Разработка открытого урока по литературе Путешествие в страну Поэзии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие в страну Поэзии

Педагогическая мастерская по теме «Лирика»

Цели: расширить представления студентов о лирике как роде литературы; продолжить знакомство с жанрами лирики; развивать способность к аналитической деятельности, речь, ассоциативное мышление, воображение, творческие способности; формировать чувство коллективизма и взаимовыручки при сохранении индивидуальности.

Оборудование: тексты стихотворений и вопросы к ним для работы в подгруппах, дополнительный литературоведческий материал, карточки литературоведческого лото.

Ход занятия.

Сообщение темы и цели.

Индуктор.

Это - круто налившийся свист,

Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьёв поединок.

- Как вы думаете, что такое «это»?

- Чему даёт определение поэт?

Стихотворение Б.Л.Пастернака, из которого взяты эти строки, называется «Определение поэзии».

Подбор ассоциаций.

Поэзия… А какие ассоциации связаны у вас с этим словом? Что вы представляете? Запишите.

Социализация.

Чтение и обсуждение ассоциаций, связанных со словом «поэзия».

Обращение к новой информации и её обработка.

Работа с дополнительным литературоведческим материалом по теме «Лирика». Обсуждение:

- Что нового узнали?

-Что вас удивило?

Литературоведческое лото.

Студенты получают набор терминов и их определений. Намеренно количество определений и терминов разное. Среди определений есть лишнее.

Задание: соотнести определение и термин, наклеив напротив термина соответствующее понятие.

Предлагаются следующие термины и их определения: элегия, мадригал, эклога, стансы, эпитафия, сонет, эпиграмма, акростих.

Углубление представлений о лирике и лирических жанрах.

Анализ стихотворений И.А. Бунина «Вечер» (1 и 2 подгруппы) и К.Д. Бальмонта «Капля» (3 и 4 подгруппы ).

И. А. Бунин

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако… Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Вопросы и задания.

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Какова его тема?

- Почему оно называется «Вечер»?

- К какому жанру его можно отнести?

- Выберите из стихотворения одну строку и выпишите её отдельно - ту, которая больше других понравилась или удивила.

К.Д.Бальмонт

Капля

В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды,

Упала капля - не дождевая, упала капля ночной звезды.

Она летела слезой падучей и догорела почти дотла,

И только искра, и только капля одна сияла, ещё светла.

Она упала не в многоводье, не в полногласье воды речной,

Не в степь, где воля, не в зелень рощи, не в чащу веток стены лесной.

Спадая с неба, она упала не в пропасть моря, не в водопад,

И не на поле, не в ровность луга, и не в богатый лугами сад.

В колодец мёртвый, давно забытый, где тосковало без влаги дно,

Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле звено.

Когда усталый придёшь случайно к тому колодцу в полночный час,

Воды там много, в колодце - влага, и в сердце - песня, в душе - рассказ,

Но чуть на грани земли и неба зеленоватый мелькнёт рассвет,

Колодец меркнет, и лишь по краю - росистой влаги белеет след.

Вопросы и задания.

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- К какому жанру его можно отнести?

- Бальмонт - поэт - символист. Как вы думаете, о чём это стихотворение?

- Выпишите строку или словосочетание, которое понравилось или удивило. Прочитайте её вслух.

Метод незаконченного предложения.

- Продолжите предложение: «Писать стихи - всё равно, что…»

Социализация.

Каждая подгруппа зачитывает свои варианты. Обсуждение :

- Чья фраза показалась наиболее интересной?

После того как студенты прочитают свои варианты, зачитывается фраза: «Писать стихи - всё равно, что ходить по разостланной на полу верёвочке, да ещё на каждом шагу приседая». Так шутил М. Е. Салтыков - Щедрин, убеждённый прозаик.

Рефлексия.

- О чём вы задумались на занятии?

- Какое задание оказалось сложнее других и почему?

- Что понравилось?



© 2010-2022