100-летию Константина Симонова посвящается. .. (литературная гостиная)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Константин Михайлович Симонов

(концертная программа)

(За сценой)

Ведущий1: В ту ночь, готовясь умирать,

Навек забыли мы, как лгать,

Как изменять, как быть скупым,

Как над добром дрожать своим.

Хлеб пополам, кров пополам -

Так жизнь в ту ночь открылась нам.

Константин Симонов.

Ведущий2: Константин Михайлович Симонов… Когда мы слышим это имя, то сразу вспоминаем о Великой Отечественной войне. Потому что во всех его произведениях ярко отражено время самого тяжкого испытания, жесткой проверки силы духа всего народа и каждого человека в отдельности.

Ведущий1: Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника Генерального Штаба царской армии М.А. Симонова и княжны А.Л. Оболенской.

Ведущий2: Отец Симонова пропал без вести в годы гражданской войны.

Ведущий1: В 1919 году мать с сыном переехали в Рязань, где она вышла замуж за военного специалиста, преподавателя военного дела, который, по признанию Симонова, оказал сильное и благотворное влияние на будущего писателя.

Ведущий2: В дальнейшем в поэме «Отец» Константин Михайлович обратился к Александру Григорьевичу, так звали человека, ставшего ему отцом, со словами огромной сердечной благодарности.

Ведущий1: «Наша семья, - вспоминал К.М. Симонов, - жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные. Атмосфера нашего дома и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на поверку, вошло в плоть и кровь».

Ведущий2: Поэтическая биография Симонова начинается с 16 лет и складывается успешно. В начале осени 1939 года Симонов отправляется на свою первую войну - он назначен поэтом в газету «Героическая Красногрардейская» на Халкин-Гол. Там прошел первую «обкатку войной» и сложился фундамент военного писателя и журналиста, который останется на всю жизнь.

Отрывок из фильма

Ведущий1: С 24 июня 1941 года Симонов является военным корреспондентом в газете «Боевое знамя». За четыре года около тридцати раз Симонов ездил в короткие и длительные командировки на фронт. Календарь и география его фронтовых поездок говорит сам за себя: 13 июля 1941 года чуть не погиб под Могилёвым, ходил в боевой поход на подводной лодке, был в горящем Сталинграде в бригаде Горохова, ему довелось побывать в осажденной Одессе и на Курской Дуге.

Ведущий2: К.Симонов присутствовал на первом суде над военными преступниками в Харькове и на первой встрече советских и американских войск на Эльбе, высаживался с отрядом моряков-разведчиков в тыл немцам за Полярным кругом, летал в Югославию к партизанам. Дошел до Германии, пройдя пол-Европы по земле Польши, Югославии, Болгарии. 8 мая Симонов присутствовал при подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Отрывок из фильма

Ведущий1: Константин Михайлович Симонов первый из писателей награжден Орденом Красного Знамени в мае 1942 года, в 1945 году двумя орденами Отечественной войны 1 степени. Таков послужной список фронтового корреспондента полковника К.Симонова.

Ведущий2: Стихи и очерки, рассказы и пьесы Симонова сыграли огромную роль в духовной жизни нашего народа во время Великой Отечественной войны. Широкую популярность приобрели в годы войны его: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Если дорог тебе твой дом».

Ведущий1: Строки стихотворения «Если дорог тебе твой дом…» звучали мужественным призывом к сражающимся солдатам. Это призыв не только автора, но и всего народа. И это не жестокость, нет! Это защита Родины.

Если дорог тебе твой дом,

Где ты русским выкормлен был,

Под бревенчатым потолком,

Где ты, в люльке качаясь, плыл;

Если дороги в доме том

Тебе стены, печь и углы,

Дедом, прадедом и отцом

В нем исхоженные полы;

Если мил тебе бедный сад

С майским цветом, с жужжаньем пчёл

И под липой сто лет назад

В землю вкопанный дедом стол;

Если ты не хочешь, чтоб пол

В твоем доме фашист топтал,

Чтоб он сел за дедовский стол

И деревья в саду сломал...

Если мать тебе дорога -

Тебя выкормившая грудь,

Где давно уже нет молока,

Только можно щекой прильнуть;

Если вынести нету сил,

Чтоб фашист, к ней постоем став,

По щекам морщинистым бил,

Косы на руку намотав;

Чтобы те же руки ее,

Что несли тебя в колыбель,

Мыли гаду его белье

И стелили ему постель...

Если ты отца не забыл,

Что качал тебя на руках,

Что хорошим солдатом был

И пропал в карпатских снегах,

Что погиб за Волгу, за Дон,

За отчизны твоей судьбу;

Если ты не хочешь, чтоб он

Перевертывался в гробу,

Чтоб солдатский портрет в крестах

Взял фашист и на пол сорвал

И у матери на глазах

На лицо ему наступал...

Если ты не хочешь отдать

Ту, с которой вдвоем ходил,

Ту, что долго поцеловать

Ты не смел,- так ее любил,-

Чтоб фашисты ее живьем

Взяли силой, зажав в углу,

И распяли ее втроем,

Обнаженную, на полу;

Чтоб досталось трем этим псам

В стонах, в ненависти, в крови

Все, что свято берег ты сам

Всею силой мужской любви...

Если ты фашисту с ружьем

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что родиной мы зовем,-

Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь;

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь.

И пока его не убил,

Ты молчи о своей любви,

Край, где рос ты, и дом, где жил,

Своей родиной не зови.

Ведущий2: Люди, услышавшие или прочитавшие эти строки, с еще большей ненавистью бросались на врага, твердо веря в будущую победу.

Когда ты по свистку, по знаку,

Встав на растоптанном снегу,

Готовясь броситься в атаку,

Винтовку вскинул на бегу,

Какой уютной показалась

Тебе холодная земля,

Как все на ней запоминалось:

Примерзший стебель ковыля,

Едва заметные пригорки,

Разрывов дымные следы,

Щепоть рассыпанной махорки

И льдинки пролитой воды.

Казалось, чтобы оторваться,

Рук мало - надо два крыла.

Казалось, если лечь, остаться -

Земля бы крепостью была.

Пусть снег метет, пусть ветер гонит,

Пускай лежать здесь много дней.

Земля. На ней никто не тронет.

Лишь крепче прижимайся к ней.

Ты этим мыслям жадно верил

Секунду с четвертью, пока

Ты сам длину им не отмерил

Длиною ротного свистка.

Когда осекся звук короткий,

Ты в тот неуловимый миг

Уже тяжелою походкой

Бежал по снегу напрямик.

Осталась только сила ветра,

И грузный шаг по целине,

И те последних тридцать метров,

Где жизнь со смертью наравне!

Ведущий1: Не все, кто бросался в атаку, доходили до цели. Многие оставались лежать на поле брани…

За пять минут уж снегом талым

Шинель запорошилась вся.

Он на земле лежит, усталым

Движеньем руку занеся.

Он мёртв. Его никто не знает.

Но мы ещё на полпути,

И слава мёртвых окрыляет

Тех, кто вперёд решил идти.

В нас есть суровая свобода:

На слёзы обрекая мать,

Безсмертье своего народа

Своею смертью покупать.

Ведущий2: Для поэзии Константина Симонова необычайно характерно исстари бытовавшее в народе представление общности матери и Родины. Мать - хранительница не только семейных, но и общенародных традиций. Родина-мать в творчестве Симонова представлена в образе матери, созывающей своих героев на защиту Родины. Образ Родины-матери связан с образом России-Матушки, призывающей на помощь своих сыновей на борьбу с фашистскими захватчиками.

Не той, что из сказок, не той, что с пелёнок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той, что пылала в глазах воспаленных,

А той, что рыдала,- запомнил я Родину.

И вижу ее, накануне победы,

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Всё снесшей, всё вынесшей русскою женщиной.

Ведущий1: Война перевернула всё. Совершенно личное, необходимое только ему стихотворение «Жди меня» Симонов не раз читал в кругу друзей-литераторов; читал артиллеристам на полуострове Рыбачий, отрезанном от остального фронта; читал разведчикам перед тяжёлым рейдом по тылам противника; читал морякам на подводной лодке. Его одинаково внимательно слушали и в солдатских землянках, и в штабных блиндажах. Вскоре строчки полюбившегося стихотворения стали расходиться в рукописных копиях, заучиваться наизусть. Солдаты посылали их в письмах к любимым, заклиная разлуку и близкую смерть, прославляя великую силу любви.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий2: Многие стихи К.Симонова были положены на музыку. Сейчас прозвучит песня «Подруженька, гитара» в исполении старшеклассников гимназии № 93.

Песня «Подруженька, гитара»

Ведущий1: Фронтовая дружба… Это чувство щемящей тоски , тревоги , радости и гордости одновременно за товарищей, которые сражаются с врагом, подвергая свою жизнь смертельной опасности каждый день... Говорят ,что горе больше сближает людей, чем радость. Война-это горе, боль, слезы, потеря близких и друзей. Люди, побывавшие на войне начинают больше ценить жизнь, дружбу. Фронтовая дружба на всю жизнь.

Я помню в Вязьме старый дом.

Одну лишь ночь мы жили в нём.

Мы ели то, что бог послал,

И пили, что шофёр достал.

Мы уезжали в бой чуть свет.

Кто был в ту ночь, иных уж нет.

Но знаю я, что в смертный час

За тем столом он вспомнил нас.

В ту ночь, готовясь умирать,

Навек забыли мы, как лгать,

Как изменять, как быть скупым,

Как над добром дрожать своим.

Хлеб пополам, кров пополам -

Так жизнь в ту ночь открылась нам.

Я помню в Вязьме старый дом.

В день мира прах его с трудом

Найдём средь выжженных печей

И обгорелых кирпичей,

Но мы складчину соберём

И вновь построим этот дом,

С такой же печкой и столом

И накрест клееным стеклом.

Чтоб было в доме всё точь-в-точь

Как в ту нам памятную ночь.

И если кто-нибудь из нас

Рубашку другу не отдаст,

Хлеб не поделит пополам,

Солжёт, или изменит нам,

Иль, находясь в чинах больших,

Друзей забудет фронтовых,

Мы суд солдатский соберём

И в этот дом его сошлём.

Пусть посидит один в дому,

Как будто завтра в бой ему,

Как будто, если лжёт сейчас,

Он, может, лжёт в последний раз,

Как будто хлеба не даёт

Тому, кто к вечеру умрёт,

И палец подаёт тому,

Кто завтра жизнь спасёт ему.

Пусть вместо нас лишь горький стыд

Ночь за столом с ним просидит.

Мы, встретясь, по его глазам

Прочтём: он был иль не был там.

Коль не был, - значит, круг друзей,

На одного ещё тесней.

Но если был, мы ничего

Не спросим больше у него.

Он вновь по гроб нам будет мил,

Пусть честно скажет: - Я там был.

Ведущий2: Война никого не щадила, ни взрослых, ни детей. Дети войны… Как много они испытали! Холод, голод, потерю родителей.

Пожар стихал. Закат был сух.

Всю ночь, как будто так и надо,

Уже не поражая слух,

К нам долетала канонада.

И между сабель и сапог,

До стремени не доставая,

Внизу, как тихий василек,

Бродила девочка чужая.

Где дом ее, что сталось с ней

В ту ночь пожара - мы не знали.

Перегибаясь к ней с коней,

К себе на седла поднимали.

Я говорил ей: "Что с тобой?" -

И вместе с ней в седле качался.

Пожара отсвет голубой

Навек в глазах ее остался.

Она, как маленький зверек,

К косматой бурке прижималась,

И глаза синий уголек

Все догореть не мог, казалось.

Ведущий2: Они были свидетелями страшных бомбежек, гибели сверстников. Все знают стихи Константина Симонова «Сын артиллериста», «Кукла». Самым памятным остается стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Ведущий1: Во время Великой Отечественной войны раскрылся огромный талант Константина Симонова не только как журналиста и поэта, но и как драматурга. Многие театры страны включали в свой репертуар пьесы «Парень из нашего города» и «Под каштанами Праги». Самым значительным драматургическим произведением автора стала пьеса «Русские люди», которая свидетельствовала о силе духа народа, его беззаветной любви к Родине.

ЧТЕЦ. Штаб капитана Сафонова. Сафонов сидит за столом. Входит Валя Анощенко (чтец уходит).

Валя. Устали?

Сафонов: Ну да, устал. Мне же думать надо. Это же, Валя, Валечка, колокольчик ты мой степной, это же тебе не баранку крутить.

Валя: Ну вот, стали начальником, так уж баранку крутить… смеетесь.

Сафонов: А как же? С высоты моего положения (усмехается). Хотя и баранку надо с соображением крутить, конечно.

Валя. Поспали бы. Ведь уже трое суток не спите.

Сафонов. А ты откуда знаешь? Ты сама только вчера от немцев вернулась.

Валя. Знаю. Спрашивала.

Сафонов. Спрашивала?

Валя. Так, между прочим спрашивала.

Сафонов. Да…

Пауза.

Тебе сегодня ночью или завтра в крайнем случае опять к немцам идти придется.

Валя. Хорошо.

Сафонов. Чего же хорошего? Ничего тут хорошего. Послать мне больше некого, а то бы ни в жизнь не послал бы тебя опять.

Валя. Это почему же?

Сафонов. Не послал бы, да и все тут. И вообще ты лишних вопросов начальству не задавай. Понятно?

Валя. Понятно.

Сафонов. Придется тебе (оглянувшись на дверь) идти к Василию и сказать, что мост рвать будем, и все подробности, чего и как. Но только это запиской уже не годится. Это наизусть будешь зубрить, слово в слово.

Валя. Хорошо.

Сафонов. Да уж хорошо или нехорошо, а надо будет. Два раза ходила и в третий пойдешь, потому что родина этого требует. Видишь, какие я тебе слова говорю.

Валя. А знаете, Иван Никитич, все говорят: родина, родина… и, наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я нет. У нас в Ново-Николаевке изба на краю села стоит и около речки две березки. Я качели на них вешала. Мне про родину говорят, а я все эти две березки вспоминаю. Может, это нехорошо?

Сафонов. Нет, хорошо.

Валя. А как вспомню березки, около, вспомню, мама стоит и брат. А брата вспомню - вспомню, как он в позапрошлом году в Москву уехал учиться, как мы его провожали, - и станцию вспомню, а оттуда дорогу в Москву. И Москву вспомню. И все, все вспомню. А потом подумаю: откуда вспоминать начала? Опять с двух березок. Так, может быть, это нехорошо? А, Иван Никитич?

Сафонов. Почему нехорошо? Это мы, наверно, все так вспоминаем, всяк по-своему.

Пауза.

Ты только, как там будешь, матери скажи, чтобы она с немцами не очень ершилась. Она нужна нам, помимо всяких там чувств. И потом, - ты ей это тоже скажи, - я ее еще увидеть надежду имею.

Валя. Хорошо, я скажу.

Пауза.

Сафонов. Ну и сама тоже. Осторожней, в общем. Сказал бы я тебе еще кое-что, да не стоит. Потом, когда обратно придешь.

Валя. А если не приду?

Сафонов. А если не придешь, - значит, все равно, ни к чему говорить. (Накрывшись шинелью, укладывается на диване. Лежит, открыв глаза.)

Валя. Вот и спите. Вот и хорошо

Ведущий2: Родина… Она действительно в представлении каждого из нас разная. Для кого-то это большой город с его ежедневной суетой, для кого-то это маленькая деревенька с узенькой речушкой. Об этом говорят герои пьесы «Русские люди», об этом писал Константин Симонов в своем стихотворении «Родина».

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Ведущий1: Константина Михайловича Симонова не стало 28 августа 1979 года. Согласно завещанию, прах его был развеян под Могилёвым, где поэт чуть не погиб в 1941 году и где он своими глазами видел, как преграждая путь немецким танкам, встали насмерть наши пехотинцы и артиллеристы. Он вернулся к ним навсегда.


© 2010-2022