Рабочая программа по литературе для 7 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Невьянского городского округа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Невьянского городского округа


Согласовано: Утверждено:

Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №3 НГО

__________Филяевских О.Е. ___________Скороходова Н.В.

«____»____________2015 г. «____»______________2015г.

Введено в действие приказом






ЛИТЕРАТУРА

Рабочая программа

7 класс







Составитель: Филяевских Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы,

высшая кв. категория

Невьянск

2015

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) ;

  • Образовательной программы МБОУ СОШ № 3 НГО;

  • Положения МБОУ СОШ № 3 НГО о рабочих программах.

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, принятого Министерством образования РФ в 2004 году, и Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. под ред. Г.И.Беленького. - 4-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2009 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа также учитывает особенности образовательной деятельности в МБОУ СОШ № 3 НГО как ОО помогающего типа, в котором осуществляется обучение детей независимо от их стартовых возможностей. Цели и задачи образовательной программы школы ориентируют педагогов на реализацию компетентностного, системно-деятельностного подхода в личностном развитии обучающихся согласно модели выпускника каждой ступени образования. В качестве средства достижения успешного личностного становления указанных в образовательной программе школы компетентностей выдвигается педагогическая поддержка.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Структура документа

Рабочая программа включает в себя шесть разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; календарно-тематическое планирование; требование к уровню подготовки обучающихся; требования к оценке знаний учащихся; средства контроля; список литературы.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа основной школы опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение семиклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

-определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

-анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

-подготовка к написанию сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе будут:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В VII классе выделяется 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого,

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка; составление плана, тезисов, конспекта;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Особое внимание уделено методике «медленного» чтения художественного текста с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.), формированию умения применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений: выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, их роль в развитии основного действия, определять тему, идею, проблематику, родо-жанровую специфику произведения.

В работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения. Особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений.

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др.

Приоритетными видами учебной деятельности являются:

- чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть;

- осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому в программе намечены 3 списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения первого списка анализируются на уроках обязательно подробно, произведения второго списка анализируются общо, третий список выносится на самостоятельное изучение, часть произведений из этого списка изучается на уроках внеклассного чтения.

Формами контроля остаются сочинение и промежуточное тестирование.

Учебно-методический комплект

Программа «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г.И. Беленького. М: «Мнемозина», 2010) реализуется в таких учебниках, как:

  1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.I / под редакцией Г.И.Беленького. - 8-е изд., стер. - М.:Мнемозина, 2009. - 287 с.

  2. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.I I / под редакцией Г.И.Беленького. - 8-е изд., стер. - М.:Мнемозина, 2009. - 301 с.

Материал УМК соответствует обязательному минимуму содержания, выраженному в дидактических единицах, доступен для обучающихся. Содержание линии соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Соблюдается точность изложения фактов, ясно и доступно и кратко изложен теоретический материал. Занимательная сторона произведений сочетается с научным характером изложения. Чётко сформулированы понятия. Терминология в данном УМК соответствует общепринятой. Теоретические сведения включены в аннотации к текстам. Соблюдается баланс теоретических положений и фактического материала. В УМК представлены межпредметные и внутрипредметные связи, содержится основной, дополнительный и вспомогательный материал. В учебнике широко представлены разноуровневые вопросы и задания к произведениям, рубрики «Обдумаем прочитанное», «Для любознательных», «Обращаясь к прочитанному», «Завершая раздел хрестоматии», задания по анализу изучаемых произведений, проектные задания по расширению и углублению знаний учащихся, способствующие развитию самостоятельной деятельности, креативного мышления.






Требования к уровню подготовки обучающихся за курс 7 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: роды литературы: эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой - повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представления); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловыечасти.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Планируемые результаты изучения учебного предмета "Литература"

Ученик научится


Ученик получит возможность научиться

Устное народное творчество

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); - выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; - видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; - выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).



Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русскаялитература XIX-XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы исодержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями

-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).





Содержание программы учебного курса

Введение

Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

I «Минувшее проходит предо мною…»

(Писатели о прошлом нашей Родины)

М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А.К. Толстой.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.

Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь в Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Поэма как жанр. Метафора.

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

II. «Художник - голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

Для чтения и бесед

«Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «»Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской».

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

Для чтения и бесед

«На мельнице».

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

III. Запечатленные мгновения

(Художественное время в лирике)

Для чтения и бесед

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза; Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

IV. Человек и движение времени

(Тема становления личности)

Л.Н. Толстой - автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Повествование от лица героя-рассказчика.

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин - рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

Максим Горький. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к дюдям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

V. Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

Для чтения и бесед

С.П. Швырев. «Звуки»; К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д. Бальмонт. «Грусть»; К.М. Фофанов. «Художник», «Уснули и траы и волны…».

VI. Перекличка эпох

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

И.А. Крылов. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

Сходство и различия проблематики комедий Мольера и Крылова.

Комедия как литературный жанр.

VII. Фантастика. Тема будущего

Для чтения и бесед

А.Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы).

Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь солнце», «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Р. Брэдбери.

Для чтения и бесед

«Каникулы», «Земляничное окошко».


Список литературы

  1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  2. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 7 кл. - М.: Мнемозина, 2008.

  3. Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

  4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.

  5. Ольшевская Л.А. Литература Древней Руси и 18 века.- Москва: Новая школа, 2006.

  6. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009.

  7. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.

  8. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". - М.: Мнемозина, 2008.

  9. Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк - Альфа, 2006.

Дополнительная учебная литература

  1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 - 8 классы. - Москва: Дрофа, 2000.

  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2007.

  4. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. - М.: ВЛАДОС, 2006.



Средства контроля

четверть

Раздел

Всего часов

Контрольные работы

Сочинение

Контрольная работа

Тест

1 четверть

Путешествие без расстояний

М.Ю.Лермонтов. Песня про купца Калашникова

А.К.Толстой. Василий Шибанов

Н.В.Гоголь. Тарас Бульба

18





1







1


-

2 четверть

А.С.Пушкин. Полтава

Н.С.Лесков. Человек на часах

И.С.Тургенев. Бирюк. Стихотворения в прозе

Н.А.Некрасов. Железная дорога

М.Е.Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

14

1









1











-

3 четверть

М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик

А.П.Чехов. Хамелеон

Запечатлённые мгновения

Л.Н.Толстой. Детство. Отрочество

Ф.М.Достоевский. Мальчики

20

1







1



1



-

4 четверть

А.М.Горький. Детство

Солоухин. Рассказы

ЖБ.Мольер. Мещанин во дворянстве

И.А.Крылов. Уроки дочкам

Повторение

А.де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Р.Брэдбери. Каникулы. Земляничное лукошко

16

1













1

-

Всего



68

8

1

-




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во

Часов

Тип урока

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса

Вид контроля

Домашнее

задание

Предметные

Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

1

2

3

4

5

6

7

8

Путешествие без расстояний (2 часа)

Первая четверть

1

Пространство и время в литературе. Знакомство с программой предстоящего года

1

Урок изучения нового

Знать понятия пространства и времени в литературе, образную природу искусства.

Уметь составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

П: Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Л: выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.

М: извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обозначений, текста, схем и т.д.), адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию

Умение планировать собственную деятельность. Определять критерии планируемых результатов.

Подготовить рассказ на тему «Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение»

2

Роды и виды (жанры) литературы


1

Урок изучения нового

Знать о родах и жанрах литературных произведений.

Уметь определять роды и жанры произведений, понимать значение родовидовой специфики произведений для их восприятия и понимания;

Умение объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, обобщать факты и явления

Проверочная работа

Инд. задания: подготовить историческую справку о личности царя Ивана Грозного, прочитать «Песню про купца...», выучить теорию.

«Минувшее проходит предо мною...» (22 часов)

3

М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.


1

Комбинированный урок

Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе;

Знать основные факты жизни и деятельности Лермонтова, место исторической темы в творчестве поэта.

П: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Умение находить в тексте требуемую информацию, излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи

Подготовить выразительное чтение

4.

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом.

1

Урок изучения нового

Знать содержание произведения, картины быта 16 века, эпоху Ивана Грозного, понять смысл столкновения героев.

Уметь оценивать героев произведения в связи с исторической обстановкой.

Умение создавать реальный образ явления, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста

Характеристика царя, Калашникова, индивид., чит. Гл.2,3, зад.4,

5.

Русский уклад жизни и национальный русский характер в поэме «Песня..» Кулачный бой на Москве-реке.

1

Комбинир. урок,

Знать особенности русского уклада жизни.

Уметь понимать целостный смысл текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений.

Письм. ответ, беседа, проблемные задания.

Гл.3, сравнить поведение Кирибеевича и Калашникова.

6.

Калашников и Кирибеевич.

1

Урок применения знаний

Уметь сравнивать двух героев художественного произведения, определять авторское отношение к героям.

П: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Умение выделять общий признак двух предметов, объяснять их сходство и отличие, уметь принимать позицию собеседника, понимая позицию другого.

Написать характеристику Калашн. , Кириб. Отметить фольклорные мотивы.

7.

Песня на «старинный лад». Фольклорные элементы в «Песне..». подготовка к сочинению по произведению.

1

Комбинир. урок

Уметь определять связь художественного произведения с устным народным творчеством, находить выразительные средства, определять их роль.

Уметь отбирать материал по теме сочинения, составлять сложный план.

П: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Умение выделять общий признак двух предметов, объяснять их сходство и отличие, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления

Вопросы учителя

Написать сочинение

8.

А.К.Толстой. «Василий Шибанов»

1

Урок изучения нового

Знать содержание баллады.

Уметь давать характеристику героев, определять роль главного героя.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

Чит., с.34-41, индивид. задания

9.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Интерес писателя к прошлому Родины. История создания повести.

1

Урок изучения нового

Знать основные факты жизни и деятельности Гоголя.

Уметь составлять конспект лекции в виде таблицы.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

Вопросы учителя.

Чит.1гл., отметить черты исторического прошлого, рассказ о Тарасе

10.

Повесть «Тарас Бульба». Бытописание семьи Тараса. Суровый 16 век. Встреча отца с сыновьями.

1

Урок изучения нового, комментированное чтение

Иметь представление о быте казаков, об исторической эпохе.

Уметь определять характеры персонажей, роль художественной детали.

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

Минисочинение

Чит.гл.2-4, отметить описания природы

11.

Описание степи. Мастерство Гоголя в изображении природы.

1

Комбинир. урок

Уметь определять роль пейзажа в произведении, находить выразительные средства в описании природы. Выявлять авторское отношение.

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М:осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

Анализ текста

Чит.гл.5-9, индивид. задания

12.

Быт и нравы Запорожской Сечи. Политическое и экономическое устройство Сечи. Воплощение в ней мечты Гоголя о справедливом, вольном обществе.

1

Урок изучения нового,

Знать быт и нравы Запорожской Сечи, особенности ее устройства.

Уметь видеть авторское отношение к изображаемому.

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

Беседа, анализ текста, групповая работа

Письм. ответ, отметить об Остапе и Андрии.

13.

Остап и Андрий.

1

Комбинир. урок

Знать текст повести.

Уметь давать характеристику героев, сопоставлять героев.

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

Письм. ответ

Написать характеристику Остапа (1в.), Андрия(2в.).

14-15

Запорожцы в бою. (гл.5-6). Мужество и героизм запорожцев. Речь Тараса о товариществе. Смерть Остапа и Андрия (предательство Андрия и подвиг Остапа).

2

Комбинированные уроки.

Уметь видеть картину патриотизма и самоотверженности запорожцев.

Уметь видеть авторское отношение к героям, делать собственные выводы.

П: Знать, уметь и владеть навыками анализа прозаического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Групповая работа, сопоставительная характеристика героев. Письменный ответ на вопрос.

Собрать материал о Тарасе Бульбе.

16

Тарас Бульба - главный герой повести. Трагедия Тараса.

1

Урок обобщения

Уметь обобщать и структурировать изученный материал о герое.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

Групповая работа

Подготовиться к сочинению

17

Сочинение по повести «Тарас Бульба».

1

Урок контроля

Проверить умение отбирать материал по теме, располагать его в определенной логике.

П: характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Сочинение

Дописать сочинение

18

А.С. Пушкин. Интерес поэта к истории. Поэма «Полтава».

1

Комбинир. урок

Знать основные сведения о жизни и творчестве Пушкина, о его интересе к истории России, понятие поэмы.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

Чит., с.113-153

2 четверть

19

Поэма «Полтава». Полтавский бой. Карл 12 и Петр 1.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать содержание поэмы, описание Полтавского боя. Уметь сопоставлять героев произведения.

П:анализировать и истолковывать произведение с учётом их жанровой природы, аргументировать совё отношение к прочитанному

Л:формирование уважительного отношения к культуре, традициям РМ: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Групповая работа, работа с текстом.

Написать характеристику Петра или Карла

20

Кочубей и Мазепа

1

Урок усвоения новых знаний

П:анализировать и истолковывать произведение с учётом их жанровой природы, аргументировать совё отношение к прочитанному

Л:формирование уважительного отношения к культуре, традициям РМ: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

21

Характер литературного героя О поэме. Средства выразительности. Метафора, олицетворение.

1

Комбинир.урок

Знать средства выразительности, о характере литературного героя.

Уметь находить в тексте ИВС.

Умение сравнивать, сопоставлять, нести ответственность за результаты своего труда

Конспект литературоведческой статьи

Выучить записи, отметить ИВС в отрывке

22

Урок выразительного чтения. Практическая работа.

1

Урок контроля

Знать средства выразительности.

Уметь находить их в поэтическом тексте.

Развитие умения самоконтроля

Проверочная работа.

Выучить отрывок.

23

Н.С. Лесков. Слово о писателе. История создания рассказа «Человек на часах».

1

Урок изучения нового

Иметь представление о писателе, об истории создания рассказа.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

Чтение рассказа

24

Проблема долга и сострадания в рассказе «Человек на часах».

1

Комбинир.урок

Знать содержание рассказа, понятие о герое-праведнике.

Уметь сопоставлять героев, определять проблемы произведения

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

Письм.рассуждение

Письм. ответ на вопрос

Художник - голос своей эпохи (17 часов)

25

Писатели о своем времени. И.С.Тургенев. Слово о писателе. Сборник рассказов «Записки охотника».

1

Лекция, беседа, работа с книгой, урок изучения нового

Знать основные факты жизни и деятельности писателя, историю создания сборника.

Уметь составлять план прочитанного.

П: устанавливать связи произведения с эпохой, в нём отражённой, и временем написания

Л: отбор материала для ответа на поставленный вопрос

М: развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста

Чит., с 182-194

26

Рассказ «Бирюк». Сущность конфликта и его роль в раскрытии характеров персонажей. Образ лесника.

1

Урок изучения нового, беседа, комментированное чтение.

Знать содержание рассказа.

Уметь определять нравственную проблематику рассказа, давать характеристику героев.

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

Ответить на вопросы

27

Художественное своеобразие рассказа «Бирюк».

1

Комбинированный урок

Уметь видеть художественное своеобразие рассказа, самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию

П: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

Л:целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

Сочинение

Сочинение-миниатюра

28-29

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Воробей».

Нравственные уроки стихотворений в прозе «Два богача», «Памяти Ю.П.Вревской».

2

Урок изучения нового

Комбинированный урок

Знать особенности стихотворений в прозе: лиричность, музыкальность, философские раздумья.

Уметь определять нравственные проблемы в стихотворениях в прозе, выявлять авторскую позицию.

П:анализировать и истолковывать произведение с учётом их жанровой природы, аргументировать совё отношение к прочитанному

Л: формирование уважительного отношения к культуре, традициям РМ: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структуировать материал.

П: формулировать тему, идею, раскрывать пафос, идейно-нравственное содержание произведения

Л:развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М: владение основными видами чтения художественных текстов в соответствии с конкретной учебной задачей.

Выразительное чтение

Читать стихотворения в прозе.

Выучить «Русский язык».

30

Н.А.Некрасов - поэт и гражданин. Стихотворение «Железная дорога».

Урок изучения нового материала, слово учителя, комментированное чтение

Знать факты жизни и творчества Некрасова, содержание стихотворения, своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа.

Уметь определять тематику произведения, особенности языка и стиля.

П: Знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Выучить наизусть отрывок из стихотворения

31

Идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие стихотворения «Железная дорога».

1

Комбинированный урок, беседа, комментированное чтение.

Знать тему, идею стихотворения, художественные особенности (сочетание реальности и фантастики).

Уметь определять трехсложные размеры, анализировать текст, подбирать аргументы, формулировать выводы.

П:анализировать и истолковывать произведение с учётом их жанровой природы, аргументировать совё отношение к прочитанному

Л: формирование уважительного отношения к культуре, традициям РМ: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал

П:характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Письм.ответ

Читать стихотворения «Орина, мать солдатская» и др.

32

«Долюшка женская» в стихотворениях Некрасова.

1

Изучение нового, проблемные задания

Знать особенности изображения судьбы русской женщины в произведениях Некрасова.

Уметь определять авторскую позицию.

П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

3 четверть

33

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

1

Урок изучения нового, лекция, беседа.

Знать основные факты жизни и творчества писателя, тематику произведений.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Читать «Повесть…»

34

Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - сатирическое произведение.

1

комбинированный урок, беседа, проблемные задания

Знать содержание сказки.

Уметь характеризовать героев, выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказке.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Сочинение

Письм. ответ

35

Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика. Иносказательный смысл сказки.

1

Урок обобщения

Уметь характеризовать героев, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера, понимать иносказательный смысл сказки.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Отметить элементы фольклора.

36

Сказка «Дикий помещик». Знакомство с текстом.

1

Урок изучения нового.

Знать содержание сказки.

Уметь определять идею произведения, видеть авторскую позицию, особенности жанра.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

.

Дочитать сказку, отметить элементы реального и фантастического

37

Отзыв о сказке Салтыкова-Щедрина.

1

Урок развития речи, отработки навыков

Уметь писать отзыв, сжато передавать содержание, определять позицию автора, высказывать свое мнение аргументированно.

Развитие навыков самоконтроля, самоанализа.

Сочинение

Читать, с.246-247

38

А.П.Чехов. «Великая доброта» произведений Чехова.

Урок изучения нового, слово учителя, работа с книгой

Знать основные факты жизни и творчества писателя, особенности рассказов Чехова.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Тест

Зад.6, с.253

39

Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Сатирический пафос произведения.

1

комбинированный урок, проблемные задания

Знать сюжет и образную систему рассказа.

Уметь давать оценку действиям героев, раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказе, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Задание по рядам

40

Рассказы «Репетитор», «Гриша». Проблемы.

1

Изучение нового

Знать содержание рассказов.

Уметь определять проблемы произведения, авторскую позицию.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структуировать материал.

Определить проблемы в рассказе «Злоумышленник»

41

Рассказ «Злоумышленник». Проблемы, авторское отношение.

1

Изучение нового

Знать содержание рассказа.

Уметь определять проблемы произведения, авторскую позицию.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Ответить на вопрос

3. Запечатленные мгновения (Из лирики 19 века) (2 часа)

42-43

42-43. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Я.П.Полонский. Стихотворения.

1

Урок изучения нового

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Чтение наизусть

Выучить наизусть

4. «Хочу, чтобы каждый из людей был человеком». Тема становления личности в литературе (13 часов)

44

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Автобиографическое произведение «Детство».

1

Урок изучения нового

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя.

Уметь делать конспект , выделять главное

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Тест

Читать главы

45

Николенька в главах «Учитель Карл Иваныч», «Охота».

1

Урок изучения нового

Знать содержание глав повести.

Уметь видеть психологическое состояние героя-рассказчика, его взаимоотношения с героями.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Написать отзыв, читать, с.28-43, краткий пересказ.

46

Николенька в главах «Наталья Савишна», «Детство».

1

Урок изучения нового

Знать нравственную проблематику повести.

Владеть различными видами пересказа, уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структуировать материал.

Читать до с.53

47

Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

1

Урок обобщения

Уметь обобщать материал, делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структуировать материал.

Письменный ответ

«Отрочество», читать избранные главы.

48

«Отрочество». Главы «Гроза», «Новый взгляд», «В Москве», «Старший брат».

1

Урок изучения нового

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Сочинение-размышление

Ответить на вопрос, читать, с.61-66.

49

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Мальчики». «Связался со школьниками».

1

Урок изучения нового

Знать некоторые факты жизни и творчества писателя.

Уметь видеть психологическое состояние героя, его взаимоотношения с другими героями.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Читать главы, краткий пересказ.

50

«Мальчики». «Надрыв в избе». «На чистом воздухе».

1

Урок изучения нового

Уметь определять авторское отношение к герою, нравственные проблемы в произведении.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Читать главы, ответить на вопросы после глав.

51

«Жучка». «У Илюшкиной постельки». «Илюша». «Похороны Илюшечки».

1

Урок изучения нового

Знать содержание текста.

Уметь видеть подверженность детей добрым и злым влияниям, ранимость, видеть авторское отношение к героям.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Письменный ответ

Ответить на вопрос письменно.

52

А.М.Горький. Слово о писателе. Автобиографическая трилогия.

1

Урок изучения нового

Знать некоторые факты жизни и творчества писателя, ставшие основой для трилогии.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Читать главы, отметить в тексте о деде, родственниках.

4 четверть

53

Повесть «Детство». Обстановка в доме Кашириных.

1

Урок изучения нового

Знать содержание глав.

Уметь обобщать, делать выводы.

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Читать, с.117-150, зад.4, с.150

54

Взаимоотношения Алеши и деда.

1

Комбинированный урок

Уметь отбирать материал по теме, видеть психологическое состояние героя-рассказчика, его взаимоотношения с героями.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Письменный ответ

Отметить в тексте поведение бабушки и деда во время пожара, письменно ответить на вопрос.

55

Дед и бабушка во время пожара. Дружба Алеши с Хорошим делом.

1

Комбинированный урок

Уметь сопоставлять героев, делать выводы. Уметь давать оценку действиям героев.

П:характеризовать литературных героев

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Читать рассказы Солоухина.

56

В.Солоухин. Закон набата. Моченые яблоки.

1

Комбинированный урок

Знать содержание произведений.

Уметь определять тематику и проблематику рассказов, давать характеристику героев, определять смысл названия произведения.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Ответить на вопрос

5. Содружество искусств. (2 часа)

57

Содружество искусств. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Исаак Ильич Левитан.

1

Урок изучения нового.

Знать содержание произведения.

Уметь определять художественное время и пространство в музыке, живописи.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Читать, с.177-184, ответить на вопросы

58

Содружество искусств. Языком поэзии. Стихи Блока, Бальмонта, Фофанова.

1

Урок изучения нового

Уметь воспринимать и анализировать произведения, определять художественное время и пространство в поэзии.

П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Л: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Выучивание наизусть

Выучить наизусть одно стихотворение

6. Перекличка эпох (5 часов)

59

Ж.Б.Мольер. Слово о драматурге.

1

Урок изучения нового

Знать некоторые факты жизни и творчества Ж.-Б.Мольера.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Читать комедию

60

Комедия «Мещанин во дворянстве». Чтение и анализ сцен.

1

Урок изучения нового

Знать содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь анализировать образы комедии, анализировать конфликт комедии.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

.

Выразительное чтение сцен или инсценирование

61

«Мещанин во дворянстве». Проблема самодовольства, лицемерия, глупости.

1

Комбинированный урок

Уметь определять тематику и проблематику произведения, делать выводы

П:характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Письменный ответ

Ответить на вопросы

62

И.А.Крылов. Слово о комедиографе. Комедия «Урок дочкам».

1

Урок изучения нового

Знать некоторые факты жизни и творчества Крылова.

Уметь анализировать текст.

П: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Л: развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора.

М:осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств и мыслей.

Дочитать комедию, ответить на вопросы.

63

Комедия «Урок дочкам». Осуждение глупости, неумеренного преклонения перед иностранным. Выразительное чтение.


1

Комбинированный урок

Уметь анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения, делать выводы, выразительно читать.

П:характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Л: формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

М: умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал.

Задание 4, с.257, повторить записи в тетради, определения.

Повторение изученного (2 часа)

64

Повторение изученного в 7 классе.

1

Урок обобщения

Уметь систематизировать изученный материал, находить общие темы, проблемы.

П:характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика)

Повторить термины, теорию, произведения.

65

Контрольная работа за год.

1

Урок контроля

Проверить уровень усвоения терминов, знания текстов и понимание их, умения строить высказывание.

Развитие навыков самоконтроля и самокоррекции, анализа собственных проблем в знаниях и умениях

Контрольная работа

Читать «Маленький принц»

В мире фантастики и приключений (3 часа)

66

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

1

Урок изучения нового

Знать некоторые факты жизни и творчества писателя.

Уметь определять нравственные проблемы произведения.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Прочитать рассказы Брэдбери

67

Р.Брэдбери. «Каникулы», «Земляничное окошко».

1

Урок изучения нового

Иметь представление о писателе.

Уметь определять проблемы произведения, давать характеристику героев.

П: знать автора, биографические факты жизни писателя

Л:анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

М: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

---

68

Список литературы на лето

1

Урок внеклассного чтения

Знать список литературы для чтения

Развитие культуры чтения, читательского кругозора.

Читать произведения

\

© 2010-2022