Сценарий урока русского языка в 6 классе «Употребление глаголов повелительного наклонения»

Урок задуман как урок-игра, во время которой учащиеся, выполняя различные задания, примеряют на себя роль шеф – повара. Дляконструированияурока взятыузнаваемые элементы из реалити – шоу. Урок сиспользованием элементовролевой иимитационнойигры позволяет решать серьезные учебные задачи,мотивировать учащихся на познавательную деятельность, желание получитьзнания, и, как результат, прочно усваивать новыеучебные понятия. Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»











Сценарий урока русского языка в 6 классе

«Употребление глаголов повелительного наклонения».





Дерябина Елена Владимировна,

учитель русского языка

и литературы

высшей категории.











Югорск, 2015




Пояснительная записка

Урок в рамках требований Федеральных государственных стандартов общего образования.

Тема урока: «Употребление глаголов повелительного наклонения». Раздел: «Глагол».

Урок закрепления изучаемого материала

Форма урока: «игра - реалити - шоу «Мастер - кухня».

Урок задуман как урок-игра, во время которой учащиеся, выполняя различные задания, примеряют на себя роль шеф - повара. Для конструирования урока взяты узнаваемые элементы из реалити - шоу.

Урок с использованием элементов ролевой и имитационной игры позволяет решать серьезные учебные задачи, мотивировать учащихся на познавательную деятельность, желание получить знания, и, как результат, прочно усваивать новые учебные понятия.

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, перевод знаний в опыт, решается ряд воспитательных задач: развитие умения работать сообща, прислушиваться к мнению других, деликатно воспринимать критику и корректно отзываться об ошибках своих товарищей, в игре приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели, развиваются воображение и фантазия, умения сравнивать и сопоставлять. Свободная развивающая деятельность, творческий активный характер игры на уроке, дух соревновательности и соперничества позволяют учащимся выполнять сложные учебные задания, находить самые оптимальные или нестандартные решения.

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке осуществляется с учетом следующих факторов: дидактические цели ставятся в форме игровых задач; учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве игрового средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактических заданий связывается с игровым результатом.

Такая форма работы, как игра, дает возможность построить урок в соответствии с обязательными этапами любого типа урока. В соответствии с ФГОС урок строится в деятельностном режиме, где учащиеся - это самостоятельно-мыслящие личности, каждое задание требует навыков осознанного восприятия материала, умения корректировать собственную деятельность и деятельность других учащихся.

В соответствии с задачами урока больший процент составляет групповая форма работы, при которой дети самостоятельно организуют выполнение заданий, корректируют результаты. Во время коллективной деятельности учащиеся в большей степени контролируют результаты. Дидактические и иллюстративные материалы делают урок ярким и динамичным.

При проектировании урока учитываются социально-психологические особенности учащихся: соответствие возрасту, интересам, учебно-материальная база (презентация), соблюдены гигиенические нормы (освещение, проветривание помещения, чередование иллюстративного и медийного материалов) и эстетичность (яркая наглядность, использование различных средств обучения), темпоритмические (постоянная смена деятельности, высокий темп, разнообразие заданий, в соответствии с требованиями ФГОС - физкультпауза).

Программа:

Использована программа по русскому языку для 6 класса, составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011.) Для реализации программного содержания используются учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык 6 класс» Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2013. Количество часов в неделю - 6, в год - 210.

Приложение

Контрольный листок.


Группа № ____ (Ф.И.учащихся)_______________________________________

Задания

оценка

1

Для приготовления вкусного салата нам необходимо взять такие овощи, в названии которых все согласные - твердые. Из каких овощей был приготовлен салат? Подчеркните эти слова в контрольном листе:

укроп, картофель, огурцы, помидоры, салат, кукуруза, капуста, редька, репа, морковь, петрушка, перец, чеснок, горох.

Критерии оценки задания:

  1. ошибок: «5»

    1. ошибки: «4»

3- 4 ошибки: «3»

Оценка:____________

2.

Для заправки нашего салата возьмите зелень и специи, в названии которых есть безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.

Какие специи необходимо взять? Подчеркните нужные слова:

зеленый лук, перец, шпинат, базилик, чеснок, укроп, мята, кориандр, лавровый (лист).

Критерии оценки задания:

  1. ошибок: «5»

1 ошибка: «4»

2 ошибки: «3»

Оценка:____________

3.

Чтобы приготовить десерт нам нужны только те фрукты и ягоды, в названии которых звуков больше, чем букв. Из каких фруктов приготовим десерт? Подчеркните эти слова:

груши, яблоки, сливы, вишни, боярышник, смородина, крыжовник, ананас, абрикос.

Критерии оценки задания:

  1. ошибок: «5»

1 ошибка: «4»

2 ошибки: «3»

Оценка:____________

4

Поставьте ударения в данных словах:

ревень, щавель, тефтели, творог, сливовый компот, арбуз, поваренная (соль), свекла, торты, языковая (колбаса.)

Критерии оценки задания:

  1. ошибок: «5»

1,2 ошибки: «4»

3- 4 ошибки: «3»

Оценка:____________

5

«Верно - неверно». Поставьте букву В (верно), Н (неверно)

  1. Верно ли, что один из морфологических признаков глагола - наклонение?

  2. Верно ли, что наклонений у глаголов 4?

  3. В повелительном наклонении глаголы изменяются по временам?

  4. Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях

  5. Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить?

  6. Верно ли, что в глаголах повелительного наклонения пишется Ь после шипящих и мягких согласных.

  7. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа.

  8. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего используются в побудительных предложениях.

Критерии оценки задания:

  1. ошибок: «5»

1 ошибка: «4»

2 ошибки: «3»

Оценка:____________






6.

Задание: запишите глаголы в форме множественного числа повелительного наклонения, объясните их правописание:

  • порезать -

  • заправить -

  • смешать -

  • приготовить -

  • посолить -

Критерии оценки задания:

  1. ошибок: «5»

1 ошибка: «4»

2 ошибки: «3»

Оценка:____________

7.

Выберите ингредиенты из списка. Из данных ингредиентов составьте рецепт вашего фирменного блюда. В инструкции по приготовлению блюда используйте глаголы в повелительном наклонении, старайтесь соблюдать последовательность приготовления. Запишите готовый рецепт в контрольный листок.

Ингредиенты: помидоры, фасоль, салат, колбаса, сухарики, огурцы, петрушка, укроп, зеленый лук, колбаса, сметана, майонез, растительное масло, хлеб, мясо курицы, перец, баклажаны, капуста, соль, перец душистый, яйца, картофель, сыр, кукуруза, горошек, лук, ветчина, рис, морковь, редис. (по выбору для вашего блюда)

Способ приготовления:



Глаголы для справок: порезать, перемешать отварить, соединить, посолить, заправить, подавать, смешать, приготовить, очистить, добавить, поперчить и другие.

Составление рецепта

8

Защита своего фирменного рецепта.

Перед вами оценочный лист: Критерии оценки: + (присутствует), полплюса (частично), -

( отсутствует).

Название рецепта

Последовательность

приго-

товления

Глаголы повелительного наклонения

Культура речи при защите

Оригинальность

творческий подход

итог

1.


2.


3.


4.


5.




Все плюсы -«5»

  1. - «4»

3 - «3»

Два пол плюса зачитываем как плюс.

Общий итог: среднее арифметическое всех оценок. По окончании урока учитель собирает контрольные листы и проверяет фактическое выполнение заданий.


Технологическая карта урока. Сценарий урока реалити - игры по теме: «Употребление повелительного наклонения глаголов»

Урок закрепления изучаемого материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Цель урока: закрепить знания о глаголах повелительного наклонения; уметь грамотно употреблять глаголы повелительного наклонения в речи.

Задачи:

  1. Предметные:

  • Актуализировать имеющиеся знания по фонетике, лексике, орфоэпии, теории русского языка;

  • Закрепить знания о форме повелительного наклонения глагола;

  • формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глагола,

  • совершенствовать навыки правильного употребления глаголов повелительного наклонения в речи.

  1. Метапредметные:

  • развивать умения создавать монологическое высказывание по теме;

  • совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;

  • развивать умения участвовать в работе группы;

  • формировать умения адекватно оценивать выполнение задания.

  • развивать память, внимание, творческие способности.

  1. Личностные:

  • формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении;

  • пробудить желание к созданию творческих работ.

  1. Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки,

  • формировать умение уважать чужое мнение, умения совместной деятельности, ответственности за выполнение заданий.

  1. Коммуникативные:

  • управление поведением;

  • умение выражать свои мысли;

  • согласованность при работе в группе.

  1. Познавательные:

  • умение структурировать знания;

  • преобразовывать информацию, анализировать, делать вывод/

Этап урока

Форма обучения

Метод, приемы обучения

Содержание

Формируемые УУД

Организационный момент.

Микроцель этапа:

психологическая подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм.

фронтальная

словесный, наглядный

эмоциональное вхождение в урок:

«Создай настроение»

Настроенье каково?

-Здорово!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

Здравствуйте! Я рада вновь всех вас видеть! Садитесь.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями.

Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Будьте внимательными, активными, готовыми к сотрудничеству.

Коммуникативные

создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Личностные:

Положительное отношение к труду.

Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний)

Микроцель этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала. Формировать умение формулировать цель урока.

коллективная

фронтальная

объяснительно-иллюстрати-вный, словесный.

Тема нашего урока: Употребление глаголов повелительного наклонения.

-Исходя из темы урока, сформулируйте цель.

(Учащиеся формулируют самостоятельно цель урока).

-Сегодня мы с вами на знаменитой мастер - кухне, и каждый из вас попробует стать мастер - поваром, и урок наш пройдет в форме игры реалити - шоу «Мастер - кухня».

-Условия игры: работа в командах - группах, выполнение заданий - испытаний для каждой группы шеф - поваров. За каждое правильно выполненное задание в контрольном листе команда - группа получает вознаграждение - накопительные баллы - оценки.

-Каждая группа может набрать определенное количество баллов - оценок, которые по окончании урока переводятся в оценки «4» или «5». Если количество баллов соответствует оценке «3», можно дать возможность на следующем уроке добрать баллы за правильно выполненное домашнее задание.

- Понятны ли вам условия игры? Тогда в путь.

Познавательные:

Постановка учебной задачи,

умение планировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества: умение сформулировать цель урока. ( По ФГОС).

Регулятивные: оценка своих действий, развитие внимания.

Этап закрепления новых знаний.

Микроцель этапа: закрепление и осмысление изученного, формирование соответствующих УУД

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная с учетом распределения обязанностей в группе.

Объяснительно -иллюстратив-ный,

наглядный, репродуктивный частично - поисковый, проблемный, приемы критического мышления, диалоговые формы.






-А для того чтобы стать настоящим знатоком кухни, необходимы не только кулинарные знания, но и орфографические, орфоэпические, грамматические умения и навыки. И сейчас я предлагаю выполнить следующие задания - испытания:

Первое испытание:

-Для приготовления вкусного салата нам необходимо взять такие овощи, в названии которых все согласные - твердые. Подчеркните эти слова в листе заданий. Из каких овощей был приготовлен салат?

(укроп, картофель, огурцы, помидоры, салат, кукуруза, капуста, редька, репа, морковь, петрушка, перец, чеснок, горох).

-Проверим себя: посмотрите критерии оценки (контрольный лист). Обмен мнениями.

Испытание второе:

-Для заправки нашего салата возьмите зелень и специи, в названии которых есть безударная гласная в корне, непроверяемая ударением:

зеленый лук, перец, шпинат, базилик, чеснок, укроп, мята, кориандр, лавровый (лист).

Самопроверка. Обсуждение результатов.

Испытание третье:

-Чтобы приготовить десерт нам нужны только те фрукты и ягоды, в названии которых звуков больше, чем букв. Из каких фруктов приготовим десерт?

Груши, яблоки, сливы, вишни, боярышник, смородина, крыжовник, ананас, абрикос.

Взаимопроверка. Обмен контрольными листами. Выводы.

-А еще опытному кулинару необходимо правильно произносить слова - названия продуктов. И следующее задание: поставьте ударения в данных словах: ревЕнь, щавЕль, тЕфтели, твОрОг, слИвовый компот, арбУз, повАренная (соль), свЁкла, тОрты, языкОвая (колбаса.). Молодцы!

И следующее испытание:

-Чтобы составить любой рецепт, слова какой части речи нам необходимы?

-Глаголы.

- Не просто глаголы, а глаголы в повелительном наклонении.

-А что вы знаете о глаголах повелительного наклонения?

-И для вас экспресс - тест: «Верно - неверно?» Прочитайте внимательно задание и выполните его. Плюсом обозначьте верные ответы, минусом - неверные.

  1. Верно ли, что один из морфологических признаков глагола - наклонение? (+)

  2. Верно ли, что наклонений у глаголов 4? (-)

  3. В повелительном наклонении глаголы изменяются по временам? (-)

  4. Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.(-)

  5. Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить?(+)

  6. Верно ли, что в глаголах повелительного наклонения пишется Ь после шипящих и мягких согласных.(+)

  7. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. (+)

  8. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего используются в побудительных предложениях. (+)

Самопроверка. Обсуждение результатов.

-Умеете ли вы грамотно образовать глаголы в форме повелительного наклонения и грамотно их записать?

-И новое задание: поставьте глаголы в форму повелительного наклонения множественного числа, объясните правописание глаголов в повелительном наклонении: порезать, заправить, подавать, смешать, приготовить, очистить, добавить.

Взаимопроверка. Обсуждение результатов.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Предметные: опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,

самостоятельное создание способа решения проблемы

Регулятивные: основы прогнозирования.

Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища.

Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.


Познавательные: Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Личностные:

самооценка собственной учебной деятельности;

соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения,

формулировать собственное мнение.


Физкультминутка

Цель этапа: удержать и повысить умственную работоспособность учащихся на уроке, создать кратковременный активный отдых

Фронтальная

Словесный, наглядный

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнитесь, потянитесь,
Вправо-влево повернитесь!
Головою повертите!
и тихонечко садитесь!

- Какого наклонения глаголы помогли нам выполнить физкультпаузу? Выводы.

Закрепления новых знаний.

Творческий проект и его защита:

рприменение

нзнаний в ннестандартной сситуации.

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная с учетом распределения обязанностей в группе.

Словесный, наглядный, поисковый, творческий, диалоговые формы

-А Вы знаете, что у каждого шеф - повара есть свой фирменный рецепт. А что обозначает слово рецепт, из какого языка к нам пришло? Мне кажется, что помогут нам в этом лингвистические словари.

Работа в группах с разными словарями, ученики, работая с лингвистическими словарями, дают характеристику слову по словарной статье.

-Расскажите о своих наблюдениях. Обмен мнениями.

-И теперь самое главное испытание. Вам предстоит создать свой фирменный рецепт. У вас на столе карточка с заданием, прочитайте задание:

Из данных ингредиентов (даны в задании) составьте рецепт вашего фирменного блюда. В инструкции по приготовлению блюда используйте глаголы в повелительном наклонении, старайтесь соблюдать последовательность приготовления. Запишите готовый рецепт в контрольный листок.

Способ приготовления:

Глаголы для справок: порезать, перемешать отварить, соединить, посолить, заправить, подавать, смешать, приготовить, очистить, добавить, поперчить и другие.

Подготовка к защите проекта.

Защита творческого проекта.

-Перед вами таблица оценки творческого задания. Внимательно слушаем выступающих от каждой группы, обсуждаем проекты, задаем вопросы и заносим оценки в сводную таблицу.

-Ну что, кулинары, поделимся опытом: защита своего фирменного рецепта. Обсуждение рецептов их оценка.

Выводы.

-Чей рецепт самый удачный, понятный?

- Захотелось ли вам приготовить какое - либо по предложенным рецептам?

Познавательно- логические: способность извлекать информацию из различных источников,

знакомство с понятием, установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Коммуникативные - владение монологической и диалогической речью;

-умение выражать свои мысли, задавать вопросы,

соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации,

излагать свою позицию

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

самооценка собственной учебной деятельности;

соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Информация о домашнем задании.

Микроцель этапа:

нацелить на осознанное выполнение домашнего задания

Коллективная, индивидуальная, дифференци-

рованная

наглядный;

прием критического мышления,

творческий,

прием «разно уровневые задания»

Деятельность учителя: комментирует задания, дает инструктаж по выполнению заданий.

Деятельность ученика: записывают, читают задание, задают вопросы.

  • Для книги рецептов красочно оформите рецепт вашего блюда;

  • Упр. 565, стр. 129;

  • Попробуйте приготовить блюдо по вашему рецепту.

Формирование личностных УУД:

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Рефлексия. Оценивание.

Микроцель этапа:

сформировать личную ответственность за результаты деятельности, подвести итоги урока.

Групповая,

индивидуальная

словесный, наглядный.

Рефлексия «Поваренок» Перед вами три поваренка: «Веселый поваренок»: Всем доволен, все получилось, настроение отличное;

«Смущенный поваренок»: есть сомнения, еще надо потрудиться для достижения поставленных целей;

«Грустный поваренок»: мне надо еще получиться.

Обсуждение результатов рефлексии.

Подведение итогов урока:

- Какие моменты урока, на ваш взгляд самые удачные, интересные?

-Какие задания вызвали затруднения?

-В каких жизненных ситуациях вам пригодятся знания русского языка, в частности глаголы повелительного наклонения?

Деятельность учителя: ставит и комментирует оценки.

Деятельность ученика: оценивают свое настроение.

Личностные, регулятивные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.



© 2010-2022