Рабочая программа по литературе (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа создана на основе закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта основного общего образования; примерной Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно- тематический план, содержание тем учебного курса; тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; критерии оценки; перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведений зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане лицея. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе - 70ч.

Учебно - тематический план


Тема, раздел

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

3

3

Из древнерусской литературы

3

4.

Из русской литературы XVIII века

5

5

Из литературы XIX века

49

6.

Зарубежная литература

7

7.

Резервные уроки

3


Итого:

70


Содержание тем учебного курс

Введение (1ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества (3ч.)

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси - основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из литературы ХVIII века (5 ч.)

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть - основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Из литературы ХIХ века (49 ч.)

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».

К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

Н.М. Языков. «Пловец».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование - песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа - основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри - любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов - художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки - одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века

А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.

А.Н.Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола - «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из зарубежной литературы (7ч.)

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» , Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы ХIХ века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из зарубежной литературы

В. Гюго. «Девяносто третий год».

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен

знать / понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений ;

- основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, У. Шекспира, М. Сервантеса;

- изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, средства художественной выразительности - тропы, фигуры);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:

- создания связного текста;

- определения своего круга чтения;

- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

1.Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.- 7-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011.

2.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2008.















Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс

№ п/п

Содержание учебного предмета

Предметные умения и навыки

Теория литературы

Коммуникативная компетентность

Общекультурная компетентность

Дата проведения урока

по плану

по факту

1

Художественная литература и история

кратко повторить изученное в 7 классе; проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить учеников со структурой и кратким содержанием учеб­ника, обратить внимание на вопросы к текстам и справочные материалы

дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова

Твор­ческий процесс, творческое вдохнове­ние, твор­ческое воо­бражение

литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры

Беседа о роли писателя в развитии литературного процесса.

Составление вопросов к статье учеб­ника, беседа, анкетирование, письменный ответ на вопрос

Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью

2

Исторические песни XVI и XVII века. «Иван Грозный молится по сыне» «Возвращение Филарета», «Плач Ксе­нии»

актуализировать знания учеников о жанрах устно­го народного творчества; дать представление об отличии исторических песен от былин и песен-плачей, углубить представление об особенностях жанра песни.

совершенствовать навыки устной речи, навыки ана­лиза текста; познакомить учеников с иллюстрациями по сюжетам исторических песен.

Развитие представлений об исторической памяти и её отражении в народной песне. Знать и понимать тематику нар. песен, их роль нравственную проблематику. Анализировать песню как фольклорный жанр, ИВС, сопоставлять с волшебной сказкой, легендой и преданием, литературной былиной.

Песня как жанр фоль­клора, историче­ская песня, отличие историче­ской песни от былины и летописи, песня-плач.

Самодержа­вие, самодер­жец, клирос

Работа с учеб­ником, беседа, выразительное чтение, ис­следователь­ская работа с текстом, работа с иллюстраци­ей учебника, репродукци­ей картины И.Е. Репина

Различные виды чтения, составление слова­ря одной из исторических песен.

И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Выявление нравственной проблематики в исторических песнях и средств выразительности.

Сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине.

Портрет патри­арха Филарета работы В. Ши­лова, «Патриарх Московский и всея Руси Филарет», миниатюра из «Титулярника». «Встреча Пат­риарха Мос­ковского и всея Руси Филарета, возвращающе­гося из плена». Фрагмент миниатюры

3

Песни о Степане Разине.

20-е годы XVII- начало XVIII века. Солдат­ские песни

XVIII -XIX вв

Песня-плач, композиция

Паралле­лизм, повторы, постоянные эпитеты

Бунчук. Есаул Гребенский. Что во славном

городе во Черкасске

Работа с учеб­ником, сооб­щения учителя и учащихся, выразительное чтение, иссле­довательская работа с текс­том, беседа

Аналитическое, комментированное, выборочное чтение, составление словаря истор. песен. Прослушивание музыкальных записей песен. Сопоставление с авторским произведением.

4

«Сказание о Борисе и Глебе»

Познакомить с особенностями жанра древнерусской литературы;

Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в произведениях древнерусской литературы, почувствовать нравственную красоту и силу героев, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси.

Смядынь, миниатюра, икона

Сказание как жанр древ­нерусской литерат

Выборочный рассказ о Борисе и Глебе

Работа с иллюстрациями учебника, сооб­щения учителя и учащихся, исследователь­ская работа с текстом, худо­жественный переск.

Икона «Борис и Глеб на конях», миниатюра Радзивилловской летописи XV век

5

«Житие Сергия Радонежского»

Познакомить с особенностями жанра древнерусской литературы;

Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в произведениях древнерусской литературы, почувствовать нравственную красоту и силу героев, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси.

Премудрый, тысяча, тьма

Житие как жанр древ­нерусской литерату­ры

Глубина и сила нравственных

представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу.

Составление цитатного пла­на статьи учеб­ника, работа с иллюстрациями учебника, сооб­щения учителя и учащихся, исследователь­ская работа с текстом, худо­жественный пересказ

М.В. Несте­ров «Видение отроку Вар­фоломею». «Преподобный Сергий игумен Радонежский».

Фрагмент пок­рова со святых мощей (1420-е годы). «Препо­добный Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия на Куликовскую битву». «Кули­ковская битва». Миниатюра. Сообщение «историка» о Голутвинском монастыре и монастыре на Дубенке, о Куликовской битве.

4

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского»

Знать жанры древнерусской литературы и их особенности: сказание, слово, моление, летописный свод

Анализ синтаксиса, лексического состава древнерусской литературы, лироэпической песни. Работа с иллюстрациями: соотносить сюжет и стилевое своеобразие произведения с произведениями иконописи.

Слово как жанр древ­нерусской литера­туры

Авторская позиция

Правоверный

Иосиф, Сам­сон, Веспасиан, Ратный, злопыхатель­ствовать.

Готовность к подвигу во имя Руси - основные нравственные проблемы житийной литературы.

Развитие навыков сжатого пересказа, аналитического чтения, формулировка выводов по микротемам Лексическая работа, вырази­тельное чтение, сообщения учи­теля и учащих­ся, исследова­тельская работа с текстом, художествен­ный пересказ, выразительное чтение, работа со статьей учеб­ника и иллюст­рациями.

Сообщение о церкви Покрова на Нерли. Сообщение «историка» о нашествии Батыя. «Поход Ба­тыя на Русь».

Сообщение «историка» об Александре Невском

Просмотр и анализ фильма А.Тарковского «Андрей Рублёв»

5

РР

Обучение написанию реферата

1 вариант. Отношение к памяти Александра Нев­ского в истории России.

2 вариант. Образ Алексан­дра Невского в русской литературе и кинематографе

Реферат, содержание, кинематограф

Знать жанры древнерусской литературы и их особенности: сказание, слово, моление, летописный свод

Анализ синтаксиса, лексического состава древнерусской литературы. Развитие навыков сжатого пересказа, аналитического чтения, характеристики героев.

Работа с иллюстрациями: соотносить сюжет и стилевое своеобразие произведения с произведениями

6

Г. Р. Держа­вин- поэт и государ­ственный чинов ник.Стихо­творение «Вельмо­жа» (само­стоятель ная работа)

Познакомить учащихся с особенностями литературы VIII века и с фактами биографии Г.Р. Державина, рассказать о его роли в развитии русской литературы;

Дать понятие о жанре классицизма.

Сопоставлять факты биографии поэта и их отражение в творчестве. Знать особенности лирического пр-я эпохи классицизма.

Авторская позиция, стихотворный размер, тематиче­ское раз­нообразие лирики Фелица, забавный, дерзать

Лири­ческое стихотворе­ние, ода

Выразительное чтение и анализ оды Г.Р.Державина «Вельможа», нахождение в ней крылатых выражений и афоризмов. Анализ образа лирического героя в стих-ии,: запись ключесвых слов. Письменные ответы на вопросы. Выразительное чтение наизусть Крылатые

выражения и афоризмы:

«Сияют добрые дела».

«Почтен и в рубище герой».

Перевод из Горация М.В. Ломоно­сова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»

Сравнение стих-я «Памятник» Ломоносова и Горация с державинским текстом.

7

Г. Р. Держа­вин «Па­мятник»

Выразительное чтение стихотворения «Памятник», сопоставление его с «Памятником» М.В.Ломоносова

Лирическое

стихотворение, ода

Рубище, осел.

Составление вопросов к

статье учебника, ответы на

вопросы учебника, работа с

иллюстрациями, вырази-

тельное чтение, сообщения учителя, учащихся,

лексическая

работа, исследовательская работа с текстом, составление сравн.таблиц

Портрет князя

А. Куракина

работы В.Л. Боровиковского.

«Г. Р. Державин». Гравюра

Ф. Иордана

по оригиналу С. Тончи.

А.А. Васильевский «Г. Р. Державин»

Перевод из Горация М.В. Ломоно­сова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»

8



Краткие сведения

о Н.М. Карамзине.

Карамзин и Пушкин


Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Н.М Карамзина.

Дать понятие сентиментализма.

Рассмотреть образ Лизы и основную проблематику повести.

Сентиментализм как

литературное направление.

Сентиментализм и классицизм


Работа со статьями и

иллюстрациями учебника, составление обобщающей и сравнительной таблиц, составление вопросов к статье учебника, сообщение учащегося, выразительное чтение, формулирование письменного

ответа на вопрос

Гравюра

А. Флорова

по оригиналу

В.А. Тропини-

на. Портреты

Н.М. Карамзина работы

В.А. Тропинина

и П.Ф. Соколова





9

Повесть Н.М. Карамзина

«Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.


Составление характеристики главной героини и сюжетного плана. Обсуждение авторской позиции, аргументация собственного мнения, особенностей синтаксиса и лексики повести.

Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы

Заполнить вторую часть таблиц цитатами.

1 вариант. «Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы».

2 вариант. «Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста» (стр.57-58 методички)

Жанр сентиментальной

повести

Чувствитель-

ный

Исследовательская работа

с текстом и оформление

результатов исследования

в виде таблиц; выразительное чтение эпизодов повести; работа с репродукциями картин худож­ников.

Выборочный пересказ и комментированное чтение.

Составление плана и структуры рассуждения, отбор словарного материала, подбор аргументов.


И. А. Лавров

«Вид Симонова

монастыря»,

О.А. Кипрен-

ский «Бедная

Лиза»

10

Поэты пушкинского круга. Предшествен- ники и современники. Романтизм

Знать основные сведения о поэтах и их взаимовлиянии с Пушкиным. Знакомство с поэтами пуш­кинского круга ( К.Н.Батюшков «Мой гений», Е.А.Баратынский «Чудный град порой сольется...»., А.А.Дельвиг«Русская песня» ( «Соловей мой, соло­вей. ..»)., Н.М.Языков «Пловец ». «Родина». Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений.

Романтизм

Альманах, романтика

Работа со стать­ями учебника, составление сравнительной таблицы, лекси­ческая рабо­та, работа с репродукциями картин худож­ников

Альманах «По­лярная звезда». О. А. Кипрен­ский. Портрет лейб-гвардии Гусарского полковника Евграфа Вла­димировича Давыдова. Э. Делакруа «Свобода на баррикадах»

11



В.А. Жуков- ский. Анализ баллады «Лесной царь» Анализ сти­хотворений «Невыраимое», «Море»


Выразительное чтение наизусть и анализ лирического произведения, элементов романтизма в нем. Развитие навыка выразительного чтения, мнемонического навыка. Выяснение и обсуждение тем, мотивов, проблем стихотворений, авторской позиции. Проверка ЗУН по характеристике героев, анализу произведений

Баллада

Ирреальное

Элегия



Выразительное чтение по

ролям, составление вопросов

к статье учебника, исследовательская работа с текстом


Портрет

В.А. Жуковского работы

А.П. Елагиной

с оригинала

Ф.Т. Гилдебрандта

К.П. Брюллов «Скалы и луна ночью»


12

К.Ф. Рыле­ев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» (самостоятельная работа)

Знать основные сведения о поэте. Развитие навыка выразительного чтения, мнемонического навыка. Выяснение и обсуждение тем, мотивов, проблем стихотворений, авторской позиции. Проверка ЗУН по характеристике героев, анализу произведений

Дума

Устные преда-

ния об Иване

Сусанине.

В.И. Суриков

«Покорение Сибири Ермаком»

Составление плана статьи учебника, выразительное чтение,

беседа, работа с репродукциями картин

художников, составление историко-литературного комментария

13




Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

«19 октября» (1825)



«Вещун пермесскпх дев»

Хрущатые камки

Краткий пересказ биографии А.С.Пушкина с использованием статьи учебника. Выразительное чтение стихотворений

(«И.И.Пущину», «19 октября 1825 года»).


Ода.

Элегия.

Послание

Истори­ческая песня


«Н.А. Корсаков». Акварель И. Эндера.

«И.И. Пущин». Рисунок Ф. Берне.

«В.К. Кюхельбекер». Гравюра

И.И. Матюшина.

Портрет князя

А.М. Горчакова

работы Н.Т. Богацкого

В.И. Суриков «Степан Разин»

Конструирование вопросов к статье учебника, сообщения учителя и учащихся, лексическая рабо-

та. Выразительное чтение,

беседа, работа со статьей учебника,

прослу­шивание песни






14

«Песни о Стеньке Разине» (самостоятельная работа)

Сопоставление «Песни о Стеньке Разине» с народными песнями о Разине.

Историче­ская песня Хрущатые камки

Выразительное чтение на- изусть, лексическая работа, рабо­та со статьей учебника и репродукцией картины, сооб­щения учителя и учащихся, беседа, прослушива­ние песни

В.И. Суриков «Степан Разин»

А.Т. Губин «Моло- ко волчицы»

15

«Капитанская дочка».

Тема семей­ной чести в романе (анализ 1-2 глав)

Знакомство с творческой историей, с жанром и художественной идеей повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Анализ I и II глав повести по вопросам.

Истори­ческий роман

Честь, благо­словение

Сообщения учителя и уча­щихся, пересказ статьи учеб­ника, работа с иллюстрация­ми, лексическая работа, беседа

Подобрать послови­цы, поговорки, афоризмы, включающие слово честь. Подготовить сообщение «Представление о чести Андрея Гринева» (ком­ментарий «историка» о событиях и именах исторических личностей, упомянутых в замечаниях о семействе Гриневых: граф Миних Бурхард Христофор. Подготовить художест­венный пересказ эпизода проигрыша

Сообщение «историка» о восстании под предводитель­ством Е. Пу­гачева, ком­ментарии исторических реалий, нашед­ших отражение в повести

16

Порядки в Белогорской крепости.Петр Гри­нев в испыта­ниях любовью и «дружбой» (анализ 3-5 глав)

Чтение глав 3-5. Составить цитатный план главы «Поединок» и художественный пересказ главы.

Выписать из текста детали, воссоз- дающие облик Белогорской крепости. Какой предстает перед героем Белогорская кре­пость? Выписать из текста реп­лики Василисы Егоровны. «Капитанская дочка» с составлением плана характеристики героев.

Эпизод, эпиграф, речевая характе­ристика, кульмина­ция

Составление цитатного плана гла­вы романа, художествен­ный пересказ, исследователь­ская работа с текстом, беседа

Как речь характеризует геро- иню? Подготовить рассказ о Швабрине по материалам 3 главы (внешность, образование, отноше- ние к семье Мироновых, отношение к Гриневу

Иллюстрации к роману худож­ников П. Соко­лова, С. Гераси­мова, А. Иткина, В. Сыскова

17

Рр

Гринёв и Швабрин

Составление сравнительной характеристики Швабрина и Гринева по плану (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Художественный пересказ главы «Поединок

Эпизод,диалог,

жанр,худежественная идея

Сравнительная хар - ка

Работа со статьями учеб­ника, чтение по ролям, работа с иллюст­рациями, пере­сказ, составле­ние тезисного и сложного пла­нов эпизодов романа, беседа

Иллюстрации к роману худож­ников П. Соко­лова, С.Герасимова

18

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6-14 глав)

Составление таблицы - сравнительной характеристики героев, подбор цитат для характеристики. Анализ портретов и характеров, сопоставление героев с изученными ранее характерами. Комментированное чтение особо значимых фрагментов, словесное иллюстрирование.

Пугачевщина, милость

Вожатый, самозванец

Работа со статьями учеб­ника, чтение по ролям, работа с иллюст­рациями, пере­сказ, составле­ние тезисного и сложного пла­нов эпизодов романа, беседа

Поиск дополнительных материалов - исторических фактов

19

Защита рефератов по творчеству А.С. Пушкина (темы стр.313-314 учебника)

или

РР Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Выражение своего отношения к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Языковой разбор отдельных фрагментов повести.

Образы-символы, афоризмы, тропы, речевая характеристика

Работа с текстом, беседа, отзыв, выразительное чтение, анализ

Иллюстрации к роману худож­ников П. Соко­лова, С. Гераси­мова, А. Иткина, В. Сыскова

20

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенно­сти ком­позиции поэмы «Мцыри». Смысл эпигра- фа к поэме

Ответы на вопросы статьи С.Н.Малковой о М. Ю. Лермонтове. Знакомство с творческой историей поэмы «Мцыри», выразительное чтение.

Лиро-эпи­ческая по­эма, роль вступле­ния, ли­рического монолога, романти­ческий герой, компо­зиция, эпиграф

Мцыри

Составление тезисного плана статьи учеб­ника, сообще­ния учителя и учащихся, комментиро­вание материа­лов выставки, выразительное чтение, беседа

М.Ю. Лер­монтов «Кав­казский вид с Эльбруса» (1837-1838), «Воспомина­ние о Кавка­зе» (1838), литографии 1837 года «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» и др. Сообщение «историка» о присоедине­нии России к Грузии

21

Художественная идея поэмы М.Ю.Лер­монтова «Мцыри»

Суровая реальность жизни в поэме.

Составление цитатного плана по образу Мцыри (поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»). Выразительное чтение наизусть отрывка из 16,17 глав

Тема, художе­ственная идея, звукопись, сравнение, ритори­ческие вопросы, обраще­ния

Выразительное чтение на­изусть, сооб­щения учителя и учащихся, работа со стать­ей учебника, беседа

Выразитель­ное чтение наизусть глав поэмы (по вариантам): 6,7, 8, 11, 13, 18,19,21,23,26.

Иллюстрации к поэме худож­ников разного времени

22

Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пуш­кин и Н.В. Го- голь.

Комедия «Ревизор»:творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей пьесы

Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;

Дать понятие о комедии;

Раскрыть сюжет и идейный замысел комедии;

Знакомство с основными вехами биографии Н.В. Гоголя, с творческой и сценической историей пьесы «Ревизор»

Драма как род лите­ратуры, комедия, говорящие фамилии, завязка, кульми­нация, развязка

Сообщения учителя и уча­щихся, состав­ление вопросов к статье учебни­ка, построение диалога, работа с портретом пи­сателя, лекси­ческая работа

Портреты Н.В. Гоголя работы Ф. Мол-лера и Горюнова. Портрет М.С. Щепкина работы Н. Не-врева

23

«Сборный город всей темной стороны».

Анализ первого действия

Определить основ­ной конфликт пьесы и способы его разрешения

Действия, явления, реплики, ремарки

Выразительное чтение по ро­лям, исследова­тельская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, работа с репро­дукцией карти­ны К. Брюллова «Послед ний день Помпеи»

К.П. Брюллов«По- следний день Пом пеи»

24

Хлестаков и городни­чий. Анализ второго действия

Составление цитатного плана к образу Хлестакова по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»

Гротеск

Гипербола, комиче­ский рассказ Социальная среда, кумир,стихия

Выразитель­ное чтение по ролям, беседа, сообщения учи­теля и учащих­ся, составление цитатного плана-характе­ристики образа героя, лексическая работа

Иллюстрации А.И. Константиновского, П.М. Боклевского, Ю.Д. Ко­ровина

25

Хлестаков-«вельможа» и«значи­тельное ли- цо». Анализ третьего действия

Определение основ­ного конфликта пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» и способов его разрешения.

Реализм

Интона­ция

Хлестаковщина

Выразитель­ное чтение по ролям, худо­жественный пересказ, лекси­ческая работа, исследователь­ская работа с текстом, беседа

Иллюстрации А.И. Константиновского, П.М. Боклевского, Ю.Д. Ко­ровина

26

Хлеста­ков - реви­зор. Анализ четвертого действия

Выборочное и комментированное чтение и анализ приемов создания образов: портрета, характера, поступков, мысли, языка. Составление психологического портрета и языка персонажей. Составление словаря «пороков» героев комедии.

Гипербола, комический рассказ Стихия

Выразительное чтение по ро­лям, художест­венный пересказ, иссле­довательская работа с текс­том, беседа, ин­сценирование

27

Художест­венная идея комедии. Анализ пятого действия

Анализ приемов создания комических образов: юмор, сатира, сарказм, поиск и обсуждение различий между ними. Обзор изученных произведений Гоголя с точки зрения градации социально - нравственных тем и проблем

Интона­ция

Выразитель­ное чтение по ролям, худо­жественный пересказ, беседа

28

Речь как средство создания образов героев Новаторство Н.В.Гоголя

Развитие письменной и устной речи учащихся;

Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения

Хлестаков­щина

Реализм

Исследователь­ская работа с текстом, работа со стать- ей в учебнике, сооб­щения учителя и учащихся, беседа

29

Рр Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

или

Контрольная работа по творчеству Н.В.Гоголя

Развитие письменной и устной речи учащихся;

Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения

Исследователь­ская работа с текстом, выразительное чтение, худо­жественный пересказ, лекси­ческая работа, беседа

30

Краткие сведения об И.С. Турге­неве «Ася». Господин Н.Н.и Га- гин. Русские и немецкие литератур­ные тради­ции в по­вести

Познакомить с творческой и жизненной биографией И.С.Тургенева, с такими понятиями лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Определение основной идеи повести «Ася», подбор ключевых слов к характеристике Аси.

Элегия, лири­ческая повесть, прообраз, прототип

Готический

Сообщения учителя и уча­щихся, исследо­вательская ра­бота с текстом, выразительное чтение, беседа

Портрет И.С.Тургенева работы художника А.П.НикитинаИ.В. Гёте «Фа­уст»

31

Компози­ция повес­ти. Образ Аси

Вызвать интерес к творчеству поэта

Рассмотреть особенности изображения жизни и судьбы героев.

Портрет, пейзаж

Символ, метафора, компо­зиция, фабула

Исследователь­ская работа с текстом, выразительное чтение, худо­жественный пересказ, лекси­ческая работа, беседа

Легенда о Лорелее

32

Образ природы. Тема рока в повести.

33

РР Контрольное сочинение-отзыв о прочитанном. «Образ героини повести И.С.Тургенева «Ася»

Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини.

лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.


34

Краткие сведения о Н.А. Некра­сове. Судьба и жизнь народная в изображе­нии поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка»

Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Некрасова, помочь ученикам выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.

Судьба крестьянки - одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Твор­ческая история, сравнение Внимать

фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); вырази­тельные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Составление тезисного плана статьи учебни­ка, сообщения учителя и уча­щихся, вырази­тельное чтение, лексическая работа, беседа, викторина

Крымская вой­на в изображе­нии Л.Н. Толс­того

35

Н.А.Некрасов «Зеленый Шум»

Выразительное чтение и анализ стихотворения Н.А. Некра­сова «Зеленый Шум».

Олицет­ворения, риторичес­кие вос­клицания, фоль клорные

приемы

в поэзии,

песня, народность,

эпитет,

бессоюзие,

рефрен

Выразительное чтение, сооб­щения учителя и учащихся, исследователь­ская работа

с текстом,

составление

плана сочине-

ния и рабочих

.материалов

А.А. Рылов «Зе­леный шум»

36


37


Краткие сведения об А.А. Фете. «Целый мир от кра­соты...»

«Учись у них - У Дуба, у березы...»

Выразительное чтение стихотворений А.А. Фета«Учись у них: у дуба.,у березы..», «Целый мир от красоты», определение их тем, идей, средств художественной выразительности.

Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность - основные мотивы лирики А.А. Фета.

Стих,

Строфа

Метафора,

олицетворение,

риторическое восклицание,

инверсия

Красота

Откровение

Лексическая работа, составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями, беседа,

исследовательская работа с

текстом

Портрет

А.А. Фета рабо-

ты И. Е. Репина

Пейзаж

А. К. Саврасова,

стихотворе-

ние А. А. Фета

«Одинокий

дуб»

38

Краткие сведедения об А.Н. Островском.

Пьеса-сказка «Снегурочка»

Познакомить с творческой и жизненной биографией А.Н. Островского, с понятием драмы;

Вызвать интерес к творчеству драматурга.

Рассмотреть особенности народных обрядов, элементы фольклора.

Выразительное чтение по ролям и анализ сказки А.Н.Островского «Снегурочка»

Драма, конфликт, компози­ция, ли­рические, эпические песни, пролог

Фольклор, волшебная сказка

Работа со ста­тьей учебника, сообщения учи­теля и учащих­ся, заполнение рефлексивной таблицы, беседа

Сказка «Сне­гурочка» в обработке И.В. Карнаухо­вой и вариант сказки, записан­ный В. И. Далем. Братья Гримм «Снегурочка»

39

Характеристика центральных образов пьесы А.Н.Островского

«Снегурочка»

Анализ, составление письменного отзыва на эпизод. Развитие навыка выразительного чтения, аудирования. Характеристика героя - романтика.

Инверсия,

драма,

тропы и

фигуры

Сообщения учителя и уча-

щихся, составление ком- ментариев образов героев сказки, беседа

Братья Гримм

«Снегурочка»

В.М. Васнецов.

Эскизы декора-

ций и костюмов

40

Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н.Островского

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Инверсия,

драма,тропы и

фигуры

Эгоизм,

корысть,

лицемерие

Сообщения учителя и учащихся, составление комментариев образов героев сказки, беседа

Работа с иллюстрациями к сказке

В.М. Васнецов.

Эскизы декора-

ций и костюмов

Музыкальная версия «Снегурочки» Н.А.Римского-Корсакова

41

Краткие сведения о Л.Н. Тол­стом.

«Отрочес­тво»

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказов и писательский замысел;

Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни. Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

Автобио­графичес­кая проза

Скептицизм

Составление рассказа о жиз­ни и творчестве Л.Н. Толстого, выразитель­ное чтение, художест­венный пере­сказ, лекси­ческая работа, беседа

42

Л.Н. Тол­стой «Пос­ле бала». История создания. Анализ пер­вой части рассказа

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола

Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не­участие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Компо­зиция и фабула рассказа

Служака

Устное описание составленных иллюстраций к рассказу

И.Н. Крам­ской. Портрет Л.Н. Толстого, И.Е. Репин «Л.Н. Толстой за работой»

43


«После бала». Анализ второй

части рассказа

Анализ поведения полковника на балу и после бала в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

Человек, наказываемый,

татарин

Выразительное чтение, исследовательская

работа с текстом, дискуссия, подбор ключевых слов по рассказу

В. Шаламов

«Прокуратор

Иудеи»

44

РР Контрольное сочинение-рассуждение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» на тему «Полковник на балу и после бала»

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения.


45



М. Горький

«Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни,

истинные и ложные ценности.

Специфика романтического рассказа.

Выборочный пересказ рас­сказа М.Горького «Макар Чудра» и оп­ределение его специфики, художествен­ного своеобра­зия.


Тради­ции

роман­тиз-

ма, об­раз-

символ

Роман­тик,

роман­тизм

Художественный пересказ,

беседа, сообщения учителя

и учащихся,работа со ста-

тьей учебника, выразительное чтение, чтение

стихотворения наизусть, работа с иллюстрациями

В.Я. Брюсов

«Романтикам».

«Макар Чудра».

Художник

П. Пинкисе­вич.

«Лойко и Рад-

да». Худож­ник

В. Макеев.

«Смерть Лойко

и Радды».



46

«Песня о Со- коле»

Художественное своеобразие ранней прозы

М. Горького

Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе­ственное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Символическое значение орла и сокола

традиции романтизма, жанровое свое­образие (песня, сказка), образ-символ.

различные виды чтения и пересказа, цитат­ный план, сочинение с элементами рассуждения

Стихотворени В.Я. Брюсова «Романти­кам».

47

М. Горький

«Мой спутник»

Образ Шакро и рас­сказчика. Проблема слияния «разумно­го» и «сти­хийного» начал

Сравнить взгляды на социальное устройство об­щества, проблему религии, нравственности Шакро и рассказчика Составить рассказ о Шакро (портрет героя, его жизнь в родительском доме, служба конторщи­ком на одной из станций Закавказской железной дороги, предательство друга, случай с хозяином номеров)

Стихийный

Рассказ­чик

Художествен­ный пересказ эпизода, составление рассказа о герое, сопоста­вительной таб­лицы, вырази­тельное чтение, беседа, работа с учебником

Подготовить художест­венный пересказ эпизода у костра чабанов

48

Краткие сведения о В.В. Мая­ковском.

Поэт и толпа в стихах В.Маяков­ского. «Хорошее отношение к лошадям»

Расширить знания учеников о личной и творчес­кой биографии В.Маяковского; помочь понять бунтарский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения

Аллтерации, ассо-нанс, ритм, рифма, олицетворение, метафора неологизм

Клёшить

Выразительное чтение, лексическая работа.

заполнение таб­лицы, обобщаю­щей результаты исследования текста, беседа, подбор ключевых слов

В. Маяковский

«Дешевая распродажа»,обращение

к работам В. В. Маяковского: «Л. Ю. Брик» (1916),

«Женщина в

синем». Последний

рисунок В. Мая-

ковского (1930).

Первое «Окно сатиры РОСТА», сделанное В. Маяковским

49

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие», М.М. Зощенко. «Обезья­ний язык»,

Большие проблемы «ма­леньких людей»; человек и государство; художественное свое­образие рассказов: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу.

Афористи­ческие вы­ражения, сатира, юмор, ирония

Стенать

Афоризм

Фельетон, градация, сказ Обезьяна, дискуссия, перманент­ный, кворум, подсекция, оратор, ин­дустрия

Выразительное чтение, иссле­довательская работа с текс­том, беседа, работа с иллюстрацией учебника Лексическая работа, вырази­тельное чтение, исследователь­ская работа с текстом, беседа, работа со стать­ей учебника

Рассказы Тэффи: «Корси­канец», «Экза­мен», «Псевдоним», Стихотворение Тэффи «Под­солнечник»

Афоризмы А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М. Горького и др. «Люди обще­ства». Из серии «НЭП». Худож­ник В.В. Лебе­дев

50

Д.Б. Кедрин «Зодчие»

Кратко познакомить учеников с биографией и твор­чеством Д.Б.Кедрина, совершенствовать навыки анализа стихотворного произведения. «Зодчие»: труд, творчество, та­лант, власть - основные мотивы стихотворения. Художе­ственная идея.

баллада (расширение представлений о жанре), символ, многоплановость, подтекст.

составление тезисов, письменная формули­ровка выводов

51

Н.А. За­болоцкий «Я не ищу гармонии в приро­де...», «Не­красивая девочка», «Старая актриса»

Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Заболоцкого, помочь ученикам выявить тему и идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Забо­лоцкого 50 - 60-х годов.

Глагольная метафора, метафо­рический эпитет, портрет

Тема

Прообраз

Альтруизм, грация, мер­цать

Песни на стихи Н. Заболоцкого, муз. А. Петро­ва «Облетают последние маки...», «Об­рываются речи влюбленных...»; «Признание», стихи Н. Заболоцкого, муз. М. Звездинского

Составление плана статьи учебника, рас­сказа о поэте, выразительное чтение, про­слушивание музыкальных произведений, беседа

52

Вн.чт. А. Грин «Алые паруса»

Пересказ сюжета повести А Грина «Алые паруса», анализ языка и стиля произведения

Диспут, дискуссия, тропы

Сообщение учителя и уча­щихся, работа с учебником, беседа, исследо­вательская работа с тек­стом

«Алые паруса» в кино и на балетной сцене

53

Рр Классное сочинение-ра-

суждение «Что есть красота?»

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения.


54

Проблема нравствен­ной памяти в рассказе В.П. Астафь­ева «Фото­графия, на которой меня нет»

Кратко познакомить учеников с биографией и твор­чеством В.П.Астафьева, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева. Проблема нравственной памяти в рассказе. От­ношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Компози­ция, образ, сюжет, эпизод Учитель

Составление цитатного плана рассказа, сооб­щение учителя и учащихся, исследователь­ская работа с текстом, лекси­ческая работа, работа с матери­алами учебника

Комментарий «историка»: выселенцы, самоходы

55

Сочинение на тему «Чем меня привлёк рассказ В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"?»

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Исследователь­ская работа с текстом, лекси­ческая работа, работа с матери­алами учебника

56


57

Краткие сведения об А.Т.Твар довском. «За далью- даль». История создания поэмы. Ана­лиз первой главы

А.Т. Твар­довский «За далью- даль». Анализ гла­вы «Огни Сибири»

Познакомить учеников с некоторыми фактами био­графии писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа, попытаться раскрыть образ автора. Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной - один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.

Дорога и путешест­вие в эпосе А.Т. Твар­довского

Лириче­ский герой, авторская позиция

Ответы на во­просы учебни­ка, выразитель­ное чтение, лексическая работа, иссле­довательская работа с текс­том, беседа

Сообщение «историка» об Александров­ском централе

58

Краткие сведения о В.Г. Распу­тине.

XX век на стра ницах прозы В. Г. Распу­тина

Познакомить с творческой биографией В.Г.Распутина;

Помочь ученикам выявит тему, основную идею и раскрыть конфликт повести;

Совершенствовать навыки выразительного чтения,

навыки анализа художественного текста.

Автобио­графия Нравствен­ность

Работа со стать­ей учебника, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с портретом пи­сателя, беседа

Портрет В.Г. Распутина работы И.С. Глазунова

59

Нравствен­ная проб­лематика рассказа В.Г.Рас­ путина «Уроки француз­ского»

Выборочный рассказ о главных героях повести В.Г.Распутина «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести

Конфликт, сюжет, портрет, эпизод, художест­венная идея

Урок

Выразительное чтение, художе­ственный пересказ, лекси­ческая работа, сообщения учителя и уча­щихся, беседа

60

Центральный конфликт и основные образы повествования.

РР Подготовка к домашнему сочинению на тему «Нрав­ственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки француз­ского

Обсуждение вечных проблем, поставленных в произведении

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Составление словаря по- нятий, характеризующих различные нравственные представления. подготовка тезисов к уроку - диспуту.

Повесть В. Распу- тина на киноэкране

61

Итоговая контрольной работе за курс литературы 8 класса


62



63


64

Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У. Шекс­пире. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта»

Пробле­матика трагедии

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы. «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Проблема отцов

Познакомить с творческой и жизненной биографией У.Шекспира, помочь ученикам выявить тему и идею произведения, особенность трагедии героев. Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

Сопоставление характеристики героя с анализом способов создания характера. Обобщенное понятие как именование поведения группы людей.

Развернутая характеристика одного из поэтических текстов, выразительное чтение наизусть

Прототип, творческая история

Возрождение

Работа с материалами учебника и ра­бочих тетрадей, сообщения учи­теля и учащих­ся, виртуальная экскурсия по сайту, посвя­щенному тра­гедии У. Шекс­пира «Ромео и Джульетта»

Творчество Ф. Бэкона, Лео­нардо да Винчи, Микеланджело

Просмотр фильма по мотивам пьесы «Чума на оба ваши дома» и обсуждение.

65


66

М.Сервантес «Дон Кихот»


Тема Дон Кихота в русской литератур

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути М.Сервантеса;

основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и при­земленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе.

Рыцар­ский роман, пародия романный герой

Донкихот­ство

Составление плана рассказа о писателе, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстраци­ями

В. Набоков «Лекции о «Дон Кихоте», Ю. Друнина «Кто говорит, что умер Дон Кихот?». Иллюстрации Г. Доре, С. Брод­ского

67


68

69

70

Подведение итогов изучения курса литературы 8 класса.

Рекомендация книг для летнего чтения

Резервные уроки


23


© 2010-2022