Урок-конференция Имя в реке времени

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-конференция «Имя в реке времени».

Князева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с миром имён, их историей, значением и своеобразием;

  2. Развивать умение работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом;

  3. Способствовать формированию интереса к особым словам-именам.

Оборудование: указанная ранее литература по теме, представленная на стенде: программа конференции; красочное оформление материала каждого выступления (заранее готовится учащимися); материалы для украшения класса, где проводится конференция; плакаты с высказываниями о русском языке.

Программа конференции.

  1. Сообщение темы урока и формы проведения.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Выступление участников конференции.

1.Этимология слова ИМЯ и однокоренных с ним слов.

2.Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем.

3.Своеобразие древних русских имён.

4.История имён Иван и Марья.

5.Причуды имён в двадцатом столетии.

4. Выступление участников конференции-рассказы о своём имени.

1.Моё имя, что оно означает, из какого языка оно произошло в русский язык.

2.Почему родители выбрали для тебя именно такое имя.

3.Сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся.

4.Строки из песен, стихотворений, в которых встречается такое же имя, как у тебя.

5.Подведение итогов урока. Обмен впечатлениями.

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока и формы его проведения.

  2. Вступительное слово учителя.

«Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет…»

Героиня Шекспира, как мы видим из приведённого выше эпиграфа, не придавала особого значения имени, а вот великий Гомер был совершенно другого мнения. В знаменитой Одиссее он писал: «Между живущих людей безымянными никто не бывает.

Вовсе: в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный.

Имя своё от родителей в сладостный дар получает…»

На ценность имени указывает Гёте: «Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли

не половину человечества».

Роль имени для человека, его значение нашли отражение в русских народных пословицах:

В лицо человек сам себя не признаёт, а по имени знает.

С именем Иван, а по имени - болван.

Без имени ребёнок - чертёнок.

Корова без клички - мясо.

Хорошо там и тут, где по имени зовут.

Что же представляет собой имя? По сути дела, это такое же слово, как и все остальные. В именах есть как лексическое, так и грамматическое значения, структура имён такая же, как и у всех остальных слов. Как и любое другое слово, имя характеризуется структурной оформленностью, воспроизводимостью в речи и другими специфическими характеристиками слова. Разница, по мнению А.В.Суперанской, состоит в том, что «обычное слово служит нам своим значением, а имя - звучанием».

Имя крепкими узами связано с историей цивилизации и отдельного государства, с культурой, национальными традициями, особенностями быта того или иного народа, с религией и верованиями людей. А раз так, то имя как слово представляет для нас особый интерес. Современные школьники зачастую безразличны к своему имени, поскольку привыкли к его звучанию и ничего не знают о его значении. Но, давайте хоть один раз попробуем заговорить об имени, о его тайнах, о его истории. И я уверена, что эта тема найдёт живейший отклик в ваших сердцах.

  1. Выступление участников конференции.

1.Этимология слово ИМЯ и однокоренных с ним слов.

2.Верование и обычаи древнего человека, связанные с именем.

3.Своеобразие древних русских имён.

4.История имён героев русских сказок - Иван да Марья.

5.Причуды имён в двадцатом столетии.

4.Выступление участников конференции - рассказы о своём имени.

5.Подведение итогов урока. Обмен впечатлениями.

6.Организация домашнего задания.

-Написать сочинение-миниатюру о своём имени, используя собранный материал и сведения, полученные в ходе урока;

-«Репортёрам» выпустить специальный номер газеты о проведённой конференции, написать репортаж, а также поместить в номер лучшие сочинения участников конференции.



© 2010-2022