Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Лексика»

"Описание материала: Данный урок был представлен на конкурс профессионального мастерства «Учитель года - 2013». Урок был построен, в основном, на интеллектуальной и устной работе. Структура урока соответствует учебнику русского языка для 5 класса В.В. Львовой, в котором предусмотрены уроки, рассчитанные исключительно на развитие речи. Но при этом ребята работали письменно с раздаточным материалом, содержание которого полностью охватывает обобщающий материал  по теме. Так, тестовые задания содержали в себе как задания с выбором ответа, так и задания на орфографию.  Урок по своей "структуре – интегрированный. Мною использовалась "фронтальная, парная и индивидуальная рабо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

«Мамоновская основная общеобразовательная школа»

Пронского района Рязанской области









Конспект конкурсного урока

русского языка в 5 классе по теме

«Лексика»

«Знание и информация»



Учитель русского языка: Соина Светлана Александровна

2013

Урок русского языка в 5 классе

Предметная тема: «Лексика»

Метапредметная тема: «Знание и информация»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний по теме «Лексика».

Цель: систематизировать знания по теме лексика; уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать в своей речи синонимы и антонимы; воспитать потребность пользоваться словарями.

Метапредметные цели:

  1. Использование ранее полученных знаний.

  2. Формирование знаний по теме на основе полученной информации.

Задачи:

  • Образовательные: расширить представления учащихся о словах, формировать умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и использовать в своей речи синонимы и антонимы.

  • Развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, память, мышление, умение высказывать свое мнение.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к учению, любовь к произведениям художественной литературы, умение выслушивать мнение товарищей, дружеские отношения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с индивидуальными заданиями, карточки с заданиями для работы в парах.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно, что сегодняшний урок я провожу с вами. Посмотрите на улицу, какой сегодня хороший день - первый день весны! А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня и тоже улыбнитесь. У вас поднялось настроение? Вот с таким хорошим настроением мы начнем урок.

Эпиграф к уроку:

Горят, как жар, слова,
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты…

Н.Рыленков

Учитель: Ребята, сегодняшний урок я хочу начать совами известного поэта Н.Рыленкова (чтение эпиграфа).
Как вы понимаете эти слова? Прочитайте тему нашего урока. Подумайте, какие цели стоят перед нами сегодня? Чем мы будем заниматься?
Действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о лексике. А что такое лексика? (словарный состав языка).

-Еще мы с вами поговорим о знании и информации. Используя ранее полученные знания и получив новую информацию, вы должны научиться употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а так же использовать в своей речи синонимы и антонимы.

- Кто скажет, что такое знание?

1. Совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.

2. Обладание сведениями о чем-нибудь. (Словарь Ушакова)

- А что вы знаете про информацию?

Информация - сведения, данные, сообщение.

Задание 1. Работа в группах.

Исследовательская работа - на листочках даны слова «знание» и «информация», соотнести их с другими предложенными словами в соответствии с лексическим значением. (Коллективная проверка)

- А откуда мы берем информацию?

-Что мы приобретаем, получив информацию?

- Значит, знание и информация связаны между собой?

Вывод: получив информацию, мы приобретаем знания.

Итак, мы сегодня повторим всё, что вы знаете о лексике. А поможет нам вот этот человек (на слайде портрет Э.Успенского). Узнали его? Правильно, это Эдуард Успенский - детский писатель и автор книги «Дядя Федор, Пес и Кот». Предлагаю вам предложение для разбора.

Задание 2. Разбор предложения. Эдуард Успенский - российский писатель и автор детских книг.

(Физминутка)

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Учитель: Ребята, в результате полученной информации на уроках, вы приобрели определённые знания. Проверим их, закрепим и применим на практике. Давайте вспомним, что такое синонимы? Для чего нужны синонимы в языке?

Задание 3. Замените выделенные слова синонимами. Предлагаю вам отрывок из повести-сказки «Дядя Федор, Пес и Кот». Вам предстоит восстановить авторский текст, заменяя выделенные слова синонимами.
За окошком уже стемнело, когда Шарик пришел. Поднял он свою сумку и зверька на стол вытряхнул. Бобренок сидит, глаза на всех таращит. Не понимает ничего.
Дядя Федор ему молока дал кипяченого. Бобренок молока попил, и глаза у него закрываться стали.
- Где ж его спать положить? - говорит (спрашивает) мальчик.
- Как - где? - говорит пёс. - Если он в воде живет, его надо в таз положить!
- Тебя самого надо в таз положить! - говорит (кричит) Матроскин с печи. - Чтобы ты поумнел немножечко!
Пес говорит (расстроился):
- Ты же сам говорил, что он в воде живет.
- Он в воде только плавает, а живет он в домике на берегу, - говорит (объясняет) кот.

- А теперь давайте вспомним, какие слова называются антонимами?

Задание 4.

Придумайте к глаголам спрашивает, кричит, расстроился, говорит антонимы.

Учитель: Как вы помните, дядя Федор ушел из дома в деревню, потому что родители не разрешили ему держать дома кота Матроскина. Но родителей он очень любил и поэтому решил написать им письмо. Давайте поможем нашему герою.

Задание 5. Индивидуальная работа по карточкам. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

Мои папа и мама! Я ж_ву хорошо. Просто зам_чательно. У _меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы кла_ нашли и корову купили. И трактор - тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не_ любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас скуч_ю. Особенно по вечерам. Но я вам не ск_жу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик проп_дут.

Задание 6. Вы помните, что письмо дядя Федор не закончил, дописывали его Матроскин и Шарик, а затем отправили родителям. Про себя Шарик написал, что у него «то лапы ломит, то хвост отваливается». Про Шарика в первую встречу д.Федор сказал: «Из хорошей семьи пёс. Только запущенный». О почтальоне Печкине автор пишет: «Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком. (Это не дядя с хвостиком, а возраст у него с хвостиком. Значит, ему пятьдесят лет и еще чуть-чуть)». Как вы понимаете эти выражения?
Что значит прямое и переносное значение слов? Приведите свои примеры.

Задание 7. Индивидуальная работа. Дан отрывок из произведения Э.Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес», в котором нужно найти слово, имеющее несколько лексических значений.

- Какие слова называются однозначными, какие многозначными? Чем они отличаются от омонимов? Приведите примеры.

Учитель: На этом урок наш подошел к концу. Сегодня нам помогал Эдуард Успенский и его книга «Дядя Фёдор, Пёс и Кот».

Домашнее задание: мини-сочинение «Путешествие в Страну слов».

Рефлексия.

-Что понравилось на уроке?

-Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

(Демонстрация своего настроения и впечатлений с помощью смайликов)

Вывод учителя:

-Я рада, ребята, что вы довольны уроком и у вас хорошее настроение. Действительно, полученные знания на уроке пригодятся вам в жизни, ведь слова и построенные с помощью их предложения используются в течение всей жизни человека. Именно при помощи слов и предложений вы получаете информацию, а из информации - знания.

Ребята, я хочу вам пожелать всего самого доброго!

Спасибо вам за урок!

Приложение № 1

Найти в тексте слово, имеющее несколько лексических значений.

Наконец они весь чай выпили и пироги съели. А Печкин всё равно сидит. Он думает, что ему ещё что-нибудь дадут. Шарик ему намекает:

- Не пора ли вам на почту идти? А то скоро она закроется.

- И пускай закрывается. У меня свой ключ есть.

Приложение № 2

Знание данные

общение сведения разговор

Информация познания

новости

сообщение

Приложение 3

Задание 1 группе.

Дать толкование выделенному слову.

Мама с папой достали карту и стали смотреть, где такая деревня находится. Насчитали таких деревень двадцать две. Они написали в каждую деревню письмо. Каждому деревенскому почтальону.

Задание 2 группе.

Дать толкование выделенному слову.

Наконец они к парикмахерской подъехали. Кот в тракторе остался - сторожить, а дядя Фёдор с Шариком стричься пошли. Парикмахер спрашивает у дяди Фёдора:

- Что вам угодно, молодой человек?

- Мне надо Шарика под пуделя постричь.

- Это как - под пуделя?

- Очень просто. Его надо сверху завить. Внизу все наголо. И на хвосте кисточка.

Задание 3 группе.

Дать толкование выделенному слову.

Наконец они весь чай выпили и пироги съели. А Печкин всё равно сидит. Он думает, что ему ещё что-нибудь дадут. Шарик ему намекает:

- Не пора ли вам на почту идти? А то скоро она закроется.

- И пускай закрывается. У меня свой ключ есть.

Задание 4 группе.

Дать толкование выделенному слову.

Они дружно стали шкаф отодвигать, чтобы удобнее с него солнце на потолок наклеить. Кот взял солнце, намочил его и перевёл на потолок. А провода в электричество включил. Не просто так, а через чёрный ящик. На этом ящике ручка была. Кот ручку немного повернул, и тут чудо получилось: солнце светиться начало.

Приложение 4

Тест к обобщающему уроку по теме «Лексика»


Вариант 1.


1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слов?

А. в орфографическом

Б. в толковом

В. в словаре иностранных слов

2. Укажите ряд синонимов:

А. горячий - жаркий

Б. теплый - холодный

В. иголка (ели) - иголка (для шитья)

3. Укажите ряд антонимов:

А. громадный - большой

Б. (зеленый) лук - лук (для стрельбы)

С. труд - безделье

4. Укажите ряд омонимов:

А. (родниковый) ключ - ключ (от замка)

Б. разговорчивый - молчаливый

В. смеяться - хохотать

5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении:

А. железный гвоздь

Б. железная воля

В. железная труба

6. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению называются:

А. омонимами

Б. синонимами

В. антонимами

7. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются

А. омонимами

Б. синонимами

В. антонимами

8. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются

А. омонимами

Б. синонимами

В. антонимами






Тест к обобщающему уроку по теме «Лексика»


Вариант 2.


1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слов?

А. В толковом

Б. В орфографическом

В. В словаре иностранных слов

2. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении:

А. ледяная глыба

Б. ледяная гора

В. ледяной взгляд

3. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению называются:

А. омонимами

Б. синонимами

В. антонимами

4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются

А. омонимами

Б. синонимами

В. антонимами

5. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются

А. омонимами

Б. синонимами

В. антонимами

6. Укажите ряд синонимов:

А. бегемот - гиппопотам

Б. близкий - далекий

В. иголка (ели) - иголка (для шитья)

7. Укажите ряд антонимов:

А. розовый - красный

Б. бор (лес) - бор (сверло)

В. маленький - большой

8. Укажите ряд омонимов

А. строевой (лес) - строевой (командир)

Б. близкий - далекий

В. приехать - уехать



Самоанализ

открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Лексика».

Учитель: Соина Светлана Александровна.

Дата проведения: 01.03.2013 г.

Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию был представлен урок русского языка в 5 классе.

Тип представленного урока - урок повторения и обобщения изученного в разделе «Лексика».

Урок по своей структуре - интегрированный. Мною использовалась фронтальная, парная и индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности (на основе компьютерной презентации) содержания урока.

Цели урока: обобщить, систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся, полученные при изучении раздела «Лексика», уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; развивать навыки работы в группах; способствовать развитию творческих способностей учащихся и уважительного отношения к богатству русского языка.

Метапредметные цели:

1. Использование ранее полученных знаний.

2. Формирование знаний по теме на основе полученной информации.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с индивидуальными заданиями, карточки с заданиями для работы в парах, тестовые задания для письменной работы.

Я перед собой ставила следующие задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать изученное в разделе «Лексика», повторить изученное в разделах: «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», совершенствовать знания, полученные учащимися.

Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, понимать роль изучения русского языка, в частности, раздела «Лексика».

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:

Текстоориентированный : работа с текстом художественного стиля.

Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи.)

Коммуникативно-деятельностный: работа с текстами, использование определений из словаря, выполнение исследовательской работы в группах.

Интегрированный: связь с литературой через текст художественного стиля.

Личностно-ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.

Учитывая возрастные особенности пятиклассников, я старалась в течение всего урока включать творческие и игровые задания. Например: работа с отрывками известного и любимого всеми детьми произведения, восстановление авторского текста, работа с карточками разной цветовой гаммы. Так как у пятиклассников в этом возрасте наглядно-образное мышление, в канву всего урока я включила мультимедийную установку.

Урок был построен, в основном, на интеллектуальной и устной работе. Структура урока соответствует учебнику русского языка для 5 класса В.В. Львовой, в котором предусмотрены уроки, рассчитанные исключительно на развитие речи. Но при этом ребята работали письменно с раздаточным материалом, содержание которого полностью охватывает обобщающий материал по теме. Так, тестовые задания содержали в себе как задания с выбором ответа, так и задания на орфографию.

За счет интеграции урока ребята показали хорошие знания не только в области русского языка, но и в области литературы, проявив свои знания художественных произведений, которые не предусмотрены школьной программой.

Так как это урок актуализации знаний, я постаралась внедрить задания исследовательского характера, которые привлекли учащихся, вызвали интерес, тем самым повысили мотивацию в обучении.

Все задания построены в соответствии с грамматическими и орфографическими требованиями.

Основным техническим средство обучения я выбрала мультимедийную установку, где была демонстрация презентации. Кроме этого, на каждом рабочем месте ученика был подготовлен раздаточный материал.

Обратная связь по контролю знаний варьировалась: через творческие и самостоятельные задания, а так же устные ответы.

В течение всего урока я стремилась создать психологически благоприятные условия при общении с каждым учеником. Стараюсь пользоваться принципом педагогической мастерской - создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Включаю эмоциональную сферу ребенка, обращаюсь к его чувствам.

При разработке и проведении урока я большое внимание старалась уделять здоровьесберегающим технологиям. С этой целью была проведена физминутка.

В конце урока была проведена рефлексия, которая показала, что ребятам урок понравился и оставил положительные впечатления.

Домашнее задание, соответствующее нормативным требованиям, дано ребятам исходя из содержания и деятельности всего урока, задание представляет собой творческую работу.

Таким образом, план урока был выполнен: цели реализованы, поставленные задачи решены.



© 2010-2022