Статья Развитие риторических умений и навыков посредством музейной педагогики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие риторических умений и навыков посредством музейной педагогики.

Современная эпоха заставляет нас усилить внимание к воспитанию нового человека, гражданина и патриота, что предусматривает, прежде всего, воспитание чувства любви к своей Родине, а, значит, причастности к её истории и ответственности за ее судьбу.

Однако, за последнее время это чувство у взрослых, тем более у детей, оказалось приглушенным из-за снижения интереса к своему прошлому. Этот интерес вытеснен тревогой за свое настоящее и будущее. Зачастую современная радиотелевизионная информация вызывает отрицательные эмоции, негативное восприятие окружающего нас мира. Особенно это сильно отражается на наших детях.

На пути к школе XXI века, в период гуманизации образования, мы несём большую ответственность перед потомками за сохранение лучших исторических традиций и национальных культурных ценностей мира. Большая роль в этом принадлежит школьным музеям, которые совместно с педагогическими коллективами школ призваны решать эти важные задачи. Музей является одной из форм дополнительного образования, он участвует в развитии социальной активности учащегося, создает возможности расширения культурного пространства учащихся, их творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.

Музей способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, толерантности, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Школьный музей является средством развития личности ребенка, достижения им образовательной цели; он является одновременно и учебным классом, и игровой площадкой, и творческой мастерской, и клубам по интересам.

Основная воспитательная цель музея - создание пространства для разностороннего развития учащихся. При этом особое внимание уделяется расширению возможностей вариативного образования через школьный компонент: историко-литературное краеведение, экскурсионную деятельность.

Отличительная черта обучения в музее - неформальность: диалоги и встречи. Диалоги между учителями и учениками, поиски компромиссных решений и выявление инициативности учащегося, тактичное направление идей школьников в нужное русло. В этом случае воспитанник раскрывает свой потенциал, учится думать и анализировать, выражать свои мысли ясно, четко и понятно, проявлять свои лидерские качества.

Статья Развитие риторических умений и навыков посредством музейной педагогики

В рамках окружной экспериментальной площадки «Развитие риторических умений и навыков для всех видов речевой деятельности как условие формирования социально-коммуникативных компетенций всех участников образовательных процессов на уроке и во внеурочное время в контексте новой парадигмы образования» одним из направлений в школе является развитие риторических умений и навыков. Часть работы в этом направлении составила научно-поисковая работа по теме «65 лет со Дня Победы над фашизмом». Учащиеся сами находили материал для оформления стенда «Уголок боевой славы» и экспозиции «Бьется в тесной печурке огонь». Для этого ребята находили плакаты, листовки, афиши, газеты времен ВОВ, собирали медали, ордена, грамоты, которыми награждались солдаты, воевавшие в 1941 - 45 годах.

Статья Развитие риторических умений и навыков посредством музейной педагогики

Статья Развитие риторических умений и навыков посредством музейной педагогики

Статья Развитие риторических умений и навыков посредством музейной педагогики

И самое главное, учащиеся сами составляли планы и текст своих выступлений. По этой теме был проведен ряд экскурсий, в том числе и для иностранных гостей, которые присутствовали на Международной конференции «Девиация и обеспечение интеллектуальной безопасности образовательного пространства. Проблемы. Пути. Решения», что способствовало развитию риторических навыков и умений учащихся.

Статья Развитие риторических умений и навыков посредством музейной педагогики

Статья Развитие риторических умений и навыков посредством музейной педагогики

Таким образом, музейная педагогика решает ряд педагогических и психологических задач. В основе ее - установка на выработку активной жизненной позиции каждого школьника, формирование конкретных ценностей и первые шаги к его личному успеху в жизни.

Остается только добавить, что благодаря работе в школьном музее «Право на мир», дети учатся не только ценить свое прошлое, свои традиции, знакомятся с культурой разных народов, но и учатся доносить до окружающих свои знания так, чтобы каждый человек научился жить в мире с людьми и самим собой.

Учитель русского языка и литературы, руководитель музея «Право на мир» школы № 587 Степина А. Н.

© 2010-2022