Урок по русской литературе Навечно в памяти войны

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Навечно в памяти останется война».

Цель: 1Показать героизм людей в годы ВОВ.

2. На примере изученных произведений вызвать у детей чувство сопричастности к истории

3Воспитать у детей чувство патриотизма, воспитать уважительное отношение к старшему поколению.

Ход урока.

А говорили: Все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

1.Организационный этап.

2.Этап изучения материала.

Среди весны, когда радостно поют птицы, наступает святой для нас день, когда мы вспоминаем тех, кто победил фашизм, вспоминаем живых и усопших. Война. Все дальше и дальше от нас эти годы. Выросло уже не одно поколение, знающее о войне по фильмам и книгам. Да, время идет вперед, но память о войне жива. Книги хранят эту память. Около 2000 писателей пошли на фронт, более 300не вернулось. Война 1941-1945 г. г. - самая страшная война 20 в.

-Как вы думаете, какие новые задачи встали перед писателями?

-Да, показать справедливый характер войны, укрепить веру в победу над врагом. Мы изучили произведения о войне: М. Шолохов, стихотворения.

-Кому посвящается наш урок?

-Ученица: Тем, кто шел в бой за Родину и победил…

Тем ,кто канул в фашистском плену…

Тем, кто сгорел в бухенвальдских печах…

Ветеранам, подарившим жизнь и счастье…

Перед тем, как напасть на СССР, Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, ряд других стран. Враг был силен, но советский народ выстоял и победил.

Мы прочитали рассказ «Судьба человека»

-Главный герой?

-Что отняла у него война?

-В каких эпизодах он показал свои человеческие качества?

-Сценка.

Война все уничтожила в жизни Андрея Соколова, казалось бы, дальше нет смысла жить, но он находит в себе силы все начать сначала, у него появляется радость в жизни - Миша.

Писатель А. Толстой сказал: На войне люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после ожога, и остается ядро».

Трудно перечислить количество солдат, которым присвоили звание Героев. Но звание героев присваивали не только людям, но и городам. Ленинград - город-герой. 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Фашисты не смогли взять город оружием, и они решили взять голодом. Но город выжил, не сдался. Слова 52-летней А. Ахматовой звучали как клятва от всей страны:

«Мы знаем, что ныне лежит на весах…»

Верит в победу и Ольга Бергольц:

«Над Ленинградом смертная угроза, но мы забыли ,что такое …»

Годы войны- это годы усиления интернационализма. Все нации сплотились против общего врага. В годы блокады Ж. Жабаев посвящает ленинградцам стихотворение «Ленинградцы …»

«Ленинградцы, дети мои…»

В другом стихотворении Жамбыл пишет:

«Горд я и счастлив, скрыть не могу, тем, что казах на русском снегу

Знамя гвардейцев поднял средь первых над головой.

Горд я и счастлив, что казах берег заветный вернул стране».

Да, на территории Казахстана не шли бои, но и наша страна внесла большой вклад в дело победы. Каждые 9 из 10пуль, которые выпускали во врага, были отлиты в Казахстане. Наши металлы были в танках, кораблях, самолетах. Поезда с пшеницей, продуктами шли на фронт.

Послевоенные подсчеты показали, что мы потеряли 20000000человек, язык цифр скуп, но подсчитано, что если каждого почтить минутой молчания, то нам пришлось бы молчать 38 с лишним лет .Новые подсчеты показали ,что мы потеряли 27000 000 человек ,т. к. много могил неизвестным солдатам ,братских могил .Сейчас послушаем песню В. Высоцкого «Братские могилы».

У войны не женское лицо. Женщина-мать, дает жизнь, но и они вынуждены были взять в руки оружие и убивать. Они тоже приближали победу. Нельзя забыть подвиг девушек-казашек А.Молдагуловой и М.Маметовой.Послушаем о них.

Ученицы рассказывают о них.

Им не было и двадцати, когда они погибли, никто не хотел умирать ,но нужно было защищать Родину

Особо надо отметить героизм 28 герев-панфиловцев, дивизии, сформированной в Алма-Ате

Кружилась в поле злая осень, летела поздняя листва

Их было только 28, а за спиной у них Москва.

На них чудовища стальные ползли, сжимая полукруг…

«Так защитим Москву, родные», - сказал гвардейцам политрук.

Летят бутылки и гранаты, последний бой всегда суров

«Бой за Москву, за нас, ребята» - последний раз кричит Клочков

Не пропустили вражьи танки герои родины своей

Их было только 28, а за спиной у них Москва.

Одним из смелых, которые водрузили знамя над рейхстагом, был казах Рахымжан Кошкарбаев

Өр тұлғалы? Келбетті Қошқарбаев Рахымжан

Сын сағатта ерлетті ел сүйсінген батыр жан

Арпаласып ел күнде Аңсап талай жыл күткен-

Жеңіс күні Берлинде рейхстагқа ту тіккен.

Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответите на мой вопрос.

… О войне в наших книгах писали,

Как про сказку, не как про беду.

Правды горькой, увы, мы не знали,

О войне я рассказ свой веду.

Втрое больше, чем враг, потеряли

Мы солдат в том горящем аду,

Лишь потери, когда подсчитали,

Осознали кровавую мзду

Не уменьем, числом воевали

Кровь была, как цветы на снегу

Мясом пушечным нас лишь считали

И бросали под танки врагу.

За солдат, что погибли, пропали

Оправданье есть ли суду?

Ведь «Суворовых» мы расстреляли

Пред войною, стране на беду.

За победу сполна заплатили

Нас косили травой на лугу.

Как всегда мы врага победили,

Жаль вот, слез я унять не могу.

О каких предвоенных фактах из истории здесь говорится?

Победу ковал не только фронт, но и тыл. Многое зависело от того, как любимые ждали. Об этом стихотворение «Жди меня» К. Симонова. Послушаем его.

.Тяжело было на войне, но жизнь продолжалась, люди смеялись ,радовались, влюблялись. Об этом песня «Смуглянка».

Любая война античеловечна, потому что в ней совершается убийство людей

Ты не знаешь, мой друг, что такое война, это вовсе не дымное поле сражений

Это даже не смерь и отвага. Это изо дня в день блиндажный песок

Это боль головная, что ломит висок это юность моя, что в окопах истлела

Мы должны помнить о войне. Победа досталась нам дорогой ценой, и мы должны ценить мир, в котором живем

Помните, через века, через года, помните.

О тех, кто уже не придет никогда, помните.

Какой ценой завоевано счастье, помните

Памяти павших будьте достойны.

Звучит песня «Журавли».

-Враг был жесток. Так что же двигало людей к победе?

-Да, любовь к Родине

-Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

-Разве для смерти рождаются дети, Родина?

-Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

-Пламя ударило, тихо сказала ты: «Вставайте на помощь…»

-Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина

-Горе твое - это наше горе, Родина

-Слава твоя это наша слава, Родина.

Какой же вывод мы можем сделать? Что вы, молодое поколение , скажете войне?

Ученики по одному отвечают;

-Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады услышал мой ребенок. Мой и твой.

-Я не хочу, чтоб голод Ленинграда коснулся их блокадною рукой.

-Я не хочу, чтоб доты обнажились, как раковая опухоль земли.

-Я не хочу, чтоб вновь они ожили и чью-то жизнь с собою унесли.

-Но до сих пор мы слышим шум капели победной той и ранней той весны.

-Как хорошо, что вновь скворцы запели, как хорошо на свете без войны.

-Как хорошо влюбляться и смеяться, как хорошо порою погрустить,

-Как хорошо встречаться и прощаться, и просто хорошо на свете жить

-Как хорошо проснуться на рассвете, как хорошо, что ночью снятся сны

-Как хорошо, что кружится планета, как хорошо на свете без войны.

-А я хочу закончить словами Л. Толстого «Жалкий человек, небо ясно, под небом места хватит всем, но постоянно и напрасно воюет он, ЗАЧЕМ?»

Песня «День победы».

.

.


© 2010-2022