Конспект урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС «Чередование гласных о-а в корнях –гар-//-гор-. –клан-//-клн-, -зар-//-зор-» (5 класс)

Конспект урока  по русскому  языка в условиях реализации ФГОС «Чередование гласных о-а в корнях –гар-//-гор-.  –клан-//-клн-, -зар-//-зор-» (5 класс).    УМК:  Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа)    Тип урока:  Урок изучения и закрепления  новых знаний.      Цели:  продолжить знакомство с корня...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Чередование гласных о-а в корнях -гар-//-гор-. -клан-//-клн-, -зар-//-зор-» (5 класс)

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа)

Тема урока: Чередование гласных о-а в корнях -гар-//-гор-. -клан-//-клн-, -зар-//-зор- (1 час)

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Цели: продолжить знакомство с корнями с чередующимися гласными о-а в корнях -гар-//-гор-. -клан-//-клон-, -зар-//-зор-; объяснить принцип их правописания

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать корни с чередующимися гласными о-а в корнях -гар-//-гор-. -клан-//-клон-, -зар-//-зор- , формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению

















Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся

УУД: познавательные (извлечение информации из текста);

коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)

2. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.

- Продолжается наше путешествие. И сегодня мы в гостях у писателя Андрея Некрасова. Но чтобы продолжить путешествие и узнать много интересного, нам надо знать маршрут. А маршрут этот - правильный выбор гласных о-а. Найти маршрут нам помогут строчки из юмористической повести писателя «Приключения капитана Врунгеля».

Используют изученный ранее материал по теме «Чередующиеся гласные в корне». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему?

УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);

коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);

регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)

3.Постановка учебной задачи.

Цель: поставить цель учебной деятельнос-ти и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

-Согласно вашему приказанию, драю медные части так, чтоб огнём г…рело.

Конспект урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС «Чередование гласных о-а в корнях –гар-//-гор-. –клан-//-клн-, -зар-//-зор-» (5 класс)

Врунгель, скл…нившись, стал рыться под столом.

(А.Некрасов)

- Какой вопрос вы хотите задать учите­лю? (Почему в одном случае в корне -о, а в другом -а?)

- Ребята, давайте поможем Врунгелю разобраться в выборе гласной в корне. У него такая же проблема, как и у нас.

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока.

- Какие цели мы поставим перед собой?

Итак, начнем.

- Какую гласную напишем в словах г..рело и скл..нившись?

- Подберём пары с чередованием: склониться - кланяться, гореть - загар. Поставим ударения.

/ /

склониться - кланяться,

/ /

гореть - загар.

Замечаем, что под ударением пишется А, без ударения О. Следовательно в словах горело и склонившись пишем О.

/ /

Зарево, зори

(пишется тот гласный, который слышится)

/ / /

Заря, зарница, озарять

(без ударения пишется А)

Зарево, загар, зори - в корнях с чередованием -зар-//-зор- под ударением пишется тот гласный, который слышится.

Заря, зарница, озарять - без ударения пишется А. Есть исключения из правила: зорянка, зоревать.

Правило:

В корнях -зар-//-зор- под ударением пишется тот гласный, который слышится, без ударения - А.

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.

Предполагаемый ответ учащихся

Чередование гласных о-а в корнях

Цели: научиться находить слова, в которых есть корень с чередованием гласных о-а; учиться объяснять способ действий при выборе гласной о-а в корне с чередованием.

УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели);

регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

4. Первичное закрепление знаний

Цель: усвоить учащимися новый способ действия

Предлагает мини - исследование

Учитель выступает в роли организатора.

1. Обращение к теоретическому материалу на с. 35-36.

2. Формирование основ культуры речи. Обращение к рубрике «Говорим правильно» на с. 36.

3. Обращение к теоретическому материалу на с. 37 с последующим закреплением - упр. 56 (предложения 1-3).

4. Обращение к теоретическому материалу на с. 37 с последующим закреплением - упр. 57 (предложение 1).

5.

Составление опорной схемы.

- От чего зависит выбор чередующихся о//а в корне слова?

Чередующиеся гласные о//а

от гласной после корня от ударения

кос-//-каса- -лож-//-лага -гар-//-гор-

-клан-, -клон-//-клон-

-зар-, -зор-//-зар-

- Теперь мы можем беспрепятственно отправиться в путешествие.

Работают с информацией, систематизируют её. Учатся слушать мнения сверстников. Выполняют взаимопроверку. Планируют свою работу

УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; );

коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);

регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

5.Физ. минутка

Создаёт игровую ситуацию

6.Самостоятельная работа Цель: проверить усвоенные учащимися знания

Организовывает самостоятельную работу. Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, для учащихся допустивших ошибки.

1) - Сейчас проверим, можем ли мы с вами находить слова, в которых есть корень с чередованием гласных о-а; объяснять способ действий при выборе гласной о-а в корне с чередованием

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.

Каша приг__рела, скл__нение существительных, вечерняя з…ря, заг__рать на пляже, оз_ренный пламенем, ярко г_реть, откл__ниться от курса, выг__реть, несг__раемый шкаф, повелительное накл__нение, заг__релые спортсмены, г__рящая свеча, оз_рить , обг__ревшее дерево, дог__рать, дрова прог__рели, , пирог подг_рел, , дог__рающий костёр, приг__рь, г _ рение.

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.

УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);

коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);

регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

7.Саморефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

  1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________

  2. Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________

  3. Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать (что?) ______________

  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________

  5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

  6. Осталось непонятным (что?) ______________________________________

- А мои оценки вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши работы

Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»

УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);

регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)

8.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Запишите домашнее задание:

1) Выучить правила правописания чередующихся гласных в корне слова.

2)«Собери примеры»: упр. 54 (по три слова), упр. 56 (предложения 4-6), упр. 57 (предложения 2-4).

Слушают задание на дом.



© 2010-2022