СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА К РОМАНУ М. А. БУЛГАКОВА МАСТЕР И МАРГАРИТА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА К РОМАНУ М.А.БУЛГАКОВА МАСТЕР И МАРГАРИТА


КОММЕНТАРИЙ К СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЕ

Структурно-логическая схема представлена в виде круга как духовного символа жизни-смерти, в котором пребывает бессмертная душа человека. В круг вписан квадрат, разделенный на 3 треугольника:

  • ( цифра 1) бежевый треугольник - события, происходящие в предпасхальные дни в Москве, показывающий утопающую в грехах столицу, в которой разрушен Храм Христа Спасителя и господствуют атеизм и богохульство. Это своеобразная ЧЕРНАЯ ПРОСКОМИДИЯ» (подготовка к балу сатаны), предпосылка для его появления. ( ЗАПИСНАЯ КНИЖКА БУЛГАКОВА 1933 года: «Встреча поэта с Воландом. Маргарита и Фауст. Черная месса». - «Вопросы литературы», 1976, №1, стр.229). Воланд - провокатор событий, но совершаются они по грехам людей, а не по его воле, так как «бесы тоже веруют и трепещут» перед Богом.

  • ( цифра 3) голубой треугольник - события романа о Понтии Пилате, написанного и сожженного мастером. Это АНТИ-ЕВАНГЕЛИЕ для «ЧЕРНОЙ МЕССЫ» Воланда, спровоцированное к написанию им же самим, что следует из содержания романа Булгакова.

  • (цифра 2) серый треугольник, «АНТИ-ЛИТУРГИЯ» («ЧЕРНАЯ МЕССА») - бал у Воланда ( сатаны). Место владычества сатаны - ад, которое обозначено там, где в круг вписан серый треугольник. Это дает понять, куда отправятся после смерти герои романа Булгакова мастер и Маргарита, не заслужившие света, а обретшие лишь покой. Причастность к созданию романа о Понтии Пилате, встрече мастера и Маргариты, событиям в предпасхальные дни в Москве Воланда обозначена стрелками.

  • Воланд - смысловой узел композиции произведения, поэтому его имя находятся в центре, на пересечении диагоналей квадрата. Композиционно произведение представляет собой

«роман в романе»:

1 составляющая - роман о Москве конца 20-х гг , мастере и Маргарите;

2 составляющая - роман мастера о Понтии Пилате.

Воланд как персонаж имеет непосредственное отношение как к событиям, происходящим в Москве, так и к произведению мастера, роману о Понтии Пилате, то есть анти-Евангелию. М.А.Булгаков делает Воланда вторым рассказчиком: именно Воланд знакомит читателя с романом о Понтии Пилате ( глава «На Патриарших»), что доказывает прямую причастность сатаны к созданию анти-Евангелия. И это важно: писатель Булгаков разъясняет нам, что в творческий процесс при поврежденности человеческого духа может вторгнуться бесовская сила. Неслучайно мастер в приступе страха сжигает роман и потом с ужасом внимает словам Воланда , когда тот его возвращает: «Рукописи не горят!». Радуется, заметим, данному событию только Маргарита.

Эпиграф, взятый из трагедии И.В.Гете «Фауст», разъясняет цель написания романа «Мастер и Маргарита», а именно: осмысление категории зла, воплощенного как в образе Воланда ( =сатаны), так и пребывающего в мире без бесовских усилий, то есть реализованного в мир человеческими грехами и, в первую очередь, богоотступничеством. Эволюция вариантов заглавий романа проясняет позицию М.Булгакова: «Черный маг», «Сатана», «Князь тьмы», «Евангелие от сатаны», «Роман о дьяволе» и др. «Мастер и Маргарита» - поздний вариант названия романа, мастер и Маргарита - персонажи, не существовавшие в первоначальных вариантах романа).

Слово «МАСТЕР» восходит к масонской литературе, в которой так назывался Великий архитектор природы, верховное божество, то есть дьявол. Герой романа ( мастер ) отрекается от своего имени, а это отречение от Ангела хранителя, т.е., по сути, от Бога. В черновиках романа мастером иногда назывался Воланд. Мастером своего возлюбленного называет Маргарита, она шьет ему шапочку с буквой «М». Если эту букву перевернуть, получается « W» - русский аналог «В». Именно с этой буквы начинается имя « ВОЛАНД» (WOIAND)

В романе подробно выписано окружение сатаны, дана дьявольская атрибутика ( оборотничество свиты Воланда, ведьмы, боров как верховое животное ведьмы, разлагающиеся трупы, гробы и т.д.)

Бал у Воланда - кульминационный эпизод романа. Такой бал («черная месса» сатаны) требует предварительной подготовки: нужна королева бала, прошедшая строгий ритуал отречения от Бога, и анти-евангелие ( извращенное евангелие как атрибут кощунства над верой в Господа). Воланд имеет вескую причину прибыть в Москву, а Москва конца 20-хгг - начала 30 гг- серьезное основание для принятия дьявола, так как главный храм - Храм Христа Спасителя - взорван, а горожане стали атеистами и воинствующе отрекаются от Бога, вознося на Него хулу

( поэма о Христе И.Бездомного, разговор о Боге «На Патриарших»). Булгаков обозначает время действия - весна, предпасхальные дни. Бал у Воланда - своеобразная «черная месса», т.е. кощунственное извращение смысла Божественной литургии. ( Пасха - праздник воскресения Иисуса Христа: «Христос воскресе, смертью смерть поправ, живот даровав» - одно из молитвенных песнопений в храме на Пасху )

Маргарита по факту происшедших с ней событий прелюбодейка: находясь в браке, изменяет мужу с мастером. Героиня никак не связана с мыслью о детях, о семье, она скорее жаждет остроты ощущений. Главное ее стремление - свободная, не скрепленная узами брака любовь с мастером. Путешествие к сатане (гл.21 «Полет») имеет целью участие в самом настоящем ШАБАШЕ, или «черной мессе» Воланда в качестве королевы бала. Для понимания облика Маргариты важно знать, что есть ШАБАШ. Из средневековых учений известно, что для участия в шабаше надо отречься от Бога, попрать Крест, вознести чудовищную хулу на Христа и Богоматерь. Для полета на шабаш ведьме следует натереться мазью, приготовленной из печени некрещеных младенцев. (Маргарита восхваляет Воланда фразой: «Всесилен!» )

РОМАН О ПОНТИИ ПИЛАТЕ. Иешуа, герой романа мастера, не только именем отличается от Иисуса Христа: он бродячий философ. Искажение евангельских событий и Образа Спасителя введено Булгаковым в роман сознательно: показать логику извращенного творчества под влиянием дьявола. У дьявола главная задача - обмануть, ввести в заблуждение человека, отвратить его от истинного познания и творчества. Роман мастера не что иное, как вдохновленное дьяволом произведение. ( Первая строчка

из романа мастера произносится именно Воландом , 1 гл., мастер в диалоге с Иваном Бездомным признается, что знает Воланда, гл.13, мастер сжигает рукопись романа

и ужасается, в отличие от Маргариты, его восстановлению, сопровождаемому репликой Воланда: «Рукописи не горят!») Читая рукопись мастера вне контекста романа Булгакова в целом, можно вполне убедительно принять отрицание догмата о Божественной природе Иисуса Христа, так как в романе мастера Иешуа - человек. Замысел Воланда - увести человека от Бога хитро, представ при этом перед миром поборником справедливости, борцом за истину, «СПАСИТЕЛЕМ НАОБОРОТ». Роман, созданный мастером, становится не чем иным, как ЕВАНГЕЛИЕМ ОТ САТАНЫ. Рукопись спасена Воландом не случайно, ибо «черная месса» должна иметь текст-антипод евангелию, которым и становится роман мастера.

ВОЛАНД. Описывая похождения Воланда и его свиты, Булгаков следует канону изображения сатаны и бесов, которые боятся Бога и, соответственно, крестного знамения. Возникает вопрос:

«Если Воланд страшится знамения («Руку отрежу!» когда кухарка крестится ), может ли он не бояться истинного Иисуса, распятого на Кресте ,то есть Бога, и Булгаков ли возводит хулу на Господа романом о Понтии Пилате, в котором Иешуа не Бог? Ответ прост и ясен: силы добра и света в романе остаются за кадром, но они все же есть. Роман «Мастер и Маргарита» - за Христа, а не против

ВЫВОД: Название романа намеренно скрывает подлинный смысл произведения, отчего внимание читателя сосредоточивается в первую очередь на двух персонажах произведения как на главных, тогда как по замыслу событий они являются лишь «ПОДРУЧНЫМИ» ИСТИННОГО ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Каждый из двух ( мастер и Маргарита) выполняют особую роль в том действе, ради которого Воланд прибывает в Москву . Этим действом становится «великий бал» у сатаны (АНТИЛИТУРГИЯ), а Москва - своеобразной подготовкой к нему , то есть «ЧЕРНОЙ ПРОСКОМИДИЕЙ.» Смысл Божественной литургии - в укреплении духовных сил человека, в тяготении к Любви и созиданию. Разрушение стремлений к укреплению сил духа во имя Любви и Истины - смысл деятельности дьявола, обезьяны Господа Бога ( культ перверсий - извращений, дел наоборот ). Но никогда дьявол не был всесилен: «бесы тоже веруют и трепещут», как сказано в Библии. Силу сатана обретает только в отношении к хулителям Господа Бога. Москва конца 20-х гг. представляет картину массовой хулы на Господа Бога - есть, где разгуляться дьяволу: место подготовлено самими людьми. Не дьявол всесилен, а люди , отвергнув Бога, дают волю сатане. Для христианина это страшная ситуация в мире. «Закатный роман» Булгакова не только ставит перед читателем глобальные вопросы , обозначенные эпиграфом, но и отвечает на них страшным финалом романа, где главные герои не заслужили света и были отравлены подручным дьявола. Антиподом света является тьма, а Князь Тьмы - Воланд. В итоге у Булгакова оба героя попадают в ад, ибо в борьбе за их души победил Воланд (=САТАНА).

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» обращен к читателю образованному, знакомому с целыми пластами многовековой художественной культуры, истории, религии. Можно с уверенностью назвать произведение романом реминисценций. Именно поэтому прочтение произведения как сатирически-гротескового с элементами фантастики уводит от подлинного писательского замысла.


СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА К РОМАНУ М.А.БУЛГАКОВА МАСТЕР И МАРГАРИТА




© 2010-2022