Комедия «Недоросль» (продолжение темы). Проблема воспитания истинного гражданина. Особенности построения пьесы. Смешное и трагическое в ней

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК

Тема. Комедия «Недоросль» (продолжение темы). Пробле­ма воспитания истинного гражданина. Особеннос­ти построения пьесы. Смешное и трагическое в ней.

Цель: раскрыть гражданственный пафос комедии, ука­зать на особенности построения пьесы, развивать навыки анализа текста.

Оборудование: текст комедии, карточки с заданиями.


Ход урока


I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЕГО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ


II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

  1. Вопрос к учащимся.

Кто в пьесе является главным оппонентом госпожи Простаковой (то есть имеет противоположные взгляды на жизнь: воспита­ние и образование детей, занятие дворянина, брак, семейную жизнь, роль денег в жизни человек на отношения к близким людям, на обязанности перед обществом)?


  1. Продолжение исследовательской работы.

  1. Задание 5 (пятой группе учащихся).

Используя текст комедии, рассказать биографию Стародума (I, 5, 7; III, 1, 2). Кто такой Стародум, каковы его социальное и семейное положение? Кто были его родители? Какое воспитание и образо­вание он получил? Чем он занимался в жизни, где жил и живет?

Вывод. Стародум типичный классицистический идеализиро­ванный герой. Он напоминает сказочных или мифологических ге­роев, которые идут по жизни «по морю аки по суху». Он «отошел от двора, да... принес домой неповрежденно... душу... честь... пра­вила» и без лицемерного выслуживания нажил себе состояние, «деньги не променивая на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество» (III, 2).

  1. Задание 6 (шестой группе учащихся).

Какие поступки совершает Стародум на сцене? Чего больше в его сценической роли - поступков или речей? О чем он говорит с Софьей (IV, 2), с Милоном (IV, 6) с Правдиным (V, 1)? Какой рецепт исправления людей знает Стародум (V, 1)?

  1. Задание 7 (седьмой группе учащихся).

Кто из героев комедии говорит о гражданском долге и как он его понимает (IV, 8)? Кто из героев комедии выполняет свой граж­данский долг и как оценивает это (IV, 6)? Кто из героев пьесы является носителем старого мировоззрения, а кто - нового?

Составить «конфликтную схему» пьесы (определить основной конфликт произведения).


Историческая справка.

«Русские люди XVII в. встали перед необходимостью реформ в государстве. Им нужны были технические знания, военная про­мышленность. Для этого необходимо было переделать свое миро­воззрение. Дворянскому сословию предстояло приготовиться к от­ветственной патриотической роли: дворянство должно было стать проводником образования, знания» (В. О. Ключевский).

Действия правительства в отношении дворян:

1722 г.- Петр I издал указ об обязательной службе дворян и обязательном обучении;

1736 г.- императрица Анна выпустила указ, которым бессроч­ная служба заменялась 25-летним сроком, чтобы дворянство за­нялось мирным преобразованием общественной жизни; /

1731 г.- открыт Шляхетный кадетский корпус с многопред­метной программой (риторика, география, история, геральдика, юриспруденция) - как проявление заботы о подготовке к граж­данской службе. По окончании корпуса дворянский недоросль дол­жен был выходить знающим и военное, и гражданское дело. Пра­вительство не допускало ни малейшего послабления в учебной

повинности дворянства: устанавливало экзамены, побуждало ро­дителей заботиться о домашней подготовке детей, предоставляло значительные преимущества по службе.

  1. Общие выводы. Проблема воспитания истинного граж­данина в комедии.


Два мировоззрения

кКомедия «Недоросль» (продолжение темы). Проблема воспитания истинного гражданина. Особенности построения пьесы. Смешное и трагическое в ней.Комедия «Недоросль» (продолжение темы). Проблема воспитания истинного гражданина. Особенности построения пьесы. Смешное и трагическое в ней.онфликт

СКомедия «Недоросль» (продолжение темы). Проблема воспитания истинного гражданина. Особенности построения пьесы. Смешное и трагическое в ней.Комедия «Недоросль» (продолжение темы). Проблема воспитания истинного гражданина. Особенности построения пьесы. Смешное и трагическое в ней.тарое Новое


Столкновение взглядов


Взгляды

Простакова

Стародум

На государствен­ную службу

«У нас всякий того и смотрит, что на покой» (IV, 8)

«Дворянин считал бы за первое бесчестие не де­лать ничего. Степень знат­ности рассчитываю я по чи­ну дел, которые господин сделал для отечества* (IV, 2)

На образование

«Без наук люди живут и жили...

Да что за радость - выучиться» (IV, 8)

«Наука в развращенном че­ловеке есть лютое оружие делать зло. Цену уму дает благонравие. Без него ум­ный человек - чудовище* (V, 1; IV, 2)

На воспитание

«Из... фамилии Простаковых... на боку ле­жа летят... в чины.

Чем же плоше их Митрофанушка?» (I, 5)

«Воспитание должно быть залогом благосостояния го­сударства... что для отечест­ва может выйти из Митро­фанушки... нравственное воспитание сынка поручают рабу крепостному... лет че­рез пятнадцать выходят вместо одного раба, двое...» (V, 1)

На роль денег в жизни чело­века

«Десять тысяч. То-то дядюшка, то-то отец родной!» (I, 7)

«Наличные деньги - не на­личные достоинства* (III, 2)

Идея автора: необходимо формировать в обществе новое мировоззрение, надо научиться мыслить и поступать по-новому


  1. Задание 8 (восьмой группе учащихся).

Как утверждаются в пьесе новые идеи?

Подсказка. По какому признаку Стародум выбирает Софье же­ниха? Почему Митрофан и Скотинин не могут быть женихами Софьи? Кто из претендентов на руку Софьи выдерживает - «экза­мен» (IV, 6, 8)?

Как решает автор конфликт пьесы? (См. финал.)

Вывод. Пьеса заканчивается в духе требований классицизма: наказанием порока и награждением добродетели. Но в ней виден и реалистический взгляд автора. После благородных рассужде­ний Стародума и Правдина (V, 1) следуют сцены похищения Со­фьи и «укрощения» Простаковой. Поведение Простаковой, ее уве­ренность в своей правоте свидетельствуют о живучести старого мировоззрения, о том, что одолеть его в жизни будет сложнее, чем на сцене.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

  1. Вопросы к учащимся.

  1. Кто, на ваш взгляд, смешон в комедии «Недоросль?

  2. Какая сцена в пьесе вам кажется смешной?

  3. Было бы это же смешно в жизни?

  1. Заключительное слово учителя.

Это еще одна особенность комедии Фонвизина. Комическое при­обретает в ней оттенок трагического и дает нам основания поду­мать о том, какими привычками и понятиями удобрена культурная почва, на которой мы взросли.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Прочитать первую часть трагедии Гёте «Фауст» или сцены из первой части «Пролог на небесах» (сцены 2, 3, 4, 12, 19, 25), последний монолог Фауста из второй части.

  2. Составить «афишу» с указанием действующих лиц и сведений о них, взятых из текста трагедии.

  3. Подготовить выразительное чтение по ролям «Пролога на не­бесах».

  4. Индивидуальное творческое задание: подготовить сообщение о литературных источниках трагедии.

  5. Составить таблицу с указанием места и времени действия сцены трагедии.

Сцена

Место действия

Время действия

Условное

Реальное

Условное

Реальное




© 2010-2022