Конспект урока по литературе на тему «Образ мечтателя в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Я создаю в мечтах целые романы…

Мечтатель… позвольте, да как не знать?

Я сама мечтатель! (на слайде 1)

Ф.М. Достоевский

Цель: Восприятие нравственно-философской проблематики повести через особенности

изображения автором образа мечтателя.

Задачи:

- формировать навыки исследовательской и проектной деятельности при анализе образа

мечтателя;

- развивать логическое мышление, речь учащихся, работать в группе;

-воспитывать любовь к окружающим людям, гуманистическое отношение.

Тип урока: Урок-исследование художественного произведения

Оборудование: Презентация, музыка, рабочие материалы для урока

Подход: Системно-деятельностный

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группах. На ваших столах

находятся рабочие материалы. Мы создадим проект фильма, но для этого нам

необходимо сформулировать тему урока. На слайде № 1 вы видите эпиграф

урока (его необходимо прочитать), кроме этого на доске написаны ключевые

слова темы.

Ключевые слова: Человек, мечта, воспоминание, мечтатель, создать, свой мир,

страдание, чувство, любовь, одиночество.

(ребята предлагают свои варианты)

-Действительно, наш разговор пойдёт о мечтателе в повести «Белые ночи»

Достоевского.

Итак, тема нашего урока: Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

( слайд № 2)

Запишем в тетрадь данную тему, число, классная работа.

- Тему мы определили. На каких проблемных моментах мы останавливаемся, когда

анализируем произведение? (на действующих лицах, на сюжете, анализируем эпизоды…)

- Сформулируйте цель нашего урока, исходя из темы нашего урока (мнения учащихся)

III. Смысл названия произведения (слайд № 3)

- Посмотрите на выражение белые ночи. Какое задание вы можете предложить для себя?

(Возможный ответ: Что подразумевается под этими словами? В чём смысл данного

выражения)

- Создавая кадр № 1 для фильма, попытайтесь объяснить 1 группа: прямое значение

словосочетания белые ночи, а 2 группа - символическое значение (записать значение

маркером на «рабочий слайд», приклеить картинку).

Кадр может выглядеть так:

Кадры помещаются на доску учениками, делается вывод.

- Какое значение вкладывает Достоевский в выражение «белые ночи»? (символическое)

IV. Словарная работа (кадр № 2) слайд № 4

- На столах у вас заготовки схем-кластеров. Сейчас вам необходимо 1 группе подобрать

синонимы к слову мечта, а второй группе к слову мечтатель. Схему необходимо наклеить

на кадр № 2, подбирая картинку из конверта.

- А можно ли нашего главного героя назвать мечтателем? Почему? ( приводить примеры

из текста)

- Даётся ли имя нашему герою? Почему?

Кадры могут выглядеть таким образом:

Кадры помещаются на доску, делается вывод.

V. Мечтатель и Настенька. Образ главного героя. (слайд № 5)

- На слайде вы видите двух людей. Что на первый взгляд можно сказать о них? (гуляют,

разговаривают).

- Какое бы задание вы предложили для себя, посмотрев на данную иллюстрацию?

(рассказать о главных героях, о чём они говорят, о чём думают…)

- На своих «рабочих» кадрах вы можете представить 1 группа Мечтателя, 2 группа -

Настеньку. Необходимо использовать текст, выписывая цитаты на кадр, поместите ту

картинку, которая по вашему мнению должна там находиться. Кадр № 3

Кадры могут выглядеть так:

..

ээээээ

- Характеристика героев готова. На что ещё можно было бы обратить внимание?

Прямое значение

Белые ночи - светлые ночи,

сумерки в Петербурге

Символическое значение

Белые ночи - счастливые

ночи, когда можно мечтать о

чём желаешь.

МЕЧ

ТА

Мечта

тель

Мечтатель

«Но к чему мне знакомства?»

«Ведь вот уж мне 26 лет»

«…я робок с женщинами…»

«Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит»

«Я создаю в мечтах целые романы»

«Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни»

«Мечтатель - …не человек, а, знаете, какое-то существо среднего

рода»

«…вы сделали меня навсегда счастливым…»

Настенька

«Она была одета в премиленькой в премиленькой жёлтой

шляпке и в кокетливой чёрной мантильке».

«…девушка плакала, и через минуту ещё и ещё

всхлипывание»

«Да с вами превесело!»

«…я сама мечтатель…начнёшь мечтать… просто за китайского

принца выхожу»

«…как надолго вы помирили меня с самим собой»

« не хочу, чтоб меня булавкой пришпиливали»

«Я вас обоих сравнивала. Зачем он - не вы?»

( на качества которые свойственны героям). На заготовках напишите те качества 1

группа, которые свойственны Мечтателю, а 2 группа записывает качества, которые

свойственны Настеньки.

VI. Мир мечтателя (Кадр № 4) слайд № 6

- Вы, когда-нибудь слышали такое выражение «художник своей жизни»? Как можно

понимать данные слова? (мнения учеников)

- А нашего героя мы можем назвать художником своей жизни? (да)

- На ваших столах заготовки в виде облачка. Нам необходимо представить воображаемый

мир Мечтателя, записав в заготовку ключевые слова из эпизода ( стр. 204 со слов «Я

уселся подле неё…» до конца страницы)

VII. Письмо.

- Обратимся с вами к письму, которое пишет Настенька нашему герою. ( стр. 238-239)

Письмо зачитывает ученик под музыку.

- О чём это письмо? Как можно одним словом назвать это письмо? (крик души, прощание,

признание, прощение)

- Как в этой ситуации ведёт себя Мечтатель? ( «Я долго перечитывал это письмо; слёзы

просились из глаз моих…и всё опять потускнело в глазах моих…»)

(прослушивание записи)

- Благодарен ли Мечтатель за эту встречу, за любовь? Почему?

VII. Рефлексия (Кадр 5) слайд № 7

- На ваших столах разные вырезанные геометрические фигуры.

-Выберите ту или иную фигуру для Мечтателя ( 1 группа) и для Настеньки (2 группа).

Свой ответ обоснуйте. (ваши ассоциации)

Доброта, искренность, уважение, любовь

Чуткость, сострадание, дружба, скромность,

искренность

странные уголки, что-

то новое, смесь чего-

то, странные люди -

мечтатели

углы, светит что-то

новое, другая жизнь,

мечтатель - существо

среднего рода

Мечтатель Настенька

Кадры помещаются на доску.

Учитель зачитывает символическое значение геометрических фигур.

- В книге «Психологические тесты» под редакцией А.А. Карелиной, в разделе

«Диагностика индивидуальных свойств личности» представлены следующие значения

фигур:

1. Треугольник символизирует завершение, лидерство. Человек концентрируется на

главной цели, такие люди энергичны, сильны и уверены в себе.

2. Круг, овал символизирует доброту, спокойствие, гармонию. Люди доброжелательны,

чувствительны, эмоциональны, готовы сопереживать, ощущать чужую боль и радость.

3. Квадрат символизирует усердие, терпеливость. Люди - мыслители, умеющие

добиваться завершение работы.

4. Прямоугольник символизирует власть. Люди всегда находятся в поиске, чёрствые,

жестокие.

5. Зигзаг символизирует творчество, открытость.

VIII. Итоги (выступление групп)

- Ребята, оцените свою работу на уроке (спросить каждого)

-Довольны ли вы своим результатом?

- Нужна ли такая работа на уроках литературы?

- Хотелось ли бы вам дальше работать так?

- Что было сложно?

Слайд № 8

Д/З

1 группа - Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил». Написать каким

образом данное стихотворение можно соотнести с повестью Достоевского «Белые ночи»

2 группа - Написать мини-сочинение по высказывании. Ю. Манн: «…по счастливому

совпадению, семь слов романа - это как бы семь ключиков к его художественной тайне».

Самоанализ урока

Тема урока: Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Цель: Восприятие нравственно-философской проблематики повести через особенности

изображения автором образа мечтателя.

Задачи:

- формировать навыки исследовательской и проектной деятельности при анализе образа

мечтателя;

- развивать логическое мышление, речь учащихся, работать в группе;

-воспитывать любовь к окружающим людям, гуманистическое отношение.

Тип урока: Урок-исследование художественного произведения

Оборудование: Презентация, музыка, рабочие материалы для урока

Подход: Системно-деятельностный

На изучение творчества Ф.М. Достоевского отводится 3 часа. Данный урок 2-й по творчеству

писателя. Учащиеся работали в группах (2), создавая кадры для фильма. Каждая группа выполняла

задания, отвечала на вопросы.

Мотивацией к учебной деятельности послужило начало урока работа с эпиграфом и ключевыми

словами. Учащиеся работали с понятиями личностно значимыми для каждого из них.

Актуализация знаний сосредоточена на выделении ключевых проблемных моментах.

Следующий этап урока (кадр № 1) предполагал работу с прямым и символическим значением

выражения «белые ночи». Учащиеся выбирали необходимые для значений иллюстрации,

наклеивали на кадры. Самое главное, что данное задание ребята предлагают сами. Для нас

является очень важным, показать какое значение Достоевский вкладывает в выражение «белые

ночи».

Далее группы подбирают синонимы к слову мечта ( группа 1) и мечтатель (группа 2). Необходимо

понять можно ли главного героя повести назвать мечтателем и почему? Кадры фильма

прикрепляются на доску, учениками делается вывод.

Затем, мы остановились на образах Мечтателя и Настеньки. Учащиеся, рассматривая конкретную

иллюстрацию, предлагают задание. На данном этапе урока ученики анализируют текст, выбирая

цитаты для характеристики данных образов, затем перечисляют свойственные качества

Мечтателю и Настеньки.

Далее анализируем конкретный эпизод текста. Учащиеся должны представить воображаемый

мир мечтателя, прочитав данный эпизод. Ученица читает фрагмент письма Настеньки к

Мечтателю. Ребята понимают, что прекрасный, фантастический мир разрушен, Настенька любит

другого человека. Но, самое главное, что Мечтатель благодарен Настеньке за такую «минуту

блаженства».

Групповая работа с выше перечисленными заданиями предоставила учащимся возможность

работать самостоятельно, в определённой последовательности, открыть для себя новые знания и

присвоить их. На уроке учащиеся были главными «действующими лицами» и, безусловно, их

деятельность на уроке была осмыслена, лично значима, поскольку проблемы, затронутые

Достоевским - это проблемы вечные.

В результате групповой работы учащиеся создали образовательный продукт - это проект фильма.

Считаю, для философского осмысления произведений Достоевского такую форму приемлемой.

Переосмысливая свой продукт, учащиеся одновременно осваивают общекультурные достижения,

а именно художественное наследие Достоевского, а также развивают коммуникативные

универсальные действия: умение слушать, высказывать своё мнение, работать в сотрудничестве.

Этап рефлексии включает психологический аспект, поскольку даёт возможность сравнить свои

ассоциации с предполагаемым материалом, насколько их мнение совпадает с мнением

большинства и с мнением исследователей.__

© 2010-2022