Урок по русскому языку на тему Словосочетание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Балабекова Д. А. Каспанская средняя школа с мини - центром,

Кербулакского района, Алматинской области.

Тема урока: Словосочетание. Виды словосочетания.

Цель урока: обобщить знания о самостоятельных частях речи;

дать понятие о словосочетании и его видах;

способствовать развитию словарного запаса, диалогической речи,

интеллектуальных способностей, творческого мышления;

прививать интерес к искусству.

Оборудование: таблица, карточки, схемы, интерактивная доска

Методы обучения: частично - поисковый

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный этап

Приветствие учащихся. Сегодня мы будем работать в группах, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

II. Этап проверки домашнего задания

1. Сколько частей речи в русском языке?

2. Сколько самостоятельных? ( перечислите)

3. Сколько служебных? ( перечислите )

Ветер утих - грамматическая основа предложения.

- Что такое существительное?

Пойду почитаю - осложненная форма простого глагольного сказуемого

-Что такое глагол?

Идёт сильный дождь.

- Что такое прилагательное?.

Он поёт громко.

- Что такое наречие?

Мы рисуем картину.

- Что такое местоимение?

III. Этап изучения новых знаний

Учитель: Познакомьтесь с информацией на слайде.

В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные (главное слово - глагол), субстантивные (главное слово - имя существительное), адъективные (главное слово - имя прилагательное), наречные(главное слово - наречие)

Учитель. Как изменится схема «Виды словосочетаний по главному слову» с учетом новой информации.

Учащиеся отмечают, что вместо именных словосочетаний в схеме появятся субстантивные и адъективные словосочетания по главному слову.

Урок по русскому языку на тему Словосочетание



Учитель. Ребята, вы сейчас самостоятельно можете сформулировать тему нашего урока?

Виды словосочетаний по главному слову.

Учитель. Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке?

Подробно разобраться с каждым видом СС по главному слову.

Учитель. Я предлагаю каждой группе рассмотреть один из видов словосочетаний по главному слову. Подготовьте сообщение для класса. Можно использовать схемы, кластеры (5-6 мин.). На выступление каждой группе отводится от 1 до 2 минут.

1 группа рассматривает глагольные словосочетания.

2 группа рассматривает субстантивные словосочетания

3 группа рассматривает адъективные словосочетания

4 группа рассматривает наречные словосочетания

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

Запишите предложение.

Урок по русскому языку на тему Словосочетание

Учитель. Объясните знаки препинания в предложении. Какие слова вызывают затруднения при написании?

Находим грамматическую основу ( луч прорвался , упал и хлынул дождь). В предложении две грамматические основы, значит предложение сложное, из сложных - сложносочиненное, т.к. предложения связаны сочинительным союзом И. Первое предложение осложнено согласованным обособленным определением, выраженным причастным оборотом, который стоит после определяемого слова (тучи (какие?) затянувшие (что?) небо), поэтому причастный оборот с двух сторон выделяется запятыми. Второе предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (оживляя все вокруг), поэтому ставится запятая).

Тотчас - наречие, написание запоминаем.

По-летнему - наречие (теплый (как?) по-летнему), пишется через дефис, потому что в слове приставка ПО- и суффикс -ЕМУ.

Вспомним алгоритм выделения словосочетания из предложения.

  1. Сначала выделяем грамматическую основу.

  2. Затем словосочетания, имеющие отношения к подлежащему.

  3. Словосочетания, связанные со сказуемым.

Выпишите из предложения все словосочетания. Определите вид словосочетаний по главному слову. ( групповая форма работы )

  1. Солнечный луч (субст), теплый дождь (субст)

  2. Теплый по-летнему (адъек)

  3. Тотчас хлынул (гл), прорвался сквозь тучи (гл), косо упал (гл), упал на поляну (гл)

  4. Очень ловко (нар)

Проблемная ситуация №1

К каким видам словосочетаний по главному слову можно отнести словосочетания с главным словом причастием и деепричастием (затянувшие небо, оживляя все, оживляя вокруг)?

Учитель: Внесите уточнение в схему.

Добавляют в глагольные словосочетания новые схемы. Делают вывод, что главным словом в глагольном словосочетании может быть не только глагол, но и причастие и деепричастие.

  • Причастие + сущ.

  • Деепричастие + мест

  • Деепричастие+ наречие

V. Этап применения изученного

Работа в группах.

Задание для группы 1. Пересмотрите схему «Виды словосочетаний по главному слову», постарайтесь изложить в ней материал так, чтобы любой ученик ,познакомившись с ней, мог понять тему «Виды словосочетаний по главному слову».

Урок по русскому языку на тему Словосочетание

Предлагают именные словосочетания поделить на субстантивные и адъективные.

Задание для группы 2.

Почему словосочетания назвали «субстантивные» и «адъективные?

Работают в группе со словарями. Выписывают определения.

Субстантивные -

Адъективные -

Зачитывают из словарей информацию о словах. Отмечают, что правописание этих слов нужно запомнить.

Задание для групп 3 и 4

Определите вид словосочетаний по главному слову. Постройте схемы.

Три стола, пятый справа, первый из трех, кто-то из нас, каждый из вас, что-то новое,

Учитель. Что вам говорят слова: нумеративные и местоименные словосочетания?

Нумеративные (нумер, номер, количество) - главное слово числительное.

Местоименные - главное слово местоимение.

Учитель: Куда бы вы в схеме поместили нумеративные и местоименные словосочетания?

Урок по русскому языку на тему Словосочетание

Учитель: Мы с вами не раз рассматривали спорные вопросы в языкознании. Одни ученые выделяют нумеративные и местоименные словосочетания как отдельные виды словосочетаний по главному слову, другие нет. Почему?

- Работа по учебнику

Упр. 59.

Упр. 61

VI. Этап обобщения и систематизации

Письменный вывод.

Давайте обобщим, что мы узнали на уроке.

Составьте письменный ответ на вопросы (групповая работа).

Словосочетания делятся на 3 вида: ...

В состав именных словосочетаний входят: ...

Следует обратить внимание на словосочетания с главным словом местоимением, потому что ...

VII. Этап информации о домашнем задании

VIII. Этап подведения итогов занятия

Рефлексия.

1. Что такое словосочетание?

2. Перечислите виды словосочетаний.

3. Виды словосочетания по главному слову.

© 2010-2022