Конспект урока Сжатое изложение (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учимся писать изложение 7 класс

Цели:

  1. отрабатывать навыки написания сжатого изложения;

  2. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;

  3. формировать общеучебные навыки работы с текстом;

  4. содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

  5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Ход урока:

Сегодня мы будем писать изложение по тексту, в котором говорится о появлении кинематографа.

А какие виды изложений вы знаете? (подробное, сжатое, выборочное)

Мы будем писать сжатое изложение.

- слайд 2

Вы уже знакомы с этим видом работы. Что значит «сжатое изложение»?

Что значит «сжать текст»?

- слайд 3

Какие приемы сжатия текста вам известны? (исключение, обобщение)

- слайд 4,5 (исключение)

- слайд 6 (обобщение)

Существует еще один прием сжатия текста - упрощение. Упрощаются, как правило, сложные синтаксические конструкции, а мы с ними поближе познакомимся в 8 и 9 классе. Поэтому сегодня будем пользоваться исключением и обобщением.

- Скажите, а для чего мы учимся писать изложения? (развивает память, мышление, внимание, речь)

- Где вам пригодится ваше умение писать сжатое изложение? (ГИА, С1)

- Да, вам предстоит писать сжатое изложение на экзамене в 9 классе, посмотрите, по каким критериям экзаменационная комиссия будет оценивать вашу работу

- слайд 7, 8, 9 (критерии С1)

Итак, приготовьтесь внимательно слушать и запоминать.

В тексте нам встретятся незнакомые слова - проекция, иллюзия, запатентовать, познакомьтесь с лексическим значением данных слов

- слайд 10

- Первое чтение текста.

- О чем рассказывается в тексте? (история появления кино)

- Озаглавьте текст. Запишите.

- Скажите, а какое значение имеет изобретение братьев Люмьер в современном мире? ( Всего каких - то 120 лет назад киноискусства не было и в помине, а сейчас мы не только наслаждаемся фильмами, а появляются уже и 3Д, 4Д и даже 5Д форматы, но и можем сами создавать фильмы, как это мы видели в начале урока).

Давайте попытаемся пересказать текст, составив при этом план.

- Пересказ учащихся, пункты плана на слайде, запись в черновиках

- слайд 11.

Об истории распространения искусства кино снят замечательный фильм «Человек с бульвара капуцинов», посмотрите, как режиссерам удалось передать ощущения людей при первом киносеансе.

- слайд 12.

А теперь перейдем к непосредственной обработке текста

- слайд 13. Попробуйте передать содержание микротемы сжато. (1 абзац)

- слайд 14. Запись в черновики

- слайд 15, 16 (2 абзац)

- слайд 17,18 (3 абзац)

В тексте много причастий, да и вы при сжатии будете использовать причастные обороты, заменяя ими целые предложения. Давайте вспомним правописание Н и НН в суффиксах причастий (один ученик у доски вставляет пропущенные буквы, объясняя условия выбора, остальные в тетради)

- искушённые, освещённой, невиданным, разделённые, придуман

Подберите синонимы к слову искушенные (бывалый), ошеломляющее(потрясающе)

Дальше вы работать будете уже сами. На следующем уроке я второй раз прочитаю оставшуюся часть текста, не забудьте, что ваше изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ


Нет, пожалуй, человека, который не любил бы кино. Трудно даже вообразить, что чуть более века назад люди и понятия не имели о кино.

Его появлению мы обязаны двум французам - братьям Луи и Огюсту Люмьерам. В юности они работали на фабрике отца, выпускавшей фотоплёнку, и были хорошо знакомы с фотографией.

В середине девяностых годов XIX века талантливый инженер Луи Люмьер заинтересовался модными тогда «движущимися фотографиями» - своеобразной разновидностью волшебного фонаря. Что же представляло собой это устройство? В круглый диск по окружности вставлялись прозрачные бумажки, разделённые перегородками. На каждую наносилось штриховое изображение движений человека или животного, а порой смешные гримасы клоуна. Диск вставляли в специальный фонарь и начинали вращать. Луч высвечивал проекцию постоянно меняющихся контуров на экран. И чем быстрее вращался диск, тем больше возникала иллюзия движения.

Забавная игрушка и натолкнула Луи на мысль о создании своего аппарата. Он был запатентован в 1895 году и получил название «кинематограф», происходящее от греческих слов «кинема» - движение и «графо» - пишу. Позднее прибор, снимающий на плёнку движущиеся предметы, стали называть кинокамерой.

Первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 года в Париже. Он превзошёл все ожидания. Искушённые посетители были готовы увидеть всякое, но только не столь ошеломляющее зрелище. Едва в небольшом зале погас свет, с белой поверхности экрана, освещённой лучом проектора, понёсся на всех парах поезд, казалось, прямо в зал двинулись толпы людей выходящих из проходной завода…

Зрителей охватил страх. Но это длилось лишь мгновение. Восхищение новым, невиданным зрелищем перебороло минутную слабость.

Первая в истории мирового кино «программа Люмьер» включила в себя лишь три коротких снятых с натуры сцены и одну комическую игровую. Так началась история нового прекрасного искусства - кино.

ТЕКСТ 2 (Сжатое изложение, первые 3 абзаца)


Все любят кино.

Его создали братья Люмьеры, в юности работавшие на фабрике отца, выпускавшей фотоплёнку.

В середине девяностых годов девятнадцатого века Луи Люмьер заинтересовался модными в то время «движущимися фотографиями».




© 2010-2022