргументированные ответы на один из вопросов:

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

В чем вы видите собственное приращение?

Что мы делали нерационально?

Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

. Узнавание «в лицо» ССП

  • 1.Друзей много близко живёт


  • 2.Дружные сороки и

гуся съедят себя не щадить


  • 3. Дружба дружбой а друга нет


  • 4.Дружбу водить - а дружные чайки и ястреба забьют


  • 5. Дружба от не дружбы а служба службой

  • Задание 7. Составьте памятку из четырех ССП, используя советы Карнеги: (Слайд №12).

  • Если вы хотите понравиться людям,

  • 1. Чаще улыбайтесь, и…

  • 2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей, но…

  • 3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами, однако…

  • 4 . Чаще обращайтесь к собеседнику по имени, и…

  • Познавательные УУД:

  • овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;

  • создание условий для формирования навыков критического мышления в результате принятия и непринятия позиций различных групп и формирование общего вывода;

  • Регулятивные УУД:

  • формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;

  • Коммуникативные УУД:

  • формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;

  • формирование навыков управления поведением партнера;

  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самостоятельная работа

Работа с текстом, каждый работает самостоятельно, текст на листочках у каждого.

Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.

«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она.

Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь.

Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она по-видимому, не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку.

Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превратилось в удовольствие.

(По В. Распутину)

© 2010-2022